"РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ"
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему

Кулиева Екатерина Александровна

Перекатываясь из века в век, песни огранивались как самоцветные камушки. Все лучшее, что было на слуху, передавалось и передается из уст в уста, из поколения в поколение. Народ вводил в свой духовный оборот подлинные шедевры лирической поэзии, не заботясь о сохранении персонального авторства.

 У народных песен завидная судьба. В последние десятилетия народная песня победно вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей нашей эпохи. И в этом бессмертии тоже заключается великая и прекрасная тайна народной песни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_pesnya.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ

 «... Сколько чувства в напеве родном...»

   Русская песня - величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Многообразно и глубоко отразила она жизнь человека уходящих поколений, раскрыла его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления людей к добру и правде, к свету и счастью. Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, воспитывали многие поколения и сейчас еще с большей силой проникают в души людей. Благодаря исключительной Задушевности, искренности песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Фольклор развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.

   Говорят, у каждого человека есть своя звезда - хранительница и путеводительница. Должно быть у каждого человека есть и своя песня или песни, слова и напевы которых неисповедимыми путями проникают в сердце, согревают его, озаряют тихим светом добра и надежды. Эти песни, обладающие тайной духовного врачевания, на всю жизнь становятся любимыми и заветными.

   Вряд ли кто станет спорить о том, что в жизни наших предков народная песня занимала куда более важное место, чем сегодня. Не телевизионный вокалист, а живой материнский голос убаюкивал младенца в колыбели. Подрастая малыш в ватаге сверстников ходил от дома к дому и пел под окнами незатейливые колядки, желая хозяевам крепкого здоровья, благополучия, хорошего урожая и получал в награду кусок пирога, пряник или горсть леденцов. А в долгие осенние и зимние вечера собирались в просторной избе девушки на «супрятки» или посиделки, где уж никак не обойтись без песни. На огонек заглядывали парни, приносили с собой балалайки, гармонь. Тут уж прялки или вышиванье откладывались в сторону.

   Попробуй-ка усидеть на месте под струнный звон, под лихие переборы гармошки, под многоцветную россыпь озорных частушек! Невозможно себе представить без песни санные прогулки в масленицу и девичьи хороводы на Красной горке.

   Но песня была и спутницей в труде. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу - коротает, а песня - работу». С песней не разлучались пахарь и косарь, лесоруб и рыбак. Уходя от родных околиц в дальнюю дорогу, брал русский человек с собою и песни. Они кочевали с ним по необжитым местам, грелись у костра, плыли в парусном суденышке по рекам и морям, пробирались по узким тропам  в горах, устало звучали на солдатском привале. Дни и недели, а то и месяцы проводил русский человек в пути, покоряя и обживая безлюдные просторы, сближая между собой дальние края. Может быть поэтому больше всего у нас песен о путях-дорогах, о ямщиках, о далях неоглядных. Если в одночасье  исчезнут все письменные памятники, то по одним песням можно будет восстановить тысячелетнюю историю народа. Начиная с подвигов былинных богатырей, которые еще при Владимире святом оберегали Русь от набегов чужеземцев, и до наших дней всякое заметное событие в отечественной истории отражено в слове и напевах. Песни о татарском полоне, о Дмитрии Донском и Александре Невском, об Иване Грозном и Гришке Отрепьеве, о Петре Первом и Суворове и многих других с удивительным чутьем к правде рисуют тернистый путь Отечества через столетия. В песнях раскрывается  судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств. Душа сегодняшнего человека, который поет песни своих предков или хотя бы слушает их, соприкасается с суровыми думами Ермака, c разбойной удалью Степана Разина, с тихой грустью пряхи «в низенькой светелке», «с горькой долей ямщика, замерзающего в степи», с нелегкой службой «солдатушек - ребятушек», с завидной любовью человека, готового отдать златые горы за «ласки-взоры».

   Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

   Перекатываясь из века в век, песни огранивались как самоцветные камушки. Все лучшее, что было на слуху, передавалось и передается из уст в уста, из поколения в поколение. Народ вводил в свой духовный оборот подлинные шедевры лирической поэзии, не заботясь о сохранении персонального авторства. Поэтому нельзя не помянуть добрым словом именитых и совсем безвестных подвижников-собирателей, которые проходили из края в край, пополняя бесценными находками песенную казну, поражающую несметными сокровищами. И надо сказать, что в репертуаре хоровых коллективов на отделении народного хора нашего института звучат жемчужины песенного творчества. Они ведут большую просветительскую работу по сохранению народной песни. Совершенно непроизвольно звучат родные напевы - то печальные, то безудержно веселые. У народных песен завидная судьба. В последние десятилетия народная песня победно вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей нашей эпохи. И в этом бессмертии тоже заключается великая и прекрасная тайна народной песни.

Литература

  1. Попова, Т. Основы народной музыки / Т. Попова. - М.: Музыка, 1977.
  2. Зацарный, Ю. Русская народная песня / Ю. Зацарный. - М., 1985.
  3. Лихачев, Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки / Д.С. Лихачев. - М.: Наука. 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Разработка метапредметного урока: «Священная память о Победе – связующая нить поколений!»

Цель урока: сформировать представление о ведущей роли СССР во Второй мировой войне на основе анализа событий, причин, произведений искусства о Великой Отечественной войне с целью развития исторической...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...