Духовная музыка в репертуаре детского хора
статья по музыке на тему

 

   Русская духовная музыка- один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров- знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения а cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Русская духовная музыка- один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров- знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения а cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России.

   Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Ее песнопения , с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии,- наше национальное богатство и достояние.

   Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа. Да и само понятие «музыка» на протяжении нескольких веков прочно ассоциировалось с исполнением церковных молитв. Эпоха русского барокко принесла принципиально новое отношение к духовной музыке как предмету эстетической ценности. Дьякон московского Сретенского собора в Кремле Иоанникий Коренев в трактате «О пении божественном» (XVII в.) дает следующее обоснование природы музыки как искусства: «Мусикия (т.е. музыка) церковь красну творит, божественные словеса благим согласием украшает, сердце возвеселяет, в душу радость в пении святых устраняет. Из же всякое пение нарицаю мусикою, паче же ангельское, иже есть неизреченное и бо то мусика небесная нарицается» (Дилецкий Н. Идея грамматики мусикийской.- М., 1979.- С.47)

   Многие русские композиторы-классики, известные прежде всего своими светскими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались и к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально – художественное явление отечественной культуры. Князь В. Ф. Одоевский еще в середине позапрошлого века писал, что русская духовная музыка – искусство»самобытное, не похоже ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое как историческое, так и художественное значение»

   Исполнение духовной музыки – особая область хорового пения. Это искусство, даже в наиболее его свободных , независимых от обряда формах – синкретично, связано с каноническими текстами и всем тем, что стоит за ними. Факторами, формирующими церковное пение, являются: богослужебный чин и музыкальный материал. Последний не привносится в богослужение, а изначально присущ ему и исходит из него. Слово использует музыкальный элемент для более ясного выражения смысла и характера текста. «Слово и музыка должны быть слиты воедино, чтобы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает» (Лосский Н.В. Богословские основы церковного пения /Как научиться петь. – М., 1998. – С. 121). Музыкальная ткань, отдельная от своего внутреннего смыслового наполнения, теряет свой облик, свою значимость особенно явно в духовных произведениях.

   Глубина исполнения, стилевая точность церковных произведений во многом зависят от глубины осмысления содержания словесного текста. Пойте разумно - одно из главных требований богослужебного пения. Тогда на смену внешним приемам выразительности, поверхностной фразировке, резким перепадам нюансов, штриховой и агогической  нарочитости приходят естественность и простота, чистота и возвышенность, сердечность и искренность, благоговейность и «надмирность» - то, что изначально заложено в духовных творениях. Но проникновение в содержание этой музыки осложняется тем, что написана она на церковно-славянском языке и этот язык требует такой же тщательной расшифровки, как и любой иностранный текст (в конце сборника даны современные прочтения литургических текстов).

   Другая стилистическая особенность русской духовной музыки связана с выразительностью произнесения и подачи слова. «Текст тогда исполняется разумно, когда певец, проникая в содержании его, осмысленно выпевает и оттеняет его как в отношении грамматических ударений, так и в отношении логических, и во всех случаях удерживает естественное, натуральное произношение букв гласных и согласных» ( Протоирей Металлов В.Очерк истории православного церковного пения в России. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. – С. 70 ) . Литургическая манера чтения должна сохраняться в певческой практике как одна из основ речевой манеры пения. По-церковно-славянски слово произносится так, как пишется. Например: припадем, а не припадём; убоятся, а не убояца; святаго, а не святого и т. П. В пении духовных песнопений, особенно более древней традиции, редукция звуков (т. е. ослабление звучания гласных в безударном положении, свойственной разговорной речи) отсутствует; ибо все они протягиваются, а тем самым и проясняются. Верное воспроизведение церковно-славянского текста, понимание его смысловой нагрузки и фразировки, донесение красоты каждого слова и точное его артикулирование являются важным моментом в исполнении православной музыки, так как сама эта музыка возникала из слова как усиление его воздействия, подчеркивание его сути.

   Следующий немаловажный вопрос – это формообразование. Будучи неразрывно связанным со словом, церковное пение отличается от светской музыки своими формами, а следовательно, и художественными законами, которые в нем действуют. Не все общепринятые законы музыки и не в полном объеме приложимы к церковному пению. Так, например, закон симметричного ритма в большинестве случаев неприменим в духовной музыке. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и где песнопения не связаны с ритмичностью движения. Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить его в симметричные рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды, создавать классические, традиционные формы соотношения частей и т. П. Но не только тексты, само богослужебное действо является определяющим формировании музыкального целого, влияет на структуру и форму как отдельных песнопений , так и литургического цикла. Без названия текстовой основы музыки и роли в богослужебном чине того или иного хорового песнопения невозможно понять, к примеру, почему в «Милости мира» после каждой музыкальной фразы большие паузы и остановки, почему «Херувимская песнь» состоит из двух контрастных частей и т. Д.

   Вопросы формы тесно связаны с проблемой темпа исполнения духовной музыки. Как в концертной обстановке передать неторопливое течение церковного времени? Где мера «покойности» и «сдержанности» большинства духовных хоров? Как избежать маршеобразности и легковесности в более быстрых частях музыки? Темп,  поставленный композитором, дает лишь общие ориентиры для исполнителей, а нередко подобные указания вообще отсутствуют. Изучение традиций исполнения песнопений, раскрытие их внутреннего содержания, проникновение в образный строй и настроение произведений помогут найти верный исполнительский темп. Интересно отметить, что в духовных сочинениях А.Д.Кастальского, П.Г.Чеснокова, С.В.Рахманинова наряду с общепринятыми обозначениями темпа можно встретить и его образные определения: «довольно скоро, но покойно и мягко», «медленно, тягуче», «легко и слегка оживленно» и т. п.

   Следует помнить и о вокальной естественности исполнения, когда в медленных темпах господствует плавность, текучесть, равномерность движения, а в подвижных – «пропетость» самых мелких длительностей и ясность в подаче каждого слова.  Особенностью концертного исполнения духовной музыки является то, что выбранный темп должен способствовать созданию формы произведения, при этом служебная сущность песнопения не должна вступать в противоречие с общемузыкальными законами художественного творчества.

   Отдельного разговора заслуживает такая важная сторона исполнительства, как звук. К сожалению, детские хоры, воспитанные на массовых песнях и эстрадных шлягерах, и духовную музыку поют прямолинейным, форсированным, открытым звуком, пытаясь поразить слушателей всевозможными звуковыми эффектами. Или, увлекаясь новыми веяниями и занимаясь по различным системам, исполняют ее взрослыми, вибрирующими голосами, уходя от традиций «ангельского» звучания детского голоса.

   Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Эта музыка – благодатная почва для вокального воспитания хорового коллектива, так как изначально она основывалась на певческой практике, а не на абстрактных композиторских изысканиях. И лишь погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, заложенных в песнопениях, трепетное отношение к тексту, естественная, идущая от сердца выразительность, помогут в нахождении истинных звуковых красок.


.

  В Заключение.

заключение, хочется обратить внимание на некоторые нюансы концертного исполнения сочинений церковной традиции.

  Концерт, включающий произведения духовной музыки, требует определённого настроя, определённого состояния души дирижёра и маленьких певцов, которые должны погрузиться в особый мир образов. Петь такие сочинения лучше всего в зале с хорошей акустикой, а в идеале – в храме, где человеческий голос становится неземным, подчёркивается вокальная красота песнопений, создаётся высокая духовная атмосфера. Такая музыка несёт в себе высокую нравственную ценность, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. Изучая и исполняя её, мы постигаем глубины национального искусства, вечно живого и недосягаемо совершенного.

Литература.

  1. Н.В.Аверина «Русская духовная музыка» в репертуаре детского хора. Москва 2001 год.
  2. Г.П.Стулова; Л.В.Шишкина «Избранные духовные хоры» для детей и юношества (руководителям хоровых коллективов). Москва 2002 год.
  3. И.В.Болдышева «Рождественские народные песнопения» для детского или женского хора.Санкт-Петербург 1993 год.
  4. А.Петров «О цикле для детского хора в сопровождении фортепиано «Матушка Мария»»Красногорск 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская духовная музыка в детском хоре.

История, исследования, анализ....

Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ

В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....

Духовная музыка в детском хоре

Духовная музыка в детском хореВоспитание духовности у учащихся является важной задачей в воспитании гармонически-развитой личности современного человека.Восстановление утраченных традиций в современно...

Духовная музыка в детском хоре

Духовная музыка в детском хоре Воспитание духовности у учащихся является важной задачей в воспитании гармонически-развитой личности современного человека.Восстановление утраченных традиций в совр...

Проблема выбора репертуара для детского хора младшего школьного возраста.

Рассматривается проблема выбора репертуара как один из ключевых вопросов современного певческого воспитания. Показывается, что развитие вокально-хоровых навыков, формирование этической и эстетическо...

Принципы формирования репертуара детского самодеятельного хора.

В статье раскрыты основные аспекты подбора репертуара для детского хора. Грамотно подобранный репертуар  является наиглавнейшим условием успешности и уникальности творческого коллектива. На что д...

Методическая разработка Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора

Цель данной методической разработки проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально-эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на...