Музыкальная жизнь дальних уголков нашей Родины
материал по музыке (7 класс) на тему

Подробное описание музыкального развития станицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_glava_2.06.docx35.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Особенности традиционной музыкальной культуры станицы Бессергеневской.

В 1946 году открылся в станице сельский клуб, где стали собираться жители для проведения досуга. Начали формироваться любительские хоры и самодеятельные вокальные и танцевальные ансамбли. Конечно в послевоенные годы, когда в воспоминаниях жителей еще были свежи горестные события, в репертуаре таких самодеятельных коллективов преобладали песни военных лет и революционные песни. Но всегда станичники помнили о своих корнях и в сердце каждого жили песни, которые они пели, а по-станичному «играли» до горестных, тяжёлых лет, которые они слышали от своих родителей, с которыми играли свадьбы и провожали на войну родных.

Постепенно народные песни о жизни казаков стали вытеснять собою песни более современные. Народ стал возвращаться к своим корням.

В 1969 году на базе сельского клуба станицы собирается хоровой коллектив, который исполняет традиционные песни станицы Бессергеневской, стараясь сохранить свою историю и передать свою любовь к родной культуре потомкам. Возглавила этот коллектив Нина Устиновна Дуварова, которая долгое время была его бессменным руководителем, так как большая часть репертуара была привнесена ею.

Репертуар хора стали составлять традиционные народные песни, которые участники это коллектива слышали от своих родителей. Многие песни они и сами исполняли дома во время праздничных гуляний. Очень много песен исторических, в которых описана жизнь казаков.

Благодаря тем людям, которые бережно хранят традиции станицы, а в основном это те, кто не смотря на жизненные трудности и заботы, собирается в Доме культуры для того что бы петь в коллективе, такое событие как свадьба не проходит в станице без их участия. Участников коллектива приглашают практически каждый раз, когда в станице играют свадьбу. Станичники с любовью и уважениям относятся к традиционным обрядам и песням исполняемым певцами во время свадебного обряда.

Подводя небольшой итог, можно сказать  о том, что жители станицы Бессергеневской не забывали о своей культуре.  Они смогли пронести ее через года.

  1. Воспоминания жителей Бессергеневской

об обрядовой культуре станицы

Информаторами данной дипломной работы стали жители станицы Бессергеневской, которые хранят песенную традицию станицы:

Дуварова Нина Устиновна (1937), Ноженков Михаил Фёдорович (1930), Дробязкина Александра Петровна (1915), Дмитрова Ольга Андреевна (1941), Чермисов Павел Иванович (1965).

Все информанты – коренные жители станицы, которые пережили время  Великой Отечественной Войны. Они помнят лишения и переживания того времени. Во время войны, рассказывают они, песен не играли.

После войны, когда жизнь стала возвращаться в станицу, школа стала вновь принимать учеников за свои парты. Из старшеклассников формировали молодёжные бригады и отправляли на время летних каникул работать на виноградники, так как за все время существования станицы, станичники занимались виноградарством и виноделием. На протяжении всего летнего периода на территории виноградных хозяйств, проживало большое количество молодёжи. После трудового дня, собирались все вместе, пели песни, плясали под гармонь.

По возвращении в станицу, обязательно собирались в сельском клубе. «Придём же, нам надо в клуб идти. Идём гуртом – песни поём. Всякие песни пели: и военные пели где-то и какие знали. Всякие.» (По воспоминаниям Н.У.Дуваровой) [1].

Из воспоминаний жителей станицы известно так же и о том, как в станице праздновали различные календарные праздники.

Новый год праздновали по старому стилю с тринадцатого на четырнадцатое января. Это, фактически, один из не многих праздников календаря, который праздновался всей станицей.

Молодые станичники собирались вместе и ходили щедровать. Наряжались во все лучшее, ходили по домам. Щедровать подходили сначала под окна дома. В основном ходили по родственникам, ближайшим соседям и просились пощедровать. Нина Устиновна Дуварова вспоминает: «Бывало соберёмся вместе, подойдём к материному окну: - Тётощка, пусти пощедровать!,  а она:  – Заходи!. Тогда заходили и пели мы «Ва леску, леску на жёлтым пяску» [1].

Пример поэтического текста:

Ва леску, леску на жёлтам пяску

Святый вещер, добрый вещер

Добрым людям на свят вещер.

Верачка хадила, пёрушки сбирала

Святый вещер, добрый вещер

Добрым людям на свят вещер.

Пёрушки сбирала, венощки плела.

Святый вещер, добрый вещер

Добрым людям на свят вещер.

На следующее утро, также ходили по домам и «посыпали», желая тем самым каждому дому благополучия и изобилия. Но посыпали не крупой, а семенами кабака, так как в послевоенные годы в станице было плохо с продовольствием.: «Мы ходили посыпали, а взрослые нам говорили; - Садись на порог, да прокукарекай. – Это что бы курощки яищки несли. Вперёд рождество ходили, Христаславили. Песни пели, а там кто – щего даст. Наши предки ещё одевалися, убиралися в козу, но мы уже этого не делали» [1]. Когда посыпали, то пели «А в поле, поле, там плужочки ходють».

Пример поэтического текста:

А в поле, поле,

Там плужочки ходють.

За этими плужочками

Сам Гасподь ходить.

И мати Марыя

Пшеныченьку сея.

Зароди нам, Госпади

Жита пшеничные,

Гарох чечевичный,

Скоты на роды,

В саду винаграды,

Я маленький спивачёк

Па малу спиваю

Христа праславляю.

А вы, люди добрыя

На то не пливайте.

Аткрывайте сундучки,

Даставайте троички.

 Ещё до революции была такая традиция – убираться в Козу но, к сожалению, информанты, которых удалось опросить, уже не помнят этого.

Следующим праздником, о котором рассказали в беседе жители станицы, был праздник Масленица. Массовых гуляний в этот праздник не происходило. Этот праздник носил характер семейного торжества. Ходили семьями друг к другу в гости на блины. А одной из особенностей  Масленицы в станице Бессергеневской, было катание на возу девушки, которая в «девках» засиделась. Ольга Андреевна Дмитрова вспоминает: «Бывало нарядят девку, отец её сажает на воз и возят по станице. Может кому приглянется».[2]

Наиболее ярким, в воспоминаниях жителей станицы, остался свадебный обряд. Сопоставляя то, о чём рассказали жители станицы о праздновании свадьбы и то, как свадьбу гуляют в сегодняшние дни, можно сказать что основная линия свадьбы сохраняется по сей день, лишь благодаря носителям традиции, проживающих в станице. Местные жители приглашают их на каждую свадьбу, для проведения таких действий, как выкуп невесты, вывод жениха и невесты из дома, встреча молодых из церкви (ЗАГСа). Сопровождается все, как и раньше, пением женщин определённых для свадьбы песен, исполняемых в станице Бессергеневской.

Традиционный свадебный обряд станицы Бессергеневской, претерпел большие изменения в начале – 80х годов прошлого столетия. Постепенно претерпевая сокращение обрядов, сроков её проведения, до наших дней он дошел до нас в искажённой форме.

Жители станицы, в беседе, рассказали о том, как гуляли или играли свадьбу их старшие братья и сёстры, о том, как и они сами играли свадьбу, стараясь во всём следовать традициям перешедшим им от предков.

В станице Бессергеневской свадьбу гуляли четыре дня.

Первый день свадьбы – девичник. На девичник собирались в хате невесты молодёжь и девушки, и юноши. Играли в различные игры, пели, плясали.

В субботу, второй день свадьбы, начиналась уже сама свадьба, где каждому была отведена своя роль. Собирались все женщины у невесты. Сажали невесту за стол и пели величальные песни. После этого, подводили к дому жениха, что бы «продать» ему невесту. Обязательно для жениха было несколько раз постучать в дверь и дождаться ответа от невесты. Когда жених заходит в дом, подходит к столу, где сидят самые младшие члены семьи или дети из ближайших дворов. Перед ними на столе лежит скалка (или еще какой-нибудь  из предметов домашнего обихода). Задача жениха выкупить эту скалку у детей. В момент торговли обязательно роют песню: «Таргуйся братец, торгуйся. Проси за сестру сто рублей».

Пример поэтического текста:

Таргуйся братец, торгуйся.

Проси за сестру сто рублей.

За русу косачку тысячу,

За ала лентачку цены нет.

 После того, как жених выкупил невесту, его пропускают к ней в комнату.

Выводят молодых из дома за платок. За один уголок держится невеста, за другой – жених, а выводят их сваты за два других угла. Сажают жениха и невесту в дрожки (т.е. на воз). Их дорогу сопровождают песней «У месяца золотые рожки».

Пример поэтического текста:

У месяца залатые рожки

Едет Верачка в дрожках

Едет венчаться

Да кольцами абручаться.

Пагоны ж кудрявы, да

Пагоны ж кудрявы

Гани муже пряма,

Гани быстрее

Что бы было веселее.

 Приезжают жених и невеста теперь в дом жениха, поклониться его родителям и взять благословение на венчание. В церковь, на венчание, отправляются только жених, невеста, дружок с дружкой и некоторая молодёжь, приглашённая на свадьбу.

Когда молодые приезжали после венчания, то высылались, так называемые, парламентёры, которые созывали гостей на застолье.

После встречи молодых из церкви, обязательно сваты друг друга угощали. Принято было очень обильно подавать для них на стол и не жалеть вина.

Вспоминает М.Ф. Ноженков: «Бывало, если хата маленькая, то первый день садятся праздновать гости и родня жениха в хате у невесты, а гости невесты стоят, а на другой день наоборот. Праздновали у жениха, а гуляли гости невесты». [3]

На третий день свадьбы на воротах дома невесты вешали веточку калины, а если сваха посмелее была, то могла и простынь вынести на показ всей станице. «Если не было возможности повесить ветощку калины, скажем свадьбу играли весной или зимой, то цепляли на ворота ветощку, а на неё красные розощки или лентощки вязали»(из рассказа Александры Петровны Дробязкиной).

В этот же день по станице ходят ряженные. Угощают едой и вином всех, кто встречается им на пути. Если кто-то отказывался угощаться, то ему выливали вино за пазуху и могли даже испачкать в грязи, так как отказ от угощения приравнивался к не уважению к новой семье.

На четвёртый день родственники  и гости свадьбы, ходят друг к другу угощаться  варениками.

Так праздновалась свадьба в станице Бессергеневской.

«А вообще всё больше просто гуляли. Ходили с гармошкой, песни пели. Территорией для гуляния в станице была поделена молодёжью. Приезжали кривянцы (ребята из соседней станице Кривянской), они от клуба ходили, а заплавы (со станицы Заплвской) от церкви. Но иногда задираться могли, за девчат в основном. Так и жили». [3]

2.2. Характеристика традиционной музыкальной культуры

станицы Бессергеневской

Прежде всего, хотелось бы сказать о том, как передавались и сохранялись песни в станице на протяжении долгих лет, да и собственно в сегодняшние дни.

По воспоминаниям жителей станицы Бессергеневской, записанным во время фольклорной экспедиции, стало известно, что песни передавались как раньше, так и сейчас в устной форме. Как рассказал М.Ф. Ноженков, коренной житель станицы, а ему рассказывали об этом его предки, для того что бы выучить песне, в старину отбирали самых лучших мальчиков (в основном). Девочки не вольно становились участниками процесса обучения, находясь в хате и выполняя домашнюю работу. Обучаться песням было очень почетно, и родители, чьих детей выбирали, были горды своим чадом. Обучение песни было долгим процессом. Обучающий ( в основном – мужчина) весьма скрупулёзно  подавал песню, обучая не только основной мелодии, но и подголоскам.

На сегодняшний день, изменилось лишь то, что обучаться пению традиционных песен станицы Бессергеневской стали в основном участники хорового коллектива. Песни передаются в устной форме, от старшего поколения к молодому. К сожалению, нотированных песен станицы у участников хора нет. Имеются лишь записи поэтических песенных текстов.

Песня – это центральный элемент казачьего фольклора, сопровождающая всю жизнь донского казака, отмечающая самые важные её этапы.

 Условно казачьи песни разделяются на песни внешнего и внутреннего быта.

К жанрам внешнего быта можно отнести  все песни, связанные с военной службой, так называемые «молодецкие» песни, будь то лирические или частые, исторические, былинные, походные, бивуачные песни и т.п. Изначально это была мужская традиция, но в силу сокращение мужского населения,  в ходе гражданской войны, ВОВ, основными хранителями и носителями традиции становятся смешанные или женские ансамбли.

К жанрам внутреннего быта относятся календарно-обрядовые песни, приуроченные к праздникам зимнего и весенне-летнего цикла, семейно-бытовые песни, к которым относятся свадебные, похоронные песни-причитания, песни предназначенные детям (колыбельные, приговорки),  скоморошины, хороводные, балладные, духовные стихи, псальмы.

Рассмотрим жанровые особенности фольклора станицы Бессергеневской на примере репертуара ансамбля. Наиболее типичным жанром для донской песенной традиции является протяжная песня.  Для неё характерно лирическое содержание, где ведущее значение получает детализация поэтических образов, личные переживания и  чувства.

В песенном репертуаре ансамбля наблюдаются типичные образцы протяжных песен донских казаков, в которых отражается любовь к родной стороне, дому, тоска по родному дому, семье. Так как жизнь казака, в основном, проходила в военных походах, то внутренние переживания такого характера нашли свое отражение в протяжных песнях. Исполнителями таких песен могли быть как мужчины, так и женщины. Женщины которые ждали своих мужей, братьев и сынов с похода.

«Вот не сокол с орлом солеталися»

Вот(ы) ни сако(о-о-о-о-о-о)лы

Да(й) с арлом са… лита(е-е-е-е).. дай с арлом са… литалися.

И с арлом са(а-а-а-а-а)литалися.

Выт(ы) ни сако(о-о-о-о-о-о-о)л(ы) да(й) с арлом са… равня(е-е-е-е-е)..

                                                  да(й) с арлом са… равня(а-а-а-а-а-а)лися.

И с арлом са(а-а)равня(а-а)лися(а).

Вот(ы) ни сако(о-о-о-о-о-о)лы да(й) в арла стал.. распра(е-е-е-е-е-е)..

                                                             да(й) в арла стал распра(а-а)шивать.

И в арла ста(а-а)л распра(а-а-а-а)шивать.

Вот(ы) не лита(а-а-а-а-а-а)лы да(й) арёл ва чужо(е-е-е-е-е-е-е)…

                                                    да(й) арёл   ва чужо(о-о-о-о)й земле.

 «Уж ты Дон наш, Дон Иванович»

Уж ты Дон, ты наш Дон, Дон – Иванович,

Дон – Иванович, Дон – Иванович,

Дон – Иванович, Дон – Иванович.

Как про тебя – то, наш Дон слава громкая.

Слава громкая, речь высокая.

 Слава громкая, речь высокая.

Стилистическими особенностями этого жанра являются широко распетая мелодия, содержащая скачки на большие интервалы, многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, продолжительное распевание музыкального материала, многочисленные вставные гласные и словообрывы.

К лирическим песням относятся такие образцы как «Над озером чаечка въётся»

Над озером чаечка вьёца, ей негде бедняжачке сесть.

Над озером ча…. ечка вьёцца, ей негде бедняжачке сесть.

Слетай же на Дон в край далёкий, снеси ж ты печальнаю весть.

Слетай же на Дон в край далёкий, снеси ж ты печальнаю весть.

Стаим мы в гарах Забайкалья, наш полк акружён был врагом

Стаим мы в гарах Забайкалья, наш полк акружён был врагом.

 «Один сад зелёный не рано цветёт»

Адин сад зелёнай не рана цвеот(о)ёт,

Да(й) адин(ы) мальчик бе(е-е-е)днай, да(й) без ро… без роду живёт.

Адин бедный мальчик без роду живёт,

Да(й) каня жа кормит, по(о-о-о)ет, сам во…. сам водачку пьё(о)т.

Каня кормит, по(а)ит, сам водачку пьё(о)т

Да(й) куда жа ему ска(а-а)жут, да(й) туда, туда он идё(о)т.

Куда ему скажут, туда он идё(о)т,

Да(й) скажуть(и) в наступле(е-е-е)нья, да(й) он пе… он первай идёт.

 «Не для меня придет весна»

Не для меня весна придёт, не для меня Дон разальётца,

А сердце девечье забьётца, с восторгом чувств не для меня.

А сердце девечье забьётца, с восторгом чувств не для меня.

Не для меня взайдёт луна в саду трапинки асвещая,

А салавей весну встречая, он будет петь не для меня.

          А салавей весну встречая, он будет петь не для меня.

В этих песнях так же отражены переживания казаков о родном доме. О поэтических образах используется описание родной природы, образы птиц. Данные песни, вероятно, более позднего происхождения, в них менее широко используются приёмы протяжной песни.

 Широко представлен жанр плясовой, или частой, песни. Эти песни повествуют, в большинстве своем, об отношениях между мужчиной и женщиной, мужем и женой. В них, в шуточной форме высмеиваются те или иные черты характера и поведения обеих сторон.

 «А я пашенку пашу»

А я пашенку пашу, сам(ы) на солнышко гляжу (1 раз)

Усе люди пообедали, полудновать хотят.  

А моя шельма – жена мне обедать не дала.

Не обедать, не вечереть, не полудновать.

Уж я брошу плужок сам(ы) поеду во лужок

          Уж я вырежу лозу на свою шельму – жену.

        «Как у нашего соседа»

Как  у нашего соседа весела была беседа

Ой люли полюли, весела была беседа.

Были гости дорогие офицеры удалыя

Ой люли полюли, офицеры удалыя

Офицеры ус играли, а бабачки танцевали

Ой люли полюли, а бабачки танцевали.

        «Чубарые казаки»

                   Чубарые казаки, да чубарые казаки

Казаки – казаки, казаки – казаки.

К адной двоя хадили, да к адной двоя хадили

Хадили – хадили, хадили – хадили.

Адну двоя любили, да адну двоя любили

Любили – любили, любили – любили.

 «Да жалкай мой чернобровый», « А я в сваво мужа хорошая дюжа». Частично их можно считать также шуточными. Все эти песни ансамбль сопровождает традиционными танцами и подголосками.

В репертуаре коллектива, некоторые участники которого стали моими информантами, встречаются и традиционные казачьи песни так называемого внешнего быта. В поэтических текстах таких песен отражена готовность казаков к тому, что им предстоит на долго покинуть свой дом. Готовность служить своему Отечеству. Это строевые песни «Из-за леса копия мечей»

Из-за леса, леса копия мечей

Едет сотня казаков(ы) ли(и-и)хачей

Е-е-е-е-е пусть говорят

Едет сотня казаков(ы) ли(и-и)хачей.

По пиреди камандир наш удалой

Ведёт сотню казаков(ы) за собой

Е-е-е-е-е пусть говорят

           Ведёт сотню казаков(ы) за собой

 «Да нечего, братцы, нам дома жить».

                  Да нечева брацы да нам дома жить,

Да нада ж( й)идти стране служить.

Раз, два, три, люба да люли,

да нада ж( й)идти стране служить.

Ой да мы на коней, брацы да саде(е)лись

Да с Тихим(ы) Доном(ы) распрастились.

Раз, два, три, люба да люли,

Да с Тихим(ы) Доном(ы) распрастились.

Участники ансамбля исполняют также известную величальную песню «Чарочка моя», которая получила распространение не только на Дону, но в других региона России.

           Чарачка мая, серебренная,

Па краюшкам пазлачённая.

Па краюшкам пазлачённая.

Каму чару пить таму здраву быть,

Каму чару пить таму здраву быть.

Пьем чару Ниночке, пьём чару Устиновне.

А мы её здравия желаем,

А мы её здравия желаем.

Типично мужской песней в репертуаре ансамбля станицы Бессергеневской - лирическая  песня «Ох, и в Таганроге», представленная в донском распеве.

Ой, в Таганроге, ой, в Таганроге

В Таганроге там случилася беда, В Таганроге там случилася беда.

Ой, там убили, ой  там убили

Там убили маладова казака, там убили маладова казака.

Ой, летят гуси, ой, летят гуси

 Сели  - впали у вдовушки во дворе, сели – впали у вдовушки ва      

                                                                                               дваре.

В казачьих песнях преобладает куплетно-вариационная и строфическая форма с композиционно выделенным запевом, припевом или рефреном.

Таким образом, можно отметить наличие типичных донских песен – протяжных, лирических, плясовых, шуточных, величальных, песен мужской традиции. Следует отметить, что практически отсутствуют исторические песни и былины, свойственные традиции донского казачества. Данное обстоятельство, вероятно, связано с потерей хранителей данной традиции.

Песенное творчество донских казаков наиболее полно изучалось и возрождалось в 20 веке. Проводились фольклорные экспедиции, издавались сборники, выпускались статьи силами любителей, а также профессионалами в области этнографии и музыкального искусства, фольклористами, историками, такими как А. М. Листопадов, Е.В. Гиппиус,  А.С. Кабанов, В.К. Соколова, Т.С. Рудиченко и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"

Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Методическая разработка "Сценарий музыкального праздника Наша родина Россия"

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым города Санкт-Петербурга, воспитание патриотизма, чувства гордости.Задачи: Развивать память, мышление. Воспитывать чувство взаимовыручки. Развивать физичес...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"...


 

Комментарии

Тарасова Надежда Николаевна

Очень интересная работа. С удовольствием ознакомилась.
Спасибо, Елена Николаевна!