Фестиваль "Музыка Большого Эрмитажа" в Санкт-Петербурге. Концерты выдающихся мастеров джаза.
занимательные факты по музыке (7 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

Фестиваль, прошедший в июле этого года, был тринадцатым по счету. Обычно основной площадкой его проведения был внутренний дворик музея (каре), а сам фестиваль был посвящен классической музыке. Нынешний фестиваль - исключение. Его площадками стали Атриум Главного Штаба и Академическая Капелла, а музыка, исполняемая на нем, может быть условно отнесена к джазу, правда, исполняли ее, в основном, музыканты, сделавшие себе имя исполнением классической музыки. 
Первый концерт состоялся 9 июля в Атриуме Главного Штаба. The Tine Thing Helseth Quintet (Норвегия), названный так по имени исполнительницы на трубе Тины Тинг Хельсет, исполнил музыку разных стилей и эпох от И. С. Баха до А. Пьяццоллы. В составе квинтета выступали Тине Тинг Хельсет – труба, Гуннар Флагстад – фортепиано, Аксель Йенсен – контрабас, Ярле Г. Стурлоккен – гитара, Эрик Йеклинг Клейва– ударные. 
Тина Тинг Хельсет в Санкт-Петербурге хорошо известна в качестве исполнительницы классической музыки. Она, например, приняла участие в Х международном фестивале камерной музыки «Северные цветы». Услышать Тину Хельсет можно было на концерте 22 октября 2009 года в Белом зале Шереметьевского дворца. 
Восходящая норвежская звезда Тине Тинг Хельсе невероятно виртуозно играет на трубе. Ее звучание в руках музыканта обладает необыкновенно красивым звуком и способно передать самые разные стили: от барокко до джаза. В настоящий момент у Тины контракт с EMI Records - одной из ведущих мировых звукозаписывающих компаний, что крайне редко случается с такими молодыми музыкантами. Ей всего 24 года, но она уже успела снискать любовь многих ценителей классического искусства во всем мире именно благодаря этим записям. Она выступала с оркестром Мюнхенской филармонии, Шотландским оркестром BBC, оркестром Гамбургского радио, Королевским оркестром Ливерпуля, является победителем самых престижных международных конкурсов. График ее гастролей чрезвычайно напряжен. Только с начала этого года Тина выступила более чем с двадцатью концертами в Норвегии, Англии, Франции и Германии, а до этого были выступления с оркестрами Монте Карло, Штутгарта, Ливерпуля, Лиона, Цюриха, Дрездена и Гонконга... 
Два танго Астора Пьяццоллы в исполнении The Tine Thing Helseth Quintet прозвучавшие на фестивале (обратите внимание на зал - Атриум Главного Штаба, это один из первых концертов в этом зале) и записанные мной.

 

Второй концерт, состоявшийся в Капелле, представил российской публике дуэт Марии Жоао (Жуан) и Мариу Лажинья. 

Джазовой певицей Марию Жуан можно назвать в широком смысле слова: её музыка представляет собой очень пёструю смесь авангарда, джаза, рока, португальского фаду, бразильской самбы и босса-новы и — временами очень отчётливо — африканской музыки. Мария родилась в Лиссабоне в 1956 г. от отца-португальца и матери родом из Мозамбика. В молодости Мария занималась чем угодно, только не музыкой, в частности — профессионально тренировалась в восточных единоборствах (каратэ и айкидо), а также работала в Лиссабонском управлении спорта в качестве тренера по плаванию для детей с задержками в развитии. Мария даже и не слушала музыку, пока случайно не наткнулась на записи американской вокалистки Джони Митчелл, которые ей очень понравились. А тут ещё и закрылась школа плавания, где коллега частенько подначивала Марию, что с её громким голосом ей надо стать певицей, и один приятель действительно пригласил Марию петь в свою рок-группу. Правда, терпения Марии хватило всего на месяц работы в роке, который показался ей слишком монотонным. Затем (это случилось в 1982 г) её привели на прослушивание в джазовую школу, которую открывал старейший в Лиссабоне джазовый клуб, Hot Clube de Lisboa. До этого Мария Жуан слушала джаз только один раз в жизни, на фестивале в городке Кашкайш, недалеко от Лиссабона. Правда, на этом маленьком фестивале выступали тогда такие гиганты, как Майлс Дэйвис, Кит Джарретт, Жан-Люк Понти и Нэнси Уилсон, так что впечатления были сильные. Для прослушивания в школу Мария выбрала бразильскую песенку, но выяснилось, что аккомпаниаторы на экзаменах этой песенки не знают, и пришлось ей сымпровизировать с этим ансамблем американский джазовый стандарт. Марию тут же взяли в школу, потому что в «Хот-Клабе» отчаянно не хватало вокалисток, которые способны были бы импровизировать. 

Так началась одна из самых ярких карьер в португальской музыке. После первых записей и телевизионных выступлений в середине 80-х молодая певица дебютировала на широкой сцене того самого фестиваля в Кашкайше, затем впервые выступила за границей, в испанском Сан-Себастьяне, а вскоре уже гастролировала по Германии, где её ждал первый серьёзный успех. И именно в Германии Мария Жуан встретила живущую в Мюнхене японскую фри-джазовую пианистку Аки Такасэ, которая впервые свела молодую португальскую певицу с пути подражательства американским джазовым дивам, раскрыв ей широкие горизонты самых разных направлений импровизационной музыки. В 90-е годы сложился уникальный собственный стиль Марии Жуан, в который вошли и европейские, и американские, и африканские влияния. Особенно широко имя Жуан стало известно благодаря сотрудничеству с группой великого джаз-рокового клавишника Джо Завинула, The Zawinul Syndicate, а затем — с известным португальским пианистом Марио Лажинья, с которым Мария записала множество весьма интересных альбомов. В 2000-е Мария Жуан преимущественно выступала с собственным ансамблем, но музыка, которую писал для неё Лажинья в 90-е годы, регулярно звучала в её концертных программах даже тогда; эмоциональным пиком её концертных программ чаще всего становилась весёлая и яркая песенка Лажиньи «Saris e Capulanas» с их совместного альбома 1998 г. «Cor». 
Мария Жуан продолжает сотрудничество и со множеством других музыкантов по всей Европе; в частности, самая свежая её запись — «A Different Porgy, Another Bess», современное прочтение материала «народной оперы» Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» — сделана в 2011 году с Брюссельским джаз-оркестром при участии бельгийского певца Давида Линкса. 
Мариу Лажинья – музыкант, композитор, и в целом один из самых востребованных португальских пианистов. Начал учиться музыке в 5 лет. Закончил Лиссабонскую Национальную консерваторию по классу фортепиано. Мариу демонстрирует виртуозную технику и в классической и в джазовой музыке, часто соединяет их со вкусом и изяществом. Он начал записываться еще в 80-ые годы в дуэте с классическим пианистом Педро Бурместром, играя Мориса Равеля и Аарона Коупленда. Затем Лажинья увлекся джазом. Позже появилось джазовое трио с Бернардо Морейра и Алехандре Фрезао, а затем появился и дуэт с Марией Жоао. Мариу пишет музыку для таких разнообразных классических и джазовых ансамблей, как: The Hamburg Radio Band, The Lisbon Metropolitan Orchestra, The Hannover Philharmonic Orchestra, The Remix Ensemble, The Drumming Percussion Group, Oporto National Orchestra, а также для кино и для театра. За свою продолжительную музыкальную карьеру Мариу поработал с такими музыкантами, как: Уэйн Шортер, Жильберто Жиль, Бернардо Сассетти, Трилок Гурту, Говардом Джонсоном и другими. Лажинья известен своими интерпретациями музыки Ф. Шопена, И. С. Баха, а также современного португальского композитора Бернардо Сассетти. 
Три композиции, записанные на концерте:

 

 

Третий (заключительный) концерт был посвящен творчеству Wolfert Brederode Quartet. К сожалению, на этом концерте я не был.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт старинной музыки для блокфлейты в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга.

Флейтист (блокфлейта) Эрик Босграф родился в 1980-м году в Нидерландах. Учился в Амстердамской консерватории. Получил, кроме диплома исполнителя на флейте, степень магистра в сфере музыковедения, спец...

Единственное сохранившееся музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты на концерте цикла "Дворцы Санкт-Петербурга". Продолжительность 1,5 минуты.

Пьеса королевы Франции Марии-Антуанетты (1774-1792 годы правления) для флейты и арфы. Сохранилась в рукописи, хранящейся в Принстонском университете. В фильме исполняется чешскими музыкантами Жо...

Выдающиеся исполнители классической музыки играют танго Астора Пьяццоллы в составе джаз-квинтета. Видеозапись с концерта фестиваля "Музыка Большого Эрмитажа".

Тина Тинг Хельсет в Санкт-Петербурге хорошо известна в качестве исполнительницы классической музыки. Она, например, приняла участие в Х Международном фестивале камерной музыки «Северные цветы». ...

Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.

Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит ...

В руках мастера редчайший инструмент XV- XVIII веков. Концерт Паоло Пандольфо (виола да гамба) в Санкт-Петербурге на фестивале Earlymusic.

Паоло Пандольфо (итал. Paolo Pandolfo, род. 31 января 1964, Италия) — итальянский музыковед, дирижёр и исполнитель (виола да гамба) старинной европейской музыки, композитор и импровизатор. Сначал...

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...