Урок музыки Тема: «Осень: поэт-художник-композитор» 2 класс
план-конспект урока по музыке по теме

Баграмова Евгения Георгиевна

Интегрированный урок музыки  по теме  «Осень: поэт-художник-композитор» предназначен для учащихся  2 класса, изучающего предмет «Музыка» по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак построен на сочетании фронтальной и  групповой формы организации учебной деятельности 

Он включает в себя:

-упражнения на активизацию слухового восприятия;

 - логоритмическую игру,  музыка для которой  написана автором урока;

-дыхательное упражнение;

- разучивание песни, выполненное  с использованием технологии мнемокодирования

 -Изобразительно-художественную деятельность, «цветовушки» ( творческая интерпретация тестов Роршаха,   заключающая в себе бесконечное число развивающих возможностей. С помощью  «цветовушек» можно изучать цвета и их сочетания, искать ассоциативные образы, находить  и сочинять  разнообразные сюжеты.

Кульминацией урока, расположенной в «точке золотого сечения»  является Презентация «Осенняя сказка» , представляющая собой синтез трёх видов искусства, направленный на создание единого художественного образа. Цель её создания  - не столько иллюстрировать ход урока, сколько обеспечить полноценное эмоциональное переживание, получение опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни.

 Основным средством достижения этой цели является  музыка Антонио Вивальди  Концерт№3 «Осень», часть 2, Adagiomolto

 Визуальный ряд представлен творчеством английского художника Джона  Аткинсона Гримшоу. Живописец викторианской эпохи, он  больше всего известен своими сказочно передающими атмосферу изображениями сумерек, ночи и осенних сцен... На картинах Гримшоу  - удивительный цвет, свет и настроение.

Изобразительный и аудио ряд  дополняет стихотворение, специально написанное автором урока. Оно направляет сознание зрителя-слушателя в определённое русло и тем самым придаёт замыслу необходимую завершённость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ход урока46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Гуманитарное направление

Урок музыки  

Тема:  «Осень: поэт-художник-композитор»

2 класс

Автор:

  Баграмова Е. Г.

учитель высшей категории

МОУ Лицей станицы Азовская

Северского района Краснодарского края

ст. Азовская

2011-12 учебный год

Ход урока

1   Организационный момент.

Музыкальное приветствие

 Учитель:            «Здравствуйте, ребята»  (интонирование восходящей попевки)

 Дети:                   Здравствуйте ( интонирование нисходящего трезвучия)

 2 Активизация слухового восприятия

   Учитель:    Сегодня у нас необычный урок.  Проведу я его не одна – у  меня будут очень необычные помощники .  А в качестве первой и самой главной помощницы я приглашу сюда нашу давнюю знакомую – Её Величество ТИШИНУ.  Без неё нам никак не обойтись, ведь всем известна знаменитая фраза Леопольда Стоковского:  «Художник рисует кистью по холсту, поэт пишет пером по бумаге, а мы, музыканты, рисуем музыкой по тишине».

Итак:

Раз-два-три- четыре-пять

Время глазки закрывать

Нука-нука-нука-на

Наступает тишина.

На 20 секунд в классе устанавливается полная тишина

Учитель: - Тишина, тишина, вся из звуков сплетена

               Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне.

Ребята рассказывают, какие звуки они слышали в классе и за его пределами.

3 Экспонирование темы урока

Учитель:     А теперь снова закройте глаза. Сейчас я нарисую вам тему нашего урока – нарисую  звуками по тишине (шуршит припасёнными заранее листьями).  Слышите? Как приятно шуршат  листья. Кажется, этот шорох витает в самом воздухе и отзывается в нашей душе чудесной музыкой

Звучит пьеса  «Октябрь»  из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского

 Учитель тихо читает под музыку:

Листьям —  Время опадать,

 Птицам —  Время улетать,

 Грибникам —  Блуждать в тумане,

 Ветру —  В трубах завывать

Солнцу — стынуть, Тучам — литься,

 Нам с тобой — Идти учиться

                                           (И. Мазинин)

 Отгадать загадку просим -

 Что за время года?

 Дети: Осень

  А теперь потихоньку откройте глаза

Дети открывают глаза, на экране – репродукция картины  И. Левитана ««Осенний пейзаж с церковью»

Учитель : Итак, тема нашего урока - Осень.  Осень такая, какой её видят поэты, художники, композиторы. Осень такая, какой её видим мы – ведь все люди разные, и у каждого – свой взгляд,  своё мнение. Сегодня мы попытаемся услышать Осень , увидеть её, почувствовать её настроение, выраженное в  самых разных произведениях  искусства.

Но  прежде  давайте вместе подумаем,  а какая она, осень? Что вы можете рассказать об этом времени года?

Дети описывают   самые важные на их взгляд признаки и черты осени.

Учитель:   Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать художник, что ему понадобится для этого?

 Ответы детей

А что нужно композитору, чтобы нарисовать картину осени?

Ответы детей

А с помощью чего изобразит осень поэт?

Ответы детей

(Учитель старается, чтобы в ходе обсуждения  учащиеся описали основные средства выразительности, характерные для каждого вида искусства)

Учитель:   А вот если  соберутся вместе поэт и композитор,   что у них получится?

Получится песня

4. Разучивание песни с  использованием мнемотехнологии

  Учитель исполняет Песню  З. Левиной «Что нам осень принесёт?»

Учитель:   Какое настроение создаёт эта песня?

Ответы детей, анализ характера  песни.

Учитель:   Чтобы песню подпевать

                   Все слова в ней нужно знать

                   Значит, снова будем дружно

                   Эту песню шифровать

Учитель вместе с детьми кодирует текст песни, используя  мультимедийное оборудование

 После этого следует ещё раз прочитать  его  со всем классом

Разделить класс на команды

 разрезать  таблицу на отдельные карточки перемешать с другими картинками и  раздать  командам .

Задача – как можно быстрее вновь составить таблицу.

Затем песня исполняется вновь, уже наизусть

Учитель:  А  что же получится, если за дело возьмутся и поэт и композитор, и художник?

Получится СКАЗКА

5. Презентация «Осенняя сказка»

Учитель:  Любите ли вы сказки?  Сказки бывают разные. Необычные, волшебные,  таинственные.  Но самые интересные на свете – это сказки нерассказанные. Сказки, которые нам ещё предстоит  придумать.

Сегодня я познакомлю вас именно с такой сказкой.  Сказкой, рассказанной Осенью.  

( Слайд 1)

А помогут мне в этом два необычных помощника – композитор и художник.

Композитора зовут Антонио Вивальди, а художника – Джон Аткинсон Гримшоу

Жила-была хозяйка Осень (слайд 3)

В волшебном замке золотом (слайд 4)

Бродила вдоль притихших просек (слайд 5)

Дружила с ветром за окном

Кроила сказки из тумана (слайд 6)

И шила нитками дождя

В мир удивительный и странный  (слайд 7)

Всех за собою уводя

Там лунный диск призывно светит (слайд 8)

Над очарованной рекой (слайд 9)

Там ночь катается в карете (слайд10)

Там тихий сумрак и покой (слайд 11)

Окрашены волшебной краской (слайд 12)

Деревья, камни, и дома

Мир убаюкан дивной сказкой (слайд13)

И ждёт, когда придёт зима (слайд14, 15, 16)

6. Закрепление. Изобразительно – художественная деятельность

Учитель:  Сегодня на уроке мы слушали музыку, рассматривали репродукции картин художников, , слушали произведения композиторов, посвященные осени.

Скажите, а сама осень может быть композитором?  Назовите звуки Осени?

Дети перечисляют: шорох листьев, шум дождя, крик журавлиной стаи, шёпот ветра.  

Звучит аудиозапись осеннего дождя

Учитель:  А может ли осень быть художником? Назовите краски, которыми пользуется осень?

Дети называют: жёлтая, красная, коричневая, чёрная, голубая.

А вы, ребята – вы  ведь тоже можете быть поэтами, композиторами, и конечно же художниками?

Сейчас я раздам вам краски – те самые, которые вы мне перечислили – и мы попробуем с вами нарисовать осень с помощью «цветовушек». Чтобы нарисовать картину, чтобы она привлекла внимание и вызвала в нас какие-то чувства мало точно скопировать кусочек жизни. Нужно что-то ещё. И этим "что-то" является умение художника показать мир с новой, неизвестной нам стороны. А для этого нужно и чувство цвета, и фантазия, и воображение.

 Это красочный отпечаток, который получится следующим образом: на белый лист бумаги в произвольном порядке наносим краску разных цветов. Затем лист складываем пополам или накладываем другим листом. Прижимаем листы ладонью и раскрываем - отпечаток готов. (Показать детям практически).

А теперь включаем вашу фантазию и воображение и дорисовываем "ЦВЕТОВУШКУ". Листок можно вращать. Но условие: как можно меньше дополнительных линий.

Дети получают краски  и рисуют

 7. Логоритмическая игра «Листопад»

Учитель:  А сейчас мы попробуем нарисовать осень при помощи  музыки т движений, вспомнив нашу знакомую песенку – игру «Листопад»

Трём командам ребят раздают картонные листья дуба, клена, рябины.

Для каждой команды готовится набор из листьев. Задание: найти листик, который оказывается лишним по отношению ко всем остальным.

У каждой группы листочки одного и того же дерева. Дети становятся каждый возле своего «дерева».

 Учитель исполняет песню «Листочки» ( муз.  Е. Баграмовой ):

 

Дует-дует ветер,

Дует-надувает

(Плавные движения руками вверх-вниз),

Желтые листочки с дерева срывает

(Дети кружатся на месте),

И летят листочки,

Кружат по дорожке

(Продолжая кружиться, перемещаются по классу, меняются местами),

Падают листочки

Прямо нам под ножки

(Дети подбрасывают листья вверх,  медленно приседают,).

Затем ребята собирают букеты из «опавших» осенних листьев Кто быстрее встанет возле своего дерева.                

8.  Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

Учитель:  Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

9. Итог урока

Учитель:  На этом мы с вами заканчиваем наш урок но осень не заканчивается . Впереди у нас ещё много  творческих открытий, и много удивительных сюжетов, которые готовит нам  ОСЕНЬ: ПОЭТ- ХУДОЖНИК- КОМПОЗИТОР.

Учитель прощается с детьми с помощью  музыкального прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 1 кл. Тема: "Поэт, художник, композитор о Зиме"

Урок музыки 1 кл. Тема: " Поэт, художник, композитор о Зиме". Материал содержит технологическую карту урока....

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс

Конспект и презентация урока музыки " Поэт, художник , композитор" 1 класс...

Презентация к уроку музыки 1 классу "Поэт, художник, композитор"

План-конспект проведения урока. Тема:  Поэт, художник, композитор.Цели:воспитательная:воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;воспитание грамотного слушателя;воспитание музыкального ...

Материалы к урокам музыки. Зима. Поэт-художник-композитор.

Дополнительные материалы к урокам музыки. Зима в произведениях  В.Сурикова и М.Э. Фальконе....

Открытый урок на тему Осень. Конкурс чтецов среди 7 классов

В 7 классах был провекден открытый урок на тему Осень Праздники в Великобритании Конкурс чтецов...