"Время. События. Люди"
методическая разработка по музыке по теме

Авдиенко Татьяна Анатольевна

Внеклассное занятие по музыке  для учащихся 3-х классов, посвящённое году российской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya.sobytiya.lyudi_.1.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Время. События. Люди.

        Внеклассное занятие по музыке для учеников третьих классов.

                                                                                             Учитель музыки  Авдиенко Т.А.

Цели и задачи:

1)  2012 год – год российской истории. Вспомнить и отметить события и даты славного

     исторического прошлого России.

2) Показать на исторических примерах, что сила страны в единстве и сплочённости людей

разных национальностей. Так было во все времена становления и развития государства,

так есть и в наши дни.

                                                 Ход занятия

 Показ  слайда №1

Учитель:  2012 год – год четырёх юбилейных событий истории России.

                  Событий и дат, которыми гордится наш многонациональный народ.

                     Мы не Иваны, не помнящие родства, а верные и любящие сыновья

                  и дочери нашей великой Родины.

                      Сегодня, перелистывая страницы летописи нашего государства, отдадим

                  дань уважения славному историческому прошлому.

                      Событиям, которые объединяли, сплачивали народы, живущие на

                  необъятных  просторах России.

Показ слайда №2

                               1 150 лет государственности России

Широко ты, Русь, по лицу земли                       Уж и есть за что, Русь могучая,

В красе царственной развернулася!                   Полюбить тебя, назвать матерью,

У тебя ли нет богатырских сил,                          Стать за честь твою против недруга,

Старины святой, громких подвигов?                 За тебя в нужде сложить голову.

Просмотр слайдов с №3 по №9

Учитель: Попробуем представить, каким был Рюрик, норманн, князь (862-879)

Он был дитя своей эпохи,                                    Был первым самодержцем русским,

с седла не падал в битвах в грязь.                       объединил вокруг себя

            Высокий ростом, худощавый,                 на севере, востоке, юге

            лицом суров, без бороды,                        соседние славянам племена.

            всегда в доспехах и готовый                         Подстать его характеру и воле

            сражаться в пламени войны.                          была такая же жена,

            Завоеватель, покоритель,                               среди опасностей походов                                                                                                

            с мечом  в руках, неудержим,                        счастливо сына родила.

            бросался в схватки в числе первых,         Назвали Игорем, но он

            вёл за собой, неустрашим.                        Другой судьбой был наделён.

                                                                                                              (Борис Кочетков)

Учитель:    Рюрик объединял племена, потому что понимал, что одиночный прутик

                сломать  легче, чем большое количество, связанных вместе прутьев.

                   Наши предки не только вместе защищали свою землю. Вместе они участвовали

                  в разных ритуалах.

                   Древний массовый танец ХОРОВОД наши предки водили в конце весны и в

                  начале лета. Славяне говорили раньше не так, как мы сейчас говорим, одежды

                  носили из тканей, сделанных своими руками, но испытывали те же самые

                  чувства волнения, веселья и радости, когда все вместе на празднике кружились

                  в хороводе.

Девочки танцуют и  поют «Во поле берёза стояла» (муз. сопровождение - ксилофон)

Славные витязи древней Руси,                           С криком УРА, мы по миру прошли,

Дети Сварога, Славянской земли                       Всюду встречаются наши следы,

Пращуры в сече, рубили врагов,                        Руны славянские и письмена

Булгар, Печенегов, Хазар – степняков!             В камне оставили мы на века!

Учитель: Следующая страница истории.

Показ слайда №10.

                                   770 лет битве на Чудском озере

Учитель:      В конце марта, 770 лет назад воинская рать во главе с князем Александром

                 Ярославичем разгромили рыцарей Тевтонского ордена.

                     Александр – полководец, не проиграл ни одного сражения!

                 В историю вошёл под именем Александр Невский.

                    В честь легендарного полководца написаны поэмы, сложены стихи. А

                 композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату «Александр

                Невский»

Подступили воины чужие                      

Ко границе Русской стороны,

Но восстали русичи лихие,

Гнева справедливого полны.

Звучит в записи  Песнь крестоносцев Вальтера дер Фогельвейде.

На Неве разбушевались волны,

Замерли войска, не шевелясь,

И ступил вперёд, отваги полный,

Александр – благоверный князь.

«Вставайте, люди русские» С. Прокофьев. Фрагмент кантаты исполняет хор третьих классов.

                                  Гой, Россия, ты матушка, ой, да продержись!

                                  Александр, наш батюшка, ой, да заступись!

       И поднялись русские знамёна,                    Русь моя! Великая Держава!

       На которых лик сиял Христов,                    Много претерпела ты невзгод.

       И мечи обрушились со звоном                    Но всегда служил тебе исправно

       На обломки рыцарских щитов.                   Твой бесстрашный, преданный народ.

Битва чёрной бурей разразилась,                 Нечисть не однажды покушалась              

Поубавив неба синевы,                                 Навсегда расправиться с Тобой,

И горячей кровью обагрились                     Но всегда сыны твои являлись

Берега красавицы Невы.                               И с врагом вступали в смертный бой!

      Князь воюет, не жалея жизни,                       О победе в этой славной битве

      Всей душой за Родину стоит,                         Не устанут песни сочинять,

      И любовью пламенной к Отчизне                 Ну, а князя Невского в молитвах

      Сердце Александрово горит!                         Просят Русь Святую охранять.

                                  Гой, Россия, ты матушка, ой, да продержись!

                                  Александр, наш батюшка, ой, да заступись!

Показ слайдов №№ 11, 12, 13 (Полководцы земли Русской)

Учитель:  Все эти и другие полководцы, и воины знали главное условие победы-

                  ЕДИНЕНИЕ СИЛ.

«Учил Суворов» песню А. Новикова (с движениями) исполняет все третьеклассники

Учитель: Следующая страница истории рассказывает о событиях 400-летней давности.

Показ слайда №14

           400 лет нижегородскому ополчению Минина и Пожарского

Учитель: Второе ополчение возникло в Нижнем Новгороде в сентябре 1611 г.

                Пока ополчение двигалось на Москву, к нему присоединялись другие горожане,

                крестьяне из разных  районов России.

Показ слайда №15

Учитель:  Во главе стояли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 г.

                 Ополченцы разбили армию поляков, а в октябре освободили полностью столицу.

Показ слайда №16

                 В 2012 году 4 ноября, в День народного единства вся страна будет вспоминать

                 события, которые происходили 400 лет назад.

                 С тех пор, как поляки пришли на нашу землю в России стал известен танец-

                 шествие польского происхождения Полонез.

Полонез  Огинского «Прощание с Родиной» исполняет ученица восьмого класса.

Учитель:  Пребывание поляков на территории Руси не прошло бесследно. Из польского

                 языка в 16 веке закрепились такие слова: местечко, вензель, сбруя, зразы,

                 Венгрия, клянчить, опека, пекарь  и другие.            

                      С тех давних времён пришёл в Россию ещё один танец польского                

                происхождения – Мазурка.

В исполнении ученика-скрипача  третьего класса звучит  Мазурка.

Учитель:    С 2003 года на Каринском поле под Александровом проходит историко-

                 патриотический фестиваль «Отчизны верные сыны». В 1609 г. на поле

                 произошло сражение с поляками.

                   Ученики нашей школы принимают активное участие в этом фестивале.

                Это даёт возможность соприкоснуться с историческими событиями Смуты

                начала 17 века, ощутить гордость за ту далёкую победу.

Просмотр фрагмента фильма об участии старшеклассников школы№14 в экспедиции,

посвящённой фестивалю «Отчизны верные сыны»

 Роса состоит из росинок,                                       Мы вместе: калмыки, чуваши,

 Из капелек пара – туман,                                       Буряты, якуты, мордва

 Песок – из мельчайших песчинок                         Опорой единственной нашей

 Россия – из россиян.                                               Всегда остаётся Москва.

      Мы вместе: волжане, уральцы,                              Земля и вода неразрывны,

      Поморы и степняки –                                              Как берег или река,

      Похожи на крепкие пальцы                                    Неразделимы ливни,

      Большой работящей руки.                                       И ветер, и облака.  

                                                    У радуги нет половинок

                                                    И, если волна, то волна,

                                                    И нету полуросинок

                                                    Вот так и Россия одна!                         (В. Крючков)  

Учитель:  С 2005 года россияне отмечают 4 ноября День народного единства.  

Показ слайда№18

                              200 лет Бородинскому сражению

Учитель:    Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года произошло в августе

                 у села  Бородино, в 125 км от Москвы.

                 Наполеон часто повторял фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное

                 и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские

                 заслужили быть непобедимыми»

                     Генералам 1812 года посвящается романс, который написан для

                 телевизионного  фильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Показ слайда №19

Романс Настеньки звучит в исполнении ученицы девятого класса.

Показ слайда №20

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий                   Изведал враг в тот день немало,

Французы двинулись, как тучи,                             Что значит русский бой удалый,

И всё на наш редут.                                                 Наш рукопашный бой!..

Уланы с пёстрыми значками,                                 Земля тряслась – как наши груди,

Драгуны с конскими хвостами,                              Смешались в кучу кони, люди,

Все промелькнули пред нами,                                И залпы тысячи орудий

Все побывали тут.                                                    Слились в протяжный вой…

Вам не видать таких сражений!..                              Да, были люди в наше время,

Носились знамена, как тени,                                     Могучее, лихое племя:

В дыму огонь блестел,                                               Богатыри – не вы.

Звучал булат, картечь визжала,                                 Плохая им досталась доля:

Рука бойцов колоть устала,                                       Немногие вернулись с поля.

И ядрам пролетать мешала                                        Когда б на то не божья воля,

Гора кровавых тел.                                                     Не отдали б Москвы.

Показ  слайда №21                                                                                          М.Ю. Лермонтов

Учитель: Событиям двухсотлетней давности посвящено стихотворение «Бородино»

                М.Ю. Лермонтова.

                Великий русский писатель Л.Н. Толстой описал Отечественную войну 1812 года

                в романе-эпопее «Война и мир».

                Композитор Сергей Прокофьев написал оперу с одноимённым названием.

Вальс из оперы С. Прокофьева «Война и мир» танцуют старшеклассники.

Учитель:  Давно была написана песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Автор песни

                 неизвестен, но знают её все, от мала до велика.  

Песню «Солдатушки, бравы ребятушки» исполняют все ученики в зале.

 70 лет самому суровому периоду Великой Отечественной войны

 Учитель: 70 лет назад Советский  союз отражал натиск гитлеровских войск. 1942 год был

                  самым сложным и переломным в ходе Великой Отечественной войны.

                     Ученики  нашей школы, под руководством учителя литературы Бурко Т.Д,

                   участвуют в творческих мастерских.

                     В конкурсе творческих работ Департамента образования Владимирской

                 области отмечены работы нескольких наших учеников. Выступают авторы:

Скотнов Руслан .13 лет.              Мой прадед.  

 

Когда-то мой прадед пошёл на войну          Вернулся в Россию, в село и в свой дом,

Спасать от фашистов родную страну.          Как будто и не был отважным стрелком.

Не раз под жестоким сражался огнём -        И мирным трудом до конца своих дней

Недаром награды сверкали на нём.              Он вновь занимался для пользы людей.

Дошёл до Берлина – фашизм победил

И дом свой родной от врагов защитил.        Бабушка мне рассказала о нём…

                                           Девятого мая мы с папой пойдём

                                           На праздник великий народный

                                           Сказать ветеранам «спасибо» от нас

                                           За ратный их труд благородный!

Николаева Инга. 14 лет.            Что есть война?

Что есть война? Разрывы, смерти, крики.

Здесь многие становятся безлики.

Так было, что под пулями одна

Девчушка малая истошно мать звала.

Но тщетно всё: уже не встанет мама,

Всё холодней она, хотя и рядом,

Уж не ответит доченьке своей.

От этой мысли ей ещё больней.

Как страшно жить! Как всё кругом ужасно!

И даже свет становится опасным:

Ведь с неба синего вдруг смерть летит

И всё живое на земле разит.

Но время шло. Девчушка подрастала

И вскорости совсем уж взрослой стала,

Но мать свою, убитую врагом,

Ей не забыть ни нынче, ни потом.

И, глядя  на военные могилы,

Нам не забыть своих родных и милых,

И то, как получил фашист отпор,

Мы тоже свято помним до сих пор.

Остались навеки в душах людей

Потери и горечь тех давних дней,

И то, как враги получили сполна…

Вот что такое война!

Учитель: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!» Вместе скажем

                  речёвку:

                  Главное – вместе!

                  Главное – дружно!

                  Главное – с сердцем, горящим в груди!

                  Нам равнодушие не нужно!

                  Злобу, обиду прочь гони!

«Моя Россия» муз. Г.Струве, сл.Н. Соловьёвой. Исполняет весь зал.

Учитель: Запомните это чувство единения и  гордо пронесите его через годы.

                 Будьте достойны своих мужественных славных предков. Удачи во всех делах!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

"Время. События. Люди"

Внеклассное занятие по музыке  для учащихся 3-х классов, посвящённое году российской истории....

Урок по теме: "Потсдам - исторические места, события, люди,?!".

По типу урок комплексного применения изученных умений и навыков, полученных на протяжении предыдущих четырех уроков. Цели урока: 1) Совершенствование навыков монологической речи с опорой на схемы...

Урок в рамках модуля "Время. Люди. События"

Содержит раздаточный материал, урок, программу, презентацию...

элективный курс по истории "Времена и люди"

рассчитан на углубление курса по истории России в 9,11 классах...