Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка.
материал по музыке по теме

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Обобщение опыта самообразования по теме "Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx57.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Угранская средняя общеобразовательная школа

Обобщение опыта по теме самообразования

«Гармонизация

эмоционально – интеллектуального развития личности посредством проявления

индивидуальной креативности ребенка».

Материал подготовлен

учителем музыки

Шектыбаевой Т.Б.

Угра  2014г

Описание педагогического опыта.

Шектыбаева Татьяна Биржановна – учитель музыки МБОУ «Угранская средняя общеобразовательная школа»        

Тема опыта: «Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством проявления индивидуальной креативности ребенка».

Педагогический стаж – 22 года.

Учебное заведение, которая закончила, дата окончания – Балхашское педагогическое училище. Присвоена квалификация «Учитель музыки в общеобразовательной школе», «Музыкальный руководитель в детском саду». 1992 год.

Категория – первая.

С какого года работает по проблеме: Работа была начата в 2010 году. Закончена  в  2013 году.

Опыт представлен следующими материалами:

  1. Доклад по теме «Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством проявления индивидуальной креативности ребенка».
  2. Разработки уроков:

Обобщающий урок по темам 3 четверти. (3 кл.)

«Ты откуда, русская, зародилась музыка? Жанры народных песен» (4 кл.);

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (5 кл.);

«Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.» (7 кл.);

  1. Внеурочная  деятельность:

- подборка упражнений  для раскрепощения голосового аппарата «Разбуди свой голос»;

- разработки опросных карточек для анализа прослушанных фрагментов крупных музыкальных произведений;

  1. Творческие работы учащихся:

-    презентация к песне «Катюша»;

-    иллюстрации к песне о ВОВ;

- шумовые музыкальные инструменты, выполненные учащимися самостоятельно из подручных материалов;

- эскизы костюмов к различным театральным постановкам.

Возникновение опыта обусловлено следующими причинами:

- углубленное изучение методической литературы о развитии творческих способностей учащихся;

-  новые требования к преподаванию эстетических предметов в соответствии с ФГОС;

- изучение методической литературы Т.Э.Тютюннтковой.

Задачи самообразовательной работы:

  1. Овладение современными методиками для высвобождения первичной креативности ребенка.
  2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития школьников на уроках музыки.
  3. Разработать систему творческих заданий, способствующих проявлению индивидуальной креативности школьников.

Этапы работы над темой по самообразованию:

Диагностический:

- актуальность  проблемы;

- детальное изучение материала,  имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме.

Прогностический:  

- разработка творческих заданий,  направленных на раскрепощение учащихся на уроках музыки для проявления индивидуальных творческих способностей;

Практический:    

- внедрение в урочную и внеурочную деятельность творческих заданий;

- посещение семинаров, методических объединений, открытых уроков;

- выступление на заседаниях педагогического совета на предмет возможностей индивидуальной работы для развития музыкальных способностей обучающихся.

 

Обобщающий:  

- выступление на заседании РМО учителей эстетического цикла с обобщением опыта;

- корректировка планирования и разработки уроков с учетом изученного материала.

   

Внедренческий:

- подготовка материалов для использования опыта работы педагогами в процессе  работы с детьми;

- проведение мастер – класса для учителей РМО предметов эстетического цикла.

Содержание:

         

Актуальность выбранной темы.

Планируемые результаты  работы.

Креативность – что это?

Творчество и УУД.

Приемы развития креативности в различных видах деятельности на уроках музыки.

Заключение.

Список литературы.

Музыка  это возвышенная, одухотворенная религия добра, кажется, что в ней заключена Гармония всего мира (конечно, речь идет о музыке классической). Но какими бы возвышенными словами ни писать о музыке, этих слов не хватит, чтобы выразить ее влияние на человека, особенно на ребенка. Так давайте же не забывать об этом!

                                                                             

                                                                                       Т.Э.Тютюнникова

Традиционная система образования, базирующаяся на передаче суммы знаний и умений сменяется новой, выдвигающей на первый план формирование активного запаса ключевых компетенций учащихся  на   основе   их   самостоятельного   творчества.  В последнее время все больше внимания в теории и практике обучения уделяется гармонизации интеллектуальной и эмоциональной его основ. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Роль учителя на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования заключается не столько на приобретении теоретических знаний, сколько на расширении интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни.  В современной школе очень большое внимание уделяется углублению знаний и основным видом деятельности стало развитие  интеллектуальных способностей. Как правило, у детей нет возможности  уравновесить умственные нагрузки каким – либо выходом эмоций.

Объектом темы самообразования является процесс музыкального воспитания школьников.

Предмет исследования – развитие музыкальных способностей школьников.

Цель исследования – обосновать возможности урока музыки и  музыкального занятия для развития креативности через применение получаемых в рамках урока знаний посредством возникновения положительных эмоций от выполняемой работы.

Задачи исследования:

  • Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативности  школьников на уроках музыки и  музыкальных занятиях.
  • Создание условий  для  эмоционально – интеллектуального развития школьников.
  • Использование в работе методов, активизирующих творческое мышление детей при выполнении заданий.
  • Разработка системы творческих заданий, способствующих проявлению индивидуальной креативности  школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие музыкальных способностей школьников будет более эффективна, если:

-         будут использоваться различные виды деятельности творческого характера;

-        процесс обучения на уроках музыки  будет представлять собой последовательность творческих заданий, построенных на их усложнении;

-        основным условием развития креативности  будет становление и претворение музыкально-игрового образа.

Развивая лучшие идеи педагогов о всестороннем развитии личности, А.В. Луначарский говорил, что   нужно   создать   гармонического   человека,   т.е.,   с   одной   стороны,   развить   (и   удовлетворить)   его потребности, а с другой – развить все его способности. Он полагал, что сам процесс обучения должен сопровождаться   удовольствием,   наслаждением,   но   в   то   же   время   необходимо   приучать   ребенка преодолевать известные препятствия даже путем утомления.

Урок музыки в ряду других искусств имеет шанс помочь решению проблемы гармонизации эмоционально-интеллектуальной жизни ребенка. Основной целью своей работы считаю создание условий для проявления творческих способностей при решении задач музыкального искусства, при погружении детей в саму музыку,  для получения возможности выразить свои эмоции. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.

Результатом работы по развитию творчества и креативности обучающихся  считаю:

  • Формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
  • В своей работе при выборе  вида организации той или иной деятельности на уроке я опираюсь,  прежде всего, на знания, жизненный и ученический опыт, возрастные особенности детей, учитываю возможности предмета и конкретного урока.

В связи с тем, что  тема содержит в себе несколько психологических аспектов, позволю себе обратиться к теории.

     В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов  или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей, и рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:

А. Маслоу (1950 г.), считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Э. Торренс, Дж. Гилфорд (1946 г.), креативность рассматривали как самобытную разновидность мышления - так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Г. Айзенк (1992 г.), под креативностью понимал характеристику интеллектуальной сферы.

Я. Понамарев (1973 г.), считает, что креативность – это самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании.

Олах (1998 г.), видел в креативности систему личностных качеств.

    Несмотря на различия во взглядах авторов, креативность связывается с созданием чего-то нового для личности или общества. Существуют различные определения креативности, в которых акцент делается:

  • на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;
  • процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т.д.;
  • личностные качества: креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;
  • внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

   В современной психологии тоже нет единого определения термина «креативность». Приведем наиболее распространенные понятия, креативность это:

  • способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления);
  • творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем;
  • способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

    Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию). Таким образом, креативность включает:

1.        Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а так же предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.

2.        Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.

3.        «Метатворчество» - жизненная позиция человека, подразумевающая отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

   В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.

      В нашем обществе творчество, креативность, одаренность дарят человеку поистине широкие возможности, поэтому важно как можно раньше начать их развивать и формировать в детях. Но есть ли принципиальные отличия между данными понятиями, разница в том какое из них развивать первоначально, и стоит ли развивать вообще?  Обратимся к словарю С.И. Ожегова и словарю понятий и терминов В.М. Полонского:

         Творчество – это создание продукта искусства (творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете).

         Креативность –  это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей (креативное мышление – это способность к изобретательству и научным открытиям).

    Различия очевидны, но нет никаких оснований утверждать, что креативность лучше, чем  творчество. Просто они эффективны в различных условиях. В отличие от многих школьных дисциплин именно музыка требует от учащихся умение мыслить нестандартно, творчески, привлекая для этого воображение, фантазию и различные виды мышления.

При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется не верным (пример: если при решении математической задачи, на каком-то этапе Вы допустили ошибку, и не заметили этого, то при последующих действиях ошибка будет только увеличиваться);

В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к ошибочному конечному результату. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – это серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

При этом надо понимать, что все дети очень креативны, способны фантазировать и воплощать свои фантазии в самые необычные формы. Однако со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативности – уход от привычного поведения.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Можно выделить шесть основных условий успешного развития креативности  детей:

- знакомство с различными инструментами и материалами;

- создание обстановки, стимулирующей  разнообразие творческой деятельности;

- создание условий максимального напряжения сил - чем чаще в своей деятельности ребенок  добирается «до потолка» своих возможностей, то постепенно поднимает этот потолок все выше и выше;  

- предоставление  свободы в выборе деятельности;

- сопровождение творческой деятельности ребенка, а именно нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

- создание комфортной психологической обстановки: теплой, дружелюбной атмосферы во время урока или занятия.

         Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Для того чтобы креативность стала свойством личности в эмоционально – интеллектуальном развитии, необходимы с одной стороны, систематические занятия, которые желательно начинать в младшем школьном возрасте, а с другой – создание творческой среды на уроке или музыкальном занятии, через вовлечение в процесс развития творческого мышления детей. 

Из вышесказанного вытекает основной принцип креативности в уроке музыки – этот возможность не разочароваться в результате и получить эмоциональный всплеск «успешности», что ведет к улучшению эмоционального фона урока и деятельности ребенка.

В условиях перехода к ФГОС отдельно выделяется формирование у учащихся определенных компетенций в различных сферах: личностной, регулятивной, познавательной и коммуникативной. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

При этом не выделяются отдельно интеллектуальный и эмоциональный факторы, важен процесс познания проблемы и результат такой работы. При решении проблем гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности  мы получаем возможность удовлетворить формирование всех перечисленных компетенций, поскольку без знания предмета невозможно творчество. Учение предполагает два момента: интеллектуальный «я знаю» и личностный «я могу».  При этом  «я могу» - это прежде всего желание учащегося,  а это категория эмоций.

  Гармонизация эмоционального и интеллектуального факторов является той основой, на которой знания становятся средством   деятельности,   в   процессе   которой   происходит   развитие   личности.   Ребенок  перестает быть  объектом внешних воздействий и превращается в субъект образовательного процесса, способный самостоятельно   осваивать,   оценивать   и   использовать   знания.    

Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер личности возможна при осуществлении комплексности   и   взаимодействии   интеллекта   и   эмоций   в   учебной   работе.    Поэтому участники   учебного процесса   должны   иметь   возможность   размышлять,   обмениваться   мнениями,   впечатлениями, эмоционально  сопереживать.  Именно эмоциональные  переживания  создают  основу для постижения  истины  коллективными усилиями, позитивно воздействуя на эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся. В обстановке коллективного поиска истины, эмоционального сопереживания в ходе занятия развивается способность не только слушать, но и слышать других, не только уважать их мнение, но и доказывать, аргументировать, отстаивать собственную позицию. Все это создает основу для развития волевых качеств, позитивных эмоций, преодоления познавательных трудностей.

Таким образом, важно не научить ребенка творчески (креативно)  мыслить всегда и везде, а научить  видеть ситуации, где необходимо применять творческое или креативное  мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Развивая креативность  необходимо, учитывать, что у детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития:

- знакомство с методами проявления творчества (исполнение мелодии по голосам, сопровождение мелодии игрой на  ДМИ, исполнение заданного ритма, изображение графических линий и т.д.);

- опробирование на собственном опыте простейших вариантов творчества (распределение учащихся класса по голосам, для исполнения песен; последовательное участие ДМИ в сопровождении мелодии; внесение незначительных изменений в исполнение ритмического рисунка; использование графического изображения для передачи музыкального образа);

- воплощение своих фантазий в создании своего варианта продукта творчества (изготовление ДМИ шумового свойства из подручных материалов, показ характера произведения путем пластического интонирования или изображения, сочинение мелодии к заданному тексту и т.д.).

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Действие выступает лучшей проверкой знания.

Гармонизация эмоционально - интеллектуального развития через проявление  индивидуальной креативности  учащегося формируется во всех видах деятельности на уроке музыки и во внеурочной работе. Рассмотрим формирование креативности учащихся в основных видах деятельности.  

К ним относятся вокально-хоровая работа, слушание музыки, музицирование.  


Вокально - хоровая работа.

Составная часть работы.

Цель применения.

Варианты творческих заданий.

Результат креативного мышления.

Дыхание.

одновременный вдох

Упражнение «Цветочек»

«Цветочек» умеет раскачиваться, кивать головой, в соответствии с дыханием.

мягкое дыхание

Упражнение  «Остуди молоко»

«Дуть»  можно в разном ритме и с разной силой, в соответствии в фантазией и изменением ситуации.

затухание движения воздуха

Упражнение «Вертолетики»

В зависимости от скорости «вертолетика» и высоты.

Интонирование.

точность подачи звука

Упражнение «Эхо»

Меняемся ролями с учащимися и они задают вопросы, а не учитель.

Упражнение «Маленькие и большие»

Интервалы для исполнения показывают учащиеся.

способность определить  звук по высоте

Упражнение «Кто поет»

Возможность изменить тембр голоса.

Звуковедение.

легато

Упражнение «Зарядка»

Варианты «зарядки» придумывают сами ребята

Упражнение «Бегемот»

«Бегемот» выполняет и другие действия, по замыслу ребят. Сохраняется характер звукоизвлечения.

стаккато

Упражнение «Моя лошадка»

В текст вносятся изменения, при этом сохраняется принцип «цокания» языком.

Упражнение «Крокодил»

Добавляются движения головой, в соответствии с характером произведения.

Характер исполнения.

соответствие настроению музыки

Исполнение в группе

Индивидуальное исполнение, исполнение по голосам.

соответствие исполнения описанным в произведении событиям

Исполнение с ДМИ

Выбор соответствующего характеру музыки инструмента.

Слушание музыки

Составная часть работы.

Цель применения.

Варианты творческих заданий.

Результат креативного мышления.

Биография композитора.

Интерес к творчеству автора

Найдите интересные факты из жизни композитора

- создание печатного материала;

- поиск фото материалов.

История создания произведения

Определите основные причины, побудившие к созданию произведения.

- связь с историческими событиями;

- связь с биографическими событиями.

Определение музыкального образа.

Содержание произведения

Изобразить главных героев.

- выбор необычных форм и материалов.

Свойства звука

Определение приемов для усиления воздействия на слушателя.

- использование ДМИ;

- использование звуков и шумов из окружающего мира.

Определение выразительных особенностей музыки.

Состав исполнителей

Распределение исполнителей на сцене или в оркестре.

- увеличение  различных групп исполнителей, для усиления впечатления;

- введение новых персонажей (животных, предметов, явлений).

Средства музыкальной выразительности

Обсуждение выразительных и изобразительных  свойств музыки посредством сравнения средств музыкальной выразительности.

- изображение средств музыкальной выразительности в цвете;

- изменение или усиление некоторых средств музыки.

Соответствие описанным в произведении событиям

Выполнить творческую работу в форме картины, стихотворения, сочинения.

- использование необычных вариантов творческой работы (материал, техника);

- сочетание нескольких способов выполнения работы.

Музицирование

Составная часть работы.

Цель применения.

Варианты творческих заданий.

Результат креативного мышления.

Пластическое интонирование.

Показ движения мелодии

- покажите руками падение листьев;

- покажите восход солнца;

- покажите движение солдат;

- и т.д.

Способность менять движения в соответствии с изменением содержания музыки.

Показ характера аккомпанемента

- покажите отдельно мелодию и аккомпанемент;

- покажите звучание колоколов.

Использование движений телом и ногами.

Передача характера персонажа

Изобразить в действии – движение поезда, шаг солдатика, поступь кошки.

Исполнение в движении.

Игра на ДМИ.

Владение приемами игры на шумовых ДМИ

- повторите ритмический рисунок;

- изобразите течение воды.

Использование нестандартных приемов игры на ДМИ.

Умение выразить (показать) через исполнение отношение к определенным явлениям

- у меня плохое настроение;

- у меня большие глаза;

- вокруг меня громкая музыка.

Способность исполнить произведение руками (инсценировка текста песни).

Умение изобразить (в исполнении) явления из жизни или характер персонажа

- сыграйте добрую музыку;

- покажите на фортепиано капли дождя;

- изобразите бег лошади (с помощью ритма).

Привлечение для изображения подручных средств.

Графическое изображение.

Определение движения мелодии

Нарисуйте мелодию.

Рисунок сочетает в себе различные линии.

Ориентация в нотной записи

Покажите, где в мелодии скачки, где мелодия звучит плавно.

Умение изобразить голосом скачок в музыке или поступенное движение.

Музыкально – ритмические движения.

Движение в соответствии с  настроением музыки

Определение  скорости движения в соответствии со скоростью звучания музыки.

Способность увеличить вдвое скорость движений, в соответствии с метроритмом.

Определение движений в соответствии с характером событий, высказанных в произведении

Показ элементарных движений описанных в тексте песни.

Умение соединить в исполнении голос и движения.


Посредством разнообразия и различных комбинаций вышеуказанных методов и творческих заданий у учащихся формируются:

Личностные УУД:

- стремление реализации творческих способностей;

- готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

- формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

Регулятивные УУД:

- организация учащимися своей учебной деятельности;

- определение конечной цели – результата творческой деятельности, и способы ее достижения;

- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог;

- слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других.

Познавательные УУД:

- выделение и формулирование  познавательной цели;

- поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания;

- выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка и  моделирование проблемы;

- анализ признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические УУД:

- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, для отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний;

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую);

- преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

В результате такой работы учащиеся получают от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, и, надеюсь, что большинство из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Список литературы

1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка». Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы.

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы».

3. «Уроки музыки» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Пособие для учителя.

4. «Музыка». Творческая тетрдь для 5-7 классов. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

5.Тютюнникова Т.Э. «Бим – бам – бом»

6. Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи»

Материалы по теме, представленные на сайтах:

- http://muzruk2011.jimdo.com/

- http://www.solnet.ee/index.html

- http://www.rusedu.ru/

- http://www.miroslava-folk.ru/index

- http://anstars.ru/dir/

 -http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качес...

Презентация (выступление) "Развитие личности посредством художественного творчества в условиях детского дома"

В выступлении на  педагогической конференции "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие развития воспитанников" представлен  собственный  п...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...