Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Рожнова Ольга Михайловна

Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую педагогическую технологию исследований, в каких видах деятельности, какие ставлю исследовательские задачи и задания для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Об опыте работы в школе.25.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад.

Выполнила: Учитель музыки в МБОУ СОШ «Лидер – 2»:                                          Рожнова Ольга

Михайловна

 

 «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме».

Занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию  общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке  ребенок не только учился вслушиваться в музыку, фантазировать об услышанном, умел импровизировать, но и ощущал радость открытия, исследования, умения самостоятельно разобраться в ситуации.

На своих уроках использую педагогическую технологию исследования, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности .

Основные содержательные линии моей работы:

  1. Обогащение опыта эмоцианально-ценностного отношения учащихся к искусству  через поисково-исследовательскую деятельность самих учащихся.
  2. Усвоение изучаемых произведений и знаний об искусстве  при помощи поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  3. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки).
  4. Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся  в ходе поисково-исследовательской деятельности.

На уроках музыки индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников.

На своих уроках я стремлюсь, чтобы у детей при каждой нашей встрече с миром искусства возникало чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что-то новое, став на пути открытий. Считаю необходимым ставить перед ребенком такие проблемы, которые заставят его искать пути их решения, побуждать к выдвижению предположений и догадок, делать собственные выводы и учиться отстаивать свою точку зрения.

На уроках  я применяю следующие виды учебных исследований:

  1. по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  2. по месту проведения: урочные  и  внеурочные;
  3.  по времени проведения: кратковременные, долговременные;
  4. по теме: предметные, свободные.

Поисково-исследовательская деятельность помогает самостоятельно добывать знания, повышает успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, формирует адекватную самооценку, развивает навыки самоорганизации.

Каждый урок – это урок-исследование. Он  позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции и стремление не останавливаться на достигнутом результате.

Так, применение в вокально-хоровой работе над чистотой интонации в песнях приёма «показа рукой» движения мелодии, школьниками самостоятельно решается задача отслеживания и понимания высоты мелодической линии песни, и они могут оценивать своё мастерство в регистровом и диапазонном ориентировании.

Слушание музыки так же проходит через исследовательскую деятельность.

Увлекательным исследованием учащихся является работа над песнями связанными с представлением о героях и событиях гражданской войны – это песня «Орлёнок» композитора Белого и поэта Шведова и «Песня о Щорсе» композитора Матвея Блантера. Исследуя образы героев песни, ребята выполняют и индивидуальные задания, связанные с решением задачи в воплощении в песнях жизненного содержания по исследовательской деятельности, результатом которой стало сообщение о героическом подвиге первого исполнителя песни «Орлёнок»;  выполнение доклада о комдиве Щорсе .

Исполнение «Песни о Щорсе».

Тема III четверти в 5 классе – «Можем ли мы увидеть музыку?» Ставится проблема, которая решается  с помощью примеров не только музыкальных, но и живописи.

Работая над проектом урока «Богатырская тема в искусстве» ребятам была поставлена задача: определить взаимосвязь образов в произведениях разных видов искусства, в которой музыкальное произведение приобретает большую наглядность, действительность и доходчивость. Эту задачу ребята решали, выполняя разные исследовательские творческие задания, делясь на три группы: 1 группа выполняла исследовательское задание по определению характера музыки Симфонии №2 «Богатырская» А.П.Бородина; 2 группа исследовала характеристику звучания музыкальных инструментов в I части его «Богатырской» симфонии; 3 группа, исследуя образы после музыкального анализа, давала словесную характеристику, описание картины увиденной в своём воображении при слушании музыки. Ребята выполняли творческие задания исследовательской деятельности по подборке поэтического материала о богатырях в былинах, поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; индивидуальные задания по поисково–исследовательской  деятельности, результатом которой стали доклады: «Творчество В.М. Васнецова», «Появление идеи картины «Богатыри», «Жизнь и творчество А.П. Бородина».  Работа в трёх группах продолжалась  по исследованию каждого образа из трёх богатырей, изображённых на картине, результатом стало представление работы в виде презентации.

Решая исследовательскую задачу на уроке по теме «Музыка и песни о гражданской войне» ребята исследуют образы двух произведений разных видов искусства – это песня “Погоня” из кинофильма “Неуловимые мстители” (музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского) и картина М.Б. Грекова «Погоня». Учащиеся делают вывод о том, что «картина может зазвучать», отстаивая свою точку зрения, основываясь на музыкальную характеристику песни и характер картины. Аналогичный приём исследовательской деятельности используется и в работе над произведениями: песни «Тачанка» композитора Листова и поэта М.Рудермана и картиной «Тачанка» художника М. Крылова. Исследуя образ после анализа музыкального характера в «Песне о маленьком трубаче» композитора С. Никитина, ребята создают творческие художественные работы собственного видения образа через цветовые ассоциации.

На уроке по теме IV четверти «Можем ли мы услышать живопись?» решая задачу: определить «звучит» ли картина в сознании учащихся «Трубачи Первой Конной» художника М. Грекова-  ребята выполняют  творческие исследовательские задания по группам: 1 группа  исследует образ воплощённый на живописном полотне легендарной Первой Конной армией, которой командовал С. Будённый во время гражданской войны; 2 группа исследует возможный вариант характера музыки, которую играют трубачи; 3 группа исследовала характер звучания музыки маршей предложенных для сравнения. Учащиеся делают вывод, что музыка «Марша Будённого» композитора Д. Покрасса наиболее созвучна определённому ими варианту характера музыки, играющую трубачами на картине.

Продолжая исследования образов в музыке о гражданской войне, ребята выполняют индивидуальные  задания поисково-исследовательской деятельности по подбору материала о песнях белогвардейцев. Результаты этой работы они представляют уже во внеурочной учебной деятельности.

Исполнение песни «Поручик Голицын» 

Сравнивая результаты  использования  исследовательской технологии  с аналогичным уроком, где изложение материала проходило в традиционной форме, я сделала вывод, что  применение такой технологии способствует более яркому пониманию жизненно-образному содержанию искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...

Выступление по теме самообразования: "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы"

Кратко представлены примеры использования исследовательской деятельности на уроках литературы....