"История гимна России" ( материал для уроков музыки и музыкального лектория)
план-конспект занятия по музыке (8 класс) на тему

теплых татьяна николаевна

Интересный материал можно использовать для классного часа, уроков или внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimny_rf.docx23.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гимны РФ.

«Гимны есть воздаваемое Богу Благословение за дарованные нам блага»

Григорий Нисский.

     Слово гимн (от гречечкого – петь (хвалебную песнь), воспитывать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, славильное песнопение.

     В древности величальные песнопения создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя. Как особо торжественные молитвы их пели во время жертвоприношения на богослужении, на религиозных церемониях и праздниках.

     В наше время гимн является символом государства, наряду со знаменем и гербом.

     Раньше гимну (как и царю) выражали знаки религиозного почтения: при его звучании на фоне колоколов люди становились на колени.

     Гимн всегда оказывал благотворное влияние на граждан данной страны. Он объединял и сплачивал их. Помогая переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. С пением церковных гимнов выходили русские войны на великий бой с татарами на Куликовском поле. Со слезами на глазах пел церковный гимн Петр Великий, благодаря Господа за победу в войне со Швецией. С Преображенским маршем в сердце шли в атаку солдаты Суворова в легендарном Итальянском походе. Под звуки «Боже, Царя храни» и под Андреевским флагом русские герои-моряки крейсера «Варяг» затопили свой любимый корабль, не желая сдаваться врагу.

     Гимны России, будучи емкими символами, как зеркало, отразили малейшие сомнения в духовном состоянии Отечества и его государей.

     Царь Иван Грозный проявил себе как сочинитель гимнов. Причем он сам их и исполнял.

     Гимн, в котором воспевалось величие власти царя, оказывается важной частью обширных почестей и величальных знаков, воздаваемых главе государства. Интуитивно чувствуя красоты царской власти, русские люди – от простого крестьянина до вельможи – издавна находили самые простые, но всем понятные знаки выражения любви и благоговения перед свои государем. В знак смирения и любви они становились на колени и снимали шапки при одном появлении государя. Любой сановник до эпохи Петра свое обращение к Царю, встав на колени, начинал так: «Царь-батюшка, не вели казнить – вели миловать.» Рус. люди был готовы отдать все самое дорогое и даже саму жизнь за своего царя-батюшку, чему и был посвящен великий подвиг И. Сусанина. Смиренное благоговение перед царем оборачивалось у рус. воинов несгибаемым мужеством в бою.

Российские гимны нового времени (XVII – начало XX вв.)

     Русские гимны XVII – XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам они исполнялись как духовные величания, а в различных государственных церемониях – выходах царя, встречах его войсками, торжествах по случаю побед – как светские гимны. Впрочем, все светские торжества в то время имели и духовное измерение. Ведь самодержец был помазанником Божиим, а победу в битве, как свято верили русские люди, дарует Господь.

    На протяжении трех столетий, в связи с особенностями духовного облика самодержцев и самой эпохи, русские гимны писались в жанре то марша, то танца, то оказывались прологов к опере.

Молитвы, канты, марши эпохи Петра I.

     Во времена Петра I (1672-1725) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества  с участием музыки.

     Поскольку в эпоху Петра I Россия много и усиленно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, создаваемых по случаю побед. Наиболее торжественные из этих маршей стали восприниматься как гимны – символы тех событий.

     Марши и духовные гимны эпохи Петра I еще не претендовали на роль единого гимна. Исполняемые от случая к случаю, они не имели универсального значения вне конкретного праздника.

     Православный полководец Суворов прекрасно понимал, что в сражении победа достигается, не столько плотностью огня и уроном противника, сколько превосходством боевого духа атакующего или обороняющегося.

     Суворов писал: «Музыка удваивает, утраивает армию».

     Русские походные и строевые песни вплоть до конца 19 века сохраняли связь с молитвой и гимном.

     Музыка Преображенского марша как олицетворение величия и мощи России уже к концу жизни Петра I звучала в качестве победного гимна в годовщины побед.

     Позднее «Преображенский марш» исполняли в роли церемониального гимна при выходах императора на параде, на офицерских приемах.

Одновременно «Преображенский марш» оставался полковой музыкой русской армии. Хотя он написан как встречный марш. С ним шла в атаку русская армия под командованием Суворова, штурмуя Измаил (1790), он звучал во время сражения под Бородиным (1812). Во время Отечественной войны с Наполеоном были написаны слова, что бы под музыку марша можно было петь песню для воодушевления солдат во время переходов или торжественных выступлений в европейских городах.

    Вот они: Пойдем,  братец, заграницу

                    Бить Отечества врагов,

                    Вспомним матушку – царицу,

                    Вспомним, век ее каков!

     Славный век Екатерины

     Нам напомнит каждый шаг

     Те, поля, леса, долины,

     Где бежал от русских враг!

В XIX век с появлением официальных гимнов «Марш Преображенского полка» остался главным маршем России.

     В XX веке «Марш Преображенского полка» продолжал оставаться и гимном и маршем. С 1917 г его использовали в качестве гимна в Белой Армии, но одновременно он оказался и любимым маршем Красной Армии. И позже его играют в новой России в особо торжественные моменты, например, при выносе знамени, при встрече высоких персон.

Государевы гимны (XVIII век)

     После Петра Великого почти каждый новый император или императрица Российские заботились о создании собственного гимна.

      «Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство Московского государя, а не московского или русского народа».  Поэтому все достижения государства ассоциировались с деятельностью его «хозяина» и главы – царя. И гимн был государевым, отражающим его мировоззрение или деяния, а не государственным.

     В зависимости от личных качеств царствующих особ гимны оказывались то боле церковными, то были светскими - военными или гражданскими по своему характеру.

     Государственные гимн до XIX века обычно не являлся самостоятельным жанром и не писался как торжественная песнь.  В зависимости от личных предпочтений и склонностей государя, гимном оказывались музыка марша или пролог оперы, попутная песня к театральной постановке.

     В конце XIX века придворный бал состоял из следующих танцев: полонез, вальс, кадриль, котильон и мазурка.  Полонез, открывающий бал, имел особое значение. «Это был не танец, это был парад, своеобразная торжественная процессия». Причем возглавлял танец – шествие обычно сам император с той величественной дамой, которой он хотел оказать честь.

     Полонез по случаю взятия Измаила (текст Державина) «Гром победы, раздавался». Императрица сразу же по достоинству оценила полонез и повелела исполнять его в качестве русского победного гимна.

     «Гром победы, раздавался» стал на многие годы символом русской доблести и славы, гимн дворян.  Он исполнялся  при выходах императрицы, открывал балы и торжественные события, звучал на полях сражений. Для исполнения в условиях войны с Наполеоном полонез был переделан в марш.

      В XIX веке гимн «Гром победы» оставался дворянским гимном – гимном доблести и чести ведущего сословия России XVIII – XIX веков. С уменьшением роли дворянства он исполнялся все реже и постепенно утратил свое значение.

   Православное содержание мировоззрения и политической концепции Павла I обусловили необходимость замены екатерининского гимна другим величальным исполнением, в большей степени отражающим его понимание статуса России как оплота христианского абсолютизма.

     В отличие от екатерининского, в целом светского полонеза, павловский гимн оказался церковным хоралом со словами молитвы.

Рождение молитвы Русских.

В царствие Александра I (1801 – 1825) Россия пережила огромные потрясения. Поражение от Наполеона под Аустерлицем, вторжение Наполеона в Россию в 1812году, драматическая сдача столицы и пожар в Москве, а затем перелом в ходе войны с последующим изгнанием французов из России, великая победа над Наполеоном, триумфальное вступление русской армии во главе с Александром I  в Париж (1814), создание Священного союза под эгидой России – вот далеко не полный перечень драматичных событий, пережитых нашими соотечественниками в начале XIX века.

     Осознание новой роли России, личные симпатии императора – освободителя и Англии и крушения роли Британии в окончательном разгроме Наполеона способствовали                            привлечению английского гимна в качестве государственного гимна России в 1816 году.

     Во время парада в Варшаве в 1816 году по приходу великого князя Константина для встречи императора Александра I был исполнен английский гимн. Его величественная, торжественная мелодия весьма понравилась императору, и он повел исполнять гимн для встречи царя каждый раз.

      Великий русский поэт,  мыслитель и переводчик Жуковский написал слова к этому гимну, представлявшие собой свободную аранжировку английского текста под названием «Молитва России». «Перевод» намного превзошел оригинал. Его чеканная стихотворная строфа на многие годы стала официальной программой русской самодержавной государственности, запечатленной позднее в лаконичной форме:

«Православие. Самодержавие. Народность».

     Боже царя храни!

     Славному долги дни

     Дай на земли!

     Гордых смирителю,

     Слабых хранителю,

     Всех утешителю –

     Все ниспошли!

     К празднованию годовщины Царскосельского лицея в 1816 году А.С. Пушкин написал еще два куплета к гимну. С ними гимн несколько раз пели на праздниках в других учебных заведениях. Они эти слова так и не были утверждены официально.

      В этом виде (1 строфа Жуковского) «Молитва» (гимн) существовал до 1833 года.

Народный гимн Львова.

     В 1833 году царь Николай I (1826 – 1855) выступил инициатором создания новой молитвы русских – народного гимна России.  История его появления выяснена не до конца; и до сих пор существуют две версии. Согласно одной из них, императором был объявлен конкурс на создание гимна, в котором приняли участие и Глинка и Львов. Музыка Глинки («Патриотическая песня») якобы показалась царю слишком светской, и предпочтение было отдано сочинению Львова. Согласно другой версии, никакого конкурса не было, и Львов сочинил музыку согласно персональному пожеланию императора. История не сохранила свидетельств официального  конкурса.

     Был издан указ императора о введении «Боже, Царя храни» с музыкой Львова в качестве официального гимна России. Он существовал до февраля 1917 года.

«Славься» - династический гимн Глинки.

     В 1836 году состоялась премьера оперы «Жизнь за Царя» М. Глинки. Опера (на спектакле был император) захватила слушателей могучим зарядом патриотизма. Это была не просто опера, но словно православная масса русского патриотизма. Или целая опера – гимн… Идейной кульминацией оперы стала славильная молитва «Славься, Русский Царь», посвященная правлению великого рода Романовых.

Славься, славься, русский царь

Господом данный наш Царь-государь,

Да будет бессмертным твой царский род,

Да им благоденствует русский народ!

     Хор «Славься» постепенно стал неофициальным династическим гимном рода Романовых. Так как Глинка немного запоздал с премьерой оперы, его «Славься» не мог быть утвержден государственным песнопение официально. (Примеч. В опере «Иван Сусанин» название изменил сам Глинка, после встречи и беседы с государем на одной из последних репетиций. Опера произвела огромное впечатление на государя)

     «Боже, Царя храни» Львова был уже принят в качестве гимна за 3 года до премьеры оперы.

     Славильный кант Глинки был очень популярен и в СССР, особенно после того, как в 30-е годы у оперы «Иван Сусанин» появился новый текст.

Гимны революции и социализма в России.

     С 1917 года Россия запела совсем другие песни. «Марсельеза» не могла стать гимном России, поскольку уже была гимном Франции.

     С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года первым советским гимном стал партийный гимн «Интернациональная». С 1906 года он был гимном партии большевиков. Его мрачное содержание полно угроз, призывов к насилию, к захвату чужого достояния.

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья…

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,

Отвоевать свое добро».

     В 1943 году во время Великой Отечественной Войны советское руководство в лице И. В. Сталина решило создать гимн СССР. Тому были две основные причины. 1) стремление советских людей к единению во имя победы; 2) проявившаяся в условиях войны несостоятельность концепции «Интернационала»

     Нужны были другие идеи, которые объединили бы людей. Символом духовного патриотизма  стали песня «Священная война» Александрова; кантата «Александр Невский» Прокофьева; 7 симфоний Шостаковича.

     Был объявлен конкурс на создание гимна, в котором участвовали более 40 поэтов и 160 композиторов. На конкурсе представили около 500 гимнов, из которых был выбран один «Союз нерушимый». Конкурс был только видимостью. Сталину, вероятно, с самого начала понравился Гимн партии большевиков, сочиненный Александровым в 1939 году.  Его он и утвердил, немного «поиграв в конкурс». На самом деле генсеку нужен был только новый стихотворный текст на чувственную музыку Александрова.

     В официальном сообщении была опущена и еще одна деталь. У Михалкова и Эль-Речистана был соавтор и редактор текста гимна – Иосиф Сталин.

     После каждой смены коммунистического правителя им пришлось исполнять гимн без слов, а затем проводить коррекцию текста.

     Гимн без слов – после ХХ съезда (культ личности). В 1977 году – новый текст Михалкова (с введением Новой Конституции СССР)

     В конце 80-х – начале 90-х годов гимн снова стали исполнять без слов. На сей раз его содержание не отражало концепцию перестройки, принятой М. С. Горбачевым.

     В 2000 году вопрос о гимн обсуждали на Госсовете (В. В. Путин). 30 декабря 2001 – новый текст на музыку Александрова.

Гимн возрожденной России.

     В 1990 году – для гимна взяли музыку Глинки «Патриотическая песня».

     Гимн Глинки просуществовал до 2001 года. «Патриотическая песня» осталась гимном без слов.

Заключение. История русских гимнов не закончена, как не завершена история нашего Отечества. Любой новый, возможно, неожиданный поворот в жизни России станет поводом для дальнейшего осмысления ее музыкальной символики.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история гимна России

доступная для понимания учащихся обработка исследовательски-исторического материала...

история гимна России

доступная для понимания учащихся обработка исследовательски-исторического материала...

Музыкальный материал для уроков музыки. 1 полугодие, 2 класс

Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки во 2 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю н...

"Пушкин в музыке" ( материалы для уроков музыки или музыкального лектория для учащихся 6-9 классов)

Когда в школе есть традиции музыкальных лекториев для учащихся можно использовать этот материал...

История гимна России

Разработка мероприятия или интегрированного урока музыки и истории, посвящённого знакомству с историческими вехами создания гимна России....

Методическая разработка урока "История гимна России"

Методическая разработка урока "История гимна России"...