проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе"
проект по музыке по теме

Проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе" был реализован в ДОУ на занятиях кружка как иксперемент. Результаты проекта отражены в мониторинге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tradicii_russkoy_kultury_v_pedagogicheskoy_sisteme.doc469.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  художественно – эстетическому   развитию  детей  № 21 «Гнёздышко»

           

                  проект

«Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе».

                                                             

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                       Плахутина Елена Викторовна

 с. Раздольное


Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению через пение игру, театрализацию. Особую роль в развитии ребенка занимает игровой фольклор, в котором отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе, в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. На такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации, один из немногих обращал внимание Е.А.Покровский. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры, по мнению М.Ю.Новицкой, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Можно сказать, что детский сад должен быть домом радости для детей и педагогов. Такую радость, эмоциональный и творческий подъем несет дошкольникам воспитание на народных традициях, которое является неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта.

Анализ современных исследований и практик дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной и православной культуры и в приобщении детей к социально – историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства. Как известно, народное искусство соединяет в себе 3 компонента - слово, музыку и движение, которые образуют гармонический  синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия и позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Народное искусство становится той базовой основой, на которой происходит развитие личности, и все его элементы должны стать частью быта детского сада.

Подтверждением интереса к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания могут служить обучающие программы таких авторов, как Комарова Т.С., Л.В.Кулакова, С.И.Мерзлякова, Е.Г.Воронина, методики по различным направлениям: А.Н.Зимина – русские народные игры с пением, Л.И.Мельникова – земледельческие и календарные песни, А.Н.Рытов – обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остается актуальным вопрос организации учебных процессов в ДОУ, вопрос выбора методов, приемов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства  - поэтического, музыкального, танцевального, театрального, а также подбор фольклорного и православного материала.

Изучив специальную методическую литературу, опыт других педагогов – коллег, взяв на вооружение элементы из разных программ по приобщению детей к русской народной и православной культуре. Мною был разработан проект, в рамках которого   был проведен эксперимент: «Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе». В основу проекта лег традиционный  песенно-игровой фольклор русского народа, теоретическое и практическое знакомство дошкольников с народными хороводными играми в контексте народного земледельческого календаря и главных церковных праздников.

Эксперимент проводился на базе детского сада № 21 «Гнездышко»  в подготовительной к школе группе в течение учебного года (2011-2012), с сентября по май месяц. Комплексное знакомство дошкольников с песенно-игровым и театральными жанрами детского фольклора и церковными праздниками осуществлялось на специальных занятиях  кружка «Калейдоскоп».  Каждое занятие это синтез музыки (пение, хороводное творчество, народные игры). И поэтического слова (загадки, пословицы, небылицы, скороговорки и др.)

По составу кружок  представлял собой группу детей в количестве 12 человек, мальчиков и девочек одного возраста - 6-7 лет. В основе функционирования кружка - гуманистическая концепция взаимоотношений личностей в условиях коллективной деятельности, построенная на сотрудничестве взрослых-педагогов и детей.

 При составлении содержания данного проекта учитывались 4 основные компонента формирования основ фольклора в музыкальной деятельности детей:

- эмоциональный, обусловленный спецификой фольклорного искусства: его яркостью, эмоциональной заразительностью, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи;

-   познавательный, связанный с расширением знаний и представлений детей о музыкальном  и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию детей дошкольного возраста, с развитием на основе получаемой информации познавательной активности детей, личностных предпочтений, связанных с восприятием тех или иных музыкальных  произведений;

-  деятельностный, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной  деятельности (восприятие –слушание, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет свое самостоятельное  значение, свою самоценность;

-  социально-личностный, предполагающий развитие у детей интереса к фольклору, к православным праздникам, желание сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, игры, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной  деятельности на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду  и семье.

В соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями старших дошкольников этой программой предусмотрена многоплановая творческая деятельность детей, организуемая педагогами - музыкальным руководителем и воспитателем группы, предоставлена возможность для самоутверждения и самовыражения в разных формах деятельности кружка. Исходными  позициями  в  общении  с  детьми  всегда  остаются  игра  и  движение - важнейшие  компоненты  их  жизнедеятельности,  их  существования.

Структура программы состоит из пояснительной записки,  планирования образовательного процесса, содержательной и методической частей.                          

                                     

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность проекта

Проект реализуется в рамках кружка «Калейдоскоп», и  представляет собой дополнительный, информационно – художественный  образовательный курс общекультурной направленности. Его задача  познакомить детей с русским песенно -игровым фольклором, с народным и православным календарем, традициями народного быта. Фольклорные произведения изучаются в ней как эстетическое преображение реальности, как культурные явления и как результат человеческого творчества:  репертуар, включающий игры, хороводы, песни и поэтические формы народного творчества и православных канонов, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, в том числе участие в народных и православных  праздниках и  театрализованных представлений.  

2. Особенности песенно – игрового фольклора в  области музыкального и общего развития детей, актуальность и педагогическая целесообразность его освоения

Освоение  песенно-игрового фольклора  является одной из форм приобщения к традициям отечественной музыкальной культуры, к народному искусству. Главное место в фольклоре принадлежит песне. В ней отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. Через игровые и плясовые песни, исполняющиеся в хоре, группе или сольно, дети овладевают игровыми, танцевальными (пластическими) и певческими (интонационными) навыками, учатся согласовывать речь и движения, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Отражение в движении содержания и характера музыкального образа способствует развитию у ребенка дошкольного возраста воображения, активизирует его творческие проявления. Активная деятельность, фольклорно-игровой опыт способствуют процессу самоактуализации ребенка в стремлении к творчеству, к приобретению и раскрытию социокультурного потенциала. Фольклор раскрывается детям особо эмоционально и увлекательно, тем самым развивая их эмоционально-чувственную сферу и формируя опыт ценностных ориентаций.

С помощью песенно - игрового фольклора, как части традиционной культуры, можно и нужно приобщать  дошкольников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народных игр с пением, с игровыми припевами  приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни и игры, а также  пословицы, загадки, считалки и пр. составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в детском саду знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

3. Цель и задачи проекта

Цель.  Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре через освоение песенно - игрового фольклора, способствующего развитию музыкальных и творческих способностей, качеств личности.

Задачи:

обучающие -

-  через освоение доступного репертуара познакомить детей с   разнообразием и особенностями произведений русского  фольклора, вызвать интерес к нему;

-  расширять знания и представления детей о народной культуре и  

традициях народа: познакомить с народным календарем, народной обрядностью и  народным  миропониманием;

  • приобщить к народным хороводным играм, формировать умения

провести совместный досуг, концертное выступление.

развивающие -

  • развивать музыкальность: певческие способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память;

           -   развивать двигательные качества и умения: пластическую

               выразительность, координацию движений, обогащать двигательный

               опыт.

    -   развивать  творческое художественное воображение, умение с

        помощью движений, жестов, мимики создавать выразительный

        образ в игре;

-      развивать психические процессы – восприятие, внимание, волю,

       память, мышление.

      воспитательные -

  • воспитывать чувство патриотизма, осознания принадлежности к родному народу, его православной истории и культуре;
  • формировать музыкальную и игровую культуру растущей личности и социально значимое отношение к общечеловеческим ценностям;

-    воспитывать умение действовать в коллективе, способствовать

     развитию нравственно- коммуникативных навыков личности;

    -   содействовать накоплению эстетического опыта, опыта

        эмоциональных переживаний, чувств, настроений.

4. Отличительные особенности и новизна проекта

-     Проект содержит  расширенный  курс знакомства с произведениями фольклора на основе народного календаря, включает религиозный компонент - образцы песенно-игрового фольклора, опубликованные в Хрестоматии  русской народной песни «Детский народный календарь» (сост. В. И. Байтуганов)

 - Содержание проекта базируется на 3-х видах деятельности: художественно – речевой, музыкальной (пение, хороводные танцы и игры), культурно – просветительской (театрализованные представления  для детей детского сада и родителей).

   - Музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют в программе информацию и практику с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей.

Новизна состоит в том, что в  изучение народных  хороводных игр осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного православного календаря. Такой подход вводит детей в мир фольклора как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании, нравственно-духовных и эстетических ценностей.

5. Возраст обучающихся участвующих в эксперименте, сроки реализации, режим занятий

Проект предназначен для обучения детей  старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 1 год обучения.  Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность занятий – 30 мин.  Общее количество занятий  в течение учебного года  -18.

6. Формы занятий

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеет форма фронтального занятия. В котором информационно-познавательная часть (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения о традициях, обычаях и др.) «вплетается» в практическую  (разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов и др.) Кроме того, на занятиях рекомендуется проводить народные игры с припевами и приговорами, использовать загадки, пословицы и поговорки по теме, элементы театрализации. Включение такого материала обогащает

представления дошкольников об атмосфере того или иного «календарного события» и  способствует формированию «фольклорного» кругозора.  представления дошкольников об атмосфере того или иного «календарного события» и  способствует формированию «фольклорного» кругозора.  

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной православной  традицией дает возможность проведения занятий в игровой форме – в виде обрядовых действ, посиделок и др. Каждое занятие – маленький праздник для детей. Итогом идет занятие в конце каждого квартала и проводится в форме театрализованного представления  в масштабах детского сада (для детей других групп и родителей). Это результат, вершина творческих достижений. Именно там дети смогут применить и показать все свое умение: навыки хорового пения, исполнения игровых действий, танцевальных движений.

7. Ожидаемые результаты

К концу учебного года  дети должны:

  • иметь представления о традициях и обычаях народа; о содержании народного православного календаря, народных праздниках.
  • знать   народные игры, хороводные и игровые песни, различные заклички, колядки.
  • уметь выразительно петь простейшие песни «а капелла» (напр., веснянки, колядки) сольно, в ансамбле и в хоре в сопровождении движения,  проводить или быть участником народных хороводных игр, уметь инсценировать их содержание.

8. Способы проверки результатов обучения

Важными показателями успешности освоения программы  являются:

развитие интереса детей к народному творчеству и православным традициям, их активное участие в мероприятиях и жизнедеятельности детского сада; умение самостоятельно организовывать  народные хороводные игры в свободной игровой   деятельности;  сохранение интереса к фольклору и православной культуре вне стен детского сада. Для выявления данных показателей следует проводились специальные  наблюдения, опросы и беседы.

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной православной  традицией дает возможность проведения занятий в игровой форме – в виде обрядовых действ, посиделок и др. Каждое занятие – маленький праздник для детей. Итогом идет занятие в конце каждого квартала и проводится в форме театрализованного представления  в масштабах детского сада (для детей других групп и родителей). Это результат, вершина творческих достижений. Именно там дети смогут применить и показать все свое умение: навыки хорового пения, исполнения игровых действий, танцевальных движений.

7. Ожидаемые результаты

К концу учебного года  дети должны:

  • иметь представления о традициях и обычаях народа; о содержании народного павославного календаря, народных праздниках.
  • знать   народные игры, хороводные и игровые песни, различные заклички, колядки.
  • уметь выразительно петь простейшие песни «а капелла» (напр., веснянки, колядки) сольно, в ансамбле и в хоре в сопровождении движения,  проводить или быть участником народных хороводных игр, уметь инсценировать их содержание.

8. Способы проверки результатов обучения

Важными показателями успешности освоения программы  являются:

развитие интереса детей к народному творчеству и православным традициям, их активное участие в мероприятиях и жизнедеятельности детского сада; умение самостоятельно организовывать  народные хороводные игры в свободной игровой   деятельности;  сохранение интереса к фольклору и православной культуре вне стен детского сада. Для выявления данных показателей следует проводились специальные  наблюдения, опросы и беседы.

Сентябрь

  1. Вводное занятие. Я познаю Родину.


2

    2.Народный календарь. Осенины.(Покров Пресвятой Богородицы)

Октябрь

     1.Народный календарь.  Капустки.


2

      2. Народная песня.

Ноябрь  

  1. Народный календарь.  Кузьминки.


2

  1. «Народные посиделки».

Декабрь  

  1. Зима за морозы - мы за праздники.


2

  1. Народный календарь. Никола Зимний.

Январь

  1. Народный календарь. Коляда.


2

  1. «Рождественская сказка» театрализованное представление

Февраль

      1.Знакомим с музыкальными инструментами.


2

      2.Народный календарь. Масленица.

Март  

  1. Концертное выступление «Ярмарка»


2

      2.  Народный календарь. Встреча Весны.

Апрель

  1. Весна пришла – игра пошла.
  2. Пасха.(театрализованное представление)


2

2. Народный календарь. Егорий Вешний.

Май      

  1. Народный календарь. Зеленые Святки.


2

  1. Концертное выступление  «В хороводе были мы».

В течение года

Вокально-хоровые  и музыкально-двигательные навыки.  

                                  Всего занятий:

18

 

 

Учебный план занятий кружка

Сентябрь.

1-е занятие. Тема: Я познаю Родину.

Программные задачи. Знакомство с жизнью предков (использование иллюстраций, аудиозаписей); пониманием хоровода, как  символа Солнца.

 Осваивать танцевальные движения в плавном и быстром хороводе, разыгрывать в нем знакомую народную песню.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Осенины.

Программные задачи. Знакомство с народными обычаями и обрядами празднования в форме театрализованной игры. Разучивание хороводных, игровых песен.

Октябрь

1-е занятие. Тема: Православный календарь. Покров Пресвятой Богородицы.

Программные задачи. Знакомство с традициями празднования, особенностями народных праздников. Посещение церковной службы.

2-е занятие. Тема: Народная песня.

Программные задачи. Знакомство с разнообразием жанров народной песни, особенностями ее бытования и исполнения.  Слушание в аудиозаписи, разучивание и  исполнение в хороводе.

Ноябрь.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Кузьминки.

Программные задачи. Знакомить с православным и народным содержанием праздника встречи зимы и проводов осени, рукодельниц и кузнецов.

 Разучивание хороводных игр, связанных с рукоделием  и кузнечным делом, поцелуйных игр. Разыгрывание возле чучела – Кузьки.

2-е занятие. «Народные посиделки».

Декабрь.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зима за морозы – мы за праздники. 

Программные задачи. Знакомство детей с зимними праздниками – Катерина - санница и Наум - грамотник. Пояснение их содержания и традиций бытования. Разучивание хороводов  зимней тематики.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Никола Зимний.

Программные задачи. Рассказ о святом, почитаемом в народе, традициях празднования. Разучивание новых хороводных игр и повторение знакомых (по желанию детей).

Январь.

1-е занятие. Тема: Православный календарь. Рождественская сказка.

Программные задачи. Театрализованная сказка.

2-е занятие. Тема: Зимние посиделки.

Программные задачи. Рассказать о посиделочных (вечорочных) играх, хороводах. Разучивание хороводных игр шуточной тематики колядок.

Февраль.

1-е занятие. Тема: Знакомимся с народными музыкальными инструментами.

Программные задачи. Дать понятие о природном происхождении инструментов, бытовании их в народе. Разучивать и разыгрывать песни, в которых упоминаются музыкальные инструменты.

2-е занятие. Тема:  Народный календарь. Масленица.

Программные задачи. Знакомство с содержанием и традициями празднования. Театрализованное представление.

Март.

1-е занятие.  Концертное выступление «Ярмарка!»

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Встречаем Весну.

Программные задачи. Знакомить с содержанием обрядового праздника, тематическим фольклором. Разучивание песен – закличек, хороводных игр.

Апрель.

1-е занятие. Тема: Весна пришла – игра пошла. Пасха.

Программные задачи. Рассказ о христианском празднике, народных обычаях его празднования. Театрализованное представление «Как Колобок пасху встречал».

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Егорий вешний.

Программные задачи. Знакомство с христианскими и народными традициями празднования. Разучивание хороводных игровых песен о домашних животных.

Май.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зеленые Святки.

Программные задачи. Рассказ о традициях празднования, отношении народа к березе. Разучивание и разыгрывание хороводов около березы, пение летних закличек о дожде и солнце.

2-е занятие. Концертное выступление «В хороводе были мы».

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Принципы построения программы

В основе построения программы лежат такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания.  Программный  репертуар представляет детский фольклор,  наиболее близкий, понятный и доступный детям. Поскольку всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию – на исполнителя и на культурную традицию, – специфическим принципом построения программы избран принцип народного календаря. Освоение народных песен, игр и хороводов приурочено к его традициям и  праздникам.  

2. Методы и средства обучения

Как показывает практика, при изучении фольклора основополагающее значение имеют такие методы, как объяснение (словесный), показ. Освоение игровых песен  в хороводе дает возможность широкого применения игрового метода.

При разучивании и исполнении песен рекомендуется знакомить детей с некоторыми особенностями их интонации (напр., распевы гласных), пояснять содержание, знакомить со значением непонятных для детей слов.  Основным методом, сформированным в народной педагогике, здесь является подражание, передача мастерства «из рук в руки». Исходя из этого, песни разучивались изустно, «с голоса педагога».  Музыкальный руководитель выступает организатором действа, заводилой. Воспитатель группы – активный помощник  и  исполнитель ролей, интегрирует накопленный материал в другие занятия и формы педагогического процесса (свободная и самостоятельная деятельность детей в группе).

При реализации программы необходимо использовались комплекс средств обучения и развития:

  1. сенсорные – использование наглядности: просмотр видеозаписей, иллюстраций, прослушивание фонограмм с записями народных песен и инструментальной музыки;

б)практические -  опора на опыт, эксперимент, поиск оптимального исполнительского решения, создание игрового образа;

в)коммуникативные – включение в занятие игр, развлечений;

г)технические (аппаратура, инструменты).

3. Творческая деятельность

Как художественная педагогика музыкальный фольклор представляет собой воспитание словом, музыкой, движением. Одно из главных достоинств фольклора заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Это открывает возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей. На фольклорных занятиях в зависимости от возможностей и подготовленности детей целесообразно использовать такие виды творческой деятельности, как:

  • импровизация  мелодии на фольклорный текст в детских песенках-закличках, колядках;
  • импровизация движений и пластики в хороводных играх и плясках.

Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей.

Диагностика по  образовательной программе

Для получения необходимой педагогической информации об эффективности введения дополнительной программы художественного развития детей на основе народного песенно-игрового творчества в образовательный процесс дошкольного учреждения была проведена  психолого-педагогическая диагностика.

Опытная работа проводилась в ходе реализации программы в условиях детского сада № 21 г. «Гнездышка» с. Раздольного  с детьми подготовительной группы в течение учебного года  - с сентября по май 2011-2012г.г.

Цель диагностики: определение уровня музыкального развития ребенка  и уровня состояния его психических процессов в ходе освоения данной программы (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

На основе цели диагностики были определены объекты, критерии, показатели, уровни развития.

Методами диагностирования были выбраны наблюдение, опрос, беседа, диагностическое задание.

Диагностические задания и наблюдения проводились два раза в год – в середине года (декабрь)  и в конце года (май), в форме занятий с подгруппой детей и  в ходе общих занятий в кружке. Опрос и беседа проводились в начале года (сентябрь) и в конце года (май) с целью выявления знаний о народной и православной культуре в рамках программы у детей, родителей и педагогов детского сада.

 В основу методики положена оценка освоенности ребенком музыкального репертуара (хороводных песен и игр) и развития  психических и личностных качеств детей через совместную песенно-игровую деятельность.

Объекты диагностики музыкального развития (музыкальности):

- навыки «устного» пения,

-ритмическая согласованность движений с пением/музыкой,

-выразительность исполнения.

Объекты диагностики психических процессов:

- эмоциональность,

-социальная активность,

-уверенность в своих силах,

-внимание,

-память,

-творческое воображение.

Навыки «устного» пения – способность интонировать без музыкального сопровождения.

Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой – способность координировать пение и движение, движение под музыку.

Выразительность исполнения – осмысленность содержания, его успешное воплощение в певческой и двигательной практике. Выразительность связана с мимикой, активностью пения,  игрового и танцевального движения.

Эмоциональность - передача настроения, чувств в песенно-игровой  и театрализованной деятельности, общее эмоциональное отношение к занятиям.  

Социальная активность – коммуникативные навыки, общение со сверстниками и взрослыми.

Уверенность в своих силах – самооценка, место в сообществе сверстников (экстраверсия – интроверсия).

Внимание - способность не отвлекаться в процессе пения и движения, своевременно переключаться в танцевальных и игровых действиях.

Память-способность запоминать музыку и движения. В играх с пением проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

 Творческое воображение - умение импровизировать на основе освоенных на занятиях движениях, а также придумывать собственные, оригинальные.

Критерии уровня развития ребенка

Объекты диагностики

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень


1. Навыки «устного» пения

Точно интонирует, самостоятельно находит тон, правильное спокойное дыхание, активная артикуляция.

Интонация неточная, начинает петь с помощью педагога, дыхание прерывистое, звукопроизношение затруднено.


«Гудошник», поет только с помощью педагога, артикуляция малоподвижная.

2.Ритмическая согласованность движения с пением/музыкой


Поет и выполняет движения ритмично, в соответствии с темпом и характером.


Недостаточно ритмичен, не точно согласовывает движение с пением/музыкой.


Неритмичен, нет организованности, согласованности движений с пением (расторможен).


3.Выразительность

исполнения


Поет осмысленно, мимика, жесты, пластика  выразительные.

Недостаточно осмысленное пение, маловыразительные жесты, мимика, пластика.

«Отсутствующее» выражение лица, нет характерных движений. Поет, не понимая смысла.


4.Эмоциональность


Эмоции выражены сильно.


Эмоциональные проявления выражены средне.

Равнодушен, внешние проявления эмоциональности отсутствуют или слабо выражены.

5.Социальная активность

Свободно общается, самостоятельно умеет довариваться со всеми.

Неохотно вступает в контакт, малоактивен, нуждается в помощи.


Не общается ни с кем, замкнут, нерешителен.

6.Уверенность в своих силах

Положительная самооценка, всегда уверен в своих действиях.

Недостаточно уверен в себе, стесняется сверстников.

Неуверен, постоянно тревожен, порой агрессивен.


7.Внимание

Выполняет все самостоятельно или понимает подсказку с полуслова.

Не все выполняет самостоятельно, нужно немного подсказывать.

Из-за рассеянного внимания затрудняется в выполнении движений.


8.Память

Хорошо запоминает песни, движения, достаточно  2-3 показа.

Недостаточно хорошо запоминает, затрудняется самостоятельно исполнить.


Не запоминает, нужен постоянно показ, только совместное исполнение.

9.Творческое воображение

Умеет импровизировать, создавать свой оригинальный образ в исполнении.


Импровизирует только на основе знакомых ране движений.


Не придумывает своего, повторяет по образцу.

Для определения показателей развития музыкальности детей было составлено диагностическое задание, цель которого – определение уровня навыка «устного» пения (1), ритмической согласованности движения с пением (2), выразительности исполнения (3) и психических процессов, которые лежат в основе музыкального развития – эмоциональности(4) внимания(7), памяти(8), творческого воображения(9). В процессе выполнения задания с детьми (в небольших подгруппах по 3-4 человека) вначале вместе пропевались знакомые песни из текущего репертуара программы. Затем детям предлагалось «сыграть» любую из этих песен индивидуально, по  одному. Особенности выполнения задания каждым ребенком фиксировались в протоколе.

Качественные проявления оценивались условными обозначениями:

  • высокий уровень -3 балла,
  • средний уровень-2 балла,
  • низкий уровень-1балл.

Кроме того в протокол вносилась оценка уровня проявления характерологических особенностей ребенка – социальной активности(5) и  уверенности в своих силах (6), зафиксированная воспитателем в ходе наблюдения за общением детей в процессе занятий кружка.

Таким образом, было составлено 2 протокола  качественных показателей развития детей  - в декабре и мае, и подсчитан средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении данного периода в процессе освоения программы.

Карта диагностических исследований.

Протокол №1 (декабрь 2011г.)


п/п


       Ф.И. ребенка

Объекты (параметры)

Индивид. уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

 Богдан

2

3

2

3

3

2

2

2

3

     22

2.

 Никита

1

2

1

2

1

1

2

2

2

     14

3.

 Вика

1

2

2

2

2

2

2

2

2

     17

4.

 Саша

2

2

3

2

2

2

3

3

3

     22

5.

 Ева

2

2

2

3

2

2

3

3

2

     21

6.

 Настя

1

1

1

2

1

1

1

1

1

     10

7.

 Настя Р.

1

2

2

2

2

2

3

3

2

     19

8.

 Лера

2

2

2

2

2

1

3

3

1

     18

9.

 Антон

1

2

2

3

3

2

2

2

2

     19

10.

 Родион

2

2

2

1

2

1

2

2

2

     16

11.

Ангелина

1

2

2

2

2

1

2

3

2

     17

12.

 Даша

2

2

2

3

3

2

2

3

3

     22

Качественный уровень развития по отдельному параметру


12


23


21


23


28


14


34


28


25

Суммируя количество баллов, мы выявили уровень индивидуального развития детей и качественный уровень развития по каждому параметру, который представили в диаграммах.

Индивидуальный уровень развития:

  • Высокий -21-27 баллов (80-100%);
  • средний – 15-20 баллов (55 – 80%);
  • низкий – 9-14 баллов (35-55%).

Высокий уровень развития выявлен у 3 детей, средний – у 7 детей, низкий  - у 2 детей.

Диаграмма 1. Индивидуальный уровень развития.

Качественный уровень развития по отдельным параметрам:

Высокий – 31-36 баллов (83-100%);

Средний 15-30 баллов (66 -82%);

Низкий – 9-14 баллов (50-65%).

Результат диагностики качественного уровня по отдельным параметрам позволил сделать следующие выводы:

1.дети затрудняются в интонировании песни без музыкального сопровождения;

2.им  сложно координировать пение и движение;

3.дети маловыразительны в пении и движении;

4.многие дети скованы в эмоциях,

5.дети не очень общительны друг с другом;

6. многие дети не уверены в своих силах, тревожны;

7. дети не всегда внимательны;

8. память детей недостаточно развита;

9.творческое воображение в основном у детей  не развито.

Диаграмма 2. Качественный уровень развития по отдельному параметру.

В целом можно сказать, что музыкальный и психический уровень развития детей на этот период времени недостаточный.

Рассмотрим данные диагностического исследования, проведенного в конце учебного года.

Протокол № 2 (май 2012г.)


п/п


       Ф.И. ребенка

Объекты (параметры)

Индивид. уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

 Богдан

3

3

3

3

3

3

3

2

3

     26

2.

Никита

2

3

2

2

2

2

3

3

2

     21

3.

Вика

2

2

3

3

3

3

3

2

2

     23

4.

 Саша

2

3

3

3

2

3

3

3

3

     25

5.

 Ева

3

3

3

3

2

3

3

3

3

     26

6.

 Настя

2

2

2

2

2

2

2

2

2

     18

7.

Настя

2

3

2

3

3

3

3

3

2

     24

8.

Лера

2

3

2

3

2

2

3

3

2

     22

9.

 Антон

2

3

2

3

3

3

3

2

2

     19

10.

 Родион

2

3

2

2

2

2

3

2

2

     20

11.

 Ангел.

2

3

2

2

2

2

3

3

2

     21

12.

 Даша

2

3

3

3

3

2

3

3

3

     25

13.

     

Качественный уровень развития по отдельному параметру


35


29


29


32


39


30


35


31


28

Суммарное количество баллов индивидуального развития  показывает, что   высокий уровень выявлен у 9 детей, средний – у 3 детей, низкий уровень не обнаружен.

Суммарное количество баллов качественного уровня развития по отдельному параметру свидетельствует:

1.дети  достаточно хорошо овладевают навыками пения без музыкального сопровождения;

2. ритмично, согласованно выполняют  движения с пением  и музыкой;

3.стремятся к выразительному исполнению движений;

4.эмоциональны в исполнительской деятельности;

5.становятся раскрепощеннее, активнее;

6.верят в свои силы, в свой успех;

7. внимательны в процессе песенно-игровой деятельности;

8.память хорошо развивается;

9. навыки творческого воображения присутствуют.

Этот результат мы отразили в диаграммах 3 и 4.

Диаграмма 3. Индивидуальные уровни развития.

Диаграмма 4. Качественные уровни развития по отдельному параметру.

По данным последнего диагностического исследования можно сделать вывод, что  уровень развития детей на этот период времени достаточно успешный.

Сопоставив результаты начальной и конечной диагностик, можно сделать вывод: занятия по программе художественного развития на основе народного песенно-игрового творчества способствуют успешному развитию у детей музыкальных способностей, психических процессов и личностных качеств. Динамика развития детей в течение учебного года  представлена в сравнительных диаграммах 5 и 6.

Диаграмма 5. Динамика индивидуальное развития детей (декабрь –май)

Диаграмма 6. Динамика качественных уровней развития по отдельным

параметрам (декабрь – май)

 

Приступая к занятиям по данной  программе в начале учебного года, я провела сбор информации об уровне приобщенности детей, родителей и педагогов детского сада к русской народной и православной культуре, их заинтересованности в проведении дополнительных занятий.

С детьми была проведена беседа, в ходе которой каждому ребенку были заданы вопросы:

 -Любишь ли ты играть? Назови свои любимые игры.

- Тебе нравится играть одному или вместе  с друзьями?

- Знаешь ли ты старинные народные игры? Назови их.

-Где ты играешь в такие игры-дома или в детском саду?

-Хотел бы ты узнать, в какие игры еще играли в народе в старину?

- Знаешь ли ты народные праздники?

- Какие народные праздники вы празднуете дома?

Родители были анкетированы, им предлагались следующие вопросы:

-Играли ли Вы в детстве в народные игры? Назовите, какие.

-Имеете ли представления о народном календаре и православных  праздниках?  Какие праздники Вам знакомы?  Вспомните, от кого Вы узнали о них?

-Играете ли Вы со  своими детьми в народные игры?

-Нравятся Вам народные песни? Какие?

-Поете ли Вы их с детьми?

Для беседы с воспитателями группы были тоже предложены вопросы: 

- Интересен ли Вам детский традиционный фольклор?

- Включаете ли Вы его жанры в педагогический процесс?

- Организуете ли Вы с детьми народные игры? С удовольствием ли играют в них дети?

- Звучат ли в группе  народные песни?

-Интересны ли Вам народные игры, песни?

- Как Вы думаете, актуальна ли их  педагогическая ценность в наше время?

-Как еще Вы приобщаете детей к народной культуре?

Предварительный опрос в начале года показал, что дети мало вовлечены в коллективные игры со сверстниками, из народных игр знают  только  подвижные, о народных песнях, хороводных играх, праздниках, в том числе и православных узнают в основном в ДОУ. Таким образом, можно утверждать, что среда ДОУ способна создавать условия для обогащения  детской субкультуры, в том числе и музыкальной: направлять интересы ребенка, приобщать через знакомство и деятельность.

Те же самые вопросы предлагались детям, родителям и педагогам в конце учебного года. Дети с удовольствием называли народные праздники, перечисляли знакомые игры. Своими познаниями они делились дома – о чем свидетельствовали данные  из повторной анкеты для родителей. Педагоги отметили интерес детей к таким играм и свой собственный, они стали чаще петь и играть вместе с воспитанниками.

Данное диагностическое исследование подтверждает гипотезу о том, что традиционный песенно-игровой фольклор, включенный в систему дополнительного образования в детском саду, может являться эффективным средством комплексного  развития и воспитания детей дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Особое место в воспитательном  процессе отводилось формированию фольклорно-игрового  опыта,  способствующего  процессу  самоактуализации  ребенка  в  стремлении  к  максимальному  творчеству,  к  приобретению  и  раскрытию  собственного  социокультурного  потенциала.

Однако в настоящее время лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности на песенно-игровой фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Актуальность рассматриваемого явления обусловила выбор темы нашего исследования   «Песенно-игровые формы фольклора в практике работы с детьми дошкольного возраста».

В ходе эксперимента было доказано, что песенно – игровой фольклор при использовании в практике дополнительного образования в детском саду может являться эффективным средством развития и воспитания детей дошкольного возраста. Что и было подтверждено результатами диагностики.

Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению через пение и игру. Особую роль в развитии ребенка занимает игровой фольклор, в котором отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Динамика развития полученных результатов подтвердила гипотезу, выдвинутую в нашем исследовании.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Newsletter / Published by Nordic institute of folklore [Текст].-Turku, 1987.-№1. –Р.8.
  2. Аникин В.П. Жизнь, взгляды и труды И.П. Сахарова [Текст] / В.П.Аникин// Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым.  - М., 1990. -  С. 5-14.
  3. Аникин В.П. Устное творчество русского народа [Текст] /В.П.Аникин ///Живая вода. – М.: Детская литература, 1987. – С.11-34.
  4. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] /Г.И.Батурина, Г.Ф.Кузина. - М.: Ассоциация проф. образов, 1995. – 144 с.
  5. Богатырев П.Г.Народная песня с точки зрения ее функций [Текст] /П.Г.Богатырев // Вопросы литературы и фольклора. -  Воронеж, 1973. - С. 201.
  6. Большой энциклопедический словарь / Под ред.Прохорова А.М. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456с.
  7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст] /А.И.Буренина.  – Санкт-Петербург, 1993. – 127 с.
  8. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры [Текст] / М.Э.Вайнер//Начальная школа. – 2004. -№1. – С. 9-14.
  9. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания [Текст] /Г.Н.Волков //Мир образования. – 1977. -№2. –С.9-14.
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /Г.Н.Волков. М.: Академия, 1999. -168 с.
  11. Глаголев А.Г. О характере русских застольных и хороводных песен [Текст] /А.Г.Глаголев // Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и  документы. – М.: Музыка, 1979.  – С.82 -84
  12. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /А.Г.Гогоберидзе. – М.: Академия, 2005. - 320 с.
  13. Гусев В.Е. Фольклор // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор. Народное искусство [Текст] /В.Е.Гусев, Х.Штробах. – М.:Наука, 1991. –С.137-138.
  14. Гусев В.Е.Эстетика фольклора [Текст] /В.Е.Гусев. – Л.: Наука, 1967. –319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

МУЗЕЙНЫЙ УРОК «ТРАДИЦИИ РУССКОГО БЫТА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Музейный урок для учащихся 3-6 классов, котрый знакомит учащихся с бытом и культурой русского народа, его православными традициями и обычаями...

Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.

На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются   ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ п...

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Мастер класс по теме: «Православная культура Кубани в системе работы с УМК по кубановедению 8 класса».

Православная культура, в системе работы с УМК по кубановедению, ДНИ....