"Петровская ассамблея"
методическая разработка по музыке по теме

Дедюрина Алла Владимировна

Авторский проект Дедюриной Аллы Владимировны.

Постановка спектакля с участием артистов театра "Шутка", родителей и учителей.

Сценарий прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_alla_vl.doc130.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

Педагогический проект - театральная постановка «Петровская ассамблея».

Адресация

Проект выполнятся в рамках программы дополнительного образования Музыкальный театр «Шутка», предназначен для учащихся 2-4-х классов, родителей  и педагогов.

 

«Надо  трудное  сделать лёгким,

Лёгкое  -  привычным,

Привычное – красивым,

Красивое – прекрасным».

  К. С. Станиславский

Актуальность

Наблюдая за своими учениками-актёрами, на протяжении педагогической деятельности, я вижу, как интенсивно они меняются. С каждым годом дети становятся всё  более  прагматичными и рациональными. Дух практицизма не может остаться незамеченным. Философия «делай то, что выгодно» довольно быстро и легко укрепляется в сознании школьников. Всё это происходит помимо воли детей. Сегодня, важно сознавать и уметь анализировать изменения, которые мы наблюдаем у современных детей. Огорчает, например, отсутствие любознательности, увлечённости, устремленности, вкуса. Удручает игра-мания, увлечение не лучшего качества музыкальными шлягерами, хит-парадами, возбудительными поп и рок-ансамблями. Часто дети  не умеют отличать подлинное искусство от подделки. Всё это свидетельствует о неразвитости эстетических чувств, духовного мира ребёнка, нравственных устоев. Не забываем ли мы, что нравственное и духовное здоровье не менее важно, чем физическое?

На мой взгляд, актуальным является создание условий, при которых, учитель, в процессе преподавания своего предмета и общаясь с учащимися во внеурочное время, сможет постепенно приобщить их:

 - познанию человека в первую очередь как существа духовного, обращению к внутреннему миру человека;

-пробуждению человеческого в человеке путём создания комплекса условий для становления у учащихся гуманистических нравственных ориентиров, стимулирование у них процессов саморефлексии, саморазвития, совершенствования.

Задача учителя -  не «сформировать» ученика, а найти, поддержать, развить  человека в человеке и  помочь  ему создать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, и  другие качества, необходимые для становления самобытного личностного образа, способного к  диалогичному  и безопасному  взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Чтобы обрести себя, школьнику нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Эти сложные задачи должны решаться «всем миром»: государством, семьёй, школой.

Каждый из нас, взрослых, ответственных за судьбу «Детства», должен сделать всё возможное, чтобы посильно участвовать в трудной, но необходимой работе по охране и защите нового поколения.

Итак, обобщая выше изложенное, считаю, что именно детский театральный коллектив являет собой то «поле искусства и культуры», той эстетической и нравственной почвой, на которой можно ожидать серьёзных и существенных «всходов». Так  как сценическое пространство есть отражение жизненного пространства, то оно  создаёт все условия для интеграции различных видов коллективной  творческой деятельности. Вспоминаются слова Л.Н.Толстого о необходимости объединения добрых людей, чтобы противостоять объединению злых. Есть множество ненасильственных  методов, способов, путей чтобы изменить жизнь, человека, мир наших детей, но для этого необходимо объединение единомышленников, учителей и конечно родителей. Именно по этому, на проект «Петровская ассамблея», возлагаю большую надежду и уверенна, что последующие постановки, так же будут коллективным поиском во благо наших детей.

Тема: «Погружение в эпоху Петровского правления» (этикет, мода, стиль, церимониальные танцы)

Цели:

  1. Формирование у учащихся начальной школы  основ культуры, через эмоциональное восприятие различных видов искусства.
  2. Формирование универсальных учебных действий

Задачи:

  1. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественный  вкус, нравственные и эстетические чувства: любвь к Родине, гордость за великие достижения Отечества, уважение к истории и  духовным традициям России.
  2. Развивать восприятие различных видов искусства (музыка, театр, танец)
  3. Формировать интерес к разнообразным видам творческой деятельности.
  4. Развивать образное и ассоциативное мышление и воображение.
  5. Формировать  у  учащихся интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга.
  6. Развивать практические умения и навыки коммуникативной деятельности.
  7. Учить видеть и «читать» знаки времени, которые хранит город.
  8. Развивать навыки самостоятельной работы с информацией.
  9. Создавать ситуацию успеха и личностного роста учащегося.
  10. Создавать условия для  взаимодействия педагогов, родителей и ребенка.

Тип проекта: коллективный, долгосрочный, творческий, внутришкольный, метопредметный

Время работы над проектом: 4 недели.

Режим работы : внеурочно (доп. образование – театральная студия «Шутка»), домашняя работа

 

Ожидаемые результаты при реализации педагогического проекта «Петровская ассамблея»

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации, позитивной самооценки своей творческой деятельности

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и взрослыми при решении различных творческих задач

- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к историко-культурным традициям

Характеристика деятельности

В процессе совместной постановки участники проекта будут:

- размышлять об истоках возникновения европейских традиций в быту и искусстве в России

- проявлять эмоциональную открытость, отзывчивость, личностное отношение к поставленным задачам

- различать (сравнивать) настроение, чувства и характер других людей

- размышлять об истоках возникновений различных видов искусства, традиций в России

- обсуждать возможные приемы постановки (стиль, быт, костюм, этикет)

- исполнять, инсценировать, импровизировать в процессе коммуникативного творчества

Обеспечение

 

Учебно-методическое обеспечение данного проекта содержит:

  1. Сценарий постановки (Приложение №1)
  2.  Используемая литература:

- «Театр и школа»- ( Альманах. )- Санкт-Петербург , 1999 г.

-статьи из монографии «Гуманитарная культура личности - основа и цель современного образования». Научный редактор - д-р пед. наук, проф. Н. И. Элиасберг

-«К толерантности - шаг за шагом» - авторский коллектив. Научный редактор - Н.И. Элиасберг

- «Пётр Великий» - Анри Труайя-член французской академии.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. ТСО, которыми располагает ГОУНОШ №453
  2. Технические средства выбранные  в связи с созданием творческого продукта: мульти - медийное оборудование (презентация «Волшебный экран»), аудио-система (звуковой ряд к театральной постановке). Приложение №2, №3.
  3. Реквизит

Оформление сценического пространства

Стилизация петровской эпохи;

-два волшебных окна, они же, экраны визуального ряда;

-драпированные стулья;

-стол, ваза с фруктами, подсвечники (функцию свечек выполняют маленькие фонарики);

-игровой стол (шахматы и шашки);

-корзина для писем;

-подушечка для шута;

-ноутбук -  волшебный ящик мага;

-бутафорские музыкальные инструменты.

 

Информационное обеспечение проекта:

  1.  Интернет-ресурс
  2. Школьная библиотека, домашняя библиотека
  3. Городское пространство

Дополнительно привлекаемые ресурсы:

Специалисты дополнительного образования – преподаватель по информатике, преподаватель ритмики.

Зам. дир. по ОЭР, Зам. дир. по ВР

 Родители

Декораторы, реквизиторы, костюмеры – дети, учителя, родители.

 

Предполагаемые приращения:

Новое содержание по теме: «Погружение в эпоху Петровского правления» (этикет, мода, стиль, церимониальные танцы)

  1. Развитие навыков самостоятельной работы над образом
  2. Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе и разборе отдельных образов
  3. Формирование способностей к самоанализу и рефлексии

Автор – педагог по музыке  и актерскому мастерству высшей категории, лаурят Брянцевского фестиваля -  Дедюрина А. В.

Итоговый продукт:

Театральная постановка «Петровская ассамблея».

Опыт использования.

Данный проект и его итоговый продукт  может быть использован в рамках предмета: музыка, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга, изобразительное искусство, литературное чтение, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования, на различных конференциях и ученических диспутах.

Заключение.

Я благодарю своих талантливых коллег за поддержку и большую практическую помощь  в процессе подготовки проекта -  Латманизову Е. В., Алимову Е.Н., Самородову Э. А., Двойносову Л.Г. Огромное спасибо моим детям – актёрам, за преданность школьному театру «Шутка».   Особая  признательность всем родителям, которые проявили готовность стать  участниками нашей постановки (проекта), а главное за ответственное и чуткое отношение к своим детям и нашему совместному творчеству.    

Приложение №1

Сценарий

 «Петровская ассамблея»

Фантасмагория

Действующие лица:

  1. ЦАРЬ Император всея Руси Петр 1
  2. Царица - Императрица Екатерина
  3. Церемониймейстер
  4. Учитель танцев
  5. Придворные маги-волшебники:
  6. Заморский астролог        
  7. Его сын-начинающий волшебник
  8. Алхимик; использует новые  технологии и обладает чудесным ящиком  способным
  9. переносить окружающих во времени и пространстве
  10. Придворные дамы и кавалеры
  11. Любимые шуты

Зал украшен в стиле залов Петербурга:

- на  столах подсвечники со свечами, вазы с фруктами,

шахматные доски, ширма-экран

Выходят мальчик и девочка:

 - Здравствуйте,- мы говорим при встрече

И ценим вежливые речи.

Мы руку подадим старушке

И утром моем чисто ушки

На улице и за столом,

Где блюд есть перемены,

Не повредят нам никогда

Хорошие манеры.

Так что ж такое «этикет»?

Быть может, в прошлом есть ответ?

Когда-то царь, Великий Пётр,

Приехав из Европы,

Завёз в Россию правил свод.

Не знал другой заботы.

Бороды заставил брить,

Сарафаны не носить,

Рот платочком вытирать,

Ручку даме целовать.

Так что ж такое « этикет»?

Поищем в прошлом мы ответ.

(Уходят). Звучит полонез.

 Выходят дамы и кавалеры, выполняют поклоны и реверансы.

Расходятся, образуя две шеренги. Появляются Пётр и Екатерина. Церемония приветствия.

Входят музыканты (инструменты бутафорские, сделаны детьми). Рассаживаются на свои места.

Шут бежит к Петру и садится у его ног на подушечку. Выходят церемониймейстер и учитель танцев.

Церемониймейстер:

- Господа! Я приветствую Вас! Я церемониймейстер. Так во времена Петра 1 называли аниматоров.

Петровские ассамблеи  учреждены  Петром 1 в 1718году. В своём указе он пояснял, что ассамблея

 это «вольное собрание или съезд, делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут  можно   друг друга видеть, о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».

Ассамблеи проводились в домах вельмож, причём сам хозяин лишь предоставлял помещение и сам не должен был ни встречать, ни развлекать гостей. Гости собирались в 4 часа дня и оставались до 10 часов вечера, проводя время в разговорах, танцах и играх.  

Учитель танца:  

Церемониальные  танцы открывали ассамблеи во времена Петра 1.Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга.  

Кавалеры низко кланялись, дамы приседали; сначала друг другу, затем, поворачиваясь влево и вправо.

Пётр:

Мы открыли ассамблею,

Менуэт продолжит бал.

Приглашайте, кавалеры,

Своих милых, нежных дам.

(Звучит танец-песня «Я - Менуэт»)

Учитель танцев:

Приглашайте, кавалеры,

Своих милых, нежных дам.

Я урок вам бальных танцев

В этом зале преподам.

Здесь у нас дворец старинный.

На приёмах и балах

Полонез танцуют чинно

В этом зале при свечах.

Пётр:

Прошу вниманья, господа,

Зачту вам свой указ.

С хорошими манерами

Хочу я видеть вас.

Дабы обучить русских дворян европейским манерам; дабы не стыдно было перед  иностранными

гостями, повелеваю каждому отроку ознакомиться с книгой «Юности честное зерцало,  или Показание  к житейскому обхождению» и соблюдать следующие правила:

  1. почитать родителей своих;
  2. не быть подобным деревенскому мужику, который  « на солнце валяется»;
  3.  « быть отважным и неробким: кто при дворе стыдлив бывает, тот с порожними руками от двора уходит».
  4. перстами носа  не чистить; над пищей, как свинья, не чавкать; перстов не облизывать; ножом зубов не чистить; не проглотив куска, не говорить.

 

Церемониймейстер:

«Знаменитые дела Вашего царского Величества, его доблесть и мужество, так же на войне, как и в

политике, его неустанные труды, благодаря которым вывел нас из тени и невежества, в котором мы находились, и о нас узнал мир, и можно сказать, что Ваше Величество сделало из ничего нечто

и мы присоединились к цивилизованным обществам. Сенат с глубочайшим почтением умоляет

Ваше Величество принять титул Петра  Великого, отца родины, императора всея Руси…

Да здравствует Петр Великий, император всея Руси!»

Петр:

Благодарю вас господа!

(Звучит музыка.)

Учитель танца:

На балах при французском дворе

Когда-то блистал гавот.

И в Россию приехав, сменил

Он привычный для нас хоровод.

Екатерина:

-Сударыни, скучать нам не придётся боле,

Не знали многих развлечений мы дотоле!

-Из самоваров чай, народные обеды,

В салонах модных – светские беседы,

Зимой морозной – светские беседы,

И на кофейной гуще по ночам гаданье!

-Стихи в альбом устали мы писать,

Хотела бы я новость рассказать:

У Полицейского моста на Мойке

Теперь пойдут спектакли бойко!

-Услышим иностранных мы певцов известных,

Ведь сколько опер нам дадут прелестных!

-И, кстати, спойте нам, графиня,

Без смущенья!

Приятен голос Ваш,

Он полон вдохновенья!

На Рождество Вы по-французски  пели,

Мы снова Вас послушать бы хотели!

(звучит песня в исполнении одной из дам, ей подпевают другие дамы.)  

Пётр:

Господа волшебники! Хочу услышать от вас, что день грядущий нам готовит.

Волшебник:

Ваше  Величества! Нам надо удалиться в секретную комнату.

(Пётр, Екатерина и волшебники уходят)

Реплики гостей:

-Государь указ издал.

Кто из вас его читал?

-Отменно прочно строить корабли,

Чтоб в плаванье ходить на край земли.

-Морскому делу за границей

Обучен будет граф Роман.

Ему придётся потрудиться,

Вот смелый будет капитан!

-А Петербург в волнении небывалом:

Здесь велено по пушечным сигналам

Всем в море выходить, учась морской науке,

Не придаваясь лености и скуке!

Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,

Работать от рассвета до заката!

- « Пример с меня берите, господа!»

Сказал царь Пётр

И руки показал в мозолях от труда.

-Пусть грамоте морской обучится народ,

России нужен сильный флот!

-Приказ царя: державу укреплять

И матушку Россию прославлять!

-Наш государь умён и просвещён-

Весь Петербург идеей восхищён.

-Где огороды были некогда с укропом,

Сад Летний создадут по образцу Европы.

-Здесь будет целый мир зелёный:

Дубы и липы, яблони и клёны!

-Из Амстердама, Швеции и Подмосковья

Везут деревья и сажают их с любовью!

-Царь Пётр озабочен неспроста,

Досель невиданная будет красота!  

(Выходит Екатерина)

-Грациозные  движенья

Всех порадуют сейчас,

Стройной вереницей нимфы

Будут танцевать для вас.

(классический танец)

Дамы:

-Какие рюши, ленты и цветы!

Но в платье Вашем не хватает простоты!

-Графиня, за границей это носят без стесненья

К чему тогда в продаже украшенья?

-Ах, мне поверьте, не успеть за модой,

Она меняется так быстро год от года!

-Просила я одну княжну

Прислать мне бархат из Парижа.

-Да Вы, сударыня, не в курсе, вижу.

А впрочем, это вовсе не секрет.

Ведь государь-то наложил запрет!

В Россию бархат не велел ввозить,

Чтоб ткани русские  носить!

-Ужасно это всё, но может и не надо

Перенимать чужую моду на наряды

Екатерина:

Да, господа! Россию мы обязаны любить!

И всё родимое ценить!

Хочу представить Настю Вам.

Пусть очарует танцем нас!

(Русский танец)

Екатерина:

Покажись-ка, шут наш верный,

Заждались мы все тебя,

Прояви своё уменье,

Позабавь-ка ты меня!

(танец шутов)

Входят царь и волшебники

Петр:

Господа! Прошу любить и жаловать моих друзей!

Особенно вот это юное дарование!

(показывает на сына волшебника)

Смотрите все!

С помощью  этого чудо устройства, наши волшебники обещают нам путешествие.

Младший волшебник:

Прошу вниманья, господа!

Сейчас я буду управлять временем.

Мы отправляемся с вами в город Мечты!

Санкт-Петербург 21 века.

(оживает волшебный экран)

Петр:

Благодарю Вас господа.

Надеюсь, наши дети, внуки и будущие поколения  будут вспоминать нас с благодарностью.

Вот кончен бал и гаснут свечи,

А пушки радостно палят.

(звучит колокольный звон, все покидают зал)

Наше время.

 Двое: Друзья! В сегодняшние дни

Мы помнить и ценить должны

Традиции родной страны.

Чтоб в нашей жизни, как наказ

Звучал Петра святой указ.

 

Приложение №2

Музыкальное оформление

Приложение №3

Слайд – шоу

Приложение №4

Программка

Приложение № 2

Музыкальное оформление:

-И.С.Бах

-А. Вивальди

-В.А.Моцарт

-Г.Ф.Гендель

-Русская народная музыка

-Г.Гладков

-В,Берковский ,  С.Никитин.

Приложение № 4

Программка

Действующие лица и исполнители:

-ЦАРЬ - Император всея Руси, Пётр 1 –Мария Сабирова – родительница.

-Царица – Императрица Екатерина – Татьяна Соловьёва – родительница

-Церемониймейстер – Елена Алимова – зам. директора по ВР

-Учитель танцев – Людмила Двойносова – учитель и родительница

- Придворные маги – волшебники:

-Заморский астролог – Елена Латманизова – зам. директора по ОЭР и родительница

-Его сын – начинающий волшебник – Павел Латманизов – артист театра

-Алхимик; использует новые технологии и обладает чудесным ящиком способным переносить окружающих во времени и пространстве – Эльвира Самородова – учитель доп. образования

-Любимые шуты: Алина Грицевич,   Эвита Милова,   Ксения Молышева,Татьяна орлова,

-Придворные дамы:  Ксения Костина, Маргарита Залоило,  Дарья Эфендиева,  Светлана Танаева, Юлия Градова, Карина Архипова, Екатерина Евдокимова, Анна Семёнова, Наталья Баранова, Валерия Крутенко, Валерия Никифарова, Александра Безнаева ,Вероника Павлинова, Ксения Хакимова, Ксения Кириченко, Анастасия Петрова, Ксения Кузнецова.    

-Кавалеры: Станислав Савельев, Родион Изотов, Илья Богатырёв, Артём Авхадеев,  Антон Иванов, Руслан Кучинский, Артём Кузнецов, Максим Соколовский, Вадим Заря,  Даниил Амбросовский.

Девочка и мальчик – Анастасия Гребёнкина и Александр Карпов.

   

Русская красавица – Анастасия Гребёнкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Майская ассамблея достижения учащихся

Сценарий награждения учащихся за особые заслуги.  Легко варьируется. Можно проводить  как общешкольный праздник, так и по ступеням обучения....

Петровская ассамблея

Реформы Петра I в сфере культуры....

Сценарий внеклассного мероприятия "Петровская ассамблея"

Мероприятие позволит воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра I; развивать образную речь, артистические способности, навыки общения; активизировать интерес к истории Рос...

Игра по курсу Истории Отечества праздник «Петровская ассамблея»

Игра по курсу Истории Отечествапраздник «Петровская ассамблея»...

Петровская ассамблея

Проект "Петровская ассамблея" Объект исследования:Развитие науки, литературы. искусства в период правления Петра I....

Сценарий театрализованного представления "Петровская Ассамблея"

Это небольшой сценарий  театрализованного представления  Петровской Ассамблеи. Подойдёт для проведения в 7-11 классах....

Сценарий гимназического бала. Петровская ассамблея.

Бал проведен в период ограничений по короновирусу, поэтому ребятам пришлось проводить его два раза – сначала для 8б, потом для 8в класса....