Курсовой проект на тему: "Музыкальные игры на уроках музыки в начальных классах"
методическая разработка по музыке по теме

Селиванова Инга Петровна

Музыкальные игры на уроках музыки в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_2013.doc121.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

 Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский

     Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я.Гальперин, В.Л.Данилова, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.И Пидкасистый,. Ж.С. Хайдаров: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат.»  

    Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)   Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.   Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.  Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

         Я считаю свою тему актуальной, потому что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. Дети в XXI веке владеют компьютерной техникой, мультимедиасредствами, общительны, но не всегда и не везде получают верное

музыкально-эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе – как урока творчества…. А творчество невозможно без игры…

Целью моей работы является: Определить роль и место игры в приобщении младших школьников к музыке.

В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:

- раскрыть понятие «игры»;

- рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

- рассмотреть классификацию игровых технологий;

- проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах;

- обосновать возможности практического применения игры в начальных классах.

Методы исследования: Изучение и анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

Содержание.

Введение.

1. Игровая деятельность младших школьников.

  1. Теоретические основы игровой деятельности детей.
  2. Роль игры в процессе обучения  младших школьников.

1.3     Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.

2. Практический опыт применения музыкальных игр на уроках музыки.

2.1 Из опыта учителей музыки использования игры на уроках музыки.

2.2  Из личного опыта использования игры на уроках музыки.

Заключение.

Список литературы.

  1. Теоретические основы игровой деятельности детей.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры – это её разнообразная полезность.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

 наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

  1.  Роль игры в процессе обучения  младших школьников.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

 в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

 Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

1.3     Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Приведу примеры. Для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи, исполнять несложные произведения по нотам, следить за нотной записью при пении с текстом, как важнейшей практической задачи обучения пению целесообразно установление связи занятия по нотной грамоте с хоровым пением и введением в учебный процесс различных игр и игровых средств. Добиваясь их средствами четкой дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно. Может быть использована "Игра в моряков". Один, из хорошо поющих детей - капитан. Он набирает веселую команду. Кто верно повторит его задания (спеть фразу), идет в команду.

Одним из важнейших звеньев учебной работы по музыке является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение в части узнавания, сравнения, сопоставления.

Обучение пению по нотам начинается уже в I классе и постоянно подкрепляется для большей доступности играми, сравнениями, рассказами, пояснениями, дающими возможность лучше осознать простейшие элементы музыкального языка. Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы, приемы обучения музыкальной грамоте.

Интересными приемами является использование:

вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно ищут "ритмический ответ".

пения примера "вслух" и "про себя" в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают "про себя" и по указанию учителя включаются в пение вслух.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно "выразить свои суждения о прослушанном". Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти.

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.


 Из опыта учителей музыки использования игры на уроках музыки.

После окончания Канашского педагогического колледжа я  работаю в школе и в детском саду. И мне приходилось общаться с учителями музыки и присутствовать на их уроках, которые преподают в школах нашего района.  Они с удовольствием делились разными методиками и технологиями которыми пользуются в своей педагогической практике, например Данилова Л.Д. работает в деревне Именево, она рассказала, что очень часто использует игры на уроках музыки, вот одна из них:  на развитие слуха. Детям предлагается послушать разные инструменты – бубен, маракасы. Придумываем разные движения, например под бубен садимся, под маракасы прыгаем. Затем дети отворачиваются и должны определить какой инструмент звучит.  Далее можно вводить и другие инструменты, количество их неограниченно.

Слушая интервалы, дети приводят свои ассоциации – октава- большой жираф, прима- дождик идет.

Учитель музыки из деревни Балабаш-Баишево Тихонова Н.В. так же проводит не менее интересные уроки , в своей работе она опирается на систему обучения К.Орфа .  Звучащие жесты: “Дождик накрапывает”

Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)

Фонопедическое упражнение-игра

“Весенние голоса”

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка) До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр) Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз) И дальше побежал (булькаем) Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет) Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)  И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)  Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно) Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами) Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Учитель музыки села Батырево Никитин П.Н. в своей работе использует такие музыкальные игры:

1 КЛАСС.

Музыкальная кисть.

Цель игры -- развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

Игра в учителя.

Цель игры -- закрепление знаний музыкальной грамоты.

Дидактический материал: карточки с музыкальными терминами.

Методика и техника игры. Традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степень усвоения музыкальных знаний, полученных в течение 1 четверти. Ученик, который выступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть «книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оно означает.

Методическое лото.

Цель игры - развитие мелодичности слуха первоклассников, и закрепление знаний нотной грамоты.

Дидактический материал: карточки мелодического лото.

Методика и техника игры. Учащиеся готовят карточки мелодического лото на твердой бумаге, а затем выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодия составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.

Задача каждого ученика - не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке» или сыграть на «клавиатуре» фортепьяно.

Играем в оркестр.

Цель игры -- развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.

Дидактический репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).

Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).

Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.

После этого класс «превращается» в оркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты -- первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

2 КЛАСС

Фотограф.

Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания первоклассников.

Дидактический материал: карточки с ритмом.

Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф».

Разведчики.

Цель игры - закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.

Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».

Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.

Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли «дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед становится новая задача - запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.

Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.

3 КЛАСС

Звездное небо.

Цель игры -- развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкального мышления школьников.

Дидактический материал: инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.

Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепьяно с оркестром (вступление).

Методика и техника игры. Для проведения музыкально- дидактической игры педагог выбирает 5-7 учащихся и раздает им музыкальные инструменты (бубен,  металлофон, треугольник, колокольчики, маракасы). Школьникам предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».

Далее на фоне звучания музыки концерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» - глиссандо на металлофоне).

Игра носит импровизационный характер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта на фортепьяно в четыре руки с учащимися.

После игры школьники рисуют «звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.

Музыкальное путешествие по Европе.

Цель игры - обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитие исполнительских умений и навыков.

Дидактический материал: нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмические карточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».

Музыкальный репертуар: произведения по программе 3 четверти третьего класса.

Методика и техника игры. Для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста», «путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится в своеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня» М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учитель выполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставит музыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует и оценивает работу класса).

Урок-путешествие начинается со звучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и «поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутыми в локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).

Первая станция, на которой остановился «музыкальный поезд» - станция «мелодичная». На этой станции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотном плакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (К примеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского» чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина», итальянская народная песня «Макароны»).

Если «путешественники» не справляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляются те ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.

«Музыкальный поезд» останавливается на второй станции - «ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадывают те произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем по оркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).

Третья станция - станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.

Четвертая станция - «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с «композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.

«Музыкальное путешествие» продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию - «Слушательскую». Здесь «путешественники» по фрагментам определяют произведения и называют композиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И. Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).

Шестая станция - «Исполнительская». На этой станции заканчивается «путешествие». Все участники игры - «машинисты», «путешественники», «певцы», «оркестранты», «композиторы» - завершают свое «музыкальное путешествие» исполнением песни Б. Савельева «Большой хоровод».

Из личного опыта использования игры на уроках музыки.

На уроках музыки в начальной школе я все чаще стала применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Мною используются разнообразные формы игры. Это приспособленные к учебным заданиям настольные игры, такие как лото, ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.

Это и сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Инсценировка сюжета сказки», «Разыграй песню».  

Для развития мелкой моторики и в качестве физкультминутки использую пальчиковые и музыкально-ритмические игры, такие как «Мы делили апельсин», «Этот пальчик дедушка», «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять», «У дедушки Трифона», «Мы писали», «Мы играли», «Путешествие по лесу», «Этот пальчик в лес пошёл», «Если весело живётся, делай так!», «Буги - вуги».

Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная  пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо».

 Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук», «Звучит не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальные инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и творческое мышление.  

Хорошо известная, но в тоже время увлекательная форма игры - это  уроки – КВН. Совместно с детьми мною разработаны КВНы:  «Я уже много знаю», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры».

Большую подготовительную работу требует организация и проведение уроков концертов, уроков спектаклей: выбор репертуара и героев, подготовка костюмов и декораций, составление программы и приглашение гостей… И получается настоящий музыкальный праздник! Ребята ещё долго вспоминают такие музыкальные представления как: «Моя любимая музыка», «Музыкальный калейдоскоп»»,

А сколько ещё интересных игровых форм можно использовать на уроках: музыкальные эстафеты и весёлые старты, игры сюрпризы и аукционы, музыкальные маскарады и карнавалы…

Описание игр, которых использую на уроке музыки.

Вспомни песню.

Музыкант исполняет отрывки из разных песен. Слушателям нужно записать названия тех, которые они узнали и вспомнили. Побеждает тот, у кого окажется наибольшее количество правильных записей.

Узнай песню.

Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие ( или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.

Эти игры проводятся для  закрепления разученных песен.  

Поймай ноту.

Ребята становятся парами и начинают  танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают в слух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь в слух. Иногда получается смешной разной композицией.

Встреча с оркестром.

Мы знаем, ребята, что вас  знакомили с музыкальными инструментами, встречались вы и с учениками, занимающимися в музыкальной школе.

  Загадки.

1 В оркестре узнают нас по раскату меди,

Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

2. Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)

3.Слог первый-представитель тех времен,

Кем был британский остров заселен,

А слог второй – одно из междометий,

В картине задним планом служит третий. (Саксофон)

4. Вхожу в состав смычковых постоянно,

Я голос, но не тенор, не сопрано.(Альт)

5. Назовите музыкальный инструмент, который является основой белорусского народного оркестра. (Цимбалы)

Кольцовка песен.

Играющие образуют несколько групп. Игра состоит в том, что команда по очереди исполняют один куплет песни на выбранную тему. Например: о насекомых, о временах года, солдатские песни, песни о море и т.д. Интервал между исполнением песен командами – 3 секунды, надо строго придерживаться этого правила. За нарушение – штрафное очко. Победитель – Та команда, которая споет последнюю песню.

Угадай мелодию.

Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Заветный час», «Прогноз погоды» и др.

Задача участников – угадать, что за передача.

Споемте вместе

Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна вспомнить и спеть куплет другой песни, но в которой обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Первая команда припоминает и поет куплет из песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д.

Например: То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый.

Где найдешь еще такой.

          Вы шумите, шумите надо мною березы

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Музыкальный чайнворд

Необходимо вписать в круг слова из трех букв:

1.Напиток из жидкости, отжимаемый из ягод, фруктов, овощей.(Сок)

2.Который шест, заостренный с одного конца. (Кол)

3. Способ добычи. (Лов)

4. В хвостик ноты необходимо дописать название палки, используемой для игры в бильярд. (Кий)

Прочитайте фамилию композитора, автора Государственного гимна Белорусской ССР.

Ответы: 1.Сок. 2.Кол.3.Лов. 4. кий

(Соколовский).

Вопросы – ответы

Условия конкурса: одна команда должна за одну минуту вспомнить и понять отрывок из песни содержащий из вопроса.

Например: «Ну что сказать

Ну что сказать.

Устроены так люди,

Желают знать.

Желают знать:

Желают знать, что будет?»

Вторая команда за одну минуту должна вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:

«То ли еще будет, то ли еще будет

Ой-ой-ой»

Эти игры развивают познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Перевертыши

Ведущий называет телевизионные передачи. Песни и др. с перевернутым смыслом.

Например: 1. «Лунные сутки». Команда отвечает «Заветный час»

                   2. «Доброе утро, старушки». (Спокойной ночи, малыши)

                   3. «Вечерняя бандероль». (Утренняя почта)

                   4. «Привет! Один на улице». (Пока все дома)

                   5. Песня «Грусть». (Улыбка)

                    6. Песня «Порознь  скучно ехать». (Вместе весело шагать)

                    7. Балет «Проснувшийся уродина». (Балет «Вместе весело шагать»)

                    8. Строчки из песни: «Не надо ползать красиво водителю в снегу».  (Пусть бегут неуклюже  пешеходы по лужам)

 Великие люди

Приглашаются по одному человеку из команды перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.

Звучат мелодии  знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фаимлией композитора.

Танец на «Островке»

В этой игре могут принимать участие 8-7 пар. Для ее проведения необходимо приготовить 8-10 старых газет. Каждой паре дается газета, и руководитель знакомит играющих с правилами игры. Под музыку все пары начинают танцевать, соблюдая одно условие – не сходить со своей газеты. Если один из партнеров нарушил это условие, то пара выбивает из игры. Музыка играет 1-2 минуты, после чего газета складывается по полам, и танец продолжается. Газета складывается до тех пор, пока не останется одна пара , сумевшая удержатся на маленьком газетном островке. Руководитель должен следить, чтобы ребята танцевали, а не стояли, и фиксировать сошедших с газеты.

Музыкальный платочек

Помощники в игре – обыкновенный платочек и метала. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: «Стоп!», музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель.  А в руках у ведущего появляется метла. Всех стоящих в кругу он просит по номерам. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий Называет номер и бросит метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел – становится ведущим.

Узнай песню по нескольким звукам.

Для этого нужен проигрыватель и набор пластинок с популярными песнями. Ведущий ставит первую попавшуюся пластину, осторожно опускает иглу и через 2-3 секунды поднимает ее. Ребята должны назвать песню. Если они не уловили, игла опускается еще раз на несколько секунд. Можно это провести как соревнование команд. Победитель определяется по наибольшему количеству  очков за правильное узнавание песен.

Заключение

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К урокам музыки в начальных классах.

Загадки, стихи, игры к урокам музыки....

Музыкальные загадки о инструментах. Материал можно использовать на уроках музыки в начальных классах с использованием ИКТ.

Музыкальные загадки об инструментах В стране инструментов живёт великан,Хранящий все звуки вселенной ... (орган).У какого инструмента есть и струны, и педаль?Несомненно, это славный наш ......

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

"Активные методы обучения с применением мультимедийных игр на уроках музыки в начальных классах для развития творческих способностей учащихся".

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и ...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальных классах»

Цель методической разработки - показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника....

Игры на уроках музыки в начальной школе — одна из форм творческого процесса.

Для младших школьников игра – сфера их социального творчества. Игра необычайно информативна и многое “рассказывает” самому ребенку о нем. Основной мотив игры – это не...