Урок по теме "Моя Мордовия"
план-конспект урока по музыке по теме

Егораева Елена Николаевна

Урок содержит материал по государственным символам, история возникновения народа "мордвы", творчество мордовских композиторов, мордовский фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_moya_mordoviya.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Медаевская средняя общеобразовательная школа»

                       Урок - презентация

                             

                                     3 класс

                       Провела: учитель музыки Егораева Е.Н.

Цель урока: расширить и уточнить представления школьников о республике Мордовия, её    

            культуре.

Задачи: 

учебно – развивающие: 1. Во вводной беседе «Кто такие мордва» рассмотреть мордовскую символику (герб, флаг, гимн).

2. Разучить м.н.п. «Луганяса келунсь», развивать вокально – хоровые навыки.

3. Познакомить  школьников с композиторами Мордовии.

4. Расширить знания школьников о скульпторе С.Эрьзе.

5. Познакомить  с национальным костюмом мордвы.

6. Познакомить с творчеством художника Сидельникова

воспитательные:

1. Воспитывать чувство национальной гордости и национального достоинства у детей.

2. Воспитывать интерес любовь к мордовскому искусству.

Материал:

музыкальный:

1. «Луганяса келунясь»

2. Н.Кошелева, С.Кинякин «Гимн Мордовии»

3. Л.Воинов. «Марш».

4. «Романь Аксясь»»

5. «Кштема»

поэтический: стихи мордовских поэтов.

художественный: изображение скульптора С.Эрьзи,  скульптуры Эрзи                          рисунки и  фотографии мордовских национальных костюмов;  

Сидельников «Мордовские вышивальщицы».

У.  –    Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, и мы совершим небольшое

            путешествие по Мордовии. Тема нашего урока – «Моя Мордовия».

У.  -     Как называется страна, в которой мы живём?

Д.  -     Россия.

У.  -     Какой город является столицей России?

Д. -      Москва.

У. –     А как называется республика,  которая является частью России и в которой мы с вами

            живём?

Д. –     Мордовия.

У.-       Назовите главный город Мордовии.

Д.        Саранск. (сл.1-3)

У. -      Первое упоминание о племенах с общим названием «мордва» в письменных источниках  

            называют 6 в. н.э. Мордовские племена селились возле рек Мокша, Сура. Занимались

            скотоводством, земледелием, охотой и рыбной ловлей. Мордва вошла в состав Руси в 15

            веке. Уже в 17 веке создавалась письменность на мордовских языках. Их два – эрзя и

            мокша.. Эти языки входят в финно – угорскую группу языков. В Мордовии выходят

            республиканские газеты и журналы, ведутся местные телепередачи на телеканале «Сияжар»

            на этих двух языках.

                    У каждой страны и даже каждой республики, которые входят в состав России, есть  

           свои государственные символы.

  (сл.4)        Рассмотрите внимательно герб Мордовии. Мы видим обрамление в виде золотых

           колосьев пшеницы, ведь в Мордовии развитии сельское хозяйство, колосья перевиты

          лентой. На щите в центре – герб города Саранска, на нём изображена лиса. Это означает, что

          в лесах водится много зверей.

  (сл.5)        Флаг Мордовии – три полосы. Полоса тёмно – красного цвета символизирует понятие

         «Жизнь», белая полоса – «Чистота намерений», «Духовная чистота», в центре её розетка –

         символ солнца. Тёмно – синяя полоса – «Земля, напоенная водой».

  (сл.6)       Гимн Мордовии написан мордовским композитором Ниной Кошелевой на стихи

                 Сергея Кинякина.

                                           Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,

                                           России держалась и голову гордо несла.    

                                           Давали силы вольные Мокша, Сура,

                                           Ты духом была и осталась сильна и добра.

                               (Дети слушают стоя фрагмент Гимна Мордовии)

У. -    Ребята, ответьте на вопрос, как дошли народные песни до наших дней?

Д. -    Народные песни сочинялись в то далёкое время, когда музыке никого не учили, когда не

          было школ, когда трудно было встретить грамотного человека. Песни не записывались, а

          передавались из уст в уста, из поколения к поколению. Когда появились школы, песни стали

          записывать. Музыканты ездили по сёлам, слушали исполнение народных песен и потом их

          печатали. Издавались книги с народными песнями.

У. -    Ребята, а как вы думаете, о чём поётся в народных песнях?

Д. -     В народных песнях поётся о труде, о любви, о жизни.

У. -      Сейчас вы услышите, а затем и сами исполните одну из самых красивых мордовских  

            народных песен «Луганяса  келуня» (сл 7)

            При слушании постарайтесь определить, какой это кит?

          (Исполнение песни учителем с последующим переводом на русский язык).  

         

У. -    К какому «киту» можно отнести это произведение?

Д. -    Песня.

У. -    К какому жанру – инструментальному или вокальному – оно относится?

Д. -    К вокальному.

                    (исполнение детьми 1 и 2 куплета песни).

У. -    Ребята, скажите, а когда народ пел песни?

Д. -     Народ пел песни во время работы, на праздниках, во время отдыха.

У. -    И особенно много песен пели девушки, когда вместе собирались прясть, вышивать

           Посмотрите на картину И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы» и послушайте

           мордовскую народную песню «Романь Аксясь» Романова Аксинья. В ней поётся о том, как

           девушка тонко прядёт, как красиво вышивает свои узоры. (сл. 8)

У. -    Кроме народных песен и произведений, мы с вами сказали, что есть у мордвы и

          авторские произведения, т.е. написанные одним человеком. Перед вами, ребята, мордовские  

           композиторы – Л.П.Кирюков, Г.И.Сураев – Королёв, Г.Г.Вдовин, Н.В.Кошелева,  

           Л.И.Воинов.   (сл. 9)                           

                                          

     

У. -   (сл.10)     Л.И.Воинов родился и жил в городе Темникове. там он создал оркестр народных

        инструментов, для которого написал много музыкальных произведений. Одно из них –

       «Марш» - мы сегодня послушаем.

                                      (Слушание «марша» Л.Воинова).

У. -   Какая музыка прозвучала: авторская или народная?

Д. -  Авторская.

У. -   К какому «киту» относится это произведение?

Д. -   Маршу.

У. -   Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности этого произведения.

Д. -   Подвижный темп, чёткий ритм, мажорный лад.

У. -     Послушайте это произведение ещё раз и вслушайтесь в мордовские интонации.

У. –  Ребята, Мордовия славится не только своим трудолюбивым народом, своими

       композиторами, художниками, поэтами, но и своим великим героем, известным во всём мире

(сл.11) скульптором Степаном Дмитриевичем Нефёдовым, который название своего народа –  

           эрзя – сделал своим именем.

      Его знают во всём мире. В Саранске есть музей С.Эрьзи, где выставлены

      его работы – скульптуры из дерева, мрамора, цемента, металла.

       (Учитель показывает несколько изображений скульптур С.Эрьзи).сл. 12. 13. 14,

У.  –                           В Росси, средь берёзовых просторов,

                                  Полянка есть – Мордовия моя,

                                  Она, как песня матери, с которой

                                  За горы уходила и моря.

                 сл.15        На той полянке город есть красивый –

                      16        Кормилец мой и вдохновитель мой.

                                  Над Мокшею там наклонились ивы,

                                  Такие же, как рядом над Окой…

                                  Мой край родной – мордовская земля,

                                  Тебе слагаю песни я свои,

                                  Люблю твои раздольные поля,

                                  Суры и Мокши быстрые струи,

                                  Люблю твоих нарядов простоту,

                                  Твои обряды, звучный твой язык,

                                  Твоих сказаний смелую мечту,

                                  Которой с детства я внимать привык…

У. -           Ребята, Мордовия прославилась и песнями, и сказками, и танцами. Посмотрите, в каких

           красивых нарядах танцевали девушки!

                    (Показ фотографий мордовских костюмов).

У. -         Рубаха – «панар» - украшалась вышивкой. Нагрудные украшения – «сюлгамы» - это бусы,

         медные и серебряные браслеты, кольца, монеты. Пояс называется «пулай».  Головной убор –

       «панго», женские сапоги – «сёрмаф кямот». Их голенища у подъёма собраны в мелкие складки.      

        Они образуют собой подобие меха гармони. Такими сапожками мордовочки отбивали

        плясовую «Кштема». Послушаем этот мордовский народный танец. Перед прослушиванием    

     определите, какой это  кит, какие муз. средства используются в этом произведении?

        (сл.17)

               (Слушание мордовского народного танца «Левженский»).

У. -     К какому «киту» можно отнести это музыкальное произведение?

Д. -  Танец.

У. -   Какая музыка прозвучала: вокальная или инструментальная?

Д. -   Инструментальная.

У. -  Какой оркестр исполнил эту музыку?

Д. – Оркестр народных инструментов.

У.    -Какие средства муз. выразительности использованы?

Д. -   Быстрый темп, мажорный лад

У. -   Ребята, мы с вами знакомились с элементами движений мордовского танца, попробуем

         исполнить их под мордовский танец «Левженский»

            ( исполнение элементов мордовского танца)

У. -  Наше путешествие подошло к концу. И давайте ещё раз скажем, с музыкой какого народа мы

       сегодня  продолжили знакомство?

Д. -  Мордовского.

У. -  Как называются песни, которые мы сегодня разучили?

Д. -  «Луганяса келунясь» и «Романь Аксясь».

У. -  Какое музыкальное произведение, написанное Л.Воиновым, мы послушали?

Д. -  «Марш»

У. -  Как называется быстрый народный танец?

Д. -  «Кштема»

У. -  Чьё имя носит музей, где выставлены скульптуры?

Д. -  С.Эрьзи.

У. -   Ребята, сегодня вы узнали об истории мордовского народа, среди которого мы живём. Узнали

     о богатстве культуры этого народа, и я надеюсь, что вы полюбите мордовскую музыку и с  

     удовольствием будете её исполнять, слушать, петь.

                               Исполнение песни Г.Вдовина «Весна в Мордовии»  

 

                               

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)

"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...

Урок по изучению Республики Мордовия по теме "Важнейшие объекты (природные, хозяйственные, культурные) РМ"

Презентация может быть использована при изучении географии Республики Мордовия 8 класс....

Презентация к уроку Транспорт Мордовии

Данная презентация может быть использована учителем географии при изучении национально-регионального компонента Республики Мордовия и при изучении элективного курса география Республики Мордовия....

конспект урока краеведения "В Мордовии, и только здесь.."

Конспект урока для проведения элективного курса "В Мордовии, и только здесь...", 9 класс...

Мордовия, Мордовия, Мордовия моя!

Литературно - музыкальная композиция о Мордовии...

Презентация по географии Мордовии "Агропромышленный комплекс Мордовии"

В презентации дана характеристика агропромышленного комплекса Республики Мордовия: особенности развития и размещения,  производимая продукция, проблемы и перспективы развития...