Программа "Звучащий мир"
рабочая программа (музыка) по теме

Программа предназначена для учащихся кадетских классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zvuchashchiy_mir_dlya_kadetov.doc126 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия, она все больше деформировалась, обрастая идеологическими и политическими наслоениями.

Сегодня стало очевидным, что в обществе разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому, наряду с образовательным процессом, педагог должен опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику помочь определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество.

Особое место в системе патриотического воспитания детей и подростков принадлежит музыкально – патриотическому направлению.

Музыкально – патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре.

Несомненно, что музыкальный поток современной музыки, оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. И педагогам – музыкантам невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, необходимо с раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах мировой и отечественной музыкальной культуры.

В этом случае он сможет интуитивно точно оценить самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Вот почему музыкальному патриотическому воспитанию и образованию отводится немаловажная роль.

 Не все учащиеся способны при встрече с музыкой испытывать сильные эмоциональные переживания – это удел музыкально одаренных людей, но понимать музыкальное произведение, внимательно слушать и запоминать его, можно научить всех. Поэтому слуховой анализ лежит в основе программы.

 Для того чтобы обучение успешно состоялось, необходимо применять методику прослушивания музыки, направленную на развитие активности восприятия музыкальных произведений и активности высказывания учащимися собственного мнения о прослушанном произведении.

Данная программа ориентирована на активизацию деятельности самих учащихся. В гармоничном образовательном пространстве, которое создает педагог, детьми приобретается собственный опыт культурной деятельности. Роль обучения детей на данном этапе не сводится только к познанию, а состоит в выработке в них механизмов освоения ценностей: ориентации, побуждения, адаптации, коммуникации, продуктивной деятельности.

Воспитание преданных и активных любителей музыки с высоко – патриотическим сознанием, открывающих для себя богатство звучащего мира – вот результат реализации данной программы.

Цель данной программы – формирование гражданской позиции учащихся, нравственных норм поведения, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, через углубленное изучение и восприятие лучших образцов отечественной и мировой  музыкальной культуры.

 

Задачи:

  1. Развитие и укрепление интереса к музыкальной деятельности;
  2. Развитие музыкальных, вокальных, творческих способностей детей, формирование их эстетических взглядов и вкусов;
  3. Формирование черт характера (трудолюбие, усидчивость, уравновешенность, целеустремленность, уважение к старшим и товарищам), любовь к своему Отечеству.

Концепция данной программы основывается на следующих принципах:

  1. общее развитие всех детей, независимо от первоначального уровня их способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными и вокальными данными;
  2. выявление и развитие обще-музыкальных, вокальных и творческих задатков детей.

Основными задачами каждого занятия являются создание интереса к музыке и хоровому пению и обучение вокально-хоровым навыкам. Для выполнения этих задач необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, дикции, исполнительских способностей стало не целью, а средством воспитания интереса, а в последствии любви к музыке.

Возраст обучающихся: 8 – 11 лет.

Количество обучающихся в группе - 15 – 20 человек.

Режим занятий: 1 час –1раз в неделю –36часов в год.

Продолжительность занятий: 45 мин.

Срок реализации программы –3года.

Учебно-тематический план.

Содержание

1год

2 год

3 год

Кол-во часов по разделу

теория

практика

Кол-во часов по разделу

теория

практика

Кол-во часов по разделу

теория

практика

1

Вводное занятие

30м

30м

-

-

2

Вокальное

воспитание

22ч

18ч

22ч

18ч

22ч

18ч

3

Слушание

4

Ритмические упражнения

-

-

-

5

Арт-терапия

6

Нотная грамота

Итого

34ч

34ч

34ч

Содержание программы

Вводное занятие

На вводном занятии дети знакомятся с изучаемым предметом, то есть педагог кратко описывает то, чем они будут заниматься в течение года. Проводится инструктаж по правилам техники безопасности. Учатся здороваться "по музыкальному". Проводится лекция из истории музыки, а также определяются цели и задачи.

Вокальное воспитание

Пение - главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Дети поют при импровизации, подборе, выполнении ритмических  движений и т.д.

Каждый урок должен начинаться с распевания. Это не только приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания. Распевание надо начинать с песен на одном звуке - примарном тоне, постепенно расширяя диапазон.

Одна из главных задач - научить детей правильно и выразительно петь. Для этого они должны привыкнуть слушать себя, нужно петь тихо, не форсируя звук.

Обучение пению - объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляется развитие детского голосового аппарата, решаются воспитательные задачи.

Вокальное воспитание с детского возраста может способствовать развитию не только детского голосового аппарата, но и музыкальных способностей.

Вокальное образование ребенка хорошо влияет на речь и на общее развитие.

Одна из основных задач обучения пению детей - воспитание определенных личностных качеств средствами вокального искусства. Воспитание эстетического вкуса детей достигается в процессе знакомства детей с шедеврами вокального искусства. Процесс формирования вокально-технических навыков детей влияет на развитие их мыслительных способностей.

Маленькие исполнители с удовольствием поют о том, что им самим понятно и дорого. Игры, мечты, герои мультфильмов и сказок, ожидания праздников и подарков наполняет радость их души.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания.

Звукообразование - способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым, поэтому начинать нужно, прежде всего, с распевок.

Дыхание - в пении большое значение имеет дыхание.

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания.

Дикция - при недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует протяжность, выразительность звука. Однако, от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего.

Чистота вокальной интонации.

Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Для достижения чистоты интонации необходимо:

  1. Выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей;
  2. Давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
  3. Систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
  4. Фальшиво поющим детям уделять особое внимание, для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к педагогу.

Примерный песенный репертуар

        "Прадедушка" – муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.

  1. "Победитель" – муз. Б.Савельева.
  2. "Не бойся, мама"  - муз. Е.Крылатого.
  3. "Живет повсюду красота" – муз. Е. Олиферовой.
  4. «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п)
  5. "Любит мой дед" – муз. К.Панина.
  6. "Кадетская" – муз. А.Варламова.
  7. "Не могу и не хочу" – муз. Л.Серова.
  1. "Яблонька" – русская народная песня.
  2. "Радуга" – муз. С. Королева.
  3. "Рассвет – Чародей" – муз Г.Струве.
  4. "Гусарская эпоха" – муз. А.Варламов.
  5. "Ходики с кукушкой" – муз. Л Вихаревой.

Песни, рекомендуемые для сольного исполнения: 

"Цыган" – муз. Е.Копыловой,

"Симпатичная девчонка" – муз. Е.Паниной.

"Апрель" – муз. Л.Вихаревой.

"Ассоль" – муз. Е.Паниной.

"На границе тени  света" – муз. Е Паниной.

"Музыка рисует дождь" – муз А.Варламова.

"Осенний блюз" – муз. А.Варламова.

"Музыкальные страницы" – муз. Е. Олифировой.

Слушание музыки

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, стихи, загадки, придумывают небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Примерный репертуар музыкальных произведений по слушанию:  П.И.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", "Полька" "Сладкая греза", "Болезнь куклы", "Утренняя молитва", "Баба Яга".

  1. М.Глинка "Жаворонок", "Полька".
  2. "Петя и волк", фрагменты из симфонической сказки С.Прокофьев.
  3. В.Павленко "Капельки".
  4. И.С.Бах "Шутка".
  5. А.Хачатурян "Вечерняя сказка".
  6. Д. Кабалевский "Клоуны".

          П.И.Чайковский – фрагменты из балета "Щелкунчик".

  1. Л.Бетховен "Весело. Грустно".
  2. М.Мусоргский "Прогулка" из сюиты "Картинки с выставки"
  3. Ф.Шуберт "Аве Мария".
  4. И.С.Бах "Прелюдия №1" из ХТК.
  5. "Волшебный смычок" норвежская народная песня.
  6. Д. Кабалевский "Чудо музыка".
  1. П.И.Чайковский "Мелодия".
  2. Э.Григ "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".
  3. Г.Свиридов "Метель".
  4. В.А.Моцарт "Симфония №40".
  5. Л.Бетховен "Симфония №9".
  6. "Музыканты" немецкая народная песня.
  7. С.Рахманинов "Вокализ".
  1. Ф.Шопен "Ноктюрн".
  2. П.И.Чайковский "Баркарола".
  3. М.Мусоргский "Старый замок" из сюиты "Картины с выставки".
  4. Н.Римский-Корсаков "Шехерезада" (фрагменты).
  5. Л.Бетховен "Соната №8".
  6. Э. Григ "Песня Сольвейг".
  7. И.Штраус "Вальс".

Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения, подобно слуховому анализу, должны быть на каждом занятии. Это пение песен ритмослогами, выкладывание ритмическими карточками, исполнение ритма (прохлопывание или игра на инструменте), определение размера.

Очень важна работа над ощущением долевой пульсации. Дети, сидя на стуле, "шагают" рукой по колену. Вводится понятие "шаг - доли". Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие задание занятия, варьируется.

Арт – терапевтическая деятельность.

В последние десятилетия интенсивно изучается влияние музыки на здоровье человека. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

  1. Влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  2. Влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  3. Воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Использование арт-терапии имеет большой оздоровительный эффект: стимулирует развитие легких, дыхания, голосового аппарата; позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов; содействует общему укреплению и развитию организма; повышает речевую и певческую культуру учащихся.

Таким образом, все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все: кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, поет.

В ходе занятий у учащихся неизбежно повышается художественная компетенция.

В общем деле, за счет мощного средства – совместного пения, которое является особым типом общения, с успехом реализуются и укрепляются межличностные отношения детей.

 

Примерные упражнения по арт-терапии:

  1. "Музыкальное знакомство", "Голоса природы", "Аромат цветов", "Ветер", "Дождик", "Звуковые волны", "Игра воды", "Разноцветные рыбки", "В лесу", "Чья птичка пропоет дольше", "Поезд", "Ковер-самолет", "Спящая красавица", "У кого какой голос", "Звук нарастает";
  2. Слушание звуков природы, музыки, фольклора.
  3. Сказкотерапия.

Знакомство с нотной грамотой.

Здесь дети получают необходимые сведения по музыкальной грамоте, а именно:

  1. Расположение нот на нотном стане
  2. Скрипичный, басовый ключи
  3. Размер
  4. Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая)
  5. Паузы
  6. Динамические оттенки, крещендо, диминуэндо.
  7. Ритм, темп, метр.

Все это способствует более быстрому освоению ребенком клавиатуры и более свободной ориентации на ней.

Ожидаемые результаты

  1. Освоение основ музыкальных знаний, определенных инвариативной частью программы;
  2. Овладение первоначальными певческими навыками;
  3. Выразительное исполнение включенных в программу народных и композиторских песен в удобном диапазоне;
  4. Умение различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
  5. Умение выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку;
  6. Получение первоначальных знаний в области нотной грамоты;
  7. Проявлять такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, уравновешенность, целеустремленность, уважение к старшим и товарищам.

Материально техническое обеспечение

  1. Помещение – просторное, светлое, хорошо проветриваемое, с удобной мебелью (стулья).
  2. Хорошо настроенный инструмент – рояль или пианино.
  3. Проигрыватель и магнитофон для прослушивания записей, видеомагнитофон
  4. Шкаф для хранения нот.
  5. Доска.
  6. Наличие достаточного количества отпечатанных партитур.
  7. Комплект детских музыкальных инструментов.
  8. Метроном.
  9. Нотная библиотека.

Виды контроля

  1. первичный (ознакомительно-выявляющий уровень знаний и умений воспитанника проводимый в начале учебного года);
  2. промежуточный  (проведение диагностики по каждой теме в игровой форме);
  3. итоговый  (Отчетный концерт).

Ожидаемые результаты и критерии их оценки после первого года обучения

Задачи

Основные показатели музыкального развития.

Форма отслеживания

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Развитие и укрепление интереса к музыкальной деятельности

- узнавать и анализировать музыкальные произведения;

- правильно и ритмично воспроизводить музыкальный рисунок;

- владеть элементарной нотной грамотой.

Прослушивание.

Музыкально – дидактические игры.

Не способен различать характер музыки и эмоционально не реагирует на неё.

Различает характер музыки с   помощью педагога и эмоционально реагирует на нее.

Активно высказывается о музыке, используя разнообразные определения.

2

Развитие музыкальных, вокальных, творческих способностей детей.

- знать основные правила пения;

- правильно извлекать звук.

Практические занятия.

Не владеет первоначальными певческими навыками.

Не чисто интонирует с музыкальным сопровождением.

Умеет петь выразительным естественным звуком.

3

Формирование черт характера

Организационно-волевые качества:

Терпение

Воля

Самоконтроль

Беседа, личные наблюдения.

Терпения не хватает.

Волевые усилия побуждаются извне.

Нужен постоянный контроль.

Терпения хватает больше чем 1\2 занятия.

Иногда побуждает себя к практическим действиям.

Периодически контролирует себя сам.

Терпения хватает на все занятие.

Сам активно побуждает себя к практическим действиям.

Постоянно контролирует себя сам.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки после второго года обучения

Задачи

   Основные показатели музыкального развития.

Формы отслеживания

Низкий

Средний

Высокий

1

Развитие и укрепление интереса к музыкальной деятельности

- узнавать по вступлению наиболее известные музыкальные произведения;

- уметь отмечать движением особенности музыкального языка;

- знать расположение нот на нотном стане;

- выполнять упражнения по арт – терапии.

Практические занятия.

Слуховой анализ.

Отсутствует чувство ритма, затрудняется при высказывании о произведениях, не способен выполнять упражнения по арт-терапии.

Присутствует чувство ритма, умеет определить характер произведения, с помощью педагога выполняет упражнения по арт-терапии.

Правильно повторяет ритмический рисунок, легко определяет композиторов и жанр произведений, самостоятельно выполняет упражнения по арт-терапии.

2

Развитие музыкальных, вокальных, творческих способностей детей.

- знать основные правила пения;

- правильно извлекать звук соблюдая певческую установку;

- иметь навыки хорового пения.

Практические занятия.

Дидактические игры.

Интонирует не чисто, пассивен при исполнении.

Имеет  навыки вокального пения, интонирует чисто с музыкальным сопровождением.

Чисто интонирует, поет выразительно с музыкальным сопровождением.

3

Формирование черт характера

Отношение к учебе (прилежание)

Собеседование.

Не проявляет ответственности и прилежания в учебе.

Учится прилежно, но товарищам помогает не всегда.

Прилежно учится сам и охотно помогает товарищам.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки после третьего года обучения

Задачи

   Основные показатели музыкального развития.

Формы отслеживания

Низкий

Средний

Высокий

1

Развитие и укрепление интереса к музыкальной деятельности

- различать характер музыки и эмоционально на нее откликаться;

- выразительно и ритмично воспроизводить музыкальный рисунок;

- иметь навыки постановки рук на фортепиано, способы извлечения звука;

-выполнять упражнения по арт – терапии.

Слушание.

Анализ конкретных произведений.

Практические занятия.

Не точно повторяет ритмический рисунок, не узнает музыку известных композиторов, но эмоционально на неё откликается.

Ошибается во владении приемами игры на инструменте.

Точно повторяет ритмический рисунок, узнает музыку известных композиторов с помощью педагога. Затрудняется при чтении музыкального текста. Выполняет упражнения по арт-терапии с помощью педагога.

Правильно и ритмично прохлопывает музыкальный рисунок.

Узнает музыку известных композиторов, определяет жанр произведений, самостоятельно и правильно выполняет упражнения по арт-терапии.

Легко читает нотный текст с листа.

2

Развитие музыкальных, вокальных, творческих способностей детей.

- знать основные правила пения;

- правильно извлекать звук, соблюдая певческую установку;

- иметь навыки хорового пения.

Практические занятия.

Имеет слабые навыки вокального пения.

Имеет хорошие навыки сольфеджирования и вокального пения.

Чисто интонирует. Эмоционален и выразителен при исполнении.  

3

Формирование черт характера

Инициативность и творчество в труде.

Беседа.

В полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

Участвует  в полезных делах   в ДЮЦ в ТО организованных другими.

Находит полезные дела в ДЮЦ и организует товарищей на творческий труд.

Список рекомендованной литературы для педагогов.

  1. М.П. Блинова - «Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности» М. 1997г.
  2. И.А.Ветлугина - «Музыкальное развитие ребенка» М.1985г.
  3. А.Д. Войнова - «Развитие чистоты интонации в пении» М.1979г.
  4. Е.А.Дубровская-«Теория и методика музыкального воспитания» М.1999г.
  5. Е.Фролов-Сольфеджио 1-2кл.М.1985г.
  6. В.Н. Шацкая - «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» М.1999г.»
  7. Г.Г.Новикова - «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей» М.1987г.
  8. Н.Баева и Т. Зебряк- «Сольфеджио»ДМШ;М.1995г.
  9. Б. Милич - «Школа игры на фортепиано-1-2кл.» М.1999г.

Список рекомендованной литературы для детей.

  1. С.В.Истомин - «Я познаю мир» (Музыка)-2002г.
  2. Б.А.Покровский-«Путешествие в страну музыки» М. 2000г.
  3. М.И.Егорычева-«Упражнения для развития вокальной техники» Киев 1977г.
  4. Н.Баева, Т.Зебряк - «Сольфеджио 1-2кл.» М. 1988г.