Открытый урок по сольфеджио для 4 класса детской музыкальной школы «Путешествие в королевство Гармонии»
план-конспект урока (музыка) по теме

Иванова Елена Владимировна

Ход урока сольфеджио в 4 классе по теме «Путешествие в королевство Гармонии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx18.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса

детской музыкальной школы  

«Путешествие в королевство Гармонии»

        

                                                       

                                            Подготовила:

                                                                              Иванова Е. В.

                                                                              преподаватель музыкально-            

                                                               теоретических дисциплин

                                                                             

Тема урока:  «Путешествие в королевство Гармонии».

Цель урока:  Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  1. Знать основные закономерности гармонического языка;
  2. Знать теоретические правила построения аккордов;
  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  5. Владеть навыками жанрового варьирования;
  6. Владеть навыками трёхголосного пения;
  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;
  2. Простые карандаши;
  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано»  (Под общей ред. Николаева А.Н.)

 4 класс ДМШ.

        

                             

                                             

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей  гармонического  языка, определение «краски» аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

                        Конспект урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

- Трезвучие,  квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…

Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

- Трезвучие, секстаккорд  и квартсекстаккорд.

Учитель:

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

   Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

- Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

      Ученики поют и определяют «краску»: II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д.  Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий  II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход   D – S [2].  Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

- Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]

   Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.

Учитель:

- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

 

 Ученики выполняют задание.

Учитель:

-Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

- Каданс состоит из T-S-D-T или  T-S-T-D-T.

   Учитель  вместе с ребятами  проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

    Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

- А сейчас  слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.  

    Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 – D6 – VI53 – III6 – S53 – К64 – D6 – T53.    [3]

Учитель:

- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

     Ученики записывают по слуху аккордовую  последовательность.

Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют «змейкой»: первый аккорд – снизу вверх, второй – сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам  и  поют трёхголосно.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

     Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.

  Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист. [3]

Учитель:

- Кто хотел бы показать, что получилось?

     Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

- На этой интересной вокальной импровизации мы  попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по сольфеджио.

Открытый урок по сольфеджио в 5-ом классе 7-ми летнего обучения по теме: "Вырозительные свойства в тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности....

План открытого урока по сольфеджио начального года обучения

План открытого урока начального года обучения...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...