Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
методическая разработка по музыке по теме

Виноградова Инна Геннадьевна

 

 

 Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Я считаю, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

          Цель:выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_muzyka.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

И.Г.Виноградова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А.С Пушкина», с.Берново, Старицкий район

Пояснительная записка.

 Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Я считаю, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

        Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного урока, цель которого - выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников. Тип урока – урок-исследование.

        Выбранная структура урока способствует лучшему усвоению материала. Каждый этап урока логически связан с предыдущим, чередование форм и методов позволяет наиболее полно раскрыть и усвоить новый материал, обобщить и закрепить ранее полученные навыки и знания.

На первом этапе «Музыкальное приветствие, распевание» используется метод активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма, т.е. вокалотерапия. После данных упражнений дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность  человека. Проведенные упражнения обеспечивают качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

На втором этапе вопросы строятся таким образом, чтобы прослеживалась логическая цепочка «от знакомого к новому». Используются методы диалога, проблемный и индивидуальный подход при опросе. Это позволяет плавно перейти к третьему этапу – раскрытие темы урока. Главный акцент делается на развитие творческих способностей учащихся. Творчество требует от школьника координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует  на его психику, а значит, и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Учащиеся имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи вокальной, двигательной, инструментальной, ритмической импровизации. Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Используемые на данном этапе фольклорные песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда ученик говорит, кричит, поет. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

        При подготовке к уроку на четвертом и пятом этапе очень хотелось добиться эффекта удивления, создать игровую ситуацию, роль эдакого эрудита-биолога (нахождение точки пересечения музыки и биологии). Основными методами данного этапа были: проблемный, поисковый, исследовательский.

        Глядя на учащихся, можно сказать, что на уроке удалось создать оптимальные условия для положительной динамики эмоционально-психическокого настроя. Улыбка ребят при исполнении заключительной песни этому подтверждение и это важно. Потому что, когда ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым, свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

        На мой взгляд, содержание материала, формирование межпредметных способов учебной деятельности обеспечили достижение конечной цели урока – благотворное влияние народной музыки на эмоциональное, познавательное и физическое развитие школьника.

Цель: выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников. 

Задачи: 

образовательная – развитие умения анализировать музыкальные произведения, делать самостоятельные выводы, закрепление элементов музыкальной речи;

развивающая – развитие исследовательских способностей; формирование умения рассуждать; развитие креативных способностей учащихся, музыкально-сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку;

воспитательная – привлечение внимания учащихся к творчеству русского народа, к роли музыки в жизни человека.

Методы:

проблемный, поисковый, исследовательский, активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма, музицирования, соучастия, импровизации и художественное движение, «музыкальный театр», забегание вперед и возвращение назад,  межпредметные связи.

Тип урока: урок - исследование

Музыкальный материал:

русские народные песни  «Во саду ли, в огороде», «Ходила младешенька», «Валенки»; классическая музыка; рок-музыка из репертуара группы «Рамштайн».

Оборудование:

музыкальные инструменты – треугольники, трещотка, маракасы, бубенцы,  аккордеон; проигрыватель, музыкальный центр; микроскопы, предметные стекла, пробирки с полезными микроорганизмами – инфузориями.

Способ получения инфузории туфельки:

  1. 10г сухого сена кипятить в течение получаса. Полученную бурую жидкость разлить в 2-3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3-4 дня на поверхности настоя разовьется пленка сенных бактерией, являющихся наилучшей пищей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор из аквариума или из банки с прудовой водой. Через 6-8 дней в культуре будет присутствовать большое количество туфелек. Скорость этого процесса зависит от температуры. При нормальной комнатной температуре культура готова через 15 - 20 дней.
  2. культуру туфельки можно приготовить , используя молочный раствор из расчета 5 – 10 капель снятого молока на 100мл воды. Раствор надо хорошо размешать и разлить по пробиркам. Пересадив в раствор инфузорий, пробирки закрывают рыхлыми ватными тампонами и оставляют в тепле на 5-7 суток.

Ход урока.

Рефлексия.

Проходя мимо доски, приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением пришли на урок.

I. Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ученики!

Здравствуйте, учитель!

Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень. ( ускоряя темп и усиливая звук) 

Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень. (замедляя темп и затихая)

Распевание по схеме p< f, f >p, p

До – воробышка гнездо, Ре – деревья во дворе,  Ми – котенка покорми,

Фа – в лесу кричит сова, Соль – играет детвора, Ля – запела вся Земля,

Си – поем мы для того, Чтоб вернуться снова к До.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

II. Повторение пройденного материала.

- Посмотрите на доску: правильно ли составлена схема распевания?

f >p, p< f, p

- Устраните ошибку.

- О каком элементе музыкальной речи мы говорим?

- Какие еще элементы музыкальной речи вы знаете?

- Для чего нам нужно знать элементы музыкальной речи?

III. Исходные экспериментальные данные.

Сегодня на уроке мы будем говорить о выразительности и красоте русской народной музыки.

                Ты откуда, русская, зародилась музыка?

                То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

                В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

                Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

                В чьем ты сердце билась с самого начала?

                Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

                Пролетели утки – уронили дудки

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней на Руси родились.

                                                (Г.Серебряков)

 Какие русские народные песни вы знаете?

«Во саду ли, в огороде» - импровизация.

Повторение названий музыкальных инструментов, деление на группы, работа учителя с каждой группой, соединение полученных результатов.

Итог: вам понравилось, что получилось. Если у вас хорошее настроение, самочувствие прекрасное возьмите желтую – солнечную нотку, а если нет, то синюю, как грозовая туча и наклейте их на ленты.

Народные песни можно не только петь, исполнять на музыкальных инструментах, но и инсценировать. Давайте посмотрим, какое у вас будет настроение и самочувствие после инсценирования песни «Ходила младешенька»

«Ходила младешенька» - инсценирование. 

Выбор ноток.

IV. Гипотеза.

Мы с вами убедились, что русская народная музыка может поднимать настроение.

Как вы считаете, может ли она влиять на здоровье человека?

Сегодня мы с вами докажем, что если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно повлияет на состояние здоровья человека.

«Здоровье – это самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица.

V. Экспериментальная проверка.

- С уроков «Мир вокруг нас» вы знаете из чего состоит наш организм. Вспомните чего больше всего в нашем организме.

- Как можно узнать, сколько воды содержится в нашем организме (массу тела разделить на 3 и умножить на 2).

- На дом вам было дано задание узнать, сколько воды содержится в вашем организме.

Опрос.

В 2004 году в журнале «Природа и человек» были опубликованы интересные данные. Оказывается, классическая и народная музыка воздействуют на структуру воды, придавая ей лечебные свойства. А раз организм человека на 70% состоит из воды, что мы можем сказать?

(музыка оказывает лечебное действие на наш организм).

Проверим это экспериментальным путем, а помогут нам полезные микроорганизмы – инфузории (словарная работа:  очень маленькие организмы, похожие на маленькую движущуюся капельку воды.), которые не безразличны к биоэнергетическому воздействию (словарная работа). К, сожалению, они не видны невооруженным глазом, поэтому нам потребуются: микроскопы, предметные стекла.

Инструктаж работы с микроскопами.

Нахождение инфузорий.

Ну а теперь кульминационный момент нашего урока. Я сейчас буду включать разные направления музыки, а вы смотреть как ведут себя инфузории.

Классическая музыка «Вальс цветов»

Русская народная песня «Валенки»

Инфузории активны.

Рок-музыка из репертуара рок - группы «Рамштайн» 

Инфузории замедляют движение и останавливаются (умирают)

VI. Следствие.

Какой вывод мы можем сделать, проведя данный опыт.

Если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно влияет на состояние здоровья человека. Русский фольклор, включающий в себя своеобразную музыку, интонации, движения, обладает целительным воздействием на человеческую личность.

Что бы вы хотели пожелать ребятам, которые не присутствовали на нашем уроке.

Итог урока.

Выставление оценок, исполнение песни по настроению и желанию ребят.

Рефлексия.

Уходя из класса и проходя мимо доски, приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением уходят с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние музыки на нравственное здоровье человека

Интегрированный урок музыка и ОБЖ. Здоровый образ жизни. . Нравственная тема в искусстве разных эпох.   Влияние музыки на эмоциональную сферу человека...

Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"

Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, ...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

        Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья....

Презентация к профилактической беседе по теме: "Факторы, влияющие на состояние здоровья человека"

Сегодня все сложнее оставаться здоровым. Это связано с бешеным ритмом, в котором приходится жить современному человеку (особенно жителю мегаполиса), неблагоприятной экологической обстановкой, некачест...

Влияние музыки Моцарта на здоровье человека

Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд ученых изучали влияние ...