Методическая разработка урока "Через тернии к звездам"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Кийко Наталья Владимировна

Данная разработка посвящена 50-летию Дня космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kosmos_otkrytyy_urok_po_muzyke.pptx1.75 МБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc46 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_kosmos.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ, посвященный 50-летию Дня Космонавтики «Через тернии к звездам»

Слайд 3

Древние греки считали, что музыка – это отражение космической гармонии и пропорционального строения Мира. По их мнению, планеты движутся и, вследствие этого, издают звуки. Чем дальше планета находится от центра мироздания, тем выше звук она издает. В итоге, все планеты создают своеобразный ансамбль – космическую музыку. И. Кеплер утверждал, что жизнь космоса – это ни на миг не прекращающаяся музыка, что каждая планета имеет особый голос. Сатурн и Юпитер поют низко, это басы. Марс- тенор. Земля и Венера- низкие женские голоса- альт и контральто. А Меркурий- высокий голос, дискант.

Слайд 4

А вы знаете, что 2500 тысячи лет назад Пифагор изобрел гамму из семи нот, то есть основу музыки, которая фактически не изменилась с тех пор. Гамма разделена на интервалы, или пропорции. То есть вся гамма – это пропорции, а пропорциональность – один из объективных критериев красоты и отражение космической гармонии. Давайте споем гамму и прислушаемся к космической гармонии, как считали древние греки (исполнение песни «Звуки музыки»).

Слайд 5

В 1983 году на телевизионном конкурсе «Песня года» прозвучала песня В. Мигули Л. поперечного «Трава у дома», которая мгновенно стала популярной. И спустя время ей официально был присвоен статус первого Гимна российской космонавтики. Официальный сертификат о присвоении песни статуса гимна был подписан руководителем Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина Героем ССССР РФ Сергеем Крикалевым и вручен лидеру группы «Земляне» Сергею Скачкову . Стало своеобразным ритуалом, что перед стартом космонавты в обязательном порядке слушают и поют эту песню. (Просмотр клипа 1983 года и исполнение песни).

Слайд 6

Под композицию «Магический полет» группы « Спейс » дети нарисовали на звездочках свои самые заветные, фантастические мечты, интересные идеи и проекты. Если человек в далекие времена мечтал только подняться над землей, в 20-м веке он преодолел земное притяжение, то сегодня люди мечтают исследовать другие планеты и звезды. Желаем вам, чтобы все тернии и преграды, которые будут на вашем пути, не остановили вас в достижении своей цели, своей мечты.

Слайд 7

Подготовила и провела урок Учитель музыки ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Кийко Наталья Владимировна 15 апреля 2011 года



Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке.

Тема урока: «Через тернии к звездам».

Цель: Раскрыть для учащихся взаимосвязь музыки и космоса с древнейших времен до наших дней.

Задачи: 1. Формирование интереса учащихся к истории развития космонавтики, мотивация их на преодоление препятствий для осуществления своей мечты.

            2. Развитие вокально - хоровых навыков, творческого воображения и фантазии.

Наглядные пособия: в центре доски  на фоне звездного неба и темы урока изображение летящего к солнцу Икара.

Оборудование: телевизор, DVD – плеер, записи песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!» и видеоклипа песни В. Мигули «Трава у дома», аудиозапись « Магический полет» группы «Спейс», электронное пианино, звездочки из разноцветной бумаги, карандаши.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Беседа на главную тему урока.
  4. Творческое задание.
  5. Подведение итогов, исполнение песни.

Ход урока.

1. Приветствие учителя детям.

2.  – Ребята, кто из вас любит смотреть на звездное небо? Почему? (Ответы учащихся).

- А кто–нибудь из вас хотел полететь к звездам? С давних времен люди любовались звездным небом и мечтали разгадать его тайны. Уже в самой глубокой древности они давали звездам имена, пытались объяснить строение Вселенной, вычисляли расстояния до ближайших планет и звезд, объясняли черты характера и события в жизни людей при помощи астрологии.

Существует древнегреческий миф об Икаре и Дедале: (если кто-то из учащихся знает этот миф, то пусть расскажут они).

        - Мы погибли, отец! Путей к спасению нет: и суша, и море принадлежат Миносу!

        - Ты забыл про воздух, сын мой!

        Так ответил отец и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и своего сына огромные крылья. А когда все было готово, старый мастер предостерег сына…

        -Мы полетим между небом и морем. Не спускайся к воде, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи могут растопить воск, скрепляющий перья.

        Взлетели они, подобно птицам, и вот уже далеко позади царство жестокого Миноса. Увлеченный полетом, сын забыл слова отца, взвился высоко к солнцу и погиб.

- Что же хотели сказать древние греки этим мифом?

- Что люди всегда мечтали летать, но на тот исторический момент у них не было тех знаний, позволяющих людям летать. Поэтому землянам пришлось пройти через множество преград, прежде чем человек полетел в космос.

И цель нашего урока - проследить, чего же достиг человек, через какие тернии ему пришлось пройти, чтобы прикоснуться к звездам, и какая музыка сопутствовала ему на протяжении всего этого пути.

3.  -Древние греки считали, что музыка - это отражение космической гармонии и пропорционального строения Мира. По их мнению, планеты движутся и вследствие этого издают звуки. Чем дальше планета находится от центра мироздания, тем выше звук она издает. В итоге все планеты создают своеобразный ансамбль - космическую музыку. Над этой идеей работал и немецкий астроном, физик  И. Кеплер. Он утверждал, что жизнь космоса – это ни на миг не прекращающаяся музыка. Астроном - романтик даже утверждал, что каждая планета имеет особый голос. Сатурн и Юпитер поют низко, это басы. Марс - тенор. Земля и Венера - низкие женские голоса - альт и контральто. А Меркурий - высокий голос, дискант.

-Скажите, ребята, вы знаете кто такой Пифагор? (ответы учащихся). А вы знаете, что 2500 тысячи лет назад Пифагор изобрел гамму из семи нот, то есть основу музыки, которая фактически не изменилась с тех пор. Гамма разделена на интервалы, другими словами на пропорции. То есть вся гамма – это пропорции, а пропорциональность - один из объективных критериев красоты и отражение космической гармонии. Давайте споем гамму и прислушаемся к космической гармонии, как считали древние греки. (Пение гаммы и интервалов в до-мажоре; далее исполнение песни Р. Роджерса «Звуки музыки» из кинофильма «Звуки музыки»).

- Итак, проходят века, и в эпоху средневековья в Европе живет человек, чья знаменитая картина  выставлена сейчас в Лувре в Париже. Но не все знают, что он опередил свое время на 3-4 сотни лет. Если мы взглянем на его зарисовки, чертежи, то ясно увидим парашют, самолет, вертолет. В том, что человечество будет летать, он был уверен, наблюдая за полетом птиц. Назовите этого человека? (Леонардо да Винчи).

 А пока эти мечты воплощались в сказках, пословицах, загадках. Приведите пример сказочных героев или сказок, где описываются летательные аппараты? (Ковер-самолет, ступа и метла Бабы-Яги).

 Загадки:

•        Летит жар – птица, хвостом гордится. (Комета).

•        Днем спит, ночью глядит. (Луна).

•        Золотой клубочек по небу катится. (Солнышко).

•        Рассыпался горох по сту дорог. Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо).

- Земное притяжение удалось преодолеть только в ХХ веке благодаря  К. Э. Циолковскому и его ученику С. Королеву. И спустя всего лишь 16 лет после Великой Отечественной войны человек впервые поднялся в космос. Для людей нашей страны это был такой же праздник, как и День Победы. Вы, наверное, видели кадры кинохроники, запечатлевшие встречу Ю. Гагарина, с какой радостью и гордостью встречали его люди. И естественно, выражение  этих чувств вылилось во множество песен на тему космоса. Мы сейчас послушаем самую известную песню  в те времена А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!» ( Слушание песни).

- В 1983 году на телевизионном конкурсе «Песня года» прозвучала песня     В. Мигули и Л. Поперечного «Трава у дома», которая мгновенно стала популярной. И спустя время ей официально был присвоен статус первого Гимна российской космонавтики. Официальный сертификат о присвоении песне статуса гимна был подписан руководителем Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Героем СССР и РФ Сергеем Крикалевым и вручен лидеру группы «Земляне» Сергею Скачкову. Стало своеобразным ритуалом, что перед стартом космонавты в обязательном порядке слушают и поют эту песню. Давайте и мы с вами послушаем и споем вместе с группой «Земляне». ( Просмотр клипа и исполнение).

- В 1977 году американцы запустили два корабля «Вояджер», на борту которых закрепили своеобразную посылку - позолоченный диск с записями классической музыки и этнических мелодий. Вместе с инструментальными мелодиями в космос отправились и другие звуки: шаги человека, шум ветра, пение птиц и приветствия на 55 языках.  За несколько лет до запуска кораблей в СССР пришел запрос  с просьбой подобрать музыку для этого проекта. Однако ответа так и не дождались, поэтому на диск записали то, что смогли найти - грузинское хоровое пение и азербайджанскую волынку.  Предполагалось, что жители иных миров, таким образом, познакомятся с культурой землян. Чтобы защитить ценную посылку от космической пыли, диски с записью покрыли алюминиевой оболочкой. По подсчетам ученых, срок жизни такого музыкального сюрприза около одного миллиарда лет.  Космические аппараты провели исследование  Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна и преодолели границы Солнечной системы.

- Наряду с развитием технического прогресса, развивается и музыка, в том числе и музыкальные инструменты. Появляются электронные инструменты, особенную популярность завоевывает синтезатор, на котором можно воспроизводить такие звуки, которые недоступны обыкновенным инструментам, а также шум листвы, пение птиц, журчание воды, подражание голосу и т.д.

И особой популярностью у космонавтов пользуется диск с записями французской группы «Спейс», исполняющей в основном инструментальную музыку, и у которой есть много композиций на космическую тему. Солист группы Дидье Маруани объясняет популярность группы тем, что в свое время они вытянули счастливый выигрышный билет - интерес человека к освоению неосвоенного, помноженного на новое веяние - электронную музыку.

4. - Ребята, каждый человек – космос! Стремитесь к звездам! Человека делает настоящим человеком умение мечтать и стремление прыгнуть выше головы – именно это стремление  привело человечество к освоению космоса.

- Перед вами на столе лежит бумага и карандаши. Пока будет звучать композиция группы «Спейс» « Магический полет», вы должны будете нарисовать или написать свою самую  заветную, может быть фантастическую  мечту или мечту всего человечества. ( Творческая работа под музыку).

Дети комментируют  свои рисунки и прикрепляют к доске на фоне звездного неба.

5. - Итак, ребята, посмотрите, сколько интересных идей и проектов мы с вами увидели.

- Мечтать стоит. Время не стоит на месте. Если человек в далекие времена мечтал только подняться над землей, в ХХ веке он преодолел земное притяжение, то сегодня люди мечтают исследовать и осваивать другие планеты и звезды. Я желаю вам, чтобы все тернии, преграды, которые будут на вашем пути не остановили вас в достижении своей цели, своей мечты. И в заключении споем песню Н. Полькина « Ты выйди за порог». ( Исполнение песни).

Методические рекомендации к уроку

«Через тернии к звездам».

  1. Предварительная подготовка к занятию:

- рекомендовать учащимся найти и прочитать миф о Дедале и Икаре;

-подготовить карандаши и листы цветной бумаги в форме звезд.

     2.  По возможности оформить доску ярко и красочно в виде звездного неба.

    3.  В целях экономии времени на уроке рекомендуется песню Н. Полькина « Ты выйди за порог» выучить заранее, а при исполнении песни В. Мигули «Трава у дома», ее текст положить в отпечатанном виде на каждую парту.

Данный урок был апробирован в 6 «А» классе 15 апреля 2011 года и посвящен 50-летию Дня Космонавтики.



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

«Адыгейская республиканская гимназия»

Открытый урок по музыке,

посвященный 50-летию

Дня Космонавтики

Учитель музыки:

Кийко Н.В.

Майкоп, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."

Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...

КВН "Через тернии к звездам"

Внеклассное занятие содержит материал для проведения КВН по астрономии...

Методическое пособие по МХК "Через тернии к звездам"

В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественная культура»....

Разработка классного часа "Через тернии к звездам..."5-6 класс

Разработка классного часа ко Дню космонавтики....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Через тернии к звездам»

Цель: развитие творческих способностей обучающихся, внимания, памяти, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.Оформление: подборка песен советского периода...

Методическая разработка урока-соревнования "Восходящая звезда" для 7-8 классов

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 7-8 классов изучающих английский язык. Целью данной разработки являются: 1) развитие интереса учащихся к культуре стран изучаемого языка через...

Методическая разработка. Ролевая игра "Угадай звезду за маской"

Известно, что язык, являясь одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нем говорит, т.е. национальную культуру. Поэтому страноведение является неотъемлемой частью поч...