рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС
методическая разработка по музыке по теме
программа и календарно- тематическое планирование по учебнику В. В. Алеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass.doc | 339 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Общая характеристика предмета | 3 |
1.2 | Место предмета в учебном плане | 4 |
1.3 | Цели и задачи обучения | 5 |
1.4 | Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета | 6 |
1.5 | Способы контроля и оценивания образовательных достижений | 9 |
1.6 | Критерии оценки творческой работы | 9 |
2 | Содержание учебного предмета | 10 |
3 | Календарно-тематическое планирование | 13 |
4 | Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса | 40 |
5 | Планируемые результаты изучение предмета | 42 |
6 | Список использованных источников | 43 |
7 | Приложение | 44 |
1 Пояснительная записка
Модифицированная программа «Музыка» для 4 класса, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства от 17.12.2010 061897. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по музыке Дрофа Москва 2013, авторской программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка 1-4 класс», рабочей программы под редакцией Дрофа Москва 2013.
- Общая характеристика предмета
Изучение музыки в начальной школе представляет собой заключительного этапа духовно-нравственного развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения музыки в начальной школе обусловлены спецификой искусства, как социального явления, задачами духовно-нравственного развития личности и воспитания, а так же многолетними традициями отечественной педагогики.
Большой вклад в достижении главных целей начального общего образования вносит изучение музыки, которое направляет на:
- развитие образного восприятия визуального мира и освоении способов духовно-нравственного, музыкального самовыражения личности;
- гармонизация эмоционального, духовно-интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- развитие способности к духовно-нравственному познанию мира и себя в этом мире;
- подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности заложенной в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и музыкально-творческой деятельности должны обрести новые качество. Ведущими подходами при изучении предмета является музыкально-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета, является деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа музыкальных произведений, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение музыки даёт возможность выстраивать систему межпредметных связей со смежными межпредметными областями (история, изо, русский язык и литература), осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования через реализацию духовно-нравственного потенциала учащегося, синтезу и воспитания реализуемого в проектной деятельности.
Творческая деятельность с использованием музыкальных материалов может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.
Преподавание построено на принципах тематической цельности и последовательности развития курса «Музыка».
В основе лежит эмоционально-деятельностный подход – переживание музыкального образа в форме музыкальных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Поэтому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль дисциплины состоит в познании музыкальной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Преподавание музыки предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчества учителя и ученика.
1.2 Место предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Музыка» в 4 классе начальной школы отводится 35 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Тематическое планирование представляет собой систему по предмету «Музыка».
1.3 Цели и задачи обучения
Цель программы по В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак : формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся.
Цель МОУ : Повышение эффективности образовательного процесса в процессе применения современных подходов к организации образовательной деятельности.
Цель предмета: формирование основ художественно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (литература ,ИЗО, история);
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам учебно – творческой деятельности;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
1.4 Планируемый результаты
Личностные результаты:
-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-наличие основы гражданской идентичности личности «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
-наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
-развитие этических чувств;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
-умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
-умение формулировать собственное мнение и позицию;
-умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
-понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями ,а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
-осуществление элементов синтеза как составление целого из частей ( на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
-подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
-участие в музыкальной жизни класса (школы,города).
В области предметных результатов:
-наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
-знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И.С.Баха, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Э. Грига, Дж.Верди; умение воспринимать музыку различных
-умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
-умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
-умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (друхчастная, трехчастная, рондо, вариации);
-знание названий различных видов оркестров;
-знание названия групп симфонического оркестра;
-умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия - фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»).
1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Критерии оценки устной формы ответов учащихся:
1.Активность и участие.
2.Развернутость ответов , их образность, аргументированность.
3.Самостоятельность.
4.Оригинальность суждений.
1.6 Критерии оценки творческой работы.
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Форма контроля уровня обученности:
- Викторины
- Конкурсы
- Кроссворды
- Тесты
- Олимпиады
- Смотры
- Отчётные концерты
- Фестивали
2 Содержание учебного предмета
Общая тема программы 4 класса: « Музыкальное путешествие»
В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили:
- стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония №40; Л. Бетховен. Симфония №5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»);
- стиль творчества отдельного композитора (В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);
- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);
- стиль направления (венский классицизм).
1. Музыкальная культура России (11 часов)
Россия – любимая наша страна (А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации). Великое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок («Могучая кучка»). Тема востока в творчестве русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»). «Так полюбил я древние дороги» (П.И. Чайковский симфония №1 «Зимние грёзы»). В подводном царстве (Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»). Поэма огня «Прометей» (А. Скрябин «Прометей»). Петербург. Белые ночи (П.И. Чайковский «Май. Белые ночи» из фортепианного цикла «Времена года»). «Москва. Как много в этом звуке» (П.И. Чайковский кантата «Москва»). «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (П.И. Чайковский торжественная увертюра «1812 год»).
2. Музыкальная культура Украины (1 час)
Музыкальная культура Украины. Н.В. Лысенко – выдающийся украинский композитор. Украинский народный танец гопак. Музыкальный инструмент украинского народа – бандура. Элегия.
3. Музыкальная культура Белоруссии (1 час)
Музыкальная культура Белоруссии. Народная музыка Белоруссии. Песня «Бульба». Белорусский народный музыкальный инструмент – цимбалы. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова – песня «Белоруссия».
4. Музыкальная культура Польши (4 часа)
Музыкальная культура Польши. Знакомство с творчеством Фридерика Шопена: концерт для ф-но с оркестром №1, ноктюрны, этюды. Польский танец – полонез. М. Огиньский - полонез «Прощание с родиной», М.И. Глинка полонез из оперы «Жизнь за царя».
5. Музыкальная культура Италии (2 часа)
Музыкальная культура Италии. Гении мировой художественной культуры. Итальянская песня – баркарола. М.И. Глинка романс «Венецианская ночь». «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.
6. Музыкальная культура Австрии (4 часа)
Музыкальная культура Австрии. Венские музыкальные классики: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет жанров опера, симфония, соната, концерт, квартет. Песни и танцы Ф. Шуберта.
7. Музыкальная культура Германии (3 часа)
Музыкальная культура Германии. Творчество Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
8. Музыкальная культура Норвегии(1 час)
Эдвард Григ – выдающийся композитор Норвегии. Музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт».
9. Музыкальная культура Франции (3 часа)
Оливье Мессиан – французский композитор. Произведения: органный цикл «Рождество Господне», «Турангалила-симфония». Эффект витража и тема Востока в музыке О. Мессиана. Эдит Пиаф и её песни.
10. Виды оркестров (3 урока)
Симфонический оркестр, его группы. Б. Бриттен «Вариации и фуга на тему Пёрселла» («Путеводитель по оркестру для молодёжи»). Возникновение джаза. Джазовый оркестр, его группы. Дж. Гершвин опера «Порги и Бесс».
11. Что такое мюзикл (1 час)
12. Урок – концерт (1 час)
3 Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока (кол-во часов) | Содержание | Виды Учебной деятельности | Результаты | Домашнее задание | Дата | |||
По план | По факт | ||||||||
Личностные | Мета предметные | Предметные | |||||||
1 | «Россия – любимая наша страна…» 1 | Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы родины в его произведениях. Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; С. Рахманинов концерт №2 для ф-но с оркестром I ч. ; И. Корнилов «Северный край». Пение: Е. Тиличеева «Родина моя». Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Родина». | Беседа «Россия – любимая наша страна…» Слушание музыки С.Рахманинов.2 фортепианный концерт. Фрагмент. Хоровое пение -«С днем рожденья, новый учебный год!» Слова и музыка И.Анкудиновой | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. | Р. целеполагание в постановке учебных задач. П:владение навыками речевого высказывания. К:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Научить слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта; получать возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Выучить государственный гимн РФ | ||
2 | Великое содружество русских композиторов 1 | Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями Балакиревского кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина». Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня». Творческое задание: «Изобрази». | Беседа «Балакиревский кружок. Могучая кучка». Слушание музыки: М.П.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». «Рассвет на Москве-реке». Фрагмент; М.П.Мусоргский. «С няней» из оперы «Хованщина»Хоровое пение: «С днем рожденья, новый учебный год!» Слова и музыка И.Анкудиновой. | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. | Р: уметь действовать по плану. П: сравнивать и обобщать образы художественных произведений. К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном юбсуждении. | Научить определять по изображениям имена композиторов- членов « Могучей кучки»; выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове; обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. | Подготовить сообщение на тему « Могучая кучка» | ||
3 | Тема Востока в творчестве русских композиторов 1 | Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов – членов «Могучей кучки». Слушание: Н. Римский-Корса-ков -тема Шахриара, тема Шехеразады, тема моря из симфонической сюиты «Шехеразада»; А. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Пение: О. Полякова «Золотая сказка». Творческое задание: пластическая импровизации | Беседа «Тема Востока в творчестве русских композиторов»; Слушание музыки: Н.А. Римский-Корсаков. Первая часть симфонической сюиты «Шехеразада». Фрагмент «Море и корабль Синдбада»; А. Бородин. Половецкая пляска с хором из оперы «Князь Игорь». Хоровое пение «С днем рожденья, новый учебный год!».Слова и музыка И.Анкудиновой. | Уважение к достижениям зарубежной муз. культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведений. Принятие мнения собеседника | Р:понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. П:расширять представление о культурной жизни Востока, его национальных достояниях, культурных ценностях. К: участвовать в коллективном обсуждении. | Научить соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем образов. | Нарисовать иллюстрацию на восточную тему | ||
4 | Музыка Украины 1 | Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой. Слушание: М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; укр.н.п. «Нiчь яка мiсячна». Пение: укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина». | Беседа «Музыкальная культура Украины». Слушание музыки Украинская народная песня «Нич яка мисячна…»;М.Мусоргский. Гопак; Хоровое пение Музыка О.Поляковой, слова М.Яснова. «Когда ветки плачут». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. | Р: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. П: устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; исполнять различные по образному содержанию образцы муз. творчества народов мира. | Работа в рабочей тетради и в учебнике. | ||
5 | Музыка Белоруссии 1 | Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны Слушание: А. Пахмутова «Белоруссия»; белорусский народный танец «Бульба». Пение: бел.н.п. «Кума, моя кумочка». | Беседа «Образы Белоруссии». Слушание музыки А.Пахмутова, Н.Добронравов. «Белоруссия». Хоровое пение Музыка О.Поляковой, слова М.Яснова. «Когда ветки плачут». | Бережное отношение к родной земле и своему народу. Эмоциональ –ценностное отношение к образам природы Белоруссии. Развитие познавательного интереса. | Р: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. П: сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. К: проявлять доброжелательность к одноклассникам | Научить наблюдать и оценивать инотационационное богатство муз. мира; исполнять различные по образному содержанию образцы муз. творчества народов мира. | Выучить песню « Кума моя кумочка» | ||
6 | Музыканты в Желязовой Воле 1 | Гений мировой музыкальной культуры Ф. Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк. Слушание: Ф. Шопен ноктюрн до-диез минор; Концерт для ф-но с оркестром, II и III части . Пение: В. Серебрякова «Осенней песенки слова». Творческое задание: «изобрази». | Беседа «Гений мировой музыкальной культуры – Фридерик Шопен». Слушание музыки Ф.Шопен. Первый фортепианный концерт. Фрагменты 1 и 2 части. Ф.Шопен. Первый фортепианный концерт. Фрагмент 3 части «Краковяк». Хоровое пение Музыка О.Поляковой, слова В.Орлова. «Зеленые кони». | Гордость за творческие достижения представителей польской культуры. Эмоционально- ценностное отношение к шедеврам классической музыки. Развитие сопереживания и эмоциональ – нравственной отзывчивости. | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: распознавать жизненное содержание художественного произведения. К : высказывать свою точку зрения и обосновывать её. | Научить воспринимать на эмоцинально- образном уровне профессиональное народное музыкальное творчество разных стран мира; анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. | Работа с учебником | ||
7 | Блеск и мощь Полонеза 1 | Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов – «Прощание с родиной» М. Огинского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий. Слушание: М. Огинский Полонез; М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя». Пение: Г. Струве «Полонез дружбы». Творческое задание: музыкально-пластические движения. Просмотр фрагментов оперы «Жизнь за царя». | Беседа «Блистательный полонез». Слушание музыки-М.Глинка. Опера «Жизнь за царя». Фрагмент «Полонез»; -М.Огиньский. Полонез «Прощание с родиной». Хоровое пение Музыка О.Поляковой, слова В.Орлова. «Зеленые кони». | Углубление познавательного интереса к урокам музыки. Признание и уважение художественных ценностей Польши. Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с музыкальной классикой. | Р:сочетать индивидуальную, групповую, коллективную работу. П:обобщать характерные черты польских танцев. К:участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения. | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра. | Сообщение о Шопене | ||
8 | Музыкальное путешествие в Италии 1 | Италия – страна-хранительница величайщих культурно-исторических ценностей. Италия – родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки – романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы. Слушание: М. Глинка «Венецианская ночь». Пение: итальянская н.п. «Санта Лючия». Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение. | Беседа «Древняя Италия. Выдающиеся люди». Слушание музыки М.Глинка. Баркарола; М.Глинка. Романс «Венецианская ночь». Хоровое пение Музыка О.Поляковой, слова В.Орлова. «Зеленые кони». | Развитие познавательного интереса. Эмоционально- ценностное отношение к шедеврам зарубежной музыки. Уважительное отношение к культуре других народов. | Р: рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. П: предвосхищать развитие музыкальной страны. К: слушать чужое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Научить анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства; воплощать художественно- образное содержание народной музыки в пении. | Работа с учебником | ||
9 | «Народный композитор Италии Джузеппе Верди 1
| Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди – сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе. Слушание: Дж. Верди сцена и ария Риголетто из оперы «Риголетто» II д. (фр-т); Марш из оперы «Аида». Пение: итальянская н.п. «В путь». | Беседа «Традиции Италии. Великий композитор». Слушание музыки Д.Верди. Марш из оперы «Аида». Хоровое пение Музыка и слова О.Поляковой. «Ночь настанет». | Восприятие на эмоционально- образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира. Уважение к творческим достижениям зарубежных выдающихся композиторов. | Р: работать по плану. П: распознавать жизненное содержание художественного образа. К: высказывать свою точку зрения и обосновывать её. | Научить распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди); узнавать по характерным признакам изученные муз. сочинения | Творческая работа по теме « Музыкальная Италия» | ||
10 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики 1 | Австрия – крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы – венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. Моцарта. Слушание: Й Гайдн Квартет ре минор IV ч.; В. А. Моцарт «Ария царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта» Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой». Творческое задание: сравни. | Беседа «Крупнейший музыкальный центр Европы. Венские классики», Слушание музыки Й.Гайдн. Квартет;В.А.Моцарт. Ария царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Хоровое пение Музыка и слова О.Поляковой. «Ночь настанет». | Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. Эмоциональное и осмысленно восприятие содержания художественного произведения | Р: различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. К: формулировать собственное мнение и позицию. | Научить анализировать жанрово – стилистические особенности муз. произведений; наблюдать и оценивать интонационные богатства музыкального мира(на примере произведений композиторов венских классиков). | Работа в рабочей тетради. | ||
11 | Знаменитая Сороковая. 1 | Индивидульно-характерные стилевые особенности творчества композиторов – венских классиков. Лирические образы музыке В. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр). Слушание: В.А. Моцарт Симфония №40 I ч. Экспозиция; хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта». Пение: В.А. Моцарт хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта». Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение. | Беседа «Лирические образы В. Моцарта. Симфония». Слушание музыки В.А.Моцарт. Симфония № 40. 1 часть. Фрагмент. Хоровое пение -Слова М. Андронова и М. Пляцковского, музыка А. Паутова. «Есть на свете Новый год». | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. | Р:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П:освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; К:позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; | Научить нализировать и обобщать жанрово- стилистические особенности композиторов- венских классиков; обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В.А. Моцарта; исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии. | Работать с учебником и рабочей тетрадью | ||
12 | Героические образы Л. Бетховена 1 | Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано – ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты. Слушание: Л. Бетховен Соната №8 «Патетическая» I ч. Экспозиция. Пение: Л. Бетховен «Свободный человек». Творческое задание: импровизация в характере произведений Бетховена. | Беседа «Творчество Л.Бетховена. Соната» Слушание музыки -Л.Бетховен. Соната «Патетическая». Фрагмент. Хоровое пение Слова М. Андронова и М. Пляцковского, музыка А. Паутова. «Есть на свете Новый год». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. | Р: понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. П: соотносить содержание образов разных видов искусства. К: участвовать в коллективном суждении | Научить аблюдать за интонационной областью музыкальных произведений; обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена. | Подготовить сообщение о творчестве Л. Бетховена | ||
13 | Песни и танцы Ф. Шуберта 1 | Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, не контрастность разделов. Слушание: Ф. Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»; Вальсы соч. 9 №1, соч. 9 №2; Музыкальный момент фа минор. Пение: Ф. Шуберт «Ave Maria». Творческое задание: сочинение вокальной мелодии в стиле песни, танца. | Беседа: «Творчество Ф.Шуберта. Миниатюра». Слушание музыки -Ф.Шуберт. Песня «В путь»; -Ф.Шуберт. «Музыкальный момент». Хоровое пение -Слова и музыка А. Паутова. «Новый год». | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к зарубежной классической музыке. Развитие потребностей в общении с произведениями отечественной культуры | Р: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию. П: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. К: сопоставлять и связывать контрастные образы одного произведения. | Научить различать песенные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта; распознавать художественный смысл простой двухчастной формы; соотносить художественно- образное содержание муз. произведения с формой его воплощения | Выучить песню « Есть на свете новый год» | ||
14 | « Не ручей-море ему имя». 1 | Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты. Слушание: И.С.Бах «Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. | Беседа «Творчество И.С. Баха. Токката». Слушание музыки -И.С. Бах. Органная токката ре минор. Хоровое пение -Слова и музыка А. Паутова. «Новый год». | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания. | Научить: выявлять характерные свойства музыки И.С.Баха.; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. | Сообщение о композиторе И.Бахе | ||
15 16 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига 2 | Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига. Слушание: Э. Григ «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Пение: Э. Григ «Заход солнца». Творческое задание: вокальная импровизация. Просмотр видеофильма о Норвегии. | Беседа «Выдающийся композитор Норвегии Э.Григ». Слушание музыки -Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». Фрагмент «В пещере горного короля»; -Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». Фрагмент «Песня Сольвейг». Хоровое пение -Слова народные, музыка А. Паутова. «Рождество». | Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Формирование оптимистического мировосприятия. Познавательный интерес к урокам музыки. | Р: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. П: проводить аналогии и устанавливать причинно- следственные связи. К: коллективно обсуждать музыкальные произведения, аргументировать свою точку зрения | Научить: выявлять характерные свойства музыки Э.Грига; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкально произведения. распознавать художественный смысл двухчастной формы. | Работа с учебником и рабочей тетрадью | ||
17 18 | « Так полюбил я древние дороги…» 2 | Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства. Слушание: П. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы» I ч. (фо-но). И. Корнилов «Дорога». Пение: А. Алябьев «Зимняя дорога». | Беседа «Дороги России». Слушание музыки -П.Чайковский. Симфония № 1 . Фрагмент первой части «Грезы зимнею дорогой». Хоровое пение Слова В.Степанова, Музыка Е.Четверикова. «Земля, где мы живем». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. | Р. целеполагание в постановке учебных задач. П:владение навыками речевого высказывания. К:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Научить: различать настроения, чувства и характер человека ,выраженные в музыке; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки и их взаимосвязи и взаимодействия. | Выучить песню «Рождество» | ||
19 | Ноктюрны Ф. Шопена 1 | Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена. Слушание: Ф. Шопен Ноктюрн ре-бемоль мажор. Пение: Ф. Шопен «Весна». Творческое задание: П. Верлен «Луны сквозь чащи» - импровизация. | Беседа «Ноктюрны». Слушание музыки -Ф.Шопен. Ноктюрн № 8. Хоровое пение Слова В.Степанова, Музыка Е.Четверикова. «Земля, где мы живем». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки. | Р: умение выбирать действия в соответствии к поставленной задачей и условиями ее реализации П: самостоятельное выделение и познавательной цели. К: умение общения и взаимодействия формулируется в процессе выполнения практической работы. | Научить: наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; применять знания основ средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. | Работа с рабочей тетрадью | ||
20 | « Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» 1 | «Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г. сравнение двух произведений Шопена – ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» - с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов. Слушание: Ф. Шопен Этюд до минор «Революционный»; Б. Броневицкий «Сердце Шопена». Пение: Б. Броневицкий «Сердце Шопена». Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Цветы». | Беседа «Исторические события Польши. Этюды». Слушание музыки -Ф.Шопен. «Революционный этюд». Хоровое пение Слова В.Степанова, Музыка Е.Четверикова. «Земля, где мы живем». | Познавательный интерес к музыкальным занятиям. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. Развитие позитивной самооценки | Р: умение выбирать действия в соответствии к поставленной задачей и условиями ее реализации П: самостоятельное выделение и познавательной цели. К: умение общения и взаимодействия формулируется в процессе выполнения практической работы. | Научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; сравнивать музыкальные произведения разных жанров; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. | Выучить песня Ф.Шопена «Весна» | ||
21 | Арлекин и Пьеро 1 | Народный танец - шествия карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном фортепианном произведении Р. Шумана. Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро». Слушание: Р. Шуман «Арлекин», «Пьеро» из фо - го цикла «Карнавал»; К. Дебюсси «Пьеро». Пение: Н. Савичева «Песня о цирке». Творческое задание: сравни, пластическое интонирование; игра на элементарных музыкальных инструментах. | Беседа «Карнавал в творчестве Р.Шумана». Слушание музыки -Р.Шуман. «Арлекин»; -Р.Шуман. «Пьеро»; -К.Дебюсси. «Пьеро». Хоровое пение - Музыка и слова О.Поляковой, слова Д. Банникова. «Морячка». | Углубление познавательного интереса к урокам музыки. Признание и уважение художественных ценностей зарубежной классической музыки. Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с зарубежной музыкальной классикой. | Р: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; К: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; | Научить: наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям. | Подготовить сообщение о карнавалах | ||
22 | В подводном царстве 1 | Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов – Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р.Щедрин «Золотые рыбки» - с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития. Слушание: Н. Римский–Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»; Р. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок». Пение: Г. Фиртич «Песня о названиях кораблей». Творческое задание: импровизация на элементарных музыкальных инструментах «Море». Просмотр фрагментов из оперы «Садко». | Беседа «Сказочные сюжеты Н.А.Римского-Корсакова». Слушание музыки -Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко». Фрагмент «Шествие чуд морских»; -Р.Щедрин. Балет «Конек-горбунок». Фрагмент «Золотые рыбки». Хоровое пение - Музыка и слова О.Поляковой, слова Д. Банникова. «Морячка». | Уважение к достижениям отечественной муз. культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведений. Принятие мнения собеседника | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: ориентироваться на разнообразие способов решения заданий; К: использовать речь для регуляции своего действия. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. | Работа с учебником | ||
23 | Цвет и звук: « музыка витража» | Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество господне». Слушание: О. Мессиан «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне». Пение: Г. Фрид «Ветер». Творческое задание: изобрази | Беседа «Искусство витражей». Слушание музыки -О.Мессиан. Органный цикл «Рождество Господне». Фрагмент «Пастухи». Хоровое пение - Музыка и слова О.Поляковой, слова Д. Банникова. «Морячка». | Углубление представлений о неразрывном единстве музыки и живописи. Развитие познавательного интереса. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять поиск необходимой информацией по духовно-нравственного воспитания; К: допускать возможность существования у детей различных точек зрения. | Распознавать эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций , тем, образов. | Работа с рабочей тетрадью | ||
24 | Вознесение к звёздам 1
| Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония ». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной симфонии «Ликование звезд». Слушание: О. Мессиан «Ликование звёзд» V ч. из «Турангалилы-симфонии». Пение: В. Шаинский «Облака». Творческое задание: Импровизация с ключевым словом «Звёзды». | Беседа «Творчество О.Мессиана». Слушание музыки О.Мессиан. «Турангалила-симфония». 5 часть. Хоровое пение Слова А. Шустиковой, музыка А. Шнитмана. «Мамино слово». | Развитие познавательного интереса к музыкально-художественной деятельности. Эмоционально-ценностное отношение к достижениям зарубежных композиторов. | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания. | Наблюдать за музыкой в жизни чуловека и звучаниям природы; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. | Подготовить сообщение об О.Мессиане | ||
25 | Симфонический оркестр 1 | Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра. Слушание: Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Пение: Е. Адлер «Наш оркестр». Творческое задание: «Творчество работает на будущее». | Беседа «Состав симфонического оркестра. Партитура». Слушание музыки -Б.Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи». Хоровое пение Слова А. Шустиковой, музыка А. Шнитмана. «Мамино слово | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | Р: .Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения П:.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации К: .Формулировать собственное мнение и позицию. | 1.Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, 2.Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, | Нарисовать в рабочей тетради группу смычковых инструментов | ||
26 | Поэма огня «Прометей» 1 | Претворение мифа о Прометее в поэме огня А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд. Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора. Слушание: А. Скрябин «Прометей» кода. Пение: Г. Струве «Учитесь держаться в седле». Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Огонь». Использование диска «Импрессионизм в музыке»: просмотр – А. Скрябин. | Беседа «Миф о Прометее». Слушание музыки -А.Скрябин. Поэма огня «Прометей». | Углубление представлений о неразрывном единстве музыки литературы и живописи. Развитие эмпатии и сопереживания герою, эмоционально – нравственной отзывчивости. | Р: различать способ и результат действия, адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: распознавать жизненное содержание музыкально-художественного образа; К: участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке. | Выучить песню Г.Струве «Учитесь держаться в седле» | ||
27 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана 1 | Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Слушание: повторение пройденного материала. Пение: повторение пройденного материала. | Коллективная беседа «Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана. Хоровое пение -Музыка О.Поляковой, слова В.Орлова. «Зимние сны». | Ценностно-смысловые ориентиры на примере жизненных правил Шумана. Эмоционально-ценностное отношение к достижениям зарубежных композиторов. | Р::.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения П:.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации К: .Формулировать собственное мнение и позицию. | Участвовать в коллективном обсуждении «Жизненных правил для юных музыкантов». | Выучить «Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана | ||
28 | Джазовый оркестр 1 | Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа джаз - банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Слушание: Дж. Гершвин «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс».Пение: Р. Бойко «Дело было в Каролине».Я. Дубравин, стихи Б. Суслова « Джаз» ( пение, игра на детских муз. инструментах) Творческое задание: ритмическая импровизация. | Беседа «История джаза. Состав джазового оркестра». Слушание музыки -Д.Гершвин. Опера «Порги и Бесс». Вступление к опере; - Д.Гершвин. Опера «Порги и Бесс». Песня Порги. Хоровое пение -Музыка О.Поляковой, слова В.Орлова. «Зимние сны». | Познавательный интерес к джазовому искусству. Уважение к достижениям зарубежной музыкальной культуры. Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнения джаза. | Р: .Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения П:.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации К: .Формулировать собственное мнение и позицию. | Научить узнавать по изображениям инструменты джазового оркестра. а также узнавать на слух их звучание. Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импровизация) | Выучить инструменты джазового оркестра | ||
29 | Что такое мюзикл? 1 | Знакомство с жанром мюзикла: специфика содержания, особенности композиционного строения. Слушание: Р. Роджерс музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки». Пение: В. Семёнов «Когда я стану миллионером». | Беседа «Мюзикл – музыкальная комедия». Слушание музыки -Р.Роджерс. Мюзикл «Звуки музыки». Фрагмент. Хоровое пение -Музыкальная гамма; Музыка О.Поляковой, слова А.Сотникова. «Письма с войны». | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Понимание чувств людей и сопереживание им. | Р: различать способ и результат действия, адекватно воспринимать итог проделанной работы; П: распознавать жизненное содержание музыкально-художественного образа; К: участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента музыкального произведения. | Размышлять о модификации жанров современной музыки Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра | Работа с учебником | ||
30 | Под небом Парижа 1 | Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве. Э. Пиаф. Слушание: Песни из репертуара Э. Пиаф; В. Косма музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши». Пение: фр.н.п. «Пастушка». | Беседа «Сердце Франции – Париж». Слушание музыки -Э.Пиаф. Эстрадные песни; -Музыка из французских кинофильмов. Хоровое пение -Музыка О.Поляковой, слова А.Сотникова. «Письма с войны». | Развитие познавательных интересов. Уважение к музыкальной культуре Франции и его народа. Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. | Р: ставить и формулировать проблемы; П: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений; К: строить понятные для партнера высказывания | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей | Работа с рабочей тетрадью | ||
31 | Петербург. Белые ночи 1 | Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений. Слушание: П. Чайковский «Май. Белые ночи» из ф-ного цикла «Времена года». Пение: Г. Портнов «Белые ночи». Творческое задание: Импровизация в духе классического произведения «Белые ночи». | Беседа «Величайший город мира». Слушание музыки -П.Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». Фрагмент «Май. Белые ночи». Хоровое пение -Слова и музыка А. Паутова. «Летние каникулы». | .Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. .Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Р:Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения П:.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации К: .Формулировать собственное мнение и позицию. | Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа | Подготовить сообщение о Санкт-Петербурге | ||
32 | « Москва! Как много в этом звуке…» 1 | Москва – крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс). Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства. Слушание: П. Чайковский Кантата «Москва» №3 хор; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год» ; О. Газманов «Москва, звенят колокола»; А. Петров «Я иду, шагаю по Москве». Пение: А. Петров «Я иду, шагаю по Москве». Творческое задание: придумать четверостишие о Москве, распеть. | Беседа «Город-герой Москва». Слушание музыки -П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Хоровое пение -Слова и музыка А. Паутова. «Летние каникулы». | Эмоциональное осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Развитие познавательного интереса к музыкально-художественной деятельности . Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. | Р: уметь действовать по плану. П: Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. К: коллективно обсуждать прослушанное , аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. | Выучить песню Г.Свиридова «Песня о Москве» | ||
33 34 | «Россия- священная наша держава, Россия – любимая наша страна» 2 | Гимн Российской Федерации – звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения. Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год».Пение: Ж. Колмагорова «Мир детям».Творческое задание: импровизации на лучший стих о Родине. Просмотр видеофильма о ДМШ №2. Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ». | Беседа «Гимн – хвалебная песня». Слушание музыки -А.Александров. Гимн Российской Федерации. Хоровое пение -Слова и музыка А. Паутова. «Летние каникулы». | 1.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2.Осознание своей этнической и национальной принадлежности | 1.Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. 2.Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. 3.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере | 1.Ценить отечественные народные музыкальные традиции 2.Воспринимать музыку различных жанров | Выучить гимн РФ | ||
35 | Урок – концерт 1 | Исполнение песен изученных в течение года | 1. Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, 2.Участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; | 1.Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 2.Использовать речь для регуляции своего действия; 3.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 1.Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 2.Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | - |
4 Учебно-методическое обеспечение
Преподавание учебного предмета «Музыка» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством Образовании РФ № 1067 от 10 декабря 2012г.
Учебники:
В. В Алеев, Т. Н. Кичак, Учебник: Музыка . 4 класс Москва. Дрофа. 2010
В.В. Алеев Т.Н. Кичак Музыка. Нотное приложение.
Фонохристоматия музыкального материала к программе для учителя
Компакт- диски с аудио и видеозаписями.
Пособия для учащихся: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак Рабочая тетрадь 4 класс.
Материально техническое обеспечение
Оборудование:
- музыкальный центр;
- телевизор, видеоплейер;
- фортепиано;
- детские музыкальные инструменты;
- народные музыкальные инструменты;
- синтезатор;
- компьютер.
Печатные пособия:
- программа « Музыка» для начальных классов
- комплект учебников для учащихся;
- комплект рабочих тетрадей для учащихся;
- методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе;
- плакаты с нотным и поэтическим текстом гимна России, текстами исполняемых по программе песен и оперных фрагментов;
- портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.
Информационное обеспечение
1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 2007г.
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2008.
5. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2008.
6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена
7. Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2009.
8. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
9. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2008.
5 . Планируемые результаты изучения предмета в 4 классе
Базовый уровень требований уровня подготовки учащихся 4 класса.
Формирование музыкально художественных знаний, умений и навыков, предполагает, что учащиеся должны знать:
- выдающихся композиторов и их творчество: С.Рахманинов, М.Глинка, М.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.Бородин, Ф.Шопен, Д.Верди, Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, П.Чайковский, Э.Григ, Р.Шуман, О.Мессиан, А.Скрибин, Дж.Гершвин, Р.Роджерс, А Александров.
Учащиеся должны знать:
- термины из области теории музыки и музыкальной грамоты: партитура, прометеев аккорд, световая строка, двухчастная форма, венские классики, импровизация.
- термины из области музыкальных жанров: гопак, элегия, этюд, фольварк, краковяк, полонез, баркарола, квартет, симфония, соната, песня, миниатюра, вальс, момент, токката, ноктюрн, джаз, мюзикл, гимн.
- название музыкальных инструментов: бандура, цимбалы, волны мартено, оркестр джазовой музыки, банджо.
- термины из области смежных видов искусства: галёрка, маэстро, оперный театр «Ла Скала», колорит, гений, дождинки, предание, карнавал, трактат, мириады, витраж, энтузиазм, фольклор.
Учащиеся должны уметь:
- высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыка;
- пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности (элементами двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»)
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком музыкального искусства, принципами художественного обобщения;
- петь в хоре;
- играть на детских музыкальных инструментах;
- участвовать в импровизациях;
- участвовать в музыкальных драматических спектаклях;
- создавать проекты по предмету «музыка».
6.Список использованных источников
Дополнительная литература:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
4. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
7. Приложение
Тест по теме «Симфонический оркестр»
Вариант 1.
1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, фортепиано.
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
5. В группу медных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас, туба, тромбон .звучание всех инструментов оркестра называется: solo, divisi, tutti.
Вариант 2
1. Из скольки групп состоит симфонический оркестр: а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
2. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
3. Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
4. Руководит оркестром: а) хормейстер;
б) скрипач;
в) дирижёр.
5. Арфа это инструмент: а) струнно-смычковый;
б) духовой;
в) струнно-щипковый.
6. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
7. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
8. Определи, какие инструменты изображены:
а)
б)
в)
г)
Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;
б) Ц.А. Кюи;
в) М.И. Глинка;
г) А.П. Бородин.
2. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»: а) семь;
б) пять;
в) три;
г) шесть.
3. Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:
а) М.А. Балакирев;
б) А.П. Бородин;
в) М.П. Мусоргский;
г) П.И. Чайковский.
4. Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет: а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) М.И. Глинка;
в) Ц.А. Кюи;
г) М.А. Балакирев.
5. Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»: а) П.И. Чайковский;
б) М.А. Балакирев;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
6. Определи, какие композиторы изображены на портретах: а)
б)
в)
г)
7) Опиши музыкальное произведение методом «синквейн».
Тест за первое полугодие
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада: а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»? а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский.
3. Кто из композиторов входил в содружество Балакиревского кружка (подчеркни нужное):
П. Чайковский, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Бородин, М. Мусоргский, В. Стасов, Ц. Кюи,
Ф. Шопен, Н. Римский-Корсаков.
4. Кто является композитором симфонической сюиты «Шехеразада», написанной по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»:
а) М. Мусоргский;
б) А. Бородин;
в) М. Балакирев
;г) Н. Римский-Корсаков.
5. Как называется украинский народный танец, возникший в быту Запорожского войска, исполняющийся в быстром темпе в размере 2/4:
а) бульба;
б) вальс;
в) гопак;
г) полька.
6. Самый распространённый народный инструмент в Белоруссии: а) бандура;
б) фортепиано;
в) скрипка;
г) цимбалы.
7. Послушай произведение С. Рахманинова «Вокализ», опиши свои впечатления или нарисуй рисунок в соответствии характера этого произведения.
Тест по венским классикам
1. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками? Й. Гайдн, И. Бах, Дж. Верди,
Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.
2.В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения:
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
3. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
4. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
5. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
Итоговый тест
1. Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?
а) ноктюрн;
б) серенада;
в) баркарола;
г) этюд.
2. Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?
а) А. Бородин;
б) Ц. Кюи;
в) М. Глинка;
г) А. Римский-Корсаков.
3. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?
а) шесть;
б) пять;
в) восемь;
г) четыре.
4. Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?
а) М. Мусоргский;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) А. Бородин;
г) М. Балакирев.
5. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
6. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
7. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
8. Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?
а) Л. Бетховен;
б) М. Мусоргский;
в) Ф. Шуберт;
г) В. Моцарт.
9. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
10. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) В. Моцарт. Симфония №40, часть;
б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;
г) Ф. Шуберт. «В путь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...