Рабочая программа по музыке 5 класс, ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме

Попова Юлия Олеговна

Рабочая программа по предмету "Музыка" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным сиандартом основного общего образования и авторской программе "Музыка" 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

                         

                                               

                       

       

                                                         Рабочая программа

                                                       по искусству (музыка)

                                                        5 а, б, в, г, д классы

                                       

       

                                                 на 2014 – 20145 учебный год

                      Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка».

                                         Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

                                             Москва: «Просвещение», 2011

                                                                                        Составитель: Попова  Ю.О.,

                                                                                        Учитель музыки  

     

                                                                        Барнаул 2014

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

-Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г.

-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»

-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.

-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.      

        Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

             Задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;  о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

      В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

        Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

        Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

        Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду  с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное  и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск  в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

         Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».

     Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

       Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.

       Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод перспективы и ретроспективы;

-метод игры.

        При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

     Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.

     Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: самостоятельная работа, тест, музыкальная викторина, творческая работа.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

-понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

-развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы;

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Тематическое планирование уроков музыки в 5 классах

урока

Название

раздела/

темы урока

Основное содержание урока

Планируемые результаты освоения темы.

Личностные  метапредметные        предметные

учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Раздел 1. Музыка и литература. 17 часов.

1

Что роднит музыку с литературой

Что роднит музыку с литературой.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

М.Глинка, сл Н.Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия», П.Чайковский. Симфония №4.

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Исполнять песни о родном крае современных композиторов.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

2

Фольклор в музыке русских композиторов

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

 Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке.

Осень. П.Чайковский, сл. А Плещеева. Осень. Ц.Кюи, сл. А Плещеева. П.Аедоницкий, сл.И.Шаферанр «Красно солнышко».

Эмоционально постигать народное песенное творчество.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов;

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры р.н.м. Исполнять народные песни, песни о родном крае.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

3

4

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность.

Вокализ. С.Рахманинов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов. Венецианская ночь. М.Глинка, сл.И Козлова.

Баркарола. Ф.Шуберт.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат.

Размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

5

Вторая жизнь песни

 Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала) П.Чайковский. Веснянка, украинская н.п. Пер Гюнт. Музыка к драме Г.Ибсена (фрагменты) З.Григ.

Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Использование разных источников информации, ИКТ;

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры; особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Уметь воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, пластическом движении).

6

Всю жизнь мою несу родину в душе

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Перезвоны .По прочтении В.Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В Гаврилин. Снег идет. Из маленькой кантаты. Г.Свиридов, сл. Б.Пастернака.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию.

Овладевать средствами вербального и невербального общения.

7

8

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием.

Ф.Шопен. «Этюд №12», «Прелюдия№7», «Вальс№7».

Маленькая ночная серенада (рондо)В.-А.Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А.Моцарт.

Совершенствование художественного вкуса.

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов-романтиков: Ф.Шопена, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

9

10

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Развитие жанра – опера.  Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты) М.Глинка.

Садко. Опера-былина (фрагменты) Н.Римский-Корсаков.

Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки.

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Размышлять о соотношении музыкального произведения и его литературной программы;

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

11

12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты) П.Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский.

Развитие познавательного интереса.

Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы;

Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Знать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

13

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И.Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «дети капитанаГранта» И.Дунаевский. Сцены из к/ф «Звуки музыки». Р.Роджерс.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

Знать/понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Оценивать языковые особенности и структуру художественного произведения.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

15

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л.Уэббер.

Песенка о рпекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки» Р.Роджерс.

Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы;

Знать истоки возникновения и особенности жанра-мюзикл. Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. Сопоставлять и связывать художественные образы из разных разделов одного произведения.

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

17

Мир композитора.

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.  Выявление многосторонних связей музыки и литературы.  

Формирование оптимистического мировосприятия.

Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке;

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов.

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Песня о картинах. Г.Гладков, сл. Ю.Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С.Рахманинов.

Развитие познавательного интереса.

Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

Знать/понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении.

19

20

Небесное и земное в звуках и красках

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский.  

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов.

«AveMaria, «, И.-С. Бах

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria»  Ф. Шуберт

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Распознавать жизненное содержание художественного образа.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет-тембр, колорит-лад, ритм музыки-ритм изображения, форма-композиция.

21

Звать через прошлое к настоящему

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические), особенности их  драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев.

«Песня об Александре Невском», хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».

Бережное отношение к родной земле и своему народу.

Уважение к защитникам Родины.

Участие в музыкальной жизни класса, школы

Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жнр вокальной музыки – кантата.

Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.

22

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные). Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Островок. С Рахманинов, сл.К.Бальмонта.

Весенние воды. С.рахманинов, сл. Ф.Тютчева.

Форель. Ф.Шуберт, сл.Л.Шубарта.

Развитие познавательного интереса.

Эмоционально-ценностное отношение к образам природы.

Совершенствование художественного вкуса.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников;

Знать/понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно-европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь сопоставлять зримые образы музыкальных произведений русского и зарубежного композитора, общность отражения жизни в искусстве. Узнавать на слух изученные произведения. Овладевать средствами вербального и невербального общения.

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Народные истоки русской профессиональной музыки.  

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

 Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С.рахманинов. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С.Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты) В.Кикта.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернета;

Знать/понимать колокольность-важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.

Умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видах искусства, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков.

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Каприс №24 для скрипки соло. Н.Паганини.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

«Скрипка Паганини» В.Мигуля.

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства;

Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Знать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров. Скрипачей.

Сравнивать различные интерпретации музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

26

Волшебная палочка дирижера

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Дирижер.

«Музыкант» Б.Окуджава.

Л.Бетховен. Симфония №5 (фрагменты). 

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Знать/понимать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

27

Образы борьбы и победы в искусстве

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Музыкант» Б.Окуджава.

Л.Бетховен. Симфония №5 (фрагменты). 

Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами.

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;

Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности;

Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л.Бетховена. Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития

Уметь участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании).

Сочинять литературную программу к произведению.

28

Застывшая музыка

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

Органная прелюдия соль минор. И.-С.Бах.

Ария альта из мессы си минор И.-С.Бах.

Богородице Дево, радуйся. П.Чайковский.

Углубление познавательного интереса к урокам искусства.

Принятие нравственных ценностей своего народа.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

Знать/понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушвнной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

29

Полифония в музыке и живописи.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Прелюдия и фуга №1 до мажор. И.-С.Бах.

Фуга. М.К.Чюрленис. 

Углубление представления  о связи отечественной и мировой музыкальной культуры.

Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

Освоить понятия полифония, фуга. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Уметь подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

30

Музыка на мольберте

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Фуга. М.К.Чюрленис.

Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». М.К.Чюрленис.

Формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Самостоятельно подбирать сходные и /или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке;

Самостоятельно работать в творческих тетрадях;

Знать /понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника-композитора М. Чюрлениса. Понятие импрессионизм в искусстве. Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой.

Уметь сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

31

Импрессионизм в музыке и живописи

Стилевое многообразие музыки XX столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.  Джазовые ритмы.

«Детский уголок» К.Дебюсси.

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси.

Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Знать/понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К.Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

32

О подвигах, о доблести, о славе.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов :драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных  видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский.

«Помните», «Наши дети». Д.Кабалевский.

Принятие нравственных ценностей своего народа.

Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины.

Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Знать/понимать установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквием.

Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи.

33

В каждой мимолетности вижу я миры

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.

Мимолетности (№1,7,10). С.Прокофьев.

«Картинки с выставки» М.П.мусоргский.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки.

Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики.

Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию;

Знать/понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С.Прокофьева и М.Мусоргского. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Уметь выявлять особенности интерпретаций одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

34

Мир композитора.

С веком наравне.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений;

Знать/понимать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примерах произведений русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

35

Заключительный урок - обобщение

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства, которые они приобрели, знакомясь с темами «Музыка и литература», «музыка и изобразительное искусство».

Принятие нравственных ценностей своего народа.

Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе.

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

Перечень научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;

- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;

- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  5 класс».- М., Просвещение, 2011г;

- Фонохрестоматия для 5 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;

- Учебник «Музыка. 5 класс».- М.,  Просвещение, 2011г;

- «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М.- Просвещение, 2011 г

- Портреты композиторов, исполнителей;

- Дидактический раздаточный материал;

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;

- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей;

- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;

- Комплект детских музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан, треугольник, маракас, металлофон, свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.;

- Персональный компьютер;

- Медиапроектор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...