Из опыта работы учителя музыки
опыты и эксперименты по музыке по теме

Оюн Сыдым Маадыр-оолович

Обновление содержания музыкального образования школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_v_usloviyakh_selskoy_mestnosti.doc454.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы по музыкальному воспитанию в сельской местности учителя МБОУ СОШ с. Межегей

Тандинского района  Республики Тыва

Оюна Сыдыма Маадыр-ооловича

Ф.И.О.: Оюн Сыдым Маадыр-оолович____

Учитель музыки I (первой)  _категории

Музыкальное воспитание -  это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

                        В.А. Сухомлинский

1. Специфика музыкального воспитания в сельской местности.

        Благотворное влияние искусства на становление  духовных свойств человека начинает, сказывается очень рано, уже в младшем детском возрасте. Усиление эстетического воспитания, систематическое и умелое приобщение детей к тому или иному виду художественного творчества эффективно воздействует на их интеллектуальное и нравственное развитие, способствует повышению успеваемости, воспитанности, дисциплинированности, общественной активности.

        Исследование, проведенное сектором культуры тувинского НИИ языка, литературы, искусства показало недостаточность детского музыкального воспитания и в общеобразовательной школе Республики Тыва. Уровень проведения уроков музыки в школах, как правило, не обеспечивает последовательного музыкального воспитания учащихся, а следовательно и развитие у них художественных потребностей и способностей.

Не обеспечивают решения этих задач на должном уровне и детские музыкальные школы в сельской местности. Количество обучающихся в них детей относительно невелико.

        В то же время существующая система художественного воспитания в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях не обеспечивает сегодня необходимого приобщения человека к искусству. Причина этого - нехватка высококвалифицированных кадров педагогов по различным отраслям художественного творчества, профессиональных руководителей кружков и любительских объединений, да и само несовершенство организационных форм, учебных программ и методик, слабая материальная база.

        Поэтому особую актуальность, сегодня приобретают поиски и внедрения новых эффективных форм, способных обеспечивать большую массовость детского музыкального воспитания на профессиональном уровне. К таким формам относятся и наша сельская Межегейская школа-комплекс, в состав которой входят общеобразовательная школа,  детские сады, УКП (вечерняя школа), детский дом для сирот и детей, оставшихся без попечения, фермерская школа, культурно-оздоровительный детский лагерь имени Валентины Терешковой, филиал Московского государственного университета культуры и искусств и детская школа искусств. Цель нашей структуры - соединить общеобразовательные и музыкальные занятия в единый учебно-воспитательный процесс, сделать художественное воспитание доступным каждому школьнику.

        В Туве активные поиски новых комплексных форм и методов музыкального воспитания с 1973 года осуществляют Межегейская детская школа искусств. Село Межегей являлся одной из экспериментальных площадок Временного научно-исследовательского коллектива "Школа-микрорайон".

Школой накоплен большой опыт, заслуживающий изучения и распространения. С 1989 года в содружестве со средней общеобразовательной школой педагоги школы искусств принимают участие во всесоюзном эксперименте по созданию целостной системы в воспитания школьников.

        Условия работы Межегейской школы искусств типичны. Помещение - приспособленный двухквартирный жилой дом с концертным залом небольшого объема. В школе работают 10 педагогов в основном, выпускники Межегейской средней общеобразовательной и детской школы искусств с. Межегей.

        В 1978 году был составлен договор между средней общеобразовательной и детской школой искусств с целю обеспечить массовость детского музыкального воспитания на профессиональном уровне под руководством Монгуш Кара-Кыс Кожай -оолвоны - директора средней общеобразовательной школы и Поздняковой Екатерины Никитичны. Согласно договору, налаживалось деловое сотрудничество ДШИ с общеобразовательной школой в приобщении детей к музыке и музыкальной пропаганде, к хореографии, изобразительному искусству и другим.  

         Массовость музыкального воспитания в Межегейской ДШИ обеспечивается, прежде всего, за счет учащихся хорового отделения, где с первого года работы в Межегее установила тесный контакт с  общеобразовательной школой Е.Н. Позднякова. Педагоги обеих школ задумывались над тем, как сделать искусство доступным всем школьникам и создали следующую воспитательно-образовательную схему: способные ученики поступали на отделения ДШИ, а остальные -  реализовали свои эстетические потребности в разных кружках, занятиях по интересам,  факультативах на базе средней общеобразовательной школы и сельском Доме культуры.   В результате при такой установке соединяются общеобразовательные и музыкальные занятия в единый учебно-воспитательный процесс, художественное воспитание становится доступным каждому школьнику.

           Обучаясь в Межегейской средней школе, я сам посещал занятия кружка «Домисолька» под руководством Донгак Чаймы Ылай-ооловны. Это она приобщила меня к миру музыки, научила играть на баяне.  После окончания школы в 1998 году она посоветовала мне поступить  в Кызылское училище искусств на отделение «социально-культурной деятельности» по специальности аккордеон. После окончания училища вернулся в свою родную школу и начал работать учителем музыки. Работая в школе, я пришел к выводу, что мне среднего образования недостаточно, и я поступил в Московский государственный университет культуры и искусств на заочное отделение. Закончил данный университет в 2008 году.  Таким образом, на примере моего становления как учителя музыки можно проследить совместную деятельность двух школ с. Межегей.

        В нынешнее время, продолжая  традиции сотрудничества двух школ, работают  хоровик-дирижер  Оюн Виктория Викторовна и музыкальный теоретик Очур Солангы Кызыл-ооловна. Именно традиционное сотрудничество двух школ позволяет учащимися  добиваться  успехов в кожуунных, республиканских, региональных  конкурсах,  фестивалях детского творчества.

2. Моя методическая работа в школе.

Я убежден в том, что попытки создать новые программы, новые методические разработки, новые пособия по музыке для общеобразовательной школы не приводят к желаемым результатам, прежде всего потому, что опираются эти попытки на традиционные, во многом устаревшие принципы и не выходят из круга привычных, но уже не отвечающих современным требованиям педагогических представлений.

По-моему мнению, нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в сельской школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

В нашей республике Тыва, которая является родиной  горлового пения, изучение тувинской музыкальной фольклористики является актуальным. Изучение специфики тувинского феномена - горлового пения испытывает сегодня острую необходимость. Поэтому, я по этой причине в традиционную программу общеобразовательной средней школы ввёл элементы тувинского музыкального фольклора.

В своих исканиях я опирался в первую очередь на тувинскую народную музыку, в частности на тувинский фольклор. Я стремился воспринять то ценное, что было найдено лучшими педагогами-фольклористами нашей республики не только в области народной музыки, но и в  области горлового пения. Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций, стали для меня опыты работы педагогов-фольклористов нашей республики, в частности, Ондара К.Б., Ховалыг К.К., Монгуш А.С.,  их безграничная вера в духовные силы детей и подростков, их истинно человеческое уважение к ним.

                Важнейшей особенностью моего календарно-тематического плана  является ее тематическое построение. Для каждого полугодия учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку.

Тематическое построение плана создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные виды деятельности учащихся, а различные грани музыки как единого целого.

Произведения для моего календарно-тематического плана я отбирал с большой тщательностью. Каждое произведение, звучащее в классе, отвечает следующим требованиям: оно должно быть художествено-эстетическим и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль (то есть способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса учащихся. Творчески подходя к своему календарно-тематическому плану, я   не разрушал тематическое построение, программы средней общеобразовательной школы, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы.

При разработке своего календарно-тематического плана я был свободен  от власти схемы, требующей  стандартного графика проведения урока. Но, во время разработки своего плана,   я пришел к выводу, что  отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии.

Тематическое построение плана дает в руки учителю два существенных преимущества. Во-первых, он получает возможность свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем. Во-вторых, он вооружается «тематическим компасом», который помогает ему ясно видеть направление занятий на протяжении всего года. Календарно-тематический план  не исключает изучения  музыкальной и нотной грамоты.

Настоящий календарно-тематический план  по своему музыкальному материалу рассчитана прежде всего на тувинские национальные классы сельской местности Республики Тыва.

Целью  моих уроков музыки в школе  – это воспитание музыкальной культуры учащихся. На уроках музыки я знакомлю ребят с музыкальными образцами с русской народной  и тувинской национальной музыки,  с произведениями (русской и зарубежной классики, в том числе и современной).

Разнообразная музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) являются одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей.

Чтобы заинтересовать ребят, я провожу такие нестандартные формы уроков, как уроки-викторины, уроки-конкурсы, уроки-концерты и уроки-игры. На уроках, особенно в младших классах, постоянно провожу музыкальные игры, такие как «Найди предмет», «Найди свой голос», «Найди голос своего друга» так же провожу конкурсы на отгадывание ребусов, кроссвордов, импровизации. В 7-8 классах провожу такие уроки-игры «Угадай мелодию», «Музыкальный калейдоскоп», «Поле чудес». На таких уроках дети легко усваивают песни и мелодии.  

В МОУ СОШ с. Межегей я руковожу объединением «Амырга» с  целью формировать музыкальный вкус учеников, вовлекать учащихся в активную музыкально-творческую деятельность.  Мои ученики с удовольствием посещают занятия объединения. На занятиях я развиваю их вокальные возможности, учу преодолевать трудности исполнения песен. Также учу играть их на баяне. Мои воспитанники занимают призовые места в кожуунных, республиканских конкурсах «Хамнаарак», «Радуга искусств».

        

  1. Учебно-методические методы и приемы. Которые я применяю на уроках музыки
  1. Тувинские национальные игры.
  2. Конкурсы на лучшего певца.
  3. Встреча с артистами-горловиками.
  4. Изготовление тувинских национальных инструментов.
  5. Оформление концертов тувинско-национальными орнаментами.
  6. Выступления в выездных концертах.
  7. Посещение театра, фестиваля горлового пения.
  8. Участие в фестивалях горлового пения.
  9. Участие в конкурсах исполнителей на национальных инструментах.

  1. Знания и умения, которые учащиеся должны приобрести.
  1. Умение слушать музыку.
  2. Выработка четкой дикции.
  3. Знать историю и аппликатуру инструментов(игил,бызаанчы,чанзы,дошпулуур).
  4. Хорошее владение тувинскими национальными инструментами(игил,бызаанчы,чанзы,дошпулуур).

  1. Технические средства обучения:
  1. Телевизор, DVD, музыкальный центр-караоке, синтезатор, баян, тувинские национальные инструменты (игил,бызаанчы,чанзы,дошпулуур),

 микрофон, CD-компактные диски, аудиокассеты, аудиооборудование, интерактивная доска, проектор.

  1. Календарно-тематический план.

4 класс

Тема

часы

Дата

I четверть (8 часов)

1

Повторение пройденных в 3-м классе песен и попевок.

1

2

Мелодия "Ты запой мне ту песню…"

" Как сложили песню".

1

3

"Ты откуда, русская , зародилась музыка?"

1

4

" Я пойду по полю белому".  " На великий праздник собралася Русь".

1

5

Истоки тувинской народной музыки.

1

6

Тувинская народная песня "Межегей".

1

7

Фольклорный праздник.  Русские частушки.

1

8

Фольклорный праздник. Тувинские частушки.

1

II четверть ( 8 часов)

1

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

2

Балалайка (история возникновения, знакомство с аппликатурой)

1

3

Прослушивание игры мастеров-балалаечников.

1

4

Музыкальные инструменты Тувы. Тувинский национальный оркестр.

1

5

Год Игила в Туве. Тувинский национальный инструмент игил (история возникновения, знакомство с аппликатурой).

1

6

Прослушивание игры на игиле мастеров Кара-сала Ак-оола, Ондара Маржымала, Ховалыга Кайгал-оола.

1

7

Разучивание песни «Чаа чылдын йорээл ыры».

1

8

Разучивание песни "С Новым Годом".

1

III четверть

1

Народная музыка в творчестве композиторов Мусоргского ( "Исходила младешенька"), Глинки ("Русский восток"), Хачатуряна ( восточные мотивы).

1

2

Народная музыка в творчестве тувинских композиторов А. Чыргал-оола ( Отрывки из симфонии"Алдан-маадыр"), Р Кенденбиля ( отрывки из либретто "Чечен и Белекмаа").

1

3,4

Тувинский музыкальный инструмент дошпулуур ( история возникновения, знакомство с аппликатурой, прослушивание игры на инструменте).

2

5,6

Между  тувинским музыкальным инструментом дошпулуур и русским народным инструментом балалайка нет непереходимых границ. Диалог культур.

2

7

Разучивание песни «Шагаа ыры».

1

8

Проводы зимы - Масленица.

1

9

Симфонический оркестр

1

10

Тувинский государственный симфонический оркестр (посещение Тувинской государственной филармонии)

1

4 четверть

1

Феномен тувинского народа - горловое пение ( История возникновения стилей, первые исполнители горлового пения)

1

2,3

Стили горлового пения (хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, чыландык)

2

4

Музыкальный сказочник. Прослушивание музыкальных сказок

1

5

Особенности исполнения тувинских народных сказок в сопровождении тувинских национальных инструментов.

1

6

Песни военных лет.

1

7

Песни военных лет ТНР.

1

8

Урок-концерт "Праздник из праздников, торжество из торжеств".

1

Использованная литература.

  1. З.Кыргыс., Тыва чоннун эртинези - хоомей -  Кызыл, 1992.
  2. ТНИИЯЛИ., Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1989.
  3. В.Ю. Сузукей Бытование и традиционная технология изготовления игила. (статья).
  4. Монгуш К.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях тывинского села (автореферат диссертация на соискание ученной степени кандидата педагогических наук) Москва, 1997
  5. Д.Б. Ковалевский Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Москва, 2007.
  6. Н.Б. Улащенко Музыка 2 класс. Поурочные планы по программе Е.Д. Критской. Волгоград, 2005.
  7. С.А. Карцева Музыкальная фонотека в школе. Москва, 1976.

 89232653476

На занятиях по интересам с учительницей Донгак Чаймаа Ылай-ооловной. 1997-1998 уч.год.

Теоретическая часть закончилась, теперь проведем практическую часть Мастер класс «Между тувинским музыкальным инструментом дошпулуур и русским народным инструментом балалайка нет непереходимых границ. Диалог культур».

Цель: Раскрытие взаимосвязи и взаимообогащения музыкальных культур русского и тувинского народов через традиционные музыкальные инструменты и исполнительское искусство.

                               1 Глава. Теоретическая часть.

            Балалайка – русский народный трехструнный щипковый музыкальный     инструмент. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканию» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустословить. Эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки- инструмента легкого, забавного, «бренчливого», не очень серьезного.

           Родоначальницей балалайки считают домру. При царе Михаиле Федоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подверглись гонению. К этому времени, т. е. ко 2-ой половине 12-го века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

           Впервые название « балалайки» встречается в письменных памятниках Петра Великого. В 1715 г. по приказу царя праздновали шуточную свадьбу, в руках участников были балалайки.

          В течение 18-го века балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что ее признали за древнейший инструмент. Форма балалайки 18-го века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах, снабжены только 2-мя струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки были в основном жильные (кишечные). В настоящее время – металлические струны, что придает звучанию специфический оттенок – звонкость тембра.

          В середине 20-го века была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до ее упоминании в письменных источниках, т. е. существовало рядом с домрой. Некоторые  исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

         Сначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже  в середине 19-го века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин. Однако рядом с  нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая вытеснила балалайку.

          Второе рождение балалайка получила стараниям Василия Андреева. Он  совместно с другими инструментальными мастерами усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек.

          Таким образом, балалайка известна с середины 18-го века; в 1880-х годах усовершенствована В. Андреевым совместно мастерами Пасербсим и Налимовым. Создано семейство модернизированных балалаек – прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

        Балалайка – это один из инструментов, ставших наряду с гармонью музыкальным символом русского народа.

              Дошпулуур – тувинский, традиционный, двухструнный щипковый инструмент. В дореволюционной Туве дошпулуур был самым распространенным и любимым музыкальным инструментом тувинцев. Он был почти в каждом аале, если не в каждой юрте. Об этом свидетельствуют, в частности, замечание Г. Е. Грум-Гржимайло, относящееся к началу прошлого столетия. Часто он упоминается и в произведениях устного народного творчества, особенно много народных песен о дошпулууре.

              Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частей: трапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус.

               Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции. Изготовлен он чаще         из лиственницы, изредка – из ели, сосны или кедра.

               Шейка и головка в виде лопаточки делаются из цельного куска березы. Длина шейки вместе с головкой около 55 см , при общей длине всего инструмента около80 см.  на некоторых образцах головка сделана в виде фигурки лошади. На шейке нет ладов. И дека, и дно кожаные. Они делаются из кожи козла, теленка или марала, а лучшей считается кожа горного козла, снятая весной; оленеводы и охотники Тоджинского района используют и кожу косули или оленя.

                Струны традиционного дошпулуура делались из крученных волосин конского хвоста, иногда и из бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской, капроном или же используется балалаечные или домровые металлические струны.

                 Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный, звучанье камерное. Инструмент в основном используется как аккомпанирующий певцу или в ансамбле с другими инструментами. Особенно широкую популярность он имеет как инструмент, аккомпанирующий горловому пению. Инструментальный наигрыш, обычно исполняемый на дошпулууре, носит название «Дембилдей». Играют на нем в основном мелодии народных песен. Исполнителями могут быть и мужчины, и женщины, и дети.

               Помимо вышеописанного вида в некоторых кожуунах (в Бай-Тайгинском и Монгун-Тайгинском) дошпулууром называли раньше музыкальный инструмент, по внешнему виду похожий на игил, то есть инструмент, выдолбленный в форме заостренного книзу овального ковша с длинной шейкой из цельного куска дерева и с двумя струнами.                                                             

  2 глава.  Практическая часть.                                                                                                                                                                                                       

         Вышеизложенная теоретическая часть дает возможность произвести сравнительно-сопоставительный анализ, показать взаимосвязь и взаимообогащение двух разных культур востока и запада на примере струнных щипковых инструментов балалайки и дошпулуура.

                 Данные инструменты похожи тем, что их первоначальная форма отличалась от современной и оба инструмента имели только две струны и неметаллические. Со временем их форма модернизировалась, струн стало три. Здесь наглядный пример родства двух разных инструментов. Эти инструменты стали более известными с середины 18 века, оба считаются народными. .        

                У дошпулуура  камерное звучание, т.е. он использовался не для широкого круга слушателей и зрителей. Вероятно, это связано с тем, что        тувинцы были кочевым народом и жили в юртах. Внутри помещения не желательно очень звонкое звучание. Дошпулуур инструмент, аккомпанирующий горловому пению, играют на нем мелодии народных песен.

                  Балалайка же изначально предназначалась  для более широкой публики. У нее улично-плясовое звучание, обычно аккомпанирует  народным плясовым песням. Тембр у этих инструментов одинаковый мягкий, но у балалайки он звонкий. Тембр дошпулуура нежный, бархатный.

                 Различаются еще темпом исполнения. Для дошпулуура характерен более спокойный растяжной темп. Балалайке же свойственен быстрый веселый плясовой темп.

                 Не случайны такие различия, ведь дошпулуур аккомпанирует народным песням, горловому пению. Веселое звонкое звучание подавило бы народные песни и горловое пение, рассчитанные на исполнение внутри юрты.

                                         3 глава.    Вывод.

                  Таким образом,  можно сделать вывод, что было и есть взаимосвязь музыкальных культур русского и тувинского народов.

                   Прообразом балалайки является домра. Происхождение домры восходит к восточным народам. Уже отсюда виден диалог двух музыкальных культур. В свою очередь тувинский народ позаимствовал у балалайки трехструнное, и ансамблевое, и оркестровое исполнение. Эти инструменты являются музыкальными символами русского и тувинского народов. Оба начиная с двух струн, усовершенствовались до создания ансамбля и оркестра.

                  В 2006 году был создан профессиональный оркестр из выпускников ВСГАКИ. Они достигли высокого профессионализма, оркестр стал обладателем гран-при сначала в зональном конкурсе в г. Красноярске в 2006 году. А в 2007 году в Всероссийском конкурсе в городе Саратове.

                    Итак, проанализировав вышеизложенный материал, подходишь к предложению о создании ансамбля  балалайки и дошпулуура.  Такой ансамбль сыграет огромную роль в развитии дружбы и взаимопроникновения музыкальных культур народов.                                        

           

Использованная литература.

  1. Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М., 1964.
  2. Александров А. Я. Школа игры на трехструнной балалайке. М., 1993.
  3. Гиппиус  Е. В. Предисловие редактора // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М., 1964.
  4. Журнал «Башкы» № 1, 2004.
  5. Сузукей  В. Ю. Музыкальная культура Тувы в 20-ом столетии. М. 2007.
  6. Татаринцев Б. И.  Тувинское горловое пение. Проблемы происхождения. Кызыл, 1998.

                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Из опыта работы учителя музыки»

Музыка – необычный предмет. Тонко развивает не только   память, мышление и воображение, но и , что самое главное, душу ребенка. На  моих уроках  дети слушают музыку, поют, рисуют, ...

Поющий класс. Из опыта работы учителя музыки.

       Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной с...

Из опыта работы учителя музыки

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассны...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Из опыта работы учителя музыки Баулиной М.Г.

Из  опыта  работы  учителя  музыки    Баулиной  М.Г....

Из опыта работы учителя музыки Исуаовой Елены Васильевны

Для преподавателей музыки в 5 - 9 классах....

Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны

В  статье обобщение опыта  работы данный материал освящает многолетний опыт работы учителя музыки Висич Е. Н. и отражены разнообразные  подходы в преподавании уроков музыки. Применение ...