Урок во 2 классе "Прогулка по выставке"
план-конспект урока по музыке на тему

Царегородцева Светлана Юрьевна

Интегрированный урок во 2 классе по изобразительному искусству и музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo-muzyka.docx25.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»

Царегородцева светлана Юрьевна, учитель изобразительного искусства

Манохина Ирина Николаевна, учитель музыки

Тема урока «Прогулка по выставке», 2 класс

Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Слайд №1

Учитель музыки: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости урока Сейчас в нашем классе зазвучит музыка, и пока она звучит я предлагаю вам совершить прогулку по классу, как только мелодия закончится, вы сядете на свое место. Итак, в путь!

Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят по классу и рассматривают картины.  Музыка заканчивается, и дети рассаживаются на места.

Учитель музыки: Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и добры, спокойны и ласковы.

Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.

Учитель ИЗО: Мы начали сегодня урок с вами необычно.

- Что необычного вы делали?  (выставка)

Учитель музыки: А кто-нибудь вспомнит под какую музыку вы прогуливались? (Мусоргский «Прогулка»)

- Чем сейчас занимались под музыку? (рассматривали картины).

Учитель ИЗО: 

- Где мы можем увидеть картины? Были ли вы в Белгородском художественном музее?

Игра «Картинки-ассоциации»  (Прием «Ассоциативный ряд»)

Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете - что? (Прием «Послушать-сговориться – обсудить» дети совещаются) 

(Это рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)

Учитель музыки: 

-Как вы думаете, можно ли звуками нарисовать картину?

- Ребята сформулируйте тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить?

/ответы детей: о картинах, выставке, музее, художнике, музыке/

Слайд №2

Сегодня мы на уроке обратимся к творчеству великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Июнь 1874 года. Именно в это время 35-летний композитор создал уникальное произведение в мировой музыкальной литературе - сюиту

«Картинки с выставки», которую по яркости и живости красок можно смело назвать музыкально-картинной галереей. Идея создания этой сюиты у композитора возникла после посещения им выставки произведений его друга В.А. Гартмана.

Слайд №3 Что такое сюита? Запись в тетрадь.

Учитель ИЗО: Если имя Мусоргского вам было уже знакомо, то имя Гартмана, скорее всего, вы слышите впервые. Давайте познакомимся с ним поближе.

Слайд №4
Небольшое сообщение ученика

Виктор Александрович Гартман русский художник 19 века. Учился в Москве в Академии Художеств.

Гартман был человеком жизнерадостным, легким в общении. В академии искусств, в 1874 году, было выставлено почти все, что создал Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты.

Учитель ИЗО: С Мусоргским их связывала теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому весть о скоропостижной смерти друга потрясла Модеста Петровича до глубины души. После смерти Гартмана, в Москве была организована выставка его работ. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке, и работа закипела.

 

2 картины. Избушка. Балет невылупившихся птенцов.

Учитель музыки: о цикле Картинки с выставки. Смотрим мультфильм.

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по  выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Сегодня мы остановимся на двух из них. «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка»

Слайд №5

Учитель ИЗО: «Балет невылупившихся птенцов»

- Виктор Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. У художника эскизы костюмов «Деток канареек» - смешные, неуклюжие, маленькие птенчики.

Учитель музыки: Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений) 

Слайд №6

Учитель ИЗО: «Избушка на курьих ножках»

- Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный игрушечный, пряничный домик, аппетитная избушка.)

-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка.

- Как вам кажется, какой характер этой картины?

(Светлый, добрый, солнечный)

Учитель музыки: Но Мусоргский  изобразил в своей музыке хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана.

- Как вы думаете, кто бы мог жить в этой избушке? (Баба Яга)

Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Картинки с выставки» по произведениям М.П. Мусоргского.

 (Видео «Избушка на курьих ножках»)

- Какая по характеру Баба Яга у М.П. Мусоргского? Какой характер музыки?

- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки  и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п. Нам кажется, что это Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом, Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. Затем, музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности. Мне показалось, она свистнула, выскочила из избушки, понеслась в ступе,  погоняя помелом. )

(Физкультминутка).

А сейчас представьте, как стоит Баба-Яга.

А как она ходит.

Как летает днём.

А ночью.

А как Баба-Яга совершает посадку.

Ну вот, мы и прилетели.

Займите, пожалуйста, свои места.

Учитель ИЗО: 

- Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи? (Нет. Потому что показаны два разных образа (добро и зло).

Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?

Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера)

Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.

Учитель ИЗО:  Давайте попробуем нарисовать свою картинку. На дом на прошлом уроке, вам было дано задание, сделать иллюстрации к сказкам, где встречается Баба-Яга.  Вам были поставлены две основные цели, которые вы должны были соблюсти при рисовании наброска.

- 1  определиться с переднем планом (Баба-Яга)

- 2 с задним планом (основным фоном), (дремучий сказочный лес, небо, болото и т.д)

Наша основная задача передать цветовую гамму, определенный колорит.

Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?

Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера) Давайте определим основную цветовую гамму, чтобы не нарушать колорит работы (темно-зеленые, коричневые, синие)

Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.

Слайд №7

А вот какая Баба-Яга получилась у известного русского художника иллюстратора русских народных сказок И.Я. Билибина. Мусоргский был любимым композитором художника. Наверное, и «Картинки с выставки» он слушал не раз.

[?] Правда, что эта Баба-Яга больше созвучна музыке Мусоргского, чем работа Гартмана?

Слайд №8

Что бы вам было легче, я подобрала вам несколько рисунков Бабы-Яги, посмотрите, как разные художники представили себе и нарисовали свой образ Бабы-Яги.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель музыки:

- Ребята, давайте подведем итоги.

[?] Какие «картинки с выставки» вы запомнили?

(«Прогулка», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов»)

Учитель Музыки:  Музыка Мусоргского действительно необыкновенно красочна, живописна! С ее помощью можно погрузиться в мир своих фантазий, грез и, конечно же, сказок!

Учитель ИЗО:

Хорошая музыка - это маленькое чудо, и мы к нему прикоснулись. Хорошая картина - это тоже маленькое чудо, и мы сегодня его сотворили.  

Предлагаю закончить урок Экспресс-выставкой ваших работ.

Рефлексия. 

 Учитель Музыки:  Ребята поделитесь своими впечатлениями от урока

- На уроке я узнал…

- Меня удивило…

- Я хочу сказать спасибо…

- Я хочу узнать больше о …

- Я думаю что…

 Слайд №9

Домашнее задание. Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

Урок выставка - белые медведи

Урок выставка - белые медведи...

Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.

Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся....

Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Урок музыки во 2 классе, программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Раздел «В концертном зале». Тема урока «Картинки с выставки» "

Целью урока является ознакомление  учащихся с пьесами «Старый замок» и «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского....

Урок-выставка "Физика у нас дома"

Урок предназначен для учащихся 7-11 классов и направлен на духовно-нравственное воспитание школьников....

Урок информатики и ИКТ в 8 классе. Тема урока: Космическая генетика в Paint.net или межгалактическая выставка питомцев

Цель урока:  Систематизировать знания о программе Paint.net. Закрепить приобретенные навыки работы с инструментами выделения, слоями и техникой создания композитного изображения. Цель урока:...