Главные вкладки

    «Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
    методическая разработка по музыке по теме

    Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой же папке есть несколько  музыкальных викторин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon besedy_o_muzyke.doc142 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Беседы о музыке». М.И. Глинка

    Участники: Ведущая, Ведущий, Миша Глинка в детстве, его бабушка, его отец Иван Николаевич, его мать Евгения Анреевна, Анна Петровна Керн.

    Оборудование: костюмы героев, портрет композитора, фонограммы.

    Предварительная подготовка: разучивание сценок. (Звучит вступление к романсу М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Выходят Ведущий и Ведущая).

    Ведущая: Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний вечер!

    Ведущий: А кто её автор?

    Ведущая: Михаил Иванович Глинка.

    Ведущий: Глинка? Это фамилия мне знакома. Мы слушали произведения Глинки на уроках музыки.

    Ведущая: Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живёт в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце XX века на несколько лет стала российским гимном. Давайте послушаем её начальные такты.

    (Звучит запись бывшего российского гимна).

    Музыка Михаила Ивановича Глинки так прекрасна потому, что он обладал удивительным даром - мелодизмом. Не зря ещё при жизни он был признан музыкальным классиком.

    Ведущий: И совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал язык музыкальный. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколений композиторов.

    Ведущая: А ещё Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Этот романс и звучал в начале нашего вечера - «Я помню чудное мгновенье».

    Ведущий: Да, Глинка дружил с Пушкиным, но ранняя смерть поэта помешала их сотрудничеству. Но у романса «Я помню чудное мгновенье» интересная судьба. Давайте, познакомим наших друзей с историей его возникновения.

    Ведущая: Но этот романс Глинка написал уже будучи знаменитым и зрелым композитором. А как развивался его музыкальный талант? Давайте вначале проследим творческий путь Глинки, а к романсу «Я помню чудное мгновенье» мы ещё вернёмся.

    Ведущий: Оказывается, музыкальное дарование Глинки проявилось уже в раннем детстве. Но стоит рассказать о необыкновенном венчании его родителей. Дело в том, что состоялось оно только благодаря бабушке композитора, которая отличалась крутым и решительным нравом. Жила она в своём имении неподалёку от города Смоленска и задумала женить своего сына Ивана.

    (Ведущие отходят в стороны. Появляется Бабушка, одетая в тёплый халат и чепец. Ей навстречу выбегает Иван Николаевич, целует ей руку).

    Иван Николаевич: Доброе утро, маменька. Расскажите скорее, чем закончилось ваше вчерашнее сватовство к соседке нашей, Евгении Андреевне? Ведь вы знаете, что мы давно любим друг друга. Что сказал её опекун? Дал согласие?

    Бабушка (властно): Погоди, не торопи меня. Вот что: опекун ответил отказом.

    Иван Николаевич: Ах, маменька! Что же делать?

    Бабушка: Погоди, говорю. Главное, что я на этот брак тебе благословение дала. Да и мне Евгения по душе пришлась. Так вот что мы сделаем. Нынче постарайся свидеться с нею да скажи, что ночью ты приедешь в закрытой карете, увезёшь её, да и обвенчаешься в нашей церкви.

    Иван Николаевич: Ах, маменька, её опекун этого не потерпит. Ведь погоню вдогонку пошлёт.

    Бабушка: Иван, какой же ты нетерпеливый. Дай же матери договорить. Силён опекун твоей невесты, да мне не указ. И меня он не хитрее. Смотри - зима на дворе стоит, все реки замёрзли, льдом покрылись. А от их села до церкви пять рек перескакать надо. Так я возле каждой переправы своих крепостных мужиков поставлю, и они топорами да дубинами будут ломать лёд за твоей каретой. Чай побоится погоня в ледяную воду сунуться.

    Иван Николаевич: Ах, маменька, как вы добры! (Обнимает мать).

    Бабушка: Ну, то-то, будешь мать благодарить. (Уходят).

    Ведущая: Вот это бабушка была у композитора! Что за решительность, что за горячий нрав!

    Ведущий: Да, и молодые её действительно благодарили. Только вот беда - умер у них первый сын. Поэтому, когда родился второй - Мишенька, то бабушка решительно заявила, что будет воспитывать и беречь его сама.

    (Выходит бабушка. Ей навстречу выходит Евгения Андреевна, которая ведёт за руку маленького Мишу, одетого в шубку).

    Бабушка (грозно): Это ещё что такое? Зачем Мишеньку на улицу вывели?

    Евгения Андреевна: Так лето, маменька. Дозвольте мальчику по травке погулять, свежим воздухом подышать.

    Бабушка: Незачем ему по улице ходить, вдруг заболеет. Уж вы не уберегли своего первенца, не учите теперь меня, как внука воспитывать. Идём, Мишенька, в дом. Там печку натопим. (Берёт мспьчика за руку).

    Евгения Андреевна: Да ведь ему скучно.

    Бабушка: Сейчас ему весело будет. Прикажу девушкам, пусть песни поют да сказки сказывают. А ты знаешь, Евгения, какие он мне картины мелом на полу рисует! И усадьба наша, и пруд, и деревья, как живые! А ещё я ему азбуку показала, он теперь читать умеет. А недавно собрал на кухне медные тазы и стал на них поварёшкой изображать колокольный звон. Евгения Андреевна: Колокольный звон?

    Бабушка: Ну да. Точь-в-точь на нашей церкви колокола так в праздники звонят.

    Евгения Андреевна: Это значит, у Миши музыкальный слух очень хороший.

    Бабушка: Вон он каков у нас - молодой хозяин поместья смоленского.

    Евгения Андреевна: Так может быть, Мишеньке суждено музыкантом сделаться? Надо ему учителя по музыке нанять.

    Бабушка: Ещё чего - музыкантом! Ему в наследство вступать от меня да от отца своего, имением управлять. А вот насчёт учителя музыки ты, пожалуй, права. Учителя надо будет нанять получше. (Уходят).

    Ведущая: Но недолго жил Миша баловнем. И шести лет ему не исполнилось, как его бабушка умерла. Миша подрастал, и пришло ему время учиться. Наняли хороших учителей, и те в один голос говорили, что мальчик способный, надо его учить. Особенно довольна была маменька. Мишенька не отходил от рояля, хватал на лету музыкальные премудрости. «Что делать, маменька, - говорил он, - музыка - душа моя». Только родители начали задумываться о том, чтобы мальчика начать серьёзно учить музыке, как нагрянула новая беда: в 1812 году в Россию вторглись французские войска, и началась Отечественная война. (Сцена озаряется красивым светом, звучит колокольный звон).

    Ведущий: По всей Смоленщине тогда гремел призыв: «Встанем на защиту родной земли!» Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне, незваным гостям засады в лесах устраивали. Вся смоленская земля обратилась в один пылающий костёр. А что же семья Глинки? Иван Николаевич отправил свою семью в Орёл, а сам оставался готовить войскам снаряжение и продовольствие.

    Ведущая: Просчитался кичливый захватчик, считая, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Наполеон вступил в Москву, встретившую его пожаром. Вот так об этом сказал

    Пушкин:         Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоённый,

    Москвы коленопреклонённой

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приёмный дар,

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым в народе полководцем Кутузовым, громили и отважные партизаны, и крестьянские отряды.

    Ведущий: Вернувшись обратно в родное село, Михаил Глинка слышал немало рассказов и песен о народных смельчаках, героях - крестьянах. Из этих впечатлений и родилась потом идея создания первой народной оперы - «Иван Сусанин».

    (Звучит финал оперы «Иван Сусанин» —хор «Славься!») Хор «Славься!», который мы только что услышали, звучит в финале оперы «Иван Сусанин».

    Ведущая: Для того чтобы подробно рассказать об опере Глинки «Иван Сусанин», понадобится целая концертная программа. Сегодня же мы решили поговорить о его романсах. Много романсов Глинка сочинил на стихи Пушкина. Давайте вспомним, где будущий композитор впервые увиделся с Пушкиным. Ведь это было в годы учёбы Глинки в Петербургском благородном пансионе.

    Ведущий: Да, именно там Михаил Глинка познакомился с Пушкиным. Поэт приезжал в пансион очень часто. Вместе с Глинкой учился брат Пушкина Лёвушка, а русскую словесность преподавал лицейский его друг Вильгельм Кюхельбекер.

    Ведущая: По окончании пансиона Глинка получает низший титул чиновника - титулярный советник. Но вскоре он выходит в отставку и убеждает отца, что ему надо учиться музыке. Уже тогда первые сочинения Глинки оценили знатоки музыки. Послушайте один из первых его романсов - элегию «Не искушай» на стихи Евгения Баратынского. Тепло и искренне рассказывает композитор в этом романсе о тревогах и сомнениях человеческого сердца. Музыка наполнена волнением и силой чувства. (Идёт исполнение романса «Не искушай»).

    Ведущий: Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям.

    Ведущая: И как же учился юный русский сеньор?

    Ведущий: Уверенно. Так уверенно, что вскоре превзошёл своих учителей, и они стали звать его почтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал   особенности   итальянской   ночи   в  романсе   «Венецианская ночь», написанном в духе народной баркаролы.

    Ведущая: «Венецианская ночь» написана на слова поэта Ивана Козлова, и музыка, и стихи воспевают южную благоуханную ночь в Венеции. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы - песни венецианских лодочников.

    (Звучит романс «Венецианская ночь»).

    Ведущий: Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Затем он побывал в Вене и Берлине, где также занимался с крупнейшими педагогами-музыкантами того времени. Но его планы на будущее были связаны с созданием произведений, которые поведали бы всему миру о красоте родной земли и о людях, её населяющих. Как он сам отмечал в своих записках, он горел «мыслью о национальной музыке».

    Ведущая: Возвратившись в 1834 году в Россию, в кругу друзей - поэтов и музыкантов - Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет - подвиг народного героя Ивана Сусанина. И вот в 1836 году такая опера была написана - «Иван Сусанин». Восторгам зрителей и музыкантов не было предела. Наконец на оперной сцене впервые был показан спектакль, героем которого стал простой человек, крестьянин, совершающий подвиг во имя Родины и отдающий свою жизнь за Родину.

    Ведущий: Оперой «Иван Сусанин» восторгался А.С. Пушкин. Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. И из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появилась на свет только через шесть лет- в 1842 году.

    Ведущая: Но ведь за эти шесть лет Глинка создал немало других произведений - «Вальс-фантазию», романсы.

    Ведущий: Да, он был в дружбе с поэтом Нестором Кукольником, и многие свои произведения писал на его слова. Один из таких романсов -«Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле. (Звучит романс «Жаворонок»).

    Ведущая: К 1839 году относится знакомство с Анной Петровной Керн -женщиной, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

    Ведущий: Вот, наконец, мы и подошли к моменту, с которого начали свой вечер. Как же возникла у композитора идея написать романс на эти стихи?

    Ведущая: Давайте обратимся к свидетельнице этой истории - самой Анне Петровне Керн,

    Ведущий (обращается за кулисы): Прошу вас, Анна Петровна, (подходит к кулисе и выводит за руку исполнительницу роли Анны Петровны Керн). Прошу вас поведать нашим зрителям историю возникновения этого романса.

    Керн: Моё знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным состоялось на вечере у наших общих знакомых в 1819 году. Затем я увидела его снова лишь через шесть лет, когда он пребывал в ссылке в своём имении Михайловском, а я приехала к своей тётке, жившей по соседству, в Тригорском. Мы почему-то были так смущены нашей встречей, что не скоро смогли даже просто разговориться. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришёл утром попрощаться и преподнёс мне только что вышедший экземпляр второй главы своего романа в стихах «Евгений Онегин». Страницы этого издания были ещё даже не разрезаны, а между ними я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».

    Ведущая: Какая романтическая история!

    Керн: В 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с Михаилом Ивановичем Глинкой.

    Ведущая: Да, и Михаил Иванович Глинка даже оставил своё впечатление от этой встречи в своих записках: «Её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе всё более и более меня привлекали». Тогда-то Глинкой и был написан этот лучший из его романсов, посвященный вашей дочери, которую Глинка тогда называл Катрин. (Обращается к Керн). Вы согласны со мной, Анна Петровна?

    Керн: Конечно, как полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова! Чудесная напевная мелодия слов «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...» словно воплощает в себе мечту о счастье. И вдруг резкий перелом: «Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья...» - это напоминают о себе тяжёлые годы жизненных испытаний. Музыка становится тревожной, а затем и глубоко печальной. Но как победа жизни над мраком вновь возникает первая мелодия: «Душе настало пробуж-денье...».

    Ведущий: Послушаем же этот романс.

    (Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». Когда он заканчивается, Керн уходит).

    Трудным, но славным был жизненный путь композитора.

    Ведущая: Во второй половине XIX века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинки.

    Ведущий: Русский народ гордится Глинкой и любит его произведения. Сегодня мы исполнили лишь некоторые из его удивительных романсов.

    Ведущая: Но мы, к сожалению, не успели рассказать о других его прекрасных сочинениях.

    Ведущий: Поэтому есть повод сказать нашим слушателям: «До новых встреч», - и вновь встретиться в этом зале, чтобы послушать красивую музыку.


    «Из жизни С. В. Рахманинова»

    (музыкальный спектакль)

    Участники: Ведущая, Сергей Рахманинов, его мать Любовь Петровна, её подруга, Александр Зилоти - музыкант и двоюродный брат композитора Сергея Рахманинова, горничная, Чтец. Персонажи оперы С. Рахманинова «Цыганы» - Старый цыган, Алеко, Земфира. Корреспондент.

    Оформление. Портрет композитора, костюмы участников, музыкальные фонограммы. Желательно, чтобы исполнительницы женских ролей в мероприятии, в том числе и ведущая, были одеты в нарядные концертные костюмы - длинные платья.

    Предварительная подготовка: разучивание инсценировок. (Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинова).

    Ведущая: В истории музыки, а особенно - в истории русской музыки, было немало личностей, чью одарённость по праву можно назвать гениальной. Это выдающиеся композиторы и пианисты, певцы и дирижёры. Но одно имя стоит особняком от остальных. Это Сергей Васильевич Рахманинов. В целом мире не было человека, столь блестяще проявившего себя во всех трёх сторонах музыкального творчества. Рахманинов-композитор был общепризнан уже в 18 лет, когда первую его оперу приняли к постановке на сцене Большого театра. Как пианист Рахманинов до сих пор остаётся непревзойдённым исполнителем своих собственных произведений. А о мастерстве Рахманинова-дирижёра ходили легенды.

    (Звучит начало Второго концерта С. Рахманинова для фортепиано с оркестром. Затем музыка несколько приглушается). Взмахами рук он мгновенно приковывал к себе внимание музыкантов, с полной свободой распоряжаясь красками громадного оркестра. Итак, Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижёр. Мировая слава, мировой успех. Но какими путями шёл Сергей Васильевич к этой славе? Давайте обратимся к эпизодам его детства и юности. Пусть нам поможет сам композитор - Сергей Васильевич Рахманинов. (Входит исполнитель роли Сергея Рахманинова).

    Рахманинов: Решили, что эту роль должен сыграть я. Пусть внешне я не совсем похож на композитора Сергея Рахманинова, но я люблю музыку и хочу, чтобы наши сегодняшние слушатели тоже с ней подружились. Ведущая: Вашему вниманию предлагается сцена первая - «Учёба». 1885 год. Санкт-Петербург. Мать Сергея Рахманинова встречает свою подругу.

    (Ведущая и Рахманинов уходят. Навстречу друг другу выходят мать С. Рахманинова, Любовь Петровна, и её подруга. Они обнимаются).

    Любовь Петровна: Ах, дорогая, как я рада, что ты заехала ко мне. Сто лет не виделись. Видно, совсем забегалась по урокам.

    Подруга: Да, совсем как Фигаро - то здесь, то там! И поесть бывает некогда. Петербург - город огромный. Ученики мои в разных концах живут - пока доедешь!

    Любовь Петровна: Ну, присаживайся, выпей чашку шоколада. (Садятся на стулья). А как твоя работа в консерватории? Подруга: Трудно, конечно, но куда ж от этого денешься. Любовь Петровна: Да вот и Серёжа наш третий год как в консерватории учится. Почти совсем дома не бывает. Думаю, что ему суждено стать большим музыкантом. Он ведь с раннего детства большие надежды подавал. С семи лет любую музыку мог в точности исполнить, а с дедушкой уже тогда Бетховена в четыре руки разыгрывал. И знаешь, у нас в семье для него оригинальное наказание было. Всех детей в угол ставили за провинность, а его под рояль сажали. Да ты и сама помнишь, как говорила: «Музыка обязательно поведёт его за собой». Что ты хмуришься?

    Подруга: Как, Любовь Петровна, вы ничего не знаете? Ах, ужасно мне жаль Серёжу!

    Любовь Петровна: Сережу? Жаль? Отчего?

    Подруга: Не может быть, чтобы вы ничего не знали.

    Любовь Петровна: Да не пугай меня, что случилось?

    Подруга: Разве он не рассказывал? Значит, скрывает. Да ведь его из консерватории отчислить собираются.

    Любовь Петровна: Отчислить? За что? Что он мог сделать?

    Подруга: Я и не подозревала, что для вас это новость. Ведь у него хуже некуда по научным предметам. Но все смотрели на это сквозь пальцы: очень уж мальчик одарённый. А тут выяснилось: почти по всем дисциплинам, кроме музыки, единицы.

    Любовь Петровна (достаёт ученическую сумку сына): Постой, вот его дневник. Давай, посмотрим. Гляди - четыре. Четыре, четыре, три, правда с плюсом.

    Подруга: Да ты видишь, это поддельные отметки! Четвёрки переправлены из единиц, а тройки из двоек. (Начинает звучать соната Моцарта).

    Любовь Петровна: Какой ужас! Сейчас же потребую от него ответа! Вот, видно он уже вернулся - Моцарта разыгрывает! (Звонит в колокольчик).

    (Входит горничная). - Сережу позовите!

    (Горничная кивает и уходит. Музыка обрывается. Входит Сергей Рахманинов. Он в наглухо застёгнутом сюртуке).

    Любовь Петровна: Сережа! Как ты мог решиться на такое? (Показывает дневник). О чем ты думал? У меня уже сил никаких нет. Имение наше разорено, и всё я должна выносить.

    Рахманинов: Ну и что особенного, подумаешь! (Внезапно вновь начинает звучать музыка). И ничего особенного.

    Любовь Петровна: Боже мой, ты стал настоящим уличным мальчишкой. А ведь в тебе видели музыканта. А ты, на которого у меня была вся надежда... (Закрывает глаза руками и плачет).

    Рахманинов: Да ничего особенного. Ну, подумаешь, вместо уроков на каток ходил.

    Любовь Петровна: Какое горе, какое горе! Не представляю, что я с тобой дальше буду делать. Ступай! Нет, постой. (Звонит в колокольчик). (Входит горничная). Кто это там играет?

    Рахманинов: Это Саша Зилоти приехал!

    Подруга: Кто? (Встаёт со стула). Сам Александр Зилоти? Он, что, ваш родственник?

    Любовь Петровна: Сережин двоюродный брат.

    Подруга: Знаменитый пианист Александр Зилоти - кузен Серёжи?

    Любовь Петровна: Да. (Горничной). Пригласи его сюда. (Горничная делает книксен и уходит).

    Подруга: Об Александре Зилоти говорит вся Европа. Ведь он учился у самого Ференца Листа, и тот прочит ему блестящий успех пианиста. (Вбегает Александр Зилоти. У него романтический вид артиста - на шее бант. Он целует руку Любови Петровне, кланяется подруге).

    Зилоти: Здравствуйте, Любовь Петровна. Слушал сегодня игру вашего сына. Вот что: я его забираю в Москву. Немедленно. Сегодня. В Московскую консерваторию, в класс профессора Зверева.

    Любовь Петровна: Постойте, Александр. Всё так неожиданно.

    Зилоти: Что тут долго говорить? Дарование его велико, безусловно. Но порядка, выучки, техники мало. Да не в этом дело. Я душу его понял: уже сейчас в нём виден прирождённый музыкант.

    Любовь Петровна: Саша, милый, да вы не знаете, какой он озорник. Прежде его, бывало, от рояля не оторвёшь, а теперь вот всё ленится.

    Зилоти: Ничего, это пройдёт. Зверев лени не терпит. Я сам вместе с другими учениками все восемь лет учёбы у него в доме прожил. Знаете, как называли нас? Зверята. Но уж Зверев сам график наших занятий составлял.- Коли назначит тебе с.шести утра идти заниматься, так без возражений/Знаешь, какая у него любимая поговорка? Только труд пьёт мёд, а.лень пъёт воду^

    (Уходят все, кроме Рахманинова, который присаживается в стороне в кресле. Входит Ведущая).

    Ведущая: Вот так, в один миг, решилась судьба молодого таланта. В знак благодарности к старшему брату Сергей Рахманинов впоследствии сочинит одну из самых знаменитых своих прелюдий, которую сразу начнут исполнять все пианисты Европы. Послушаем её и мы.

    Итак, Сергей Рахманинов. Прелюдия соль минор с посвящением Александру Зилоти. Вслушайтесь в её мелодию - упругую, как натянутая пружина, настойчивую, как упрямство при достижении высокой цели. (Звучит прелюдия соль минор С. Рахманинова).

    В доме профессора Зверева произошло знакомство совсем юного Сергея Рахманинова с его великим современником - композитором Петром Ильичом Чайковским. Успехи Рахманинова были замечены. И весной, после экзаменов, совет профессоров назначает ему стипендию имени основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна. Но как пришло к Рахманинову желание сочинять? Ученики в доме Зверева любили разыгрывать симфонии и увертюры Гайдна, Моцарта, Бетховена и Мендельсона. В восемь рук на двух фортепиано это получалось, как в симфоническом оркестре. И среди этого сказочного богатства чужой музыки Сергей Рахманинов стал слышать неясные звуковые волны, которые временами захлёстывали его. Летом, в каникулы, он рискнул сыграть свои композиции Звереву. Педагог был чрезвычайно доволен и велел аккуратно записать их в нотную тетрадь. Осенью, когда начались занятия, Зверев показал эту тетрадь самому Чайковскому. И Рахманинов услышал свою первую похвалу от Петра Ильича. Окрылённый этой похвалой, Сергей сочинял пьесу за пьесой. Между тем забот у него прибавилось. Предстоял сложный экзамен по специальности, на котором надлежало продемонстрировать отличное владение фортепианной техникой. Только тогда переводили на старшее отделение. Почётным членом комиссии в тот год был назначен Пётр Ильич Чайковский, и Сергею Рахманинову очень захотелось выглядеть в его глазах молодцом. Рахманинов выдержал все музыкальные испытания просто блестяще. (Обращается к Рахманинову). Но, может быть, об уникальном случае на экзамене расскажете вы сами, Сергей Васильевич?

    Рахманинов (встаёт): Экзамен начался в девять часов утра. Присутствие на экзамене самого Чайковского придало ему характер особого события. Каждый из нас должен был сыграть комиссии собственное сочинение. Я сел играть свои пьесы, так как знал их наизусть. Окончив, я заметил, что Чайковский разглядывает экзаменационный лист и что-то в нём записывает. Только через две недели один из членов комиссии сказал мне, что там было написано. Комиссия поставила мне высший балл - «пять с плюсом», а Чайковский прибавил ещё три знака плюс -сверху, снизу и сбоку.

    Ведущая: Комиссия вынесла решение о том, что в старших классах консерватории ученик Рахманинов должен заниматься не только как пианист, но и как композитор. Но последние годы учёбы достались нелегко. Он ушёл от Зверева, стал жить самостоятельно. Он зарабатывал на квартиру частными уроками. Наконец, за месяц до выпускного экзамена была объявлена его тема. Ученикам, которые заканчивали консерваторию по классу сочинения, требовалось за месяц написать одноактную оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».

    Рахманинов: Тема понравилась сразу. Пушкинские строки были мне хорошо знакомы ещё с детства.

    (Выходит Чтец и исполнители ролей отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» — Алеко, Земфира и Старик). Чтец:         Цыганы шумною толпою

    По Бессарабии кочуют.

    Они сегодня над рекой

    В шатрах изодранных ночуют.

    Как вольность, весел их ночлег

    И мирный сон под небесами

    Между колёсами телег,

    Полузавешанных коврами,

    Горит огонь; семья кругом

    Готовит ужин; в чистом поле

    Пасутся кони; за шатром

    Ручной медведь живёт на воле.

    В шатре один старик не спит;

    Он перед углями сидит,

    Согретый их последним жаром,

    И в поле дальное глядит,

    Ночным подёрнутое паром.

    Его молоденькая дочь

    Пошла гулять в пустынном поле.

    Она привыкла к резвой воле,

    Она придёт: но вот уж ночь,

    И скоро месяц уж покинет

    Небес далёких облака;

    Земфиры нет как нет, и стынет

    Убогий ужин старика.

    Но вот она. За нею следом

    По степи юноша спешит;

    Цыгану вовсе он неведом.

    Земфира: Отец мой.

    Чтец: Дева говорит.

    Земфира:         Веду я гостя: за курганом

    Его в пустыне я нашла

    И в табор на ночь зазвала.

    Он хочет быть, как мы, цыганом;

    Его преследует закон,

    Но я ему подругой буду.

    го зовут Алеко; он Готов идти за мною всюду.

    Старик:         Я рад. Останься до утра

    Под сенью нашего шатра

    Или пробудь у нас и доле,

    Как ты захочешь.

    Я готов С тобой делить и хлеб, и кров.

    Будь наш, привыкни к нашей доле,

    Бродящей бедности и воле. Алеко: Я остаюсь...

    Земфира:         Он будет мой:

    Кто ж от меня его отгонит?

    Но поздно... месяц молодой

    Зашёл; поля покрыты мглой,

    И сон меня невольно клонит...

    (Звучит песня Земфиры из оперы Рахманинова «Цыганы». Затем исполнители уходят).

    Рахманинов: Я уже весь был во власти пушкинского слова, начинал жить звучащей во мне цыганской музыкой, слышал таинственные зв',-ки степной ночи, видел огромные звёзды в чёрном небе, и томительный жар страстей главного героя уже теснил мою душу. (Берёт в руки нотный лист, гусиное перо, садится в кресло и «пишет» музыку).

    Ведущая: Он написал оперу за семнадцать дней. Такое известие взбудоражило все московские музыкальные круги, и все с любопытством ожидали, что же получится в результате этой работы?

    Рахманинов: Да, я помню, что во время сочинения оперы переписчик нот не успевал начисто переписывать мои черновики. Но вот, наконец, настал торжественный день - 7 мая 1892 года, когда я сыграл перед экзаменационной комиссией фортепьянный клавир своей оперы.

    Ведущая (торжественно читает по листу бумаги): «Решением экзаменационной комиссии ученику Рахманинову присуждается высший балл - «отлично с плюсом», и он получает звание свободного художника. Решением совета консерватории он удостаивается большой золотой медали, а его имя будет занесено на мраморную доску рядом с именами других «золотых» выпускников консерватории». Благодаря хлопотам П.И. Чайковского оперу Рахманинова приняли к постановке в Большом театре. В день премьеры оперы Рахманинов стплл за кулисами Большого театра и невероятно волновался.

    Рахманинов: Стыдно признаться, но я слегка струсил. Кругом все куда-то бежали, можно было подумать, что наступил последний день Помпеи. Но после рукоплесканий, после поклонов и восторженных криков публики, требовавших повторить номер, я уходил со сцены, будто напившись живой воды.

    Ведущая: А потом Сергею Рахманинову предстояло вынести много жизненных невзгод — и тяжёлую болезнь, и полунищенское существование.

    Рахманинов: Надеяться мне было не на кого. И часто, возвращаясь метельной Москвой с очередного частного урока, я думал о никчёмности всего, что меня окружает. Зачем и кому нужны были мои отличные отметки и моя золотая медаль, если я был один на целом свете?

    Ведущая: Но впереди его ждало страшное - отъезд с родины и существование вдали от неё. Рахманинов должен был содержать семью, и поэтому он занимается, прежде всего, концертно-исполнительской деятельностью. Он выступает в различных странах Европы и Америки, и за ним закрепляется слава величайшего пианиста XX века. Однако многочисленные концерты не приносили ему подлинного удовлетворения. Несмотря на блестящие триумфы, которыми повсюду сопровождалось его появление на эстраде, он не находил за рубежом столь благодарной и отзывчивой публики, как в России. Несколько крупных его произведений, созданных в это время, стали бесценным вкладом в сокровищницу русской музыки. Но пишет он мало и с большими перерывами.

    Рахманинов: Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя.

    Ведущая: Ещё одно событие, связанное с именем Рахманинова, всколыхнуло весь музыкальный мир. 1942 год. Сергей Васильевич уже давно обосновался в Калифорнии. Холмы над океаном, апельсиновые деревья. Безмятежный пейзаж! А в Советском Союзе идёт Великая Отечественная война. К Рахманинову приезжает американский корреспондент, чтобы взять у него интервью.

    (Выходит корреспондент. Рахманинов встаёт ему навстречу, пожимает руку. Корреспондент вскрикивает и морщится от боли). Корреспондент: Ой! (Потираетруку). Ну и рука у вас, мистер Рахманинов. Рахманинов: Какие у вас ко мне вопросы?

    Корреспондент: О вашем заявлении давать концерты в пользу Красной Армии говорят повсюду. Вы не боитесь, что публика не пойдёт на ваши концерты?

    Рахманинов: Напротив, я поднимаю цены на билеты. Но я буду играть. В помощь армии моей Родины.

    Корреспондент: Разве Америка не стала для вас второй родиной? Рахманинов: Я благодарен Америке за приют, но второй родины не бывает, как и второй матери. И потом, разве Америка не союзница России в этой войне?

    Корреспондент: Влиятельные круги Америки не хотят помогать России и препятствуют всякой помощи.

    Рахманинов: В России решается, быть или не быть человечеству. Пишите: весь сбор от моих концертов пойдёт в фонд Красной Армии. Корреспондент: Ну и характер. (Кланяется и уходит). (Рахманинов выходит вперёд. Свет оставляет в поле видимости только фигуру композитора. Начинает звучать Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Затем музыка несколько приглушается).

    Ведущая: Путь Рахманинова был избран с любовью и мукой. Но он знал: то, что отнимала жизнь, возвращала его музыка. А музыки хватит на всю жизнь.

    Рахманинов (произносит отдельно каждое слово): Но - целой - жизни - не хватит - для музыки. (Звучание музыки несколько усиливается, затем она умолкает).


    Музыкальный спектакль

    «Колокола России»

    Участники: Ведущий, участники инсценировки: Александр Невский, Горожанин, Парень, Девушка, массовка, изображающая толпу.

    Оборудование: фонограммы, слайды с изображением русских храмов и колоколов, связка валдайских колокольчиков, плакаты с изображениями старинных русских знамён, костюмы для участников инсценировки.

    Предварительная подготовка. Готовятся оформление и костюмы для сценки «Александр Невский в Великом Новгороде».

    Ведущий: Сегодня мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа - колокольными звонами.

    Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Давайте послушаем начало увертюры к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

    Представьте себе раннее летнее утро. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает всё вокруг. Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное - перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь в единый порыв, создавали удивительный ансамбль, который попытался выразить композитор звуками симфонического оркестра. (Звучит отрывок из оперы, который сопровождается показом слайдов с изображениями колоколов или русских храмов. Затем музыка несколько приглушается).

    Какая картина встала в вашем воображении, пока звучала увертюра Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»? Вы услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов. Музыка звонов так красива и необычна, и композиторы всегда стремились передать в своих произведениях подлинное её звучание. Музыканты даже придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали - колокола.

    А вы знаете, как появились на свет колокола? С незапамятных , времён  крестьяне  вешали  на  шею домашним  животным  звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала», и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей. Но специально | отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, ещё в IV веке один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал да и I  прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную му-I  зыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от '  этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, - кампанелла, что по-русски и означает «колокольчик». На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце XV века русские мастера сами овладели секретами создания «кампанелл», да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А ещё на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о важных событиях. В народе по-особому, с любовью и гордостью, относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Вот послушайте, какие разнообразные были звоны. (Звучит фонограмма колокольных звонов).

    Для колоколов стали строить специальные помещения - звонницы. (Показывается слайд, изображающий звонницы).

    Звонницы представляли собой деревянные щиты под навесом, 'куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Показывается слайд, звучит фрагмент праздничного звона).

    А ещё люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.

    (Показывается слайд, звучит фонограмма).

    Самая известная колокольня в России находится на территории московского Кремля. Это колокольня Ивана Великого. И самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Кремле у подножия колокольни Ивана Великого. Его так и называют - Царь-колокол. Весит он 200 тонн. И сейчас всех, кто приходит на экскурсию в московский Кремль, колокол удивляет своими размерами. (Демонстрируется слайд с изображением Царь-колокола).

    Музыканты, которые управляли колоколами, достигали большого мастерства в своём искусстве - на каждое событие придумывали свой звон, и каждый звон имел свой характер и значение, нёс особое настроение. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест». По праздникам плыл в небе «красный звон», т.е. красивый, а в обычный день - будничный перезвон.

    Но как было запомнить звоны, как их записать? Нотной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запоминать колокольные перезвоны, разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать попевки, которые подходят под тот или иной звон. Послушайте, какие существовали попевки. (Демонстрирует мелодии разного ритма, подыгрывая себе колокольчиками). «Пеки блин - дров нет, пеки блин, дров нет» (звонит медленно, четвертными, половинными нотами), «а мы вас обокрали, а мы вас обокрали» (более быстро), «а мы знаем да не скажем, а мы знаем да не скажем» (скороговоркой). Вот как они звучали целым оркестром. (Звучит запись перезвона).

    Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов колокольни Ивана Великого назывался «Медведь», а другой - «Ревун». Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ревун»? (Ответы детей). Правильно, низкими, громкими, тяжёлыми. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

    А вот как использовал звучание колоколов композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в своей знаменитой кантате «Александр Невский».

    Перелистаем страницы русской истории. Итак, начало XIII века. Русь задыхается под татаро-монгольским игом. Вся южная часть русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера - новая беда. Наступают на страну шведы да немцы. Но наша

    страна всегда была богата героями. Вот и в 1250 году князь Александр Ярославович разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель-князь получил за это прозвище .Невский. А через два года крестоносцы захватили Псков и двинулись дальше - на Великий Новгород. Встревоженные новгородцы созвали городское собрание - вече, о котором людям сообщил новгородский колокол. (Показывается инсценировка «Александр Невский в Великом Новгороде». Под колокольный перезвон входят ребята, изображающие людскую толпу, -массовка. На возвышение вбегает Горожанин).

     Горожанин: Слушайте меня, люди вольные, новгородцы. Пришла на Русь беда великая. Проклятые крестоносцы явились из Неметчины и захватили Псков, бесчинствуют, не щадят ни старого, ни малого. Что делать будем?

    Парень (из массовки): А что тут долго думать? Соберём войско! Неужто не сумеем врагам ответить по-русски! (Толпа одобрительно шумит).

    Горожанин: Верно, новгородцы. Только вот беда - нет у нас доброго предводителя. Один воин и славен да стар, а другой храбр да слишком молод. Долго думали мы со старшинами и решили призвать править войском нашим князя Александра по прозвищу Невский.

    Парень: Что за полководец такой выискался? Из каких будет?

    Девушка: Молчи уж, невежда. Нынче каждый об Александре слышал. Й двух лет не прошло, как выиграл он сражение на реке-Неве. О том в народе даже песни складывают:

    А и было дело на Неве-реке,

    На Неве-реке, на большой воде. ,

    Там рубились в войске воинском

    За великую землю русскую.

    За собою войско вёл Александр.

    Были силы в войске богатырские.

    Как налево махнут - станет улица,

    А направо махнут - переулочек.

    Не уступим мы землю русскую,

    Кто придёт на Русь, будет побеждён.

    Горожанин: Да вот он и сам к нам пожаловал. Расступись, народ, дай дорогу полководцу.

    (Массовка раздвигается, уступая дорогу Александру Невскому, который поднимается на возвышение. В руках у него большой меч).

    Парень: Аи да Невский! Собирай полки! Веди нас, Ярославич.

    Александр: На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей,, колокол новгородский, созывай народ под знамёна русские.

    (Звучит хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»). (По окончании музыки все уходят).

    Ведущий: В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого вида народного искусства. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале. Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

    Но вот у меня на столе вы видите совсем маленькие колокола. Они сделаны для того, чтобы прикреплять их к лошадям, запряжённым в ямщицкие повозки. Ямщицкие колокольчики выпускались трёх видов. Поддужные прикреплялись к дуге конной упряжки, подшейные украшали лошадиную сбрую. А ещё изготовлялись круглые закрытые колокольцы в виде шариков, которые назывались бубенчики. Процесс производства колоколов считался секретным, но в старину почти на каждой крупной российской дороге имелось селение, в котором отливались ямщицкие колокольчики. Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае, что был расположен на полпути из Москвы в Петербург. Об этих колокольчиках даже сложена народная песня:

    Вот мчится тройка почтовая

    И колокольчик - дар Валдая -

    По Волге - матушке зимой,

    Звенит уныло под дугой.

    Звоном валдайских колокольчиков восхищался А.С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везёт то ли почту, то ли гостей. О дорожных колокольчиках русскими композиторами написано немало песен и романсов. Вот сейчас прозвучит романс А.Л. Гурилёва, который так и называется - «Колокольчик». (Звучит романс А.Л. Гурилёва «Колокольчик»).

    Создание колокольчиков в городе Валдае было окружено секретами старых мастеров. А о происхождении валдайских колокольчиков существует интересная легенда.

    В 1478 году по приказу московского князя Ивана III в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор, сани с колоколом резко покатились вниз, а колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки

    -и отлили из них маленькие валдайские колокольчики. Красивая легенд да, правда?

    У дорожных колокольчиков было совершенно определённое назначение: они не позволяли ямщику задремать во время пути. Красоту их звона не оставили без внимания и композиторы. Мы завершим наше знакомство с колоколами России пьесой композитора Георгия Свиридова, которая так и называется - «Дорога». Слушая такую музыку, невольно вспоминаешь -слова Николая Васильевича Гоголя, воспевшего русскую птицу - тройку.

    (Выходит Чтец. Он читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые дуиш»).

    Чтец: И какой же русский не любит быстрой езды? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летит с обеих сторон лес с тёмными сторонами елей и сосен, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль. Эх, тройка! Птица - тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход -и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..

    Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постора-ниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

    Ведущий: Я думаю, вы все уже представили себе русскую птицу-тройку. Теперь послушайте, как передал её образ в пьесе «Дорога» Георгий Васильевич Свиридов. Вы услышите, как музыка передаёт бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушенно, словно тройка едет к нам издалека, затем мощь оркестра возрастает, и мы будто воочию видим, как мимо нас скачут красавцы-кони.

    (Звучит пьеса «Дорога» из цикла Г.В. Свиридова «Музыкальные иллюстрации» к повести А. С. Пушкина «Метель»).

    На нашем вечере вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов -больших и маленьких. Надеюсь, что сегодняшняя встреча с музыкой вам понравилась и надолго запомнится.


    Викторина «Танцы»

    1)  Народный танец, распространённый среди народов Закавказья.

    (Лезгинка).

    2)  Бальный танец в трёхдольном музыкальном размере.

    (Вальс),

    3)  Бальный танец африканского происхождения.

    (Румба).

    4)  Кубинский народный танец - песня.

    (Хабара)

    5)  Сольная или парная русская народная пляска.

    («Барыня»).

    6)  Белорусская народная песня - танец.

    («Лявониха»).

    7)  Французский танец в трёхдольном размере и умеренном темпе, популярный в Европе в XVII - XVIII веках.

    (Менуэт).

    8)  Салонный танец американского происхождения, распространённый в первой половине XX века.

    (Фокстрот).

    9)  Гуцульский народный мужской танец.

    (Аркан).

            

    10)  Бальный танец.

    (Танго).

         11)  Польский народный танец.

    (Краковяк).


    Викторина «Музыкальные инструменты»

    1) Медный духовой инструмент.

    (Труба).

    2)Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано.

    (Пианино).

    3) Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники.

    (Баян).

    4) Ударный инструмент с неопределённой высотой звука.

    (Барабан).

    5) Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.

    (Скрипка).

    6) Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.

    (Арфа).

    Викторина «Опера»

    1)  Форма коллективного оперного пения.

    (Хор).

    2)  Вокальный жанр, используемый в опере.

    (Песня).

    3)  Оркестровое вступление к опере.

    (Увертюра).

    4)  Сольный номер в опере.

    (Ария).

    5) Хореографический жанр, используемый в опере.

    (Балет).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина "Музыкальные инструменты"

    Занимательные задания по музыке для 2 класса, развивающие логическое мышление....

    Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

    На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

    Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

    расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

    Викторина "Музыкальные инструменты"

    Викторина к уроку Музыкальные инструменты...

    Звонкие голоса Викторина музыкальные инструменты

    Викторина "Музыкальные инструменты"...