Взаимосвязь музыкального и технического развития.
материал по музыке на тему

Рапатюк Наталия Александровна

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_muzykalnogo_i_tehnicheskogo_razvitiya.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                             Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает

                                                                              технику от содержания музыкального произведения.

                                                                                                                         К.Игумнов

                                                                              Даже в самых сухих упражнениях неуклонно

                                                                                Наблюдай за красотой звука.

                                                                                                                         В.Сафонов

    Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических  (мышечных), так и психических (волевых) свойств.

   В работе над  пианистической техникой   требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «немузыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области.

   Можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности, метричности, «корявости». Еще больше примеров, когда неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при сменах фигураций, позиций, регистров. Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, ее развития.

  Из этого ясно, какое огромное значение для успешной работы над пианистической техникой имеет развитие общей музыкальности ученика.

   Однако известны и другие случаи неудач, когда все факторы музыкального и технического развития налицо, но развитие двигательной системы идет своим, особым путем, оторванным от задач выражения музыки.

   Например, в гаммах, арпеджио, этюдах ставится узкая цель (скажем, достижение пальцевой четкости и беглости), а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости и пластичности игнорируются. В этих случаях, хотя ученики играют инструктивный материал довольно хорошо, при исполнении художественных произведений у них появляется неловкость, угловатость и корявость.

   Некоторые примеры отрыва технического развития от музыкально-звуковых задач:

  1. «Изолированные пальцы». Конечно, нужно развивать независимость пальцев; но когда в основу технического развития ставится поочередный подъем и опускание изолированных пальцев при застывшей позиции руки и при этом больше внимания уделяется гимнастике, чем звуковому результату, - это в дальнейшем становится основным препятствием, как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой. Кантилена исполняется отдельными взмахами пальцев и руки, что приводит к разорванности музыкальной фразы и к статичности. В исполнении быстрых пассажей отсутствует пластичность, смена позиций страдает угловатостью и корявостью, да и сама быстрота становится ограниченной; пассажи звучат  однообразно, без фразировки, без дыхания и пульса.

  1. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, ему начинают «освобождать» кисть. При этом добиваются большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание – тусклым; в музыкальной фразировке господствуют случайные моменты, исполнение выглядит невыразительным и манерным. Необходимо помнить, что подлинная пианистическая свобода (свобода владения инструментом) появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; ее невозможно достигнуть путем пассивного покоя одних участков и разболтанности других. Известно, что совершенствование заключается как в приобретении необходимых, так и в избавлении от лишних движений.

  1. «Чрезмерная быстрота». Иногда, развивая технику, главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по поверхности клавиатуры, а иногда даже проносятся по воздуху, не задевая клавиш. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому. Пассажи не звучат. Нечего говорить о том, что недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев наносит большой вред, как музыкальной выразительности, так и технической ясности.

Вот к таким печальным результатам может привести отрыв технического развития от музыкально-звуковых задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»

Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...

"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".

Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...