ЗРИМАЯ МУЗЫКА
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема : Пейзаж – поэтичная и зримая живопись. Зримая музыка.
Цели:
- Дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка).
- Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.
- Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.
- Воспитание интереса к видам искусства.
Тип урока: урок - усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проэктор, призентация по теме, базовый учебник: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство, 8-9 кл., М: Просвещение, 2009.
Ход урока.
- Огр.момент.
- Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.
Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики — «Времена года» — цикл концертов итальянского композитора XVIII в. Антонио Вивальди (1678—1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками — сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.
В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:
Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.
«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?» П. Чайковский
• Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?
• Что привлекает композиторов и художников в русской природе?
• Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
• Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?
• Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.
• Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?
- Формирование новых знаний.
Давайте вспомним с вами, что же такое пейзаж? (изображение природы).
Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)
Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?
Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!
Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни
Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».
Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».
Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?
А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века: появление направления «импрессионизм» Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).
Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,
что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,
в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.
Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).
Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?( ответы уч-ся)
Разучивание песни Ю.Антонова
«Живет повсюду красота»
Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а...
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.
Итог урока: в русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зримая музыка". Урок в 8 классе.
Урок искусство в 8 классе "Зримая музыка"....
Образы зримой музыки
Представляется разработка урока "Образы зримой музыки" - разработка урока и презентация на примере творчества В.Кандинского, А.Н.Скрябина, М.К.Чюрлениса....
Презентация по искусству для 8 класса по теме "Зримая музыка"
Данная презентация поможет при объяснении нового материала по искусству в 8 классе теме "Зримая музыка"...
Звучащий цвет и зримый звук"
Презентация к уроку "Музыкально-поэтическая символика огня" разделена на две части "Звучащий цвет и зримый звук 1 и 2"...
Конспект и презентация урока по музыке в 8 классе "Зримая музыка".
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Материал раскрыт на музыкальном произведении Чайковского П.И. " Времена года"....
Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка
Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка. Составлен с использованием Способа диалектического обучения....
. "Зримая музыка" 8 класс.Презентация. Урок №5 "Искусство 8-9 класс"
Презентация к уроку искусства 8 класс "Зримая музыка" по программе Г.П. Сергеевой. Е.Д Критской. учебник" Искусство 8-9 класс" издательство "Просвещение....