Главные вкладки

    Статья «Игра как форма обучения в начальной школе».
    статья по музыке по теме

    Трофимова Алла Васильевна

    Необходимость использования игровых форм и методов обучения на уроках музыки в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья  «Игра как форма обучения в начальной школе».

                                                 Учитель - человек, который может делать

                                                                 трудные вещи легкими.

                                                                                    (Ральф Уолдо Эмерсон)

       Учиться – тяжелый труд для ребят, так было во все времена. Осознать, запомнить необходимую информацию очень сложно, а применить знания в своей жизни еще сложнее. Для педагога  видеть своих учеников образованными людьми, уверенными в своих силах -  заслуженная похвала, ради которой стоит работать, стоит вкладывать душу.  

       Но все же в стремлении к совершенству необходимо отметить определенное количество недостатков десятилетиями наработанной системы традиционных уроков. Проходит время, изменяемся мы, учителя, изменяется мышление наших учеников. Необходимо находить новые формы и методы воспитания и обучения для современных детей. Хотя, не будем кривить душой, многие формы и методы обучения остаются прежними, только лишь меняя внешнюю оболочку. Для того, чтобы понять необходимость поиска новых технологий в сфере обучения давайте вспомним несколько преувеличенный урок в кинофильме «Пеппи Длинныйчулок»:

    Учитель:

    Дети, выполняйте задание! Три-четыре, Раз-два-три!

    Дети:

    Знание, внимание, прилежание!

    Будь всегда внимательным, Смотри!

    Дети:

    Кто отлично успевает, Уважение тому!

    Кто упрямая невежда, Тот немедленно к столбу!

    В каждой шутке есть только доля шутки! Мы прекрасно понимаем, что часто значительную часть традиционного урока занимает лекция, беседа, объяснение. «Знание, внимание, прилежание! Будь всегда внимательным, Смотри!»

    Ученик в этом случае вынужден практически неподвижно сидеть, превращаясь на 50% в слух, а на оставшиеся 50% в зрение.

    Учащиеся по-разному реагируют на вынужденное созерцание  рассказывающего учителя. Но это отдельная проблема, которой можно посвятить целое выступление.

           Для меня использование игровых ситуаций является органичной частью педагогического процесса. Поэтому предложу вам еще одну ситуацию.

    В моих руках воздушный шар – это ученик, воздух, который я надуваю – это та информация, которую он получает в школе при изучении различных дисциплин.

    1.Что произойдет, если я отпущу шар, предварительно его не завязав? (он сдуется, некоторые ребята, выйдя за пределы класса, именно так и поступают с полученной информацией.

    2. Что произойдет, если продолжать надувать воздушный шар? (он лопнет – ребенок заболеет, и, соответственно, на определенный период времени перестанет воспринимать нашу информацию в школе)

    При традиционной системе преподавания школьник сидит за партой, слушает, должен верить в то, что ему говорят. Интеллект и механическая память перегружены до предела, а тело и душа почти не задействованы.

             В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения. Целью поиска является создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа образования нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть жизни каждого человека вне зависимости от возраста.

    Эта идея не нова и имеет глубокие исторические корни. К использованию приемов игрового обучения призывали Ф.Рабле,  Я.А.Каменский,  Ж.Руссо. Педагогический феномен игры истолкован в трудах  А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского.

    Игра выполняет следующие  функции:      

    1.мотивирующая (воодушевить, пробудить интерес).

    2. коммуникативную

    3. самореализации в игре.

    4. здоровьесбережение (Релаксация)

    5. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

    6. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных показателей.

    7. социокультурная: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Игра на уроке музыки также развивает у детей:  

    1. музыкально-образное мышление,
    2. музыкально-эстетический вкус,
    3. музыкальные способности (чувство ритма, музыкальный слух, память),
    4. двигательной активности
    5. способности к творчеству…

    На других уроках, так же, как и на музыке происходит развитие:

    1. навыков самостоятельной работы,
    2. умения принимать решения,

         Любая игра, которая используется в рамках педагогического процесса требует определенных педагогических знаний и усилий.  

    Игра на уроке музыки принесет положительный результат, если:

    1. Игра = свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только для результата.
    2. Игра = творческий, импровизационный процесс.
    3. Будет соблюдена активная деятельность игры.
    4. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, «эмоциональное напряжение игры».
    5. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

    В процессе обучения я использую следующие игровые формы и методы:

    1. Создание проблемных игровых ситуаций.   

    «Путаница»

     из отдельных букв необходимо собрать название муз. инструментов.

    «Старинная рукопись»

    Задача – обобщить знания о танцах, музыкальных инструментах.

    Необходимо исправить рассказ о музыкальном празднике.

          Однажды знатный вельможа давал бал в честь дня рождения своей дочери. Вечер проходил в роскошной кухне при погашенных свечах.

    Бал открывали хозяин дома с именинницей. Они встали в первой паре торжественной лезгинки. Дальше танцы чередой следовали друг за другом. Знатные дамы плавно разошлись в фигурах трепака, статные кавалеры вприсядку отплясывали «Бульбу», звеня шпорами и щелкая каблуками. Празднично звучал придворный оркестр: заунывно гудела волынка, пел пастуший рожок, звенели гусли, слышались переборы баяна.

        А за окном, на деревенской улице, шумело народное гулянье. Ансамбль из 4 скрипок, арфы и электрогитары исполнял галантный менуэт. Вприпрыжку вальсировали конюх с молочницей, дворовые девушки кружились в гавоте, а одинокий пастух лихо прыгал в полонезе. Дети, взявшись за руки, водили мазурку. Веселье продолжалось до самого утра. Праздник удался на славу.

    Игра «Телеграмма»

    А) Помоги библиотекарю.

    Задача: повторение темы: «Музыкальная форма. Вариации. Рондо»

    Легенда:

    Читаю телеграмму под грифом «Срочно».

    В муз. библиотеку проник щенок и перемешал содержимое двух  ящиков. Высылаю карточки. Срочно разложите их в 2 конверта и подпишите: «Вариации», «Рондо».

    Ребята, поторопитесь. Очень жду. Буратино.

    Фарлаф

    Тема

    АВАСА…

    Круг

    Эпизод

    Рефрен

    Хоровод

    А, А1, А2, А3, А4…

    1. Игровое моделирование.

    игра «Я – композитор»

    необходимо «сочинить» музыкальное произведение по заданной теме: «Зима», «Праздник», т.е. подобрать средства музыкальной выразительности, подходящие к названию музыкального произведения.

    Игра «Подарок любимой маме»

    Вспомнить стихотворение о маме, сочинить мелодию к данному тексту.

    Игра «Моя лучшая роль» или «Давай поиграем в театр»

    Цель – повтор муз инструментов

    «Разговор смычковых»

    4 участникам дается текст муз.инструмента:

    Виолончель

    Контрабас

    Альт

    Скрипка

    Необходимо вспомнить диапазон звучания инструментов, сочинить мелодию к тексту и пропеть в соответствии со своим инструментом (в рамках своего голосового диапазона)

         «Разговор смычковых»

    1. Сказал однажды контрабас:

            -Имею я волшебный бас,

    Он необычный, непростой,

    Он нужен музыке любой.

    1. Пропела тут виолончель:

    Как ты, дружище контрабас,

    В звучанье я имею бас,

    Но в высь за скрипкой, я стремлюсь,

    И нот высоких не боюсь.

    1. В беседу скромный альта вступил,

    Достойно он проговорил:

           - В звучанье я не так высок,

             Басит порой мой голосок.

             Зато я скрипки брат родной,

             Сестра моя гордится мной.

       

    1. Молчала скрипка до сих пор,

    Но тут вступила в разговор:

           - Прекрасны все мы и равны,

             Все граждане одной страны.

    Игровое моделирование помогает учащимся попасть в сказочную страну, в которой они выполняют различные задания:

    А) учащимся выдаются выполненные из бумаги волшебные шапочки (оригами), они выполняют несколько движений, пропевая  волшебные слова: «1,2,3,4,5 – в сказке вместе мы опять», одевают шапочки и оказываются в другой реальности (в сказке)

    Б) Сквозное задание на весь урок помогает активизировать внимание и познавательный интерес

    «Цветик-семицветик».  

    Например, ученикам к концу урока необходимо собрать цветик-семицветик, который поможет им в исполнении любых желаний.

    За каждое выполненное задание ребята получают по  лепестку цветка и к концу урока составляют цветик-семицветик.

    «Новогодняя елка»

    Сквозное задание – нарядить елку.

    За каждое выполненное задание ребята получают по одному елочному украшению. В конце урока – всех радует красавица елка.

    1. Метод «от простого к сложному».  

    игра «Шумовой оркестр»

    цель – развитие чувства ритма, ансамбля.

    Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая получает свой (очень простой ритм). Конечной целью является коллективное исполнение 2х ритмов (шумовой оркестр)

    Постепенно усложняем задание: класс можно разделить на 3 группы и каждой дать свой ритм. Требуется внимание для выполнения этого задания.

    Далее усложняем: дирижером, координирующим действия всех участников процесса, может стать один из учеников.

    1. Метод «забегания вперед».

    Учащиеся начальной школы знакомятся со средствами музыкальной выразительности на каждом уроке во время слушания музыки, исполнения ее. Только через время мы собираем все средства муз. выразительности вместе.

    Тот же метод используем при знакомстве с 3 основными музыкальными жанрами.

    Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра, оркестра русских народ. инструментов.

    1. Использование различных способов передачи информации.  

    Игра «Угадай по голосу»

    Повторение темы: музыкальные инструменты.

    Развитие тембрового слуха.

    Звучат небольшие муз. фрагменты в исполнении различных муз.инструментов. Необходимо их узнать.

    Игра « Что хранится в волшебном ящичке?»

    А) Необходимо отгадать музыкальную загадку,

    Очень древний и простой инструмент, внутри пустой!

    Палочки упруго бьют, ритм ансамблю задают.

    Он всегда бывает рад за собой вести парад!    (барабан)

     Б) узнать по краткому описанию данный предмет (муз инструмент,  портрет композитора…)

    Один из древнейших ударных инструментов, сделанный в виде маленького цилиндра, на который натянута кожаная  мембрана. Звук извлекают ударом  деревянной колотушкой с мягким наконечником, руками. С древнейших времён использовался как сигнальный инструмент, для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.

    В)ученик на ощупь узнает предмет, дает ребятам краткое описание предмета, все остальные должны догадаться «что хранится в волшебном ящичке»

    Игра «Ай, да музыкант!»

    Движениями, без использования голоса необходимо показать исполнителя, играющего на данном музыкальном инструменте. (название муз.инструмента дается ученику на карточке)

    1. Индивидуальный подход.  
    2. Ориентация на развитие творческой активности.

                                                                           

    Игра «Перевертыш» - 

    Работа в группах или индивидуально.

    Цель – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,

    Обогащение словаря музыкальных эмоций.

    В классе разучивается 1 мелодия (пропеваем на 1 слог)

    Каждая группа получает карточку (уточняется настроение, с которым пропевается мелодия, например – грозно, ласково, решительно).

    Необходимо изменить средства музыкальной выразительности в мелодии -(ускорить или замедлить темп, спеть громче или тише, отрывистую мелодию пропеть плавно…)для изменения настроения произведения.

    Все остальные ребята подбирают подходящие синонимы для обозначения получившегося настроения.

    Игра «Научи меня танцевать»

    Задача – подобрать танцевальные движения, подходящие к названию музыкального произведения, к настроению муз. произведения…(муз.пример – «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский)

    Игра «Давай поменяемся ролями»

    Инсценировка песни. Исполнение по ролям. (муз.пример – «Песенка Простака и Забияки» муз. Г.Гладкова)

       Использовать  игровые технологии в рамках образовательного процесса можно:

    1. во внеклассной работе (это и конкурсы, и праздники, и предметные недели)

    2. в повседневной учебной практике – на уроке музыки

    (примерные темы уроков:  «Путешествие в мир симфонического оркестра»,  «В стране Вариации»…)

    3. в индивидуальной работе над проектами

    «Сочини свою музыкальную сказку»,

                 Домашнее задание:

    Ученикам дается фрагмент литературного произведения, например, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршак.

    Необходимо сочинить и пропеть мелодию.

    «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ
    Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
    Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки - оказалось, это брюки.
    Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

    Надевать он стал пальто - говорят ему: "Не то!"
    Стал натягивать гамаши - говорят ему: "Не ваши!"
    Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

    Вместо шапки на ходу он надел сковороду.
    Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.
    Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

    «Немое кино»

    Домашнее задание: ученикам дается название известной им песни, например «Песенка мамонтенка».  Необходимо подобрать движения, которые соответствовали бы сюжету песни, настроению музыкального произведения.

    «Какой я вижу кикимору»  по музыкальному произведению А.К.Лядова «Кикимора»)

    Необходимо создать образ кикиморы, который соответствовал бы характеру музыкального образа. (это может быть рисунок, аппликация, вылепленная из пластилина кикимора и т.д.)

       

       Игровые ситуации, позволяют посмотреть на обучение другими глазами. Занятие становится ярким и запоминающимся. Формула успеха урока проста: накопленный педагогический опыт, искорка во взгляде, а также желание превратить 45минут в праздник для ребят. Учись, твори вместе с детьми, стремись к успеху!

                                                                    Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно

                                                                    любить то, что преподаешь, и любить тех, кому

                                                                    преподаешь.

                                                                                                     (Василий Ключевский) 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и формы контроля в начальной школе на уроках английского языка

    Попытка анализа различных методов и критериев оценивания знаний учащихся начальной ступени обучения по иностранному языку...

    Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе

    Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе.Интересным и эффективным способом обучения лексики на уроках английского языка является игра. Об обучающих возможностях использования игрово...

    Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе

    Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе.Интересным и эффективным способом обучения лексики на уроках английского языка является игра. Об обучающих возможностях использования игрово...

    Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

     Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...

    «Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

    Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

    Статья "Игры на уроках английского языка на начальной ступени обучения"

    Цель данной работы заключается в освещении вопроса о значении игр и их использовании в младших классах на уроках английского языка.Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, пр...