Профессиональная компетенция учителя музыки в реализации здоровьесберегающих технологий.
статья по музыке (5 класс) по теме

Томилина Зоя Михайловна

Статья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетенция учителя музыки в реализации здоровьесберегающих технологий.

Вокалотерапия.

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.  А.И.Попов основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Упражнения А.И.Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.

Логоритмика.

Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ране возбужденных отделов. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника,музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Ритмотерапия.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец помогают школьнику легко устанавливать – дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыхание. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения « золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить.

Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие- либо посторонние дела. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

Фольклорная арттерапия.

При сохранении «золотого фонда» композиторов – классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной,  творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимые музыкально- педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей.

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности,

народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание , голосовой аппарат. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно- поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру.

Музыкально-рациональная психотерапия.

Музыкально- рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение обогащение спектра доступных школьнику переживаний и формирование мировоззрения , которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия- лечение красотой и аретотерапия- лечение идеалами. Несомненный интерес для формирования в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущения ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и самотического зрения.

Терапия творчеством.

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно воздействует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.

Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить  собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу. На уроках музыки широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах ( ложках, свистульках, бубнах и других)

Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого – опора на ритм, ритмическую композицию. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и другое.  Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так неоходимого ощущения музыки и для

освоения детьми её ритма. Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создание различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щёк: свист, шипение, кряхтение,цоканье,вдохи, выдохи, возгласы- их огромный арвенал с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребёнка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ретмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.

Сказкотерапия.

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты- предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке.

Улыбкотерапия.

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важно на уроке и улыбка самого ребёнка. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки.

Коррекционно- развивающая работа.

Основная коррекционная задача учителя музыки- поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Главное и самое важное – это атмосфера урока. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс « я не умею» - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность.

Актуальное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать своё исполнение и исполнение других.

Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Обобщение опыта работы Повышение профессиональной компетенции учителя литературы через освоение инновационных технологий воспитания во внеклассной работе

Учитель обобщает свой опыт работы  по повышению профессиональной компетенции через освоение инновационных технологий  воспитания во внеклассной работе...

Доклад по теме «Здоровьесберегающие педтехнологии – важнейший элемент профессиональной компетенции учителя»

Материал для выступления на педсовете или МО учителей русского языка и литературы....

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Учебно-методическое пособие "Исполнительская деятельность концертмейстера и ее роль в приобретении профессиональных компетенций учителя музыки в классе «Аккомпанемент»

Методические рекомендации раскрывают практические возможности использования их в формировании специальных профессиональных компетенций будущего учителя музыки.Рекомендовано для студентов музыкального ...