РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МУЗЫКЕ для учащихся 1 классов "МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ".
календарно-тематическое планирование по музыке по теме
Пояснительная записка.
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
В условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр обучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Тип программы – модифицированная. Основным отличием от типовой программы является нацеленность на собственную музыкальную практику ребёнка, на формирование основ детского музыкального творчества в единстве с другими видами художественного творчества. Проект программы нацелен на разностороннее развитие личности, на усиление эмоционально нравственного и воспитательного воздействия музыки; позволяет использовать новые технологии обучения, способные обеспечивать индивидуализацию обучения, осуществить разноуровневый подход к обучению.
Методическая новизна заключается в том, что учебный материал построен в форме игры, что отвечает естественным духовным запросам детей и является побудителем детского творчества. Новизна и в структурном делении урока на два блока.
Цель программы - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве форм и жанров, воспитывать в учащихся музыкальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-y_klass.docx | 40.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
В условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр обучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Тип программы – модифицированная. Основным отличием от типовой программы является нацеленность на собственную музыкальную практику ребёнка, на формирование основ детского музыкального творчества в единстве с другими видами художественного творчества. Проект программы нацелен на разностороннее развитие личности, на усиление эмоционально нравственного и воспитательного воздействия музыки; позволяет использовать новые технологии обучения, способные обеспечивать индивидуализацию обучения, осуществить разноуровневый подход к обучению.
Методическая новизна заключается в том, что учебный материал построен в форме игры, что отвечает естественным духовным запросам детей и является побудителем детского творчества. Новизна и в структурном делении урока на два блока.
Цель программы - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве форм и жанров, воспитывать в учащихся музыкальную культуру.
Задачи музыкального образования и воспитания:
Воспитательная задача состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развития у них умения чувствовать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в общении с музыкой.
Образовательной задачей является формирование необходимости овладения знаниями о музыке, формирование осознанного восприятия музыкальных произведений, умение применять музыкальные знания, не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов.
К развивающим задачам относится развитие у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового), музыкального мышления, развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. Развитие музыкального мышления, воображения, памяти.
Основными условиями для реализации являются:
- Наличие учебного 30 часового годичного цикла (занятия проводятся один раз в неделю по сорок пять минут).
- Учебно-методическое оснащение программы: учебно-тематическое планирование, дидактический материал, наглядные пособия.
- Т.С.О – музыкальный центр, фонотека, ИКТ.
Весь материал расположен в системе, складывающейся из нескольких циклов. Особенностью организации образовательного процесса является структурное деление урока на два блока:
- Теоретические сведения по музыке, где темы, намеченные в проекте программы, усваиваются учащимися в самой общей форме. Задачей является подведение учащихся к пониманию связей музыкальных занятий с жизнью, что воспитывает готовность к дальнейшему освоению в последующих классах основных сфер в музыке.
- Практически-игровая деятельность, цель которой в разностороннем развитии личности, в формировании креативного мышления в спектре композиторской, литературной, изобразительной, хореографической, исследовательской видов деятельности, что, безусловно, ведёт к развитию музыкальных и творческих способностей детей .
Теоретический материал, условно названный «историей музыки», включает в себя:
- Ведение – 1 час.
- Мои любимые игрушки и праздники – 8 часов.
- Музыкальный зоопарк – 3 часа.
- Сказка в музыке – 9 часов.
- Природа в музыке – 7 часов.
- Обобщение – 2 часа.
Основной принцип построения программы – принцип цикличности. Каждый блок, каждая тема проходят через цикл – от первоначального интереса, эмоционального всплеска, через серьёзный анализ, дифференцировку средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения на практическом уровне в художественно-практической, театрализованной, игровой деятельности. Цикл «Природа в музыке» и «Мои любимые праздники» изучается на протяжении всего учебного года и имеют характер сквозного развития.
В процессе занятий у детей должны диагностироваться следующие виды Универсальных Учебных Действий:
- Усвоение теоретического материала в самой общей форме.
- Умение откликаться на музыку различного характера и различать его (спокойный, весёлый, торжественный, грустный, ласковый, шутливый и т.д.).
- Понимание, что музыка имеет содержание, воспринимать её выразительно-изобразительные средства.
- Умение различать яркие средства музыкальной выразительности, наиболее характерные интонации, тембры, темповые, динамические оттенки, регистровые изменения.
- Развитие исполнительских навыков: петь естественным голосом, легким, подвижным, плавным звуком, произносить отчётливо слова. петь, ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звучание; точно выполнять ритмический рисунок; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки.
- Импровизация несложных мелодий.
- Выразительная передача в движении характера музыки; придумывание и комбинирование элементов движений.
В качестве контроля Универсальных Учебных Действий можно использовать следующие формы:
Виды Универсальных Учебных Действий могут иметь 4 уровня:
- Общее восприятие материала.
- Узнавание музыкального материала.
- Частичное воспроизведение материала.
- Полное воспроизведение материала.
Содержание программы
Вводное занятие (1 час).
Размышление над вопросом: что такое музыка, и кто нужен для того, чтобы она получилась. Написанная, но неисполненная музыка ещё не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная – тоже ещё не вполне музыка. Настоящей музыка (как часть жизни) становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Через наводящие вопросы подвести ребят к словам «композитор», «исполнитель», «слушатель». Задача урока – показать какое место занимает музыка в жизни человека. Музыкальный материал – песня В.Шаинского «Чему учат в школе» или «Если б не было школ».
Мои любимые игрушки (1 час).
Рассказать, что музыка может «рисовать картины», передавать разные чувства и настроения людей. С помощью пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского представить себе жизнь детей того времени, когда сочинял музыку композитор, их игры, характер, настроения. Сделать сравнительный анализ с произведением Е. Крылатова «Игрушки». Отличается ли характер, настроение и эпоха. Учить подбирать соответствующие слова - «настроения». Вызвать желание чтения стихов об игрушках, желание театрализации произведения и его иллюстрации, либо выражения своего отношения к герою через «цветовой квадрат». Задачи – ввести в мир музыкальных образов игрушек, развитие эмоциональной отзывчивости, вызвать желание «поиграть» с музыкой. Музыкальный материал – П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла» (из «Детского альбома»), Е. Крылатов «Заводные игрушки» (из т/ф. «Приключения Электроника»). В качестве дополнительного материала цикл В. Горянина «Мои игрушки» на стихи А. Барто, Л. Кучеренко и В. Щербакова.
Музыкальный зоопарк (3 часа).
Музыка умеет передавать не только разные чувства и настроения, но и с помощью разных инструментов и интонаций изображать звуки природы, тишину ночи, шаги человека. Французский композитор К. Сен-Санс написал юмористическую «зоологическую сюиту» «Карнавал животных». Вызвать восхищение искусством композитора, сумевшего отразить характерные особенности животных в музыке: «рычание», гордая неторопливая поступь Льва, прыжки и остановки Кенгуру и т.д. Обратить внимание на юмористичность, шутливость музыкального языка. Акцентировать внимание на изобразительности музыки. Вызывать желание импровизации движений животных, чтения стихов о них или рассказов-наблюдений о повадках. Учить правильно подбирать соответствующие слова, соответствующие характеру музыкального произведения. К концу учебного года составить словарь слов «настроений». Иллюстрации произведений или своё отношение выразить через цветовой квадрат. Задачи – развивать воображение при передаче образных особенностей, развивать фантазию, умение передавать образы животных в движении и с помощью мимики. Музыкальный материал – К. Сен-Санс «Карнавал животных».
Сказка в музыке (9 часов).
Многие композиторы через свою жизнь пронесли любовь к сказкам. На основе их художественного материала были написаны сюиты, оперы и балеты. Своим героям композиторы дали музыкальные характеристики, которые помогают понять, о чём думает и что чувствует каждый сказочный персонаж. При прослушивании «Пети и волка» Прокофьева дать понятие о регистрах и тембрах, разных музыкальных инструментах. При прослушивании музыки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, музыки к сказке «Доктор Айболит» А.Морозова и музыки к сказке «Чипполино» А. Хачатуряна познакомить с их литературной основой, дать знания об особенностях жанра «балет», вызвать эмоциональное восприятие и воспроизведение в движении характера музыкального образа. Развивать навыки музыкального анализа, самостоятельного поиска тем-характеристик. Поощрять желание театрализовать свою деятельность. Акцентировать внимание на изобразительность в музыке. Расширять запас слов -«настроений». Учить анализировать музыкальные произведения (характер, темп, инструменты). Каждому герою дать свою оценку через цветовой квадрат, проявить творчество в изображении героев сказки. Задачи – закреплять знания музыкального материала, развивать мыслительную деятельность, активизировать речь, пополняя словарь новой лексикой.
Мои любимые праздники (9 часов).
Знать историю создания того или иного праздника. Если праздник имеет фольклорную основу, рассказать о его сценарных особенностях. Разучивание музыкального материала: новогодние песни и хороводы; песни о мамах и бабушках; о защитниках Отечества; песни-игры, исполняемые на Масленицу.
Природа в музыке (7 часов).
В качестве музыкального материала использовать произведения П.И. Чайковского «Времена года» и А. Вивальди «Времена года».
Расширение представлений школьников о выразительности и изобразительности в музыке. Сопоставлять иллюстрации к пьесам с музыкой. Рассуждать, что общего между живописью и музыкой, рисование собственных иллюстраций к пьесам. Вызывать желание прочитать стихи, рассказать о приметах или явлениях. Учить анализировать средства музыкальной выразительности. Расширять словарь слов - «настроений». Задачи – с помощью музыки развивать фантазию, воображение, вызвать эмоциональный отклик, развивать мыслительную или речевую активность.
Тематическое планирование
П/п | Тема урока | Используемый музыкальный материал | |||||
1. | «Здравствуй, школа!» | В.Шаинский «Если б не было школ», «Чему учат в школе». П.И.Чайковский «Детский альбом». | |||||
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | «Осень - это миг уходящего лета» Мои любимые игрушки. «Скучная картина! Тучи без конца!» «Уж небо осенью дышало» Музыкальный зоопарк. Музыкальный зоопарк. Музыкальный зоопарк. «Раз в крещенский вечерок». Сказка в музыке. Добрый праздник среди зимы. Добрый праздник среди зимы. «Поет зима, аукает». Сказка в музыке. Сказка в музыке. Сказка в музыке. Сказка в музыке. Сказка в музыке. Здравствуй, Масленица! Наши мамы самые красивые! Весенняя капель Ничего на свете лучше нету! «Давайте жить дружно!» А кто потерялся? Идет весна, поет весна. Как прекрасно путешествовать! Этот День Победы! Как прекрасен этот мир! Ах, эта музыка, музыка, музыка. Ах, эта музыка. музыка, музыка. | П.И.Чайковский «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года» Ан.Александров «Дождик накрапывает» И.Якушенко, сл.З.Петровой «Пестрая песенка.Сентябрь» П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», « Похороны куклы», «Новая кукла». Е.Крылатов, сл.Ю.Энтина «Заводные игрушки». П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Т.Попатенко, сл.З.Петровой «Дождик» П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года» Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Пестрый колпачок». К. Сен-Санс «Петухи и куры», «Слон» из сюиты «Карнавал животных» С.Соснин, сл.В.Крючкова «Африка». К. Сен-Санс «Лебедь», «Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных» С.Соснин, сл.В.Крючкова «Божья коровка». К.Сен-Санс «Антилопы», «Черепахи», «Кенгуру» из сюиты «Карнавал животных». С.Соснин, сл.В.Крючкова «Африка», «Божья коровка». П.И.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» А.Варламов, сл.Р.Паниной «Российский Дед Мороз». П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» В.Герчик, сл.т.Попатенко «К нам приходит Новый год» П.И.Чайковский фрагменты из балета «Щелкунчик». В.Герчик, сл.Т.Попатенко «К нам приходит Новый год» А.Варламов, сл.Р.Паниной «Российский Дед Мороз». Исполнение новогодних песен. Слушание по выбору учащихся. А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Сл. и музыка С.Крылова «Зимняя сказка». С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк». Е.Птичкин, сл.М.Пляцковского «Сказки гуляют по свету». С.Прокофьев «Вступление», «Вальс Полночь» , «Па-де-шаль», «Урок танца» из балета «Золушка» А.Спадавеккиа, сл.Е.Шварца «Добрый жук». Н.Римский-Корсаков. «Сцена Мороза и Весны. Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка» В.Чистяков, сл.Г.Кружкова «Бабушка Погода». К.Хачатурян «Танец Чиполлино, Помидора, стражников» из балета «Чиполлино» Б.Савельев, сл.М.Пляцковского «Если добрый ты». И.Морозов «Полька. Морское путешествие. Галоп» из балета «Доктор Айболит» М.Дунаевский, сл.Н.Олева «33 коровы» П.И.Чайковский « Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» Н.Римский-Корсаков «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка». Ф.Шуберт «Ave ,Maria» В.Шаинский, сл.Ю.Энтина «Песенка мамонтенка» Песни о маме и бабушке по выбору детей. П.И.Чайковский «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» Б.Савельев, сл. М.Пляцковского «Весенняя капель». Г.Гладков «Бременские музыканты» - музыка в мультфильме Г.Гладков, сл.Ю.Энтина «Песенка друзей» Г.Гладкова.сл.Ю.Энтина «Песенка Трубадура». «Приключения кота Леопольда» - музыка в мультфильме Б.Савельев, сл.А.Хайта «Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев, сл.А.Хайта «Я иду и пою». «Бюро находок» - музыка в мультфильме Е.Крылатов, сл.М.Пляцковского «Не волнуйтесь понапрасну». А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» Г.Горбовский, сл.С,Пожлакова «Розовый слон» П.И.Чайковский «Русская песня», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка» из цикла «Детский альбом» Е.Крылатов,сл.Ю.Энтина «Прекрасное далеко» «И песни ходят на войну» - песни военных лет Слова и музыка А.Ермолова «Прадедушка». П.И.Чайковский «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года» А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» Исполнение песен по выбору. Слушание произведений и исполнение песен по выбору учащихся. Итоговый урок-концерт. | |||||
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.
- фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
- учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2005г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Музыке для учащихся специальных (коррекционных) школ.
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Так же представлены адаптивные рабочие программы по четвертям, разраб...
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса.
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса разработана на основе рекомендаций Т.И. Баклановой....
Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса
Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса разработана на основе рекомендаций Т.И.Баклановой....
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса
Рабочая программа по музыке , предназначенная для учащихся 4 классов, основана на программе Т.И.Баклановой"Планета знаний"....
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 классов, основана на программе Науменко и Алеева....
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса.
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса. Основана на программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко....
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса.
Рабочая программа по музыке разработана по рекомендации программы " Планета знаний" В.В.Алеева и Т.И. Науменко....