Размышления хормейстера
статья по музыке по теме

Колпышева Лилиана Михайловна

Как создать хоровой коллектив?  Как сохранить заинтересованность у хористов? Чио важнее- "регалии" или Дух содружества?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл размышления хормейстера24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗМЫШЛЕНИЯ   ХОРМЕЙСТЕРА

                                                             Я слышу, я чувствую, я пою  – значит,  я живу.

Колпышева Лилиана Михайловна

Педагог дополнительного образования

В Физико-Математический Лицей №366 я пришла работать в 1994 г,  уже имея за плечами 15-тилетний опыт учителя музыки и хормейстера. Руководство школы - в лице директора Фадеевой В.Н. и  завуча Кузьминой Е.И. - хотело, чтобы дети, наряду с углублённым изучением точных предметов, могли иметь возможность развиваться творчески и духовно.

По моему глубокому убеждению, подтверждённому многолетним опытом,  неодарённых детей нет. Есть оставленные без внимания способности, которые можно развить в любом возрасте. Только должна быть главная движущая сила  - огромное настойчивое Желание.      

В школьном хоре мог начать заниматься любой, желающий петь, ребёнок без ярко выраженных музыкальных способностей. Вскоре стало ясно, что это не просто школьный хор, а многоступенчатый хоровой коллектив. В его состав входили:  ансамбль дошколят «Бусинки», Младший хор, Основной состав (из которого формировался Концертный состав) и ансамбль старшеклассников «Ренессанс».

        Так родилась хоровая студия «ГАРМОНИЯ». Сейчас ей 18 лет. Совершеннолетие…

Не одно поколение студийцев было воспитано за эти годы. Сегодня в стенах Физико-математического лицея занимается  два детских состава «Гармонии»  – Младший и Основной /концертный/ и один взрослый камерный хор  «Ренессанс», состоящий из выросших студийцев и родителей хористов.

Любовь к музыке рождает в коллективе удивительную атмосферу дружбы и уважения друг к другу. Здесь нет соперников, а есть наставники, нет  резкого разделения на коллективы, а есть одно большое хоровое содружество. Студийцы всё делают вместе – работают, отдыхают, отмечают дни рождения, устраивают праздничные чаепития. Хорошей традицией стали поездки на весенние каникулы в хоровой лагерь, где дети вместе со взрослыми работают над созданием собственных дисков.  Их у студии уже семь.

Репертуар хора разнообразен. Здесь и классические произведения / Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Чайковский/, и патриотические песни, и песни народов мира.

Работая много лет с детьми, я всегда ощущала недостаток музыкального материала. Не хватало песен, которые  соответствовали бы их возрасту, психологическому восприятию. Мне искренне жаль детей, выходящих на сцену с микрофоном в руке и исполняющих совершенно не соответствующие их возрасту песни - ни по диапазону, ни по текстовому содержанию. А ведь формирование музыкального вкуса - это длительный  и сложный процесс, который не может обогнать возраст ребёнка.

Скорее всего, всё это и подтолкнуло меня к созданию песен и песенок для детей разного возраста. Их поют и самые маленькие, и старшеклассники. С удовольствием поют взрослые.

Уже 15 лет «ГАРМОНИЯ» один из лучших хоров Московского района. Дает благотворительные концерты в Доме Милосердия, выступает на различных концертных площадках города. Ежегодно проводит традиционные рождественские и  весенние концерты, выступления для ветеранов и блокадников Ленинграда.

«ГАРМОНИЯ» - 17-тикратный победитель районных хоровых Олимпиад и конкурсов, 3-хкратный победитель городских хоровых Олимпиад. Лауреат международного фестиваля в Польше радиокомпании г. Гданьска «Янтаринки Балтии», участник международного страсбургского проекта «Дети России – городам Европы» проходивший в Бельгии и Франции.

Список «регалий» можно продолжить, но это ли главное?

Наверное, самое заветное моё желание – желание учителя и хормейстера – как можно дольше продлить Детство. А ведь оно  - Детство - есть и остаётся в каждом из нас на всю жизнь.

Почему рядом с детским хоровым коллективом у меня всегда вырастал хор взрослый?  В школе     № 643, где я работала замдиректора по эстетическому воспитанию – хор Учителей школы, затем хор Учителей Московского района. В нём сначала пели только учителя музыки, но вскоре потянулись и другие «предметники». И даже из других районов. Потом камерный хор «Lourdes» и, наконец, камерный хор «Ренессанс»  студии «ГАРМОНИЯ» в ФМЛ №366

Я думаю, что ответы на эти вопросы можно найти в отзывах самих участников студии.

 «Гармония – это самое подходящее название для нашей хоровой студии. И дело даже не в музыке, не в созвучии голосов, и детских, и взрослых. Атмосфера совместного творчества – вот что дышит гармонией, светлой радостью и легкостью. Именно легкостью, возвышенной легкостью, несмотря на весьма серьезный и сложный в освоении репертуар.

 Не имеют значения ни возраст, ни жизненный опыт. Все это не важно. Все отходит на второй план. Все кроме музыки. И дети, и родители, и родители родителей, все мы лишь голоса - словно ноты, сливающиеся в единую мелодию по мановению руки хормейстера…

Хорошая ли, плохая ли погода на улице, какие бы новости и заботы не навалились на нас за день, все это остается там, за дверью. «Гармония» принимает нас такими, какие мы есть, с нашими ошибками и промахами. Неопытный еще голос может сорваться, сфальшивить, промахнуться мимо ноты, но его поддержат и прикроют голоса более опытных хористов. Ни от кого из нас не требуется каких-то особых природных дарований. Музыка пробуждается в нас в ходе общения, в процессе работы над очередной песней. Океан упорства, любви и внимания – вот те волшебные инструменты, которые используют наши хормейстеры, высекая гармонию из наших голосов, как удивительную скульптуру из бесформенной глыбы.

 А главное – главное это атмосфера, это гармония, это заряд позитивного настроения. В таких условиях не запеть просто невозможно…»

                                                                                                             Алексей Ларионов

 «Гармония» – это возможность потерять голову и впасть в детство, с удивлением открывая в себе совершенно неожиданные возможности. То, что, казалось мне раньше, под силу только людям с врожденным дарованием, оказывается доступно и простым смертным. Это настолько окрыляет, придает сил, уверенности и желания творить, как ничто другое.                                   

                                                                                                   Екатерина  Давыденкова                                                                                            

Для меня «Гармония» - уже семейное явление: три поколения нашей семьи поют здесь. Это повод для семейных обсуждений, общих переживаний и впечатлений, возможность лишний раз встретиться и поговорить. И необычно видеть, что младшее поколение оказывается здесь наиболее опытным.                                               

                                                                                                              Анатолий Дымент                                                                                                                                         

 «Что для меня "ГАРМОНИЯ"?

Здесь царит атмосфера добра и любви, искренней любви к людям и фанатичной любви к музыке. Я купаюсь в лучах доброжелательности и фанатизма. Немого здесь готовы научить говорить, слепому рассказать о красоте мира, желающему петь помогут поверить в себя и обрести его Величество "Голос". Его Величество расправит плечи, встанет в строй и вместе с другими Голосами обретет удивительную ГАРМОНИЮ мелодии, голоса и человеческого сердца!»                                                                                                                 

                                                                                                                Ирина Якименко

«Гармония»… Это не просто хоровой коллектив!  Это семья, которая тебя всегда поддержит, которая всегда тебе рада. Это люди, встречи с которыми вдохновляют. Это соприкосновение с музыкой – в самом прекрасном ее проявлении. Это единомышленники ВСЕХ возрастов, преданные сердцем любимому занятию. Это шанс познакомиться с культурой разных стран и разных эпох. Это большая редкость в наше время.

                                                                                                                     Юля Зелякова

Думаю, что в этих заметках звучат ответы на все вопросы.

Хор  –  это коллективное  творчество разных по характеру и по  возрасту людей, основанное на любви к музыке, искусству и чувстве прекрасного, на умении воспринимать себя одним из инструментов большого оркестра, без которого не зазвучит  прекрасная музыка.  Желание ощутить себя в коллективе единомышленников, найти духовную поддержку, окунуться в мир Детства и Добра, в мир  Размышлений и Великих открытий – одним словом в мир Музыки -  снова и снова приводит их в хоровую студию. Ребята вырастают, но связь со студией остаётся  и после института,  и после армии. Создаются новые семьи, рождаются и подрастают дети. И уже вместе с ними продолжается дело хоровой студии.

Выше я уже упоминала, что хор имеет много наград. Но это не главное.

Нести заряд любви и света, передавать духовное и эмоциональное  состояние, делиться своим мироощущением со слушателем – вот то бесценное, что даёт коллективное творчество под названием  « хоровой коллектив».

Я счастливый человек -  вижу их одухотворённые лица,  смотрю в их ясные глаза, слышу чистые стройные голоса.  И верю, что любовь к Музыке сделает их сильными в жизни,  поможет отличить добро от зла, будет рядом в печали и радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Некоторые аспекты подготовки хормейстера к разучиванию хорового произведения

ВступлениеИзучение поэтического текстаВокально-хоровой анализОсновные вокально-хоровые трудности произведенияРабота над мелодическим и гармоническим строемСоздание целостного художественного образа...

Концертные выступления сводного хора Московского военно-музыкального училища (11.2012 г. - 10.2013 г.). Хормейстер Валентина Волкова.

Перечень концертных выступлений хорового коллектива суворовцев Московского военно-музыкального училища с указанием даты и места проведения мероприятий, исполняемого репертуара и подтверждающих материа...

Особенности вокальной работы хормейстера в детском хоре

http://cms.nkorshunova.webnode.ru/  ГБОУ Гимназия № 61Выборгский районг. Санкт-ПетербургАвтор: учитель музыкиКоршунова Наталья Валентиновна...

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией

Детский хор - это особый исполнительский инструмент. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...Хормейстеру предстоит решить главный вопр...

Коршунова Н.В. "Особенности вокальной работы хормейстера в детском хоре"

1 Задачи вокальной работы2 Фонация3 Распевание4 Варианты упражнений5 Работа над произведениями...

Мастер-класс по теме: «Двухголосное пение в младшей вокальной группе» педагога – хормейстера МОУ СОШ №9 Михалевой Любовь Васильевны

Мастер-класс по теме: «Двухголосное пение в младшей вокальной группе»педагога – хормейстера МОУ СОШ №9Михалевой Любовь Васильевны     Цель проведения:  Перед...