МУЗЫКА АВСТРИИ; В. А. МОЦАРТ
методическая разработка по музыке по теме

Развитие интереса у учащихся в познании музыки разных народов, умение анализировать прослушанные произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_muzyke.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: МУЗЫКА АВСТРИИ; В. А. МОЦАРТ

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие интереса в познании музыки разных народов, умение                                                                                                                                                            анализировать прослушанные произведения, развитие вокально-хоровых навыков у учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

-надпись: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» ( имя Моцарта закрыто);

- портрет Моцарта в верхнем левом углу доски под вырезанным из цветной бумаги желтым кругом, на котором написано слово «МУЗЫКА» (ассоциация с солнцем);

-в правом нижнем углу доски большой самодельный конверт, закрывающий письмо Моцарта (текст письма в конспекте урока);

- в ходе урока свободное пространство доски будет заполняться с помощью детей «солнечными лучами, осенними листьями, серыми камнями, облаками», вырезанными из бумаги; на этом наглядном материале учитель заранее должен написать предполагаемые ответы учеников.

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

     В полной тишине звучит «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.

У. Дети, понравилась ли вам встретившая вас музыка?

Д. Да……

У. Чем? Какая она?

Д. Легкая, светлая, веселая…(открыть соответствующие лучики «солнца»)

У. Что она передает? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы почувствовали?

Д. Радость, ожидание, нетерпение, движение…(открыть все лучики)

У. Пусть наш урок сегодня освещает это яркое музыкальное солнце. А можно ли ее спеть?

     Прослушать небольшой фрагмент.

Д. Напевать можно, но она все-таки больше танцевальная, чем песенная.

У. Она могла бы прозвучать на современном танцевальном вечере?

Д. Она старинная и, скорее всего, больше подошла бы для бала.

У. А если бы вы были устроителями бала, где звучит такая музыка, какое время дня вы предпочли бы для танцевального собрания?

Д. вечер, ночь…(поясняют ответы, исходя из характеристик, данных ими произведению)

У. Вы единодушны с композитором, ведь он назвал свое произведение «Маленькая ночная серенада». А сочинять музыку он начал очень и очень рано. Уже  к четырем годам он повторял за своей старшей сестрой, тоже музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. А к шести овладел игрой на скрипке и органе. Его отец, также музыкант, организовал для сына концертное турне по разным городам Европы. Выступления маленького мальчика, длившиеся по нескольку часов, сделали его знаменитым. Его называли «ЧУДОМ 18 ВЕКА». В четырнадцать лет он был принят в члены Болонской академии, а ведь этой чести удостаивались очень немногие композиторы. Помимо музыки, он занимался историей, географией, рисованием. Изучает французский, английский, итальянский, латинский языки. Многие музыканты завидовали ему, и вскоре отцу пришлось увезти сына в Италию, на родину оперы. Тем не менее, все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии, были безуспешны. Вернувшись на родину, он узнает, что прежний правитель города умер, а новый, граф Колоредо, оказался жестоким человеком. Граф назначил юного композитора дирижером своего оркестра. Всячески обижал и унижал его. Не давал своего согласия писать оперы, серьезную музыку, запрещал ему выступать без разрешения. А после нескольких прошений об отставке и очередного отказа молодого музыканта по приказу графа столкнули с лестницы. Нервное потрясение вызвало болезнь.

   Об этом композиторе, чью музыку мы будем сейчас слушать, А. С. Пушкин устами одного своего персонажа сказал: «Ты, (… ), Бог, и сам того не знаешь». Вы видите, эта фраза записана на доске, но имя пропущено. Нам предстоит восстановить цельность пушкинской фразы. Может быть, кто-то из вас уже мог бы назвать какое-то имя, но давайте не будем торопиться, ведь это очень ответственно сказать: «Ты, (…), Бог».

    Скажите мне, пожалуйста, откуда же черпает свое вдохновение композитор? Откуда его музыка?

Д. Из жизни.

У. А кому адресована музыка композитора?

Д. Людям, слушателям.

У. Слушателям – современникам композитора?

Д. Не только, и нам тоже.

У. Значит, вы хотите сказать, что музыка, рожденная жизнью, возвращается в жизнь?       Какое значение она имеет в нашей жизни? Хотя бы музыка, звучащая на уроке?

Д. Она порадовала нас.

У. А не в том ли смысл музыки композитора: взволновав, заставить задуматься?  Вот и сейчас, музыка того же композитора заставит нас задуматься.

       Учитель играет на фортепиано первые такты «lacrimosa»

У. О чем с нами хочет поговорить композитор?

 Д. О печали, о грусти, о страдании, обиде… (на доске появляются « осенние листья» со словами, произнесенными детьми).

 У. Что может быть причиной переживания таких чувств человеком?

 Д. Беда, тяжелая болезнь, душевные страдания, смерть…

       Учитель прикрепляет к доске «серые камни», на которых написаны только что произнесенные слова.

У. В такую трудную минуту, когда даже близкие люди не могут ничем помочь? К кому обращается за помощью человек?

Д. В молитве к Богу.
У.(напомнить мелодию) Именно этой интонацией начинается часть знаменитого  Реквиема (на доске «два облака» со славами «Requiem», и «траурная месса»), которая называется «Lacrimosa»- «Слезная».

 На доске еще два «облака» с новыми словами. 

 Она начинается словами: «Iacrimosa, dies ilia». ( На доске «облака» со словами « Dies ilia»).  Разучим два такта. (Добиваться глубокого звука).

А. С. Пушкин сделал этого композитора героем своего драматического произведения. Послушайте, как композитор рассказывает своему коллеге-музыканту историю создания реквиема.

Недели три тому, пришел я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего – не знаю

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне?

Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой.

Кликнули меня, я вышел.

Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне  « Requiem» и скрылся. Сел я тот час

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой черный человек.

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж « Requiem». Но между тем я …

Мне совестно признаться в этом…

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется он сам- третей

Сидит (…) Довольно. (…)

Слушай же мой « Requiem».

Прослушивание произведения (пауза)

Эти слезы

Впервые лью и больно и приятно.

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу…

Открыть спрятанный под «солнцем» портрет Моцарта, прочитать пушкинскую фразу        « Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь», чтобы ученики сами произнесли имя композитора (открыть имя)

У. (Если дети не назовут имя Моцарта) Вас удивило открытое мной имя? А раньше , до прослушивания «« Requiemа» кто-то из вас готов был произнести «Моцарт»?

Д

У. Тогда воистину прав Пушкин: « Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». Вы обратили внимание на картину, которую мы создали под впечатлением от музыки Моцарта? Что вы видите?

Д. Солнце, небо, земля… целый мир!

Учитель приподнимает конверт, прикрепленный к доске. Под ним послание от композитора. На фоне звучания финала «Лакримозы» прочитать слова из письма Моцарта, дав детям услышать еще раз последний мажорный аккорд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка Австрии

Ресурс содержит конспекр урока "С миру по нотке... музыка Австрии" НЕвозможно разместить презентацию и приложение (видеофрагмент йодль и вальс Штрауса) из-за ограничений в объеме....

"Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»

Урок музыки в 5 классе составлен по программе Критской с учётом требований ФГОС. Данный урок решает задачи: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, рас...

урок музыки 5 класс «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)      ...

урок музыки 5 класс «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»

Тема урока: «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»( 5 класс)Цель урока: Закрепить , обобщить знания о творчестве В.А.Моцарта, а также расширить представление о музыкальном насле...

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Моцарт и Чайковский. Связь времён".

Материал подготовлен к уроку музыки в 6 классе "Моцартиана"Чайковского. Связь времён". В презентации содержится информация о творчесвте композиторов, фото оперных театров, в которых раб...

Презентация к уроку музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты, Моцарт. Бог..."

Презентация к уроку музыки в 5 классе для знакомства с биографией и творчеством великого австрийского композтора В.А.Моцарта....