Творчество В.А. Моцарта
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме

Казакова Наталья Александровна

жизненный путь великого композитора с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.a._mocart.rar2.16 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основная часть

 «Живое олицетворение музыки в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта»

I cлайд. Восемнадцатый век завершил  эпоху, когда правители выступали в роли покровителей изящных искусств. В середине столетия в Австрии родился музыкальный гений. Талант этого мальчика проявился очень рано, и вся Европа пришла в восхищение от его «небесной музыки».

Его ныне часто называют «Бессмертной». Однако современники не ценили должным образом творчество композитора. Но он до конца своих дней продолжал писать произведения, признанные впоследствии вершиной  мирового музыкального искусства.

I I cлайд. Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти.

Дымкой тайны окутано творчество гениального музыканта – с первых детских опытов сочинения музыки мальчиком- вундеркиндом до последнего сочинения, его «лебединой песни» - «Реквиема».

 III cлайд. Ребёнок – вундеркинд

  1. В.А. Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе Зальцбурге в семье скрипача и органиста.
  2. Феноменальные способности  (абсолютный слух  и музыкальная память) проявились очень рано.

Однажды трехлетний Амадей, слушая, как его сестра разучивает мелодии, подошел к клавесину и точно воспроизвел их с начала до конца. Увидев, с какой легкостью, Амадей справился с ними, отец понял,  что его сын одарен от природы.

IV cлайд. А уже в три с половиной года малыш мог по слуху безошибочно повторять все пьесы, которые разучивала его старшая сестра. В пять лет сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для австрийской императрицы.

V cлайд. В те времена музыканты могли добиться признания, только разъезжая с концертами по многочисленным королевствам и княжествам Европы. И поэтому стремясь создать наилучшие условия для профессионального развития своих детей отец Амадея – Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинции и продемонстрировать всему миру.

  1. В январе 1762 года Вольфганг вместе с отцом и сестрой отправился в трехлетнее путешествие по странам Европы, прославившее юного музыканта.
  2.  Хрупкий маленький артист в напудренном парике с косичкой, придающим детскому личику непривычно серьезный вид, играл с невозмутимой уверенностью, его руки легко скользили по клавишам. Иногда мальчику завязывали глаза, и он, не видя клавиш, продолжал играть.

V I cлайд. «Гений»

Когда Моцарту исполнилось 14 лет, знаменитый итальянский оперный театр в Милане заказал ему оперу «Митридат, царь Понтийский» (по трагедии Расина). Опера ставилась более 20 раз при переполненном зале!

Во время своих путешествий Моцарт знакомился с музыкой разных стран, изучал сочинения всех известных композиторов.

VII cлайд В1772 году он перебрался в Вену, где им были созданы образцы классической музыки: многочисленные сонаты, симфонии и его знаменитые оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Мелодии из «Свадьбы Фигаро» звучали повсюду: на улицах и площадях, в трактирах и на танцевальных вечеринках. Но в венских придворных театрах того времени в моде были итальянские композиторы. Противники Моцарта делали все, чтобы он не получил достойную работу в Вене. Опера «Дон Жуан» была поставлена в Праге и имела такой успех, что Венская опера поспешила также принять ее к постановке.

VIII cлайд. «Лебединая песня»

  1. За несколько месяцев до смерти маэстро получил странный заказ. Некий незнакомец попросил написать реквием (муз. произведение траурного характера) для лица, пожелавшего остаться неизвестным.
  2. Загадочный заказ на заупокойную мессу перед самой смертью Моцарта породил множество легенд и домыслов.  

IX cлайд. В своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин так рассказал об истории создания «Реквиема»:

Моцарт:

Недели три тому, пришел я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего – не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра  тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

 Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать – и стой поры за мною

Не приходил мой черный человек;

А  я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я…

Сальери:

Что?

Моцарт:

Мне совестно признаться в этом…

Сальери:

В чем же?

Моцарт:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит.

Действительно, над «Реквиемом» Моцарт работал, будучи уже прикованным к постели, и эта работа осталась незаконченной. Но по просьбе Моцарта этот шедевр закончил его ученик Франц Зюйсмайер.

X cлайд. Поистине всемирную славу творчество Моцарта списало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одарённость стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.

Два с половиной века тому назад на свет появился музыкальный гений. «Божественная музыка», принесенная в мир Моцартом оказала огромное влияние на многих композиторов и музыкантов.

Вывод

Работа над выбранной нами темой: «Живое олицетворение музыки в творчестве В. А. Моцарта» показала, что многие ученые и музыканты занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т.е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция.

Балтасар Грисиан писал: «Музыкальных вкусов столько же, сколько человеческих лиц, но хороший вкус украшает человека в любой стране во все года, всю его жизнь».

Наши исследования показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, и поэтому мы поставили перед собой цель приобщить школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с творчеством В. А. Моцарта.

Думаем, в некоторой степени нам это удалось. После представленной нами работы учащимся, появилось значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Учителя музыки должны обратить внимание на исследования по данной теме и использовать это в своей работе

Список литературы:

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение» 1983 - 222 с.

Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Издательство ЛГУ, 1964 - 194 с.

Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.

Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.

Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”,

1989.

Внедрова Т. Е. « Пусть музыка звучит»  М., 1990.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» М., 1999.

Чечель И. Д. «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе» М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Жизнь и творчество В.А.Моцарта"

Презентация к уроку в средних классах по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта"....

Урок в 6 классе "Мелодический контраст в творчестве В.А. Моцарта"

На уроке учащиеся знакомятся с разноплановой музыкой, фактами из биографии композитора....

Жизнь и творчество В.А.Моцарта

Моцарт начал сочинять музыку, когда ему было всего четыре года, его первым учителем был отец – Леопольд Моцарт.Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он стал ездить с отцом...

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта.

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта "Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!"...

биография и творчество В.А. Моцарта

Моцарт — редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одаренным ребенком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удается сохранить свою яркую индивидуальность, не привы...

Статья "Характеристика творчества В.А. Моцарта"

Эта статья об особенностях творческого наследия  великого Моцарта. ...