Методическая разработка «Духовная музыка в общеобразовательной школе»
методическая разработка по музыке по теме

В последние время возрос интерес к православной духовной музыке. Началось возрождение пласта русской культуры, имеющего более десятивекового периода развития, начиная с принятия христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное  наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных не только известными композиторами: Д.Бортнянским, А. Архангельским, П.Чайковским, С.Рахманиновым, П.Чесноковым, А.Костальским, - но и безымянными авторами. Произведения  церковной музыки -  это памятники отечественной культуры, и в то же время они представляют собой общечеловеческую ценность.  Неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_12.odt9.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Методическая разработка «Духовная музыка в общеобразовательной школе»

Актуальность этой темы обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культовому искусству – главная задача в воспитании духовности у учащихся. Изначальная обращенность к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – благодаря всем этим качествам христианское вероучение и по сей день не утратило своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения.

В последние время возрос интерес к православной духовной музыке. Началось возрождение пласта русской культуры, имеющего более десятивекового периода развития, начиная с принятия христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное  наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных не только известными композиторами: Д.Бортнянским, А. Архангельским, П.Чайковским, С.Рахманиновым, П.Чесноковым, А.Костальским, - но и безымянными авторами. Их сочинения – образцы высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли о жизни и смерти, о страдании и терпении, о жизни земной и вечной.

В тематическом планировании уроков музыки, начиная с первого класса, вводятся уроки, посвященные Праздникам Русской православной церкви: Рождество Христово, Светлая Пасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Троица, Крещение Господне, Вербное воскресение. В средних классах звучит жанр молитвы, в церковном богослужении песнопения – тропарь и величание, их особенности мелодики, ритма, исполнения; изучаются жизнеописания Святых земли Русской. Начиная с 6 класса вводятся уроки русской духовной музыки, образы духовной музыки  Западной Европы. На таких уроках учащиеся эмоционально-образно воспринимают и оценивают духовные произведения различных жанров и стилей, обосновывают свои ответы, выявляют особенности музыкального языка духовных произведений, средства музыкальной выразительности. С самой первой встречи с духовной музыкой учащиеся должны усвоить то, что православная музыка всегда хоровая и a’cappella, что ее исполнение должно раскрывать смысл Слова, а не преследовать чисто музыкальные задачи.

Учитывая, что в классе могут быть дети разных национальностей, эпизодически необходимо предлагать, сравнивать образцы произведений культового искусства разных народов, например, с произведениями европейских композиторов -  И.Баха, В.Моцарта, Р.Шумана.  Каждое звучащие на уроке песнопение необходимо объяснять с точки зрения канонического текста. Если это важно, можно рассказать, в связи с чем, с каким событием исполняется тот или иной хор.  Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства, быть может, заставила что-то вспомнить.

Духовную музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия,   недосказанности. Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Проявление всех чувств – от скорби, печали до радости, ликования – только в границах дозволенного, так как в противном случае разрушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души. Церковная музыка – это непременно строго, ясно очерченная мелодия, такой же строгий, спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих созвучий, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Все всоразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека.  Духовная музыка как бы собирает человека, дисциплинирует его мысли и чувства.

Церковная музыка как часть русской музыкальной культуры, часть искусства не только является одной из форм общественного сознания, но и выполняет функцию художественного познания мира. Духовная музыка -  достояние не только верующих людей. Сегодня к ней тянутся самые разные люди, разных возрастов и профессий, видимо, потому, что это не просто красивая музыка – в ней         чувствуется национальная основа, это живой  родник духовности, родник нравственности.

Произведения  церковной музыки -  это памятники отечественной культуры, и в то же время они представляют собой общечеловеческую ценность.  Неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества.

Что дает детям приобщение их к духовной музыке?

Знание глубинных пластов истории и культуры своей страны, формирование нравственных эстетических идеалов. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Она способствует воспитанию в детях любви, сострадания к человеку, к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у них чувства красоты, внутренней гармонии, сосредоточенности пробуждает светлые чувства. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации, образы, отличные от фольклора, светской классической музыки и современной.

Духовная музыка – это особый мир образов, мышления, особая интонационная сфера со своим тематизмом и законами его развития.

Учитель музыки МАОУ гимназия г.Белореченска

Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный работник культуры

Кубани Джемилёва С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....

Духовные основы народной педагогики на примере уроков музыки в общеобразовательной школе

laquo;Сохранение духовного наследия немыслимо без сохранения и изучения памятников истории и культуры предыдущих поколений»...

Методическая разработка "Караоке-зал в общеобразовательной школе" (Э. Р. Хаматгалеев, 2022-2023)

В данной методической разработке представлены итоги педагогического эксперимента по организации караоке-зала в общеобразовательной школе....