Игровые модели концепции олимпиады" О серьёзном с улыбкой "
статья по музыке по теме

В данной работе описана нетрадиционная форма проведения технического зачёта среди учащихся 3-4 классов . Разработанная нами концепция олипиады исходит из возрастных особенностей детей 3-4 классов . Сложился новый тип музыкально-сценической структуры , интегрирующий различные игровые формы, проникнутый духом творчества и праздника . Олимпиада дала интересный креативный результат .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sereznom_s_ulybkoy.doc21.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Линёва В. А.

Данилевская О. М.

Игровые модели в концепции олимпиады

«О серьезном с улыбкой»

        Приступая к подготовке олимпиады для учащихся 3-4х классов музыкально-эстетического цикла мы основывались на игровой концепции известного нидерландского культуролога Йохана Хейзинги, его идеи о том, что человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра. Концепция олимпиады базировалась на мысли Й.Хейзинги о том, что «игра — это содержательная функция со многими гранями смысла, а также на том, что всякая игра есть прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность»  (Хейзинги Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 2001, стр. 9)

        Известно, что исполнение музыки определяется как игра на музыкальных инструментах. Игровое начало есть в каждом человеке и может сознательно развиваться через действие. Через игру мы учимся принимать решения, самореализовываться и самоутверждаться. Как справедливо отмечает Эрика Ландау «игры являются своего рода введением в жизнь».

        Известно, что познание ребенком мира происходит в игре и через игру. Именно в процессе игры ребенок раскрывает  себя самого и других. Когда он играет один — он играет «с собой» и возникает внутриличностное общение. Когда он играет с другими, он входит в жизнь и в общение с другими людьми, иначе говоря, входит в социум.

        В игре возникает доступ к новому, что развивает потенциал восприятия новых стимулов и новых реакций.

        Олимпиада стала новой формой проведения так называемого «технического зачета». Традиционная форма технического зачета, существующая в музыкальной педагогике, основывается на проверке только технических навыков и умений учащихся играть в быстром темпе гаммы, арпеджио, этюды, а так же знания музыкальной терминологии.

        Разработанная нами концепция исходит из возрастных особенностей детей 3-4 классов, из понимания их эмоционального состояния  во время экзаменов, а также их приверженности к различным игровым действиям.

        Традиционная форма проведения технического зачета  была обогащена многочисленными конкурсами, выступлениями юных музыковедов, рассказывающими  об олимпиадах от античности до наших дней: в структуру  олимпиады были включены занимательные игры, загадки, ребусы, викторины и выступления юных виртуозов. Сложился новый тип музыкально-сценической структуры, интегрирующий различные игровые формы, проникнутый духом творчества и праздника. Этому способствовал также празднично  украшенный зал, нарядно одетые участники и волнующиеся родители.

        Проведению олимпиады предшествовало выполнение творческого   домашнего задания: придумать название команд, девиз и приветствие. Привычные музыкальные термины и обозначения ожили в фантазии детей и превратились в оригинальные названия команд: «диез» определил  название одной команды - «Диезики», а «бемоль» - дал название другой - «Бемолики». Оригинальными были и приветствия:

        Диезики:         «Только вверх и только выше

                        Наш диез уже на крыше.

                        Любит он опасность, риск,

                        Громкий смех, веселый визг,

                        Обостряет обстановку,

                        Иногда   грызет морковку.

                        Про диез не забывай,

                        Срочно ноту повышай!»
        

        Бемолики:        «Знаки в музыке важны,

                        Словно краски для весны.

                        Благородный наш бемоль,

                        Очень важный как король.

                        В музыке души не чает,

                        Хоть все ноты понижает!»

        Олимпиада включала несколько разделов:

        I. Загадки «В стране музыкальных инструментов» - задавались в стихотворной форме.

        1.        У какого инструмента есть и струны и педаль?

                Несомненно, это славный наш …... (рояль)

        2.        В руках неумелых скрипит,

                О мастере старом грустит.

                Чарует, волнует, искрится,

                Поет волшебница ….(скрипка)

        3.        Инструмент как огромная скрипка,

                Звук густой — как баритон.

                Музыкант играет сидя.

                Как, друзья, зовется он?  (виолончель)

        4.        Богиня инструментов всех,

                Звучит журчанье, шелест.

                По струнам пальцы пролетят -

                Что даже птицы замолчат. (арфа)

        5.        Сам пустой, голос густой.

                Дробь отбивает, ребят созывает. (барабан)

        6.        В стране инструментов живет великан,

                Хранящий все звуки Вселенной ….. (орган)

        II.  «Конкурс юных виртуозов». Он предполагает  исполнение этюдов, гамм, арпеджио в максимально быстром темпе. Этот  конкурс был под силу наиболее продвинутым в техническом отношении учащимся, поэтому от каждой команды выступили несколько участников. Конкурс оценивало детское  жюри по десятибалльной системе.

        Были исполнены этюды Черни, Шитте, Лемуана.

        III.        Викторина «Продолжи фразу»

        

1.        Села Оля за рояль,

                Не смогла достать … (педаль)

2.        Был Сережа очень горд,

                Взял он правильный …. (аккорд)

3.        Веселятся музыканты,

                Улыбнулся дирижер.

                Лад, в котором мы играем,

                Называется ..... (мажор)

4.        Если в нашей пьесе тучи,

                Дождик льет во весь опор,

                Этот лад — ужасно грустный  -

                Называется …. (минор)

5.        Ритм настроений, жизни фрагмент

                Выразит скорость движения ….. (темп)

6.        Он — отличный музыкант,

                У него большой талант.

                Палочкой взмахнет и вот -

                В зале  музыка живет!

                Зазвучал оркестр и хор.

                Кто он, дети? ….. (дирижер)

        IV.        Соревнования знатоков теории музыки «Музыкальный калейдоскоп»

Вопросы:

1.        Имя бога — покровителя музыки? (Аполлон)

2.         Какой музыкальный инструмент в переводе  с французского означает «королевский»?  (рояль)

3.         Перерыв в звучании музыки? (пауза)

4.         Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (баян)

5.         Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах (оркестр).

        V. Завершением олимпиады стало исполнение учащимися старших классов «Юношеских этюдов» Ф.Листа.

        Олимпиада дала интересный креативный результат.

        Дети по-разному проявили себя в той или иной  номинации. Одни преуспели в исполнительстве, другие выделились интеллектуально, были и такие, которые проявили  свои лидерские и организаторские качества. Важно, что каждый ребенок получил возможность выглядеть в таком качестве, в котором он мог, а не в том, в каком должен.

        На олимпиаде дети и их родители получили радость не только от результатов, но и от самого процесса участия, имеющего важный творческий смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые модели в концепции олимпиады «О серьезном с улыбкой»

Приступая к подготовке олимпиады для учащихся 3-4х классов музыкально-эстетического цикла мы основывались на игровой концепции известного нидерландского культуролога Йохана Хейзинги, его идеи о том, ч...

Сценарий игровой программы « От улыбки станет всем светлей».

Сценарий игровой программы для детей средней и старшей группы детского сада....

Игровая программа «В Новый год с улыбкой»

   Игровая программа «В Новый год с улыбкой» используется для работы во время зимнего каникулярного отдыха детей. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсных задан...

сценарный материал игровой программы "С улыбкой в лето!"

сценарный материал подготовлен для руководителей  летних площадок на базе детских учреждений...

Тема: «Дружба начинается с улыбки» (Этическая конкурсно – игровая программа)

Цели: Образовательная: познакомить детей с понятием «дружба»;            значением дружбы.Воспитательная: воспитание нравственных ценностей, уваж...

Приказы об утверждении состава жюри муниципального этапа олимпиадыы

Приказы об утверждении состава жюри муниципального этапа олимпиады...

УЛЫБКА СОЛНЫШКА (игровая развлекательная программа).

Над полями и долами,Рощами зеленымиСолнце поднимается:Утро начинается!Слышны под рябиноюТрели соловьиные.Солнцу это нравится!...