ЗРИМАЯ МУЗЫКА
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Tрифонова Валентина Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗРИМАЯ МУЗЫКА20.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема : Пейзаж – поэтичная и зримая живопись. Зримая музыка.

Цели:

  1. Дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка).
  2. Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.
  3. Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.
  4. Воспитание интереса к видам искусства.

Тип урока: урок - усвоения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проэктор, призентация по теме, базовый учебник:      Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова,  Е. Д. Критская. Искусство, 8-9 кл., М: Просвещение, 2009.                                       

                                                                             Ход урока.

  1. Огр.момент.
  2. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

Слушатели  всего  мира  знают  и любят  шедевры  музыкальной  классики  —  «Времена  года»  —  цикл  концертов  итальянского  композитора  XVIII в.  Антонио  Вивальди  (1678—1741)  и цикл  фортепианных  пьес  русского композитора  XIX  в.  Петра  Ильича Чайковского  (1840—1893).  Оба  сочинения  относятся  к  программной  музыке:  имеют  названия  и  сопровождаются  поэтическими  строками  —  сонетами  самого  композитора  в  концертах  Вивальди  и  стихами  русских поэтов  к  каждой  из  12  пьес  цикла Чайковского.

В  русских  пейзажах-настроениях  — стихотворных,  живописных  и  музыкальных — образы природы, благодаря удивительной  песенности  интонаций, мелодий,  длящихся  как  бесконечная песнь,  как напев жаворонка, передают лирическое  стремление  души  человека  к  красоте,  помогают  людям  глубже понять  поэтичное  содержание  зарисовок  природы.

Вот  какими  словами  описал  свои впечатления  от  картины  И. Левитана «Весна.  Большая  вода»  знаток  русской живописи М.  Алпатов:

Тонкие,  как  свечки,  по-девичьи  стройные березки  выглядят,  как  те  самые,  которые  искони  воспевались  в  русских  песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет  их  продолжение,  их  отголосок, мелодическое  эхо,  они  растворяются  в  воде своими  корнями, их розовые  ветви  сливаются  с  голубизной  неба.  Контуры  этих  гнутых березок  звучат  подобно  нежной  и  грустно-жалобной  свирели, из  этого  хора вырываются  отдельные  голоса  более  могучих  стволов, всем  им  противопоставлен  высокий  ствол сосны  и  густая  зелень  ели. 

«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?»                                                                                                                                                                                                        П. Чайковский

•  Обратите  внимание  на  эпитеты  в  описании  картины.  Почему  автор  использовал  именно музыкальные  сравнения?

•  Что  привлекает  композиторов  и  художников  в  русской  природе?

•  Послушайте  фрагменты  программных  произведений  А. Вивальди  и  П. Чайковского.  Какие чувства  вызывает  у  вас  эта  музыка?

•  Найдите  в  них  сходные  и  различные  черты,  выразительные  средства,  которыми  передано отношение  композиторов  к  природе.  Что  отличает  русскую  музыку  от  итальянской?

•  Какие  зрительные,  литературные  ассоциации  появляются  у  вас  под  впечатлением  от  этих сочинений?  Подберите  стихи  к  прозвучавшей  музыке.

• Послушайте  современные  обработки  классических  произведений,  рисующих  природу.  Что нового  вносят  современные  исполнители  в  интерпретацию  знакомых  вам  мелодий?

  1. Формирование новых знаний.

Давайте вспомним с вами, что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана  «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века: появление направления «импрессионизм» Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?( ответы уч-ся)

Разучивание песни Ю.Антонова

«Живет повсюду красота»

Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а...

Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.

 Итог урока:  в русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зримая музыка". Урок в 8 классе.

Урок искусство в 8 классе "Зримая музыка"....

Образы зримой музыки

Представляется разработка урока "Образы зримой музыки" - разработка урока и презентация на примере творчества В.Кандинского, А.Н.Скрябина, М.К.Чюрлениса....

Презентация по искусству для 8 класса по теме "Зримая музыка"

Данная презентация поможет при объяснении нового материала по искусству в 8 классе теме "Зримая музыка"...

Звучащий цвет и зримый звук"

Презентация к уроку "Музыкально-поэтическая символика огня" разделена на две части "Звучащий цвет и зримый звук 1 и 2"...

Конспект и презентация урока по музыке в 8 классе "Зримая музыка".

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Материал раскрыт на музыкальном произведении Чайковского П.И. " Времена года"....

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка

Конспект урока по искусству для 8 класса на тему: Зримая музыка. Составлен с использованием Способа диалектического обучения....

. "Зримая музыка" 8 класс.Презентация. Урок №5 "Искусство 8-9 класс"

Презентация к уроку искусства 8 класс  "Зримая музыка"  по программе Г.П. Сергеевой. Е.Д Критской. учебник" Искусство 8-9 класс" издательство "Просвещение....