Богатырские образы в искусстве
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Урок музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyrskie_obrazy_v_iskusstve.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Богатырские образы в искусстве.

ЦЕЛИ: 

  1. Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
  2. Развивать певческие навыки, умение слушать музыку.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и  гордости за свою Родину, интерес к разным видам искусства.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Работа по карточкам (3 человека).

1 – Что такое динамика?

2 – Что мы называем темпом?

3 – Что такое ритм?

Б) Выставка рисунков (домашнее задание).

 Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о сказочном персонаже Бабе-Яге. Дома вы должны были нарисовать ее. Вы устроили целую выставку с ее изображением Бабы-Яги. Кто расскажет о своей иллюстрации?

Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?

В) Средства музыкальной выразительности.

- Молодцы, ребята! Все работы очень интересны по-своему. Хороший сюрприз вы приготовили для меня. А я тоже вам приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Перед вами ритмический рисунок песни.

- А что такое ритм, скажет … (работа с карточкой №3).

- Давайте воспроизведем ритм этой песни при помощи хлопков.

- Кто узнал эту песню?

- А теперь давайте ее споем.

(Дети встают и поют песню с движениями.)

- В каком темпе мы исполнили эту песню?

- А что такое темп? (карточка №2)

- Что такое динамика? (карточка № 1)

- В какой динамике прозвучала песня?

- Благодаря этим музыкальным средствам, какой у нас получился образ Бабы-Яги? (Шутливый, веселый, задорный).

  1. Сообщение темы и цели урока.

(Подготовлена презентация к уроку).

Слайд 1.

-  Ребята! Посмотрите на экран. Что вы видите? Как назван этот памятник? Где он установлен? (Памятник «Непокоренный». Находится этот памятник в городе Кызыле на пересечении улиц Комсомольская и Щетинкина-Кравченко,  установлен в 1996 г. в память о жертвах политических репрессий, автор – Товарищтай Ондар).

Слайды 2-6.

-  Что вы заметили общего в этих иллюстрациях?  ( На них изображены воины, богатыри).

- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О богатырях-защитниках).

- А каким, по-вашему, должен быть богатырь-защитник? (Сильный, смелый, мужественный, отважный).

Слайд 7.

        Правильно, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о богатырях и о богатырских образах в искусстве.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Какие виды искусства вы знаете? (Кино, литература, театр, изобразительное искусство, музыка).

Слайд 8.

     Итак, сегодня мы познакомимся с богатырскими образами в

  1. Изобразительном искусстве
  2. Литературе
  3. Музыке

Слайд  9 «Богатыри» В. Васнецов.

Учитель: Кто изображен на этой картине?

Ученик 1. На картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Слайд  10.

Ученик 2. В центре – Илья Муромец. Он – старый казак, вольный человек, сильный телом и душой.

Слайд  11.

Ученик 3. Слева – Добрыня Никитич. Он добрый, великодушный, поэтому его так и назвали – Добрыня. Он умный, рассудительный, спокойный и выдержанный. Он может выполнить сложные поручения.

Слайд  12.

Ученик 4. Богатырь справа – Алеша Попович. Он ловок и хитер, молодой красавец, смел и отважен, певец и гусляр.

Слайд  13 «Богатыри» В. Васнецов.

        Учитель: Кто может назвать художника этой картины?

        Ученик 5. Написал картину «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов (1898 г.).

Художник показал на картине, как богатыри примечают в поле: нет ли где врага, не обижают ли где кого?

Учитель. Таким образом, богатыри олицетворяют такие качества: Илья – силу, Добрыня – ум, Алеша – ловкость и смелость, которые помогали защищать свой народ.

- Какой вывод можно сделать из сказанного?

ВЫВОД: Художник может показать богатырские образы в изобразительном искусстве.

Чтобы создать эту картину, Васнецову пришлось прочитать множество былин, в которых прославлялись богатыри и рассказывалось о совершенных ими подвигах.

Звучит музыка (гусли).

Под славным городом под Киевом

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь:

«Илья, Илья Муромец – сын Иванович…

А и конь под Ильёй словно лютый зверь,

А сам на коне, как ясен сокол…!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад…,

Что из красна города из Ростова.

А Алешенька – он наровчат был,

Он наровчат-то, да увёртлив ведь,

А и в та поры он догадлив был…»

Учитель. А какие литературные произведения о богатырях вы знаете, ребята? (Былины о Микуле Селяниновиче и др.)

- Какие подвиги  совершали богатыри? (Стояли на заставе богатырской, пахали землю и кормили народ, защищали и охраняли землю и сылы брали от земли).

- Какой вывод можно сделать из сказанного?

ВЫВОД:  О богатырях написано много литературных произведений.

Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

Слайд 14.

Портрет А.П. Бородина.

        Учитель. А что такое симфония, как вы думаете? (Музыкальное произведение).

Слайд 15.

Симфония (от греческого - созвучие) –

вид музыкального произведения для оркестра.

- Это один из наиболее почетных музыкальных жанров. И не случайно богатырскую тему автор изложил в такой сложной и благородной музыкальной форме.

(Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина).

        - Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?

        - Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).

        - Какие чувства вызвала эта музыка?

- Кто сделает вывод из сказанного?

        ВЫВОД: Богатырские образы может создать музыка.

  1. Повторение пройденного в пении.

- А вы знаете песни о богатырях – сильных, мужественных людях, защитниках Отечества? («Солдатушки – бравы ребятушки», «Бравые солдаты»).

Пение песен по выбору детей.

  1. Обобщение.

- Ребята, а в наше время есть богатыри?

Слайд 16.

- А вот этих людей можно назвать богатырями? Почему? (Защищали Родину в годы ВОВ, многие из них не вернулись).

- Давайте споем песню «Облака» слова и музыка Егорова, посвященную воинам, не пришедшим с войны.

Исполняется песня Егорова «Облака».

 

Слайд 17.

- Не перевелись еще на Руси богатыри – добры молодцы! Они не только представляют нашу страну на международных соревнованиях, олимпиадах, прославляют ее своими победами, но и каждый день трудятся на благо своей Родины!

  1. Итог урока.

- Давайте подведем итоги нашего занятия. О чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня мы познакомились с богатырскими образами в

  1. Изобразительном искусстве
  2. Литературе
  3. Музыке)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна! (Оценки).

 

  1. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в искусстве

Цель и задачи урока: Познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу. Затронуть чувства ребёнка, воспитывать у учащихся внутренний слух и внутреннее зрение - основу...

Буклет к проекту "Богатырская тема в искусстве"

Используется в 5 классе при изучении темы «Можем ли мы увидеть музыку?» ....

«Богатырские образы в искусстве»

Урок музыки для 5 класса...

"Богатырские образы в искусстве" (5 класс)

Конспект медиаурока с презентацией...

урок на конкурс "Учитель года -2012" в 5 классе по теме "Богатырские образы в искусстве"

Урок проводился в 5 классе (21 ученик). Составлен по программе «Музыка 1-8 классы» под руководством Д.Б. Кабалевского; примерной программе основного общего образования «Искусство». Используемый УМК - ...