Методические рекомендации по подготовке отчетного концерта объединения гитаристов «Звонкие струны».
методическая разработка по музыке по теме

Медведева Инна Анатольевна

Методическая разработка  содержит в себе  рекомендации по подготовке концертов для родителей и сценарий концерта для родителей "Любимые мелодии" объединения "Звонкие струны" (авторский бардовский жанр) Дворца детского (юношеского) творчества Московского района СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке отчетного концерта объединения гитаристов «Звонкие струны».

Медведева И.А.

Авторское музыкальное самодеятельное творчество – это создание и исполнение произведений автором под гитарный аккомпанемент. Поскольку в настоящее время возрос интерес подрастающего поколения к такому музыкальному направлению как бардовская песня, необходимо создавать условия для знакомства детей с этим жанром и лучшими песенными образцами, предоставлять условия для демонстрации исполнительских возможностей.

Бардовская песня обладает несомненной способностью формировать гуманистическое мировоззрение. Обучение исполнению бардовской песни в объединении «Звонкие струны» способствует не только формированию творческой активности, актерских качеств, но и гражданской позиции.

В объединении существуют традиционные концерты: «Давайте познакомимся», «Любимые мелодии», «Вот и стали мы на год взрослей».

Целью концертов является:

  • «Давайте познакомимся» - знакомство с образовательной программой и деятельностью объединения воспитанников 1 года обучения и их родителей.
  • «Любимые мелодии» - подведение итогов за первое полугодие.
  • «Вот и стали мы на год взрослей» - подведение итогов за прошедший год, где предоставляется возможность выступить всем воспитанникам объединения.

В рамках реализации опытно-экспериментальной программы отдела возникла идея проведения традиционных концертов, в форме творческого отчета объединения за определенный учебный период с акцентом на нравственное воспитание личности.

В начале учебного года определяется репертуар для изучения различной степени сложности, с учетом возрастных групп. Воспитанники оформляют репертуарные тетради, где размещают ноты исполняемых песен, а так же различные наглядные пособия по учебным темам подготовленные педагогом. Тетради пополняются новым репертуаром каждое полугодие.

Весь предлагаемый репертуар обсуждается с воспитанниками, что позволяет создать условия для успешного освоения произведений, понимания их содержания, усовершенствовать вокальные навыки и навыки гитарного аккомпанемента. Музыку ребенок не только должен слышать, он ее должен научиться чувствовать её и понимать. Поэтому содержания песен должны быть близки каждому ребенку.

К окончанию освоения программы «Звонкие струны», у воспитанников накапливается достаточное количество песенного материала для домашнего музицирования и выступлений в школе.

Исходя из репертуара, определяется тема концерта. Составляется сценарий, где прорабатывается общая тема, подводка к каждому исполняемому номеру. Такая информация может излагаться в стихах или прозе созвучной содержанию исполняемых произведений.

Для создания ситуации успеха, атмосферы доброжелательности и возможности демонстрации исполнительских возможностей каждого воспитанника, формируются дуэты, трио, квинтеты, а так же ансамбли из восьми и более человек.

На репетиционных занятиях воспитанники изучают репертуар: обучаются искусству аккомпанемента на гитаре, вокальным навыкам, манере преподнесения содержания песни, сценическому поведению. Пение в ансамбле является коллективным видом исполнительства и развивает не только музыкальные и певческие способности, но и ценнейшие нравственные качества личности воспитанников: чувство долга, коллективной ответственности за общий труд, дисциплинированность. В процессе занятий создается неповторимая атмосфера сотворчества, стремление поделиться приобретенными знаниями, раскрывается творческая индивидуальность каждого воспитанника, создается здоровый психологический микроклимат, решается задача межличностных отношений.

К каждому концерту оформляется:

  • аудитория: составляются и печатаются программки концерта для гостей, порядок концертных номеров для выступающих воспитанников,
  • стенды различной информационной направленности – с картой творческих достижений воспитанников объединения «Звонкие струны» и с крылатыми выражениями известных людей:
  • Стать отцом легко. Быть отцом, напротив, трудно. (В.Буш).
  • Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В.А. Сухомлинский).
  • Воспитывать – не значить говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по – человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. (А.Н.Островский).
  • В воспитании все дело в том, кто воспитатель. (Д.Писарев).

Генеральная репетиция проходит за несколько дней до выступления, где отрабатывается полный сценарный ход мероприятия, воспитанники приходят в концертной форме, что позволяет непосредственно ощутить атмосферу будущего концерта.

В день выступления, воспитанники объединения приходят заранее, для того, чтобы подготовиться к концерту: настроить инструменты, пропеть вокальные упражнения, повторить исполняемый репертуар.

На концертах, когда в зале присутствуют родители воспитанников, происходит единение душ! Ведь они видят своих детей в других ролях, в других условиях, отличающихся от домашней обстановки и создается ситуация, когда близкие люди становятся еще ближе друг другу.

Последующее обсуждение и анализ выступлений, чтение отзывов родителей (в объединении есть книга отзывов), как правило, проводится не сразу после концерта, а на следующих занятиях, чтобы не разрушать атмосферу праздника и состояние удовлетворения каждого воспитанника своей работой. Такой анализ позволяет увидеть положительные и отрицательные моменты выступления всех и каждого в отдельности, определить задачи для дальнейшего совершенствования вокально-инструментального вида творчества.


Сценарий отчетного концерта «Любимые мелодии»

объединения гитаристов «Звонкие струны»

Составитель: Медведева И.А. педагог дополнительного образования.

Пояснительная записка.

Концерт для родителей «Любимые мелодии», является традиционным мероприятиям объединения, позволяющим подвести итоги за первое полугодие учебного года, каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения, а родителям предоставляется возможность оценить уровень исполнительского и вокального мастерства своего ребёнка.

Цель: создать условия для самостоятельного применения воспитанниками комплекса знаний и умений, также поддержания высокого уровня познавательного интереса и активности детей.

Задачи:

  • предоставить возможность для реализации и совершенствования творческих способностей воспитанникам через участие в концертной деятельности;
  • создать условия для содержательного досуга детей и их родителей;
  • создать благоприятную психологическую атмосферу – радости, комфорта, дружбы;
  • формировать чувство ответственности за качество выполнения коллективного дела;
  • способствовать накоплению опыта концертных выступлений и сценического поведения.

Участники – исполнители: воспитанники объединения.

Музыкальный репертуар:

  1.  « Маленькая страна», слова и музыка И.Николаева
  2.  « Новогодняя песня», слова и музыка И.Медведевой
  3.  « Песенка про меня», слова Л.Дербенёва, музыка А.Зацепина
  4. « С добрым утром, любимая», слова и музыка О.Митяева
  5.  «Анданте», музыка Каркасси М.
  6. «Волшебник – недоучка», слова Л.Дербенёва, музыка А.Зацепина
  7.  «Город», слова и музыка Б.Гребенщикова
  8.  «Ехал казак за Дунай», украинская народная песня.
  9.  «Журавли», слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля
  10.  «Когда окажется вдруг», слова и музыка А.Макаревичаа
  11.  «Надежды маленький оркестрик», слова и музыка Б.Окудажавы
  12.  «Ночь», слова и музыка С.Трофимова
  13.  «Первое фанданго». Э.Штайманн.
  14.  «Перевал», слова и музыка В.Иванова
  15. «Песенка друзей», слова и музыка И. Медведевой
  16.  «Попрыгунья», музыка Каркасси М.
  17.  «С новым годом», слова и музыка И.Медведевой
  18. «Ты пойди, моя коровушка домой», русская народная песня
  19. «Удивительный вальс», слова и музыка А.Дольского
  20. «Ходила младёшенька», русская народная песня
  21.  «Элегия», музыка Бахур В.

Основные методы, используемые на концерте:

  • Стимулирования и мотивации детской деятельности: создание ситуации включения в творческую деятельность, создание ситуации успеха, положительного примера.
  • Словесный: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание.
  • Наглядный: использование наглядных материалов (фотографии, плакаты).
  • Практические: исполнение воспитанниками изученной программы, показ индивидуальных и коллективных достижений.
  • Музыкально – эстетической пропаганды.

Материально – техническое оснащение: кабинет,  гитары акустические, электрогитара, басгитара, пульты,  стулья, демонстрационные таблицы,  книга отзывов.

Сценарий.

Ведущий: педагог объединения.

Оформление кабинета: на стендах размещены фотографии воспитанников, дипломы, карта творческих достижений, крылатые выражения известных людей, установлены пульты для нот, на которых расположены концертные репертуарные папки.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас в нашей праздничной аудитории. Эта встреча празднична не только потому, что впереди всеми любимый новогодний праздник, а ещё и потому, что наступило время подведения итогов за три с половиной учебных месяца. А значит, возможность каждого воспитанника блеснуть своими умениями.

Называется наша концертная программа «Любимые мелодии» неспроста. Ведь сегодня ребята будут исполнять полюбившиеся им мелодии, песни и мы думаем, что вам они понравятся тоже. В программу включены произведения разной тематики, так как хочется показать весь спектр нашей работы.

С военными песнями мы будем принимать участие в марафоне «Песни, с которыми мы шли к Победе», который будет проходить в ДД(Ю)Т. А лирические и новогодние, будем исполнять для того, чтобы создать всем гостям новогоднее настроение.

Казалось, так недавно мы встречались здесь, чтобы познакомиться с образовательной программой, с концертной деятельностью объединения «Звонкие струны» и ваши дети присутствовали, тогда как зрители. А сегодня уже выступают в роли артистов!

Возможно, многие скажут: «Чему можно успеть научиться за это короткое время?» Да, времени прошло не так уж и много и шли мы к этому дню не лёгкими шагами. Не просто было мне, не просто было детям, но каждый сегодня может сказать с гордостью, что совершил победу! Пусть небольшую, но результативную!!! Ведь каждый уже умеет играть на гитаре, понимать музыкальный язык. Каждый ребёнок может почувствовать свой личностный рост, свою необыкновенность и незаурядность!! И значит сегодня праздник каждого из нас – родителя, учителя, ученика!

А если вам покажется исполнительство не достаточно профессиональным – не судите строго детей, ведь это только начало большого путешествия по стране музыкальных открытий!

Быстро, неумолимо быстро летит время. Закончились каникулы, сентябрь на дворе с гитарами и нотами спешат ко мне на занятия ребята.

Слова и музыка И.Медведевой «Песенка друзей»

(исполняет ансамбль «Золотая четверка», воспитанники 2 года обучения).

Ведущий: Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. Гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду, и даже успела побывать даже в космосе.

Она является очень разносторонним инструментом. Возьмём хотя бы аккомпанемент – он тоже может быть очень разным. Сопровождение лирической песни требует своего аккомпанемента, студенческой песни – другого, причём от гитариста не потребуется совершенного мастерства, в этом случае достаточно владеть начальными навыками, а вот сопровождение песни известного барда исполнителя О.Митяева, требует определённого мастерства.

Слова и музыка О.Митяева «С добрым утром, любимая»

(исполняет ансамбль «Рондо», воспитанники 3 года обучения).

Ведущий: Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Как хорошо, что мы все нашлись на острове под названием – гитара. Как хорошо, что музыка и люди – не разделимое целое, иначе как смогли бы услышать музыку, навеянную нам прекрасными городами, скверами, мостами?!

А.Дольский «Удивительный вальс»

(исполняет ансамбль «Рондо», воспитанники 3 года обучения).

Ведущий: Помните, кто – то сказал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как–нибудь». К счастью к моим воспитанникам это изречение не имеет отношения. А вот споют они именно про такого нерадивого ученика.

Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенёва «Волшебник–недоучка»

(исполняет ансамбль «Золотая четверка» и ансамбль «Рондо»).

Ведущий: Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей – то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Русская народная песня « Ты пойди, моя коровушка домой»,

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай».

(исполняет воспитанник 1 года обучения).

Музыка М. Каркасси «Попрыгунья», М. Каркасси «Анданте».

(исполняет воспитанница 1 года обучения).

Русская народная песня «Ходила младёшенька».

(исполняет воспитанник 1 года обучения).

Музыка В.Бахур «Элегия».

(исполняет воспитанница 2 года обучения).

Музыка Э.Штайманна. «Первое фанданго»

(исполняет воспитанник 3 года обучения).

Ведущий: На карте много разных красивых городов. Мы же с вами живём в одном из красивейших городов России. Но где – то есть под небом голубым город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой.

Слова и музыка Б.Гребенщикова «Город».

(исполняет ансамбль 1 года обучения)

Ведущий: Строка без музыки – бескрыла,

Ты удружи мне, удружи –

И всё, что в слове сердцу мило,

На музыку переложи.

Слова и музыка В.Иванова «Перевал»

(исполняет ансамбль 1 года обучения).

Ведущий: А песня ходит на войну.

А песня рушит доты.

Я тоже песню знал одну,

Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,

Когда трясёт планету,

Она приходит – и уже

Ни зла, ни страха нету.

В неё стреляет миномёт,

Её сечёт граната.

А песня – влёт, И всё поёт.

И всё ведёт солдата.

Музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова «Журавли»

(исполняет ансамбль 2 года обучения).

Слова и музыка Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» 

(исполняет ансамбль 3 года обучения «Рондо» и ансамбль 2 года обучения).

Ведущий: Что музыка? Она одна

Нас утешает бесконечно,

Так сладостна, так гармонична

В ней наша видится судьба.

И, муки наши отражая,

Она нам всё же обещает,

Слияние с законом вечным

И с поколений чередой,

И укрощает нашу боль.

Музыка и слова И.Николаева « Маленькая страна»

(исполняют ансамбли 2 и 3 года обучения «Золотая четверка» и «Рондо»).

Музыка и слова А.Макаревича «Когда окажется вдруг»

(исполняет ансамбль 3 года обучения «Рондо»).

Музыка А.Зацепина слова Л.Дербенёва « Песенка про меня»

(исполняет ансамбль 3 года обучения «Рондо»).

Музыка и слова С.Трофимова «Ночь»

(исполняет ансамбль 3 года обучения «Рондо»).

Музыка и слова И.Медведевой « Новогодняя песня»

(исполняют все обучающиеся объединения).

Музыка и слова И.Медведевой «С новым годом»

(исполняет ансамбль 3 года обучения «Рондо»).

Ведущий: На этом наш праздничный концерт подошел к концу. Мы благодарим вас за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

«ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ» Сценарий отчетного концерта объединения «Восточные танцы» (2013-2014г.)

“Танец принадлежит каждому. Он дарит радость и восторг всем, кто танцует и смотрит. Язык танца не знает границ. Он проникает за пределы классов, образования, стран и убеждений”....

Методические рекомендации по организации отчетного концерта

рекомендации по организации и сценарий концерта...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методические рекомендации по подготовке КОНЦЕРТА

Методические рекомендации. В помощь педадогу ДО...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...