урок "Масленица" в 1классе
план-конспект урока (музыка) на тему

Пензина Маргарита Владимировна

Материал знакомит с праздником Масленицы. Содержит литературный материал..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_maslenitsa.docx37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя  общеобразовательная школа №2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

                                                              Пензина Маргарита Владимировна

                                                              учитель музыки

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                                   

г. Болгар - 2013

Тема: «Веселый праздник  Масленица».

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: знакомство и раскрытие эмоционально-смыслового содержания      обряда встречи и проводов Масленицы.

Задачи:

  • показать, что в музыке И. Ф. Стравинского, также как в картинах Б. М. Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину праздника;
  • учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; научить детей анализировать и размышлять о музыке и живописи;
  • развивать эмоционально-образное восприятие музыки;
  • развивать вокально-хоровые навыки, уметь исполнять народные песни, участвовать в обрядовых действиях;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к народным традициям;
  • пробуждать интерес к русскому фольклору;
  • уважать  народные обычаи.

Музыкальный материал:

  • "Полька" народная мелодия (фрагмент);
  • "Плясовая" русская народная мелодия (фрагмент);
  • "Русская" из балета "Петрушка" И. Ф.Стравинский;

           Русские народные частушки;

  • «Разрумяными блинами» русская народная песня.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Наглядный материал: масленица,  чучело, балаган, песни, пляски, портреты Бориса Михайловича Кустодиева, Игоря Фёдоровича Стравинского.

Раздаточный материал: русские народные инструменты, солнышко.

Методическая литература:

Программа "Музыка" под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,

Нотная хрестоматия к программе по музыке и методические рекомендации для учителя 1кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вход в класс под народную музыку "Полька" Слайд № 1

Музыкальное приветствие:

Здравствуй, небо голубое! (показывает "небо")
Здравствуй, солнце золотое! (показывает "солнце")
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
не лень (разводит руки в стороны)

-  Здравствуй ребята. Сегодня  у вас проведу урок я,  зовут меня Маргарита Владимировна. Я учитель музыки средней школы №2. Желаю  всем удачи, пусть весёлое солнечное настроение будет сопровождать нас в течение всего урока!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вы слышали слово хоровод? Что вы знаете об этом слове?

Мозговая атака. Хоровод – это…

III. «Открытие» новых знаний.

1.Введение в тему урока.

- Ребята, послушайте загадку:

            Праздник этот знаем мы –

            Время проводов зимы.

           Люди в эти дни должны

            Веселиться, печь блины.

- О каком празднике идёт речь?

- О Масленице!

- Масленица или проводы Зимы - один из ярких праздников на Руси. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Здравствуй,  солнце Красное! (показывает "солнце")
Здравствуй,  небо ясное! (показывает "небо")
Видно, Зимушка - Зима
Скоро кончится сама!  (разводит руки в стороны)

Праздник Масленица посвящен Проводам зимы и Встрече весны.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Тема нашего урока: «Весёлый праздник Масленица» Слайд № 2

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

- Как и когда празднуют масленицу?

- Главным угощением были…(блины) Слайд № 3

Самое главное блюдо - это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины - это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.

Блин - круглый, горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко: Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

Масленица длилась целую неделю.

- Какой главный атрибут Масленицы? (Показываем на чучело Зимы) Слайд№4

В первый день всем селом делали куклу из соломы - чучело Зимы, надевали на неё старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили с почестями по всей округе в санях. Одну из песен мы сейчас послушаем.

Звучит народная песня «Масленица» Слайд №5

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру? (весёлая, радостная, добрая…)

2. Вокально-хоровая работа.

А теперь давайте  разучим песню « Масленица». Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию Слайд № 6

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста)
  2. Характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
  3. Возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещотки, ложки, свистульки).

-  Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась!

Затем чучело ставили (переставить на другое место) на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  Играли в такие игры, как: «Катание с гор», «Бой мешками»,  «Ледяной столб», «Снежный тир», « Кулачные бои», «Перетягивание каната», «Жмурки» (слайд № 7)        

- А сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав  масленичной недели - горелки.

3. Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами тоже сейчас поиграем в эту игру. Учащиеся встают вокруг чучела друг за другом. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов: «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т.е. водит.   Послушайте, какие здесь надо произносить слова. Давайте их прочитаем:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три, гори!» Молодцы!

- Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

4.Исполнение частушек.

- Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах.

Звучат частушки про Масленицу.

 1.Начинаю петь частушки

   Прошу не смеяться.

   Здесь народу очень много

   Могу растеряться.

2.В понедельник с ясной зорьки

   Все катаются на горке.

   Яства всякие жуют,

   Громко песенки поют.

3.Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

- А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы со мной спели частушки.

6.Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

- Молодцы, ребята! Вот как здорово у нас получилось.

С чучелом Зимы веселятся всю неделю.

5. Слушание фрагмента «Русская» из балета «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского.

В Масленицу устраивались театрализованные представления, балаганы Слайд № 8

А участвовали в них силачи, танцовщицы, музыканты - шарманщики, фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки. Петрушка на Масленице был самым главным весельчаком. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки Слайд № 9
Русский художник Борис Михайлович Кустодиев любил этот праздник и написал целую серию картин, посвященную празднику Масленица. Вот несколько из них. Слайд № 10

- Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на картине «Масленица»? (Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление.)  Слайд 11

- В чём сходство этих картин? Что их объединяет? ( Есть Балаган).

Русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета был любимец балаганных спектаклей Петрушка. Балет свой Игорь Федорович Стравинский назвал "Петрушка" Слайд № 12

Слушание  фрагмента «Русская» из балета «Петрушка» И.Ф.  Стравинского. Какое, настроение вызывает у вас звучащая музыка? Слайд № 13

- Можно сказать, что картины и музыка созвучны по характеру?

- Почему? (Музыка и картины передают настроение праздника Масленица). Заканчивался праздник сжиганием чучела. Сжигая чучело, приговаривали:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Гори-гори ярче - лето будет жарче.

- Как вы думаете, зачем его сжигали? (Чтобы весна быстрее пришла).

- Ребята, вы знаете, что последний день Масленицы (воскресенье) называется «Прощёное воскресенье»? Слайд № 14

В прощёный день прощались и с Масленицей, устраивали для нее проводы. И это было целое представление. В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой.

IV. Закрепление пройденного материала.

- Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте.

 1.В какой день недели сжигали чучело? (Воскресенье)

 2. Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

 3.Как называются народные, шуточные песенки? (Частушки)

4.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились?                                          (Масленица)

5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?                                                     (Игры)

6.Как называется главный атрибут праздника Масленица? (Чучело)

7.Символ солнца на Масленице? (Блины).

8.Какой композитор и художник помогли нам «услышать» и «увидеть» Масленицу? Слайд 15

V. Итог урока.

- Что интересного и полезного взяли для себя с урока?

VI. Рефлексия.

Отлично поработали! Ведь без вас не получился бы урок, как мелодия – без ноток! В память об уроке  я дарю вам нотки.

Спасибо за урок!

Дети встают и под звуки русской народной мелодии "Плясовая"

выходят из класса Слайд № 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1классе

Урок русского языка в 1 классе на тему "Большая буква в именах собственных" с призентацией...

Тартык [җ] авазы һәм Җ, җ хәрефе 1класс

Тема: Тартык [җ] авазы һәм   Җ, җ  хәрефеМаксат: 1. Сүзләрдә җ авазын ишетергә күнектерү. Җ   хәрефе кергән сүзләрне дөрес уку һәм язу күнекмәләрен бирү;2. Җөмлә төзү күнекмәләрен ...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

Презентация к уроку в 1классе "Предложение"

В презентации текстовые слайды с темой урока и задачами не обязательно использовать по ходу занятия....

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧИСЛО И ЦИФРА 0»

Урок изучения нового материала по математике в 1 классе коррекционной школе...

1класс- "Весёлая физкультура" программа элективного курса для учащихся 1 класса на основе подвижный и народных игр.

Программа составлена в на основе  Государственного стандарта начального общего образования. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут, самого себя, своих возможностей, способнос...