музыкальная панорама бородинской битвы
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Вежновец Наталья Александровна

Эта музыка звучала в Бородино

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_panorama_borodinskoy_bitvy.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.Климовск Московской области

Разработка
урока музыки
5 класс

Тема: «Музыкальная панорама Бородинской битвы»

Подготовила и провела:
Учитель Вежновец Н.А.
Категория: высшая

Технологии:
компьютерные, групповые,
педагогика сотрудничества,
проблемные

Климовск 2012

Музыкальная панорама Бородинской битвы.

Оборудование: Телевизор (проектор), экран, демонстрационный компьютер, тексты песен.

Обучающие: познакомить учащихся с песнями войны 1812г. Учить различать ритмические особенности музыкальных произведений.

Развивающие: Развивать интерес к историческим событиям и культурному достоянию России. Развивать способность вслушиваться в характер и смысл музыкального произведения. Развивать творческое мышление, внимание, память.

Воспитывающие: Воспитывать патриотизм, уважение к предкам, Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитания интереса и уважения к музыкальной культуре России.

Ход урока:

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени, в начало 19 века, в 1812 год. И хотя машину времени еще не изобрели, мы с вами сможем увидеть Бородинское сражение так, как его видели его очевидцы и услышать то, что слышали его участники. Послушайте песню-воспоминание, о чем она? От чьего лица ведется рассказ? Какие слова песни доказывают, что ее написали свидетели событий (текст №1).

Слушание «Ты помнишь ли, товарищ неизменный» солдатская песня

- Это запись уникальная, она записана в 1912г, как вы думаете, эта дата случайна? Запись сделана к столетию Отечественной войны 1812, тогда была выпущена серия граммофонных пластинок. На них были записаны полковые марши, военные сигналы, а также бытовые военные песни. Этим записям свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они исполнялись не артистами, а самими военнослужащими. И, конечно, необычайно интересны записи полковых маршей. Эти фонограммы сохранили живую традицию исполнения военной музыки 19в., многие записи были сделаны в 1899 и переизданы к юбилею. Именно эти уникальные записи будут звучать сегодня на уроке

- С чего начинается любой военный поход? (с марша). Марши были разные для каждого рода войск, а какие войска были в русской армии 19 века? (пехота, кавалерия, артиллерия) Послушайте 2 военных марша, под какой из них шла воевать пехота, а под кокой кавалерия? Как определить? Попробовать маршировать – человеку неудобно идти под марш для лошадей, у лошадей 4 ноги.

Слушание: Марш «Кавалерия»; Марш лейб-гвардии Преображенского полка

Какой характер у прозвучавших маршей? (торжественный, триумфальный, победный, решительный, мужественный). Это парадные марши. Но и во время военных действий марш нужен и важен, войска передвигаются от одного места сражения к другому. Просто молча идти скучно и однообразно, а солдату унывать нельзя, нужен боевой настрой, боевой дух, для этого были другие марши не для парадов - это походные марши.

Звучит марш «В поход» (с пением и свистом)

Что необычного, интересного вы услышали в этом марше? В этом марше звучит оркестр, свист и русская народная песня «Во кузнице». Почему в марше вдруг оказалась песня? (потому, что главное идти и не падать духом, в этом помогает песня) Давайте ее споем.

Исполнение песни «Во кузнице»

Вот так, походным маршем с песнями и свистом солдаты пришли к месту боя. Уже известно место сражения, уже собираются полки, скоро наступление. И вот звучит предварительный сигнал для атаки.

Звучит предварительный сигнал для атаки

Этот сигнал означал, что все должны быть в боевой готовности. Но что будет, если вся армия – и пехота и кавалерия - одновременно пойдет в атаку? (столпотворение, солдаты не смогут сражаться и многие погибнут просто в толпе, кони затопчут пехоту). Значит, нужны были сигналы для каждого рода войск и такие сигналы были. Сейчас мы услышим сигнал атаки пехоты, в котором слышно команду начала атаки, сигнал задает темп передвижения и опять марш для поднятия духа солдат.

Звучит сигнал атаки пехоты

Эта запись 1912 года являются имитацией боевых действий, она исполнена не артистами, а самими военнослужащими, поэтому она так правдоподобна.

Битва продолжалась 12 часов, и русские и французы понесли большие потери, но стратегически победа была за русской армией Русскими.

Русский историк Михневич сообщил такой отзыв императора Наполеона о сражении:

    «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».

Перед русским командующими стоял вопрос: дать решающее сражение и отстоять Москву, тогда ослабнет армия, не сможет дальше сражаться, или сдать Москву и сохранить армию. М. И. Кутузов: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать».

Армия отступала, отступать труднее, чем идти победным маршем, до конца войны еще долго, а падать духом нельзя и опять помогала солдатская песня.

Исполнение старинной солдатской песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

А в это время французская армия подходила к горевшей Москве, где их ждала голодная зима, откуда началось отступление французской армии, ее поражение. Этот эпизод войны 1812 года описан в русской народной песне (текст №2).

Звучит народная песня «Шумел, горел пожар московский»

О ком рассказывается в песне? Кто стоял у стен Кремля? (В песне рассказывается о Наполеоне).

А победа России была уже близка. Полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и доблесть русских военных сыграло свою. Солдаты с победой шли домой и, конечно, с песней.

Звучит солдатская песня-припевка «Ну, ребята, марш домой»

Так заканчивается война для солдат, самое главное для них попасть домой. Но для страны, для всего русского народа история этой победы тогда только началась и еще много великих произведений будет написано во славу этой победы. Какая по-вашему должна быть эта музыка? У вас на столах лежит краткий словарь музыкальных эпитетов, он вам поможет (ответы детей). Именно такую музыку написал П.И.Чайковский. Пусть она прозвучит финальным аккордом нашего урока

Звучит «Увертюра 1812 год» П.И.Чайковского (финальный фрагмент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Кроссворд "Бородинская битва"

Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация кроссворда с рисунком воспитанника....

200 - летию Бородинской битвы посвящается

2012 год  объявлен Годом истории. А наша история очень богатая. Нельзя обойти вниманием это событие.Интересный сценарий, посвящённый 200 - летию Бородинской битвы....

Отечественная война 1812 года.Бородинская битва.Презентация.

Данная презентация используется на уроке истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида....

Презентация Музей - Панорама Сталинградская битва

Голосок на левом флангеТо ли девушка поет,То ли лермонтовскийангелПродолжает свой полетВслед за песней выстрел треснет –Звук оборванной струны.Это выстрелят по песнеС той, с немецкой, стороны.Го...

Буклет "Панорама Ситской битвы"

Буклет "Панорама Ситской битвы"...

Конспект открытого занятия: «Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва»

Цель занятия: Расширение знаний детей об истории города-героя Волгограда (Сталинграда) в период Великой Отечественной войны.Задачи:Обучающие:– способствовать формированию представлений...