Специфика преподавания музыки
статья по музыке на тему

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

Специфика преподавания музыки в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_prepodavaniya_muzyki.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфика преподавания музыки

Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение.

 И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам /иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д. ( Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства).

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса.

На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.

Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.

 Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия.

 И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей,

Это главный узел урока.

 В процессе подготовка урока вырисовываются и другие его компоненты: · повторение усвоенного на предыдущих занятиях, · закрепление произведения в сознании учащихся, · характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных итерпритациях, постановка проблемных заданий. Во времена учитель музыки чаще всего стремиться отказываться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации построения.

 Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должен превратится у учителя музыки в самоцель. Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство - чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия. Следует об этическом попробовать рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д.

    В концепцию урока заложены следующие составные:

- изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

 - художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся; 

- творческие и исполнительские задатки учащихся; - искусство педагогического перевоплощения.

 Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся.

Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение.

 Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциации.

 

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся: - с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

 - применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия. Для многих специфика профессэтой деятельности.

Для осуществления той или иной деятельности необходимы свои, определенные способности. Они не являются каким-то единичным свойством, а входят в целостную систему свойств личности, обеспечивающих в итоге успех в конкретном виде деятельности.ии «учитель музыки общеобразовательной школы» заключается в самом его названии.

Конечно, в музыкальной школе преподается более глубоко и разносторонне (сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория, хор – для этих предметов отведены специальные уроки). Одно только занятие специальным инструментом говорит само за себя. Но затрагивает ли такое различие сущность специфики профессии? Ведь в наше время повсеместно появляются школы с углубленным изучением музыки. И профессионал, и учитель массовой школы учит детей одному и тому же – музыки.

Музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет специфику – это не естественнонаучный предмет, а искусство, т.е. школьный предмет эстетического цикла.

Активизации познавательных интересов учащихся способствует также создания учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников узнавать новое, преодолеть затруднения. Наиболее плодотворно развиваются способности в деятельности интересной и любимой.

 Это обусловлено развитием, обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность в ней; повышением объема и качества знаний и умений, связанных с совершенствованием Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире.

 Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

 Специфика уроков музыки в начальной школе.

 Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности.

 Чтобы музыка стала– исповедью души. Необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.

3. Музыка непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс.

4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

 Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями.

Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.

Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.

 1.3 Роль и значимость хорового пения.

Хоровое пение и сегодня наиболее эффективной формой активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребёнок, и пение является для него естественным и доступным способом выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. Одной из особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей.

 Специальные исследования и собственный опыт работы убедительно показали, что пение – это один из эффективных средств физического воспитания и развития детей.

 В процессе пения – сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее здоровье школьников. Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, педагог ставит перед собой дидактические задачи: развивать интерес и любовь к хоровому пению; воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке; формировать художественный вкус; развивать певческий голос; прививать вокально – хоровые навыки, как основу для достижения выразительного грамотного и художественного исполнения; всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. Значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение
2. Волю.
3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки
1.4. Особенности детского голоса.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов является необходимой составной частью работы с хором. При обучении детей пению важно исходить не только из субъективных ощущений и личного вкуса, а опираться на объективные показатели правильности своей работы; необходимо понимать, каким образом происходит голосообразование, знать особенности детского голоса.

В своей работе необходимо руководствоваться комплексными исследованиями в области изучения голосообразования и охраны детских голосов.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.
К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности.
Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Глава 2. Значение хорового пения, как процесса формирования творческих способностей детей.
2.1. Проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного.
Обобщение собственного опыта.

Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре?
Для меня главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства, здоровьесбережения.

На мой взгляд, певческая деятельность - наиболее доступный способ музицирования.

Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
В задачу учителя входит не только умение петь, но и а умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...
Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

2.2.Развитие певческих навыков и охрана детского голоса .
Я
 выделяю три этапа развития певческих навыков.
1-ый период: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем пластинку со звучанием детского хора.
После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что и их класс может стать хором, но для этого им придется постараться.

Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно.
Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2-ой период: первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция).

Огромную роль в развитии первичных вокально- хоровых навыков играет дыхание.

Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса.

С первых уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту.

Предлагаю несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д.
Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову.

 Первый год внимательно слежу за посадкой .
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный.
Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии.

 Большое немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную
внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о».

Пение упражнений на гласные «о», «е».
Исполнение песен происходит не только всем классом, но и группами.

 Здесь можно внести элемент игры - соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.
Работа над строем начинается с первых уроков. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления - различны: Отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии. Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:
1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
2. Некрасивый тембр
3. Пропуск согласных в конце и их искажение
4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху
5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
6. Невосприимчивость к музыке.

 

 · Важно научить детей пению без крика и форсирования звука

. · Начинать с кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание.

  · Следить за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией.

  · Особое внимание обращать на спокойное дыхание (через нос рот) и на смену дыхания между фразами.

  · Певческий диапазон голоса в 1 классе от до первой октавы до ре второй октавы у вокальных детей.

  · К каждому ребенку необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу. · Учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка.

 · Исполнение песен тренирует музыкальную память.

 · Целесообразно учить много коротких песен-прибауток

. · Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни

 · Быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки.

· Выбирайте песенный материал по силам детского хора.

 · Песни должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха работы.
Певческий репертуар должен быть непременно художественным.
Расцвет детского хорового исполнительства имел большое значение для музыкального воспитания подрастающего поколения. Поскольку основным критерием оценки являлась вокально-хоровая работа в школе, многие учителя, стремясь показать свой высокий уровень, использовали сложный репертуар, часто без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей. Непосильные исполнительские задачи, частые репетиции, форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге – к заболеваниям детских голосов.

Сложившееся положение побудило начать серьезную работу по изучению, охране и воспитанию детских голосов. Проводились специальные исследования, орган

изовывались вокальные конференции, сыгравшие положительную роль в разработке методики вокально-хоровой работы. При пении в хоре учащиеся имеют дело с восприятием и воспроизведением музыкальных звуков. Восприятие и воспроизведение звуков – это взаимосвязанная и взаимообусловленная нервно – мышечная работа участвующих в голосообразовании органов.

Глава 3.Основы голосоведения. « Голосоведение как наука. \

Голосовой аппарат» Голос человека является уникальным природным феноменом, который до конца не изучен. Голосом с различных позиций занимаются многие науки: лингвистика, логопедия, фонетика, фонология, фониатрия, гигиена голоса, вокальная методика, техника речи. Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка. Фониатрия – раздел оториноларингологии, изучающий причины нарушения голоса.

Гигиена голоса – раздел фониатрии о профилактики заболеваний голосового аппарата. Вокальная методика – наука, занимающаяся проблемами техники пения.

3.1. Голос как функция организма.

Голосоведение – это наука о голосе человека. 

Важно и актуально изучать основы голосоведения, принципы анатомно – функциональной организации голосового аппарата, основы физиологии фонации (элементарную схему голосообразования, головной и грудной регистре, фальцет), вокальные методики, фонопедию, основные принципы гигиены голоса ( профилактику ОРВИ, закаливание, мутационный период), функциональные и органические заболевания гортани.

Что же такое голос?

Каковы его функции?

С физической и физиологической точки зрения голос – совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков издаваемых при помощи голосового аппарата. С социальных и общекультурных позиций голос – это уникальный до конца не изученный природный феномен.

Формирование голоса происходит постепенно, по мере развития организма. С возрастом тоновый и динамический диапазон постепенно расширяется, оформляется тембр.

Мутация – смена голоса – это физиологическое явление.

С возрастом в хрящах гортани появляются участки окостенения.

Классификация детских певческих голосов. Мальчики: дискант, альт. Девочки: детское сопрано, альт.

 Голосовой аппарат – это сложный анатомно – функциональный комплекс. · генераторный – гортань. · энергетический – трахея, бронхи. · резонаторно – артикуляционный.

 Голосообразование как сложный психофизиологический процесс.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют единое целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. Постоянная взаимосвязь между центральной нервной системой и органами называется в физиологии «обратной связью».

Она лежит в основе всякого действия и в частности – воспитании певческих навыков.

От качества воспринятого звука будет зависеть и качество сформированных навыков.

Для восприятия и воспроизведения звуков требуется хорошо развитая слуховая функция. В постоянной «обратной связи» - основы образования певческого звука, очень важен чувствительный нервный механизм её опорно – двигательного аппарата (суставов, мышц, надхрящниц). Важная функция в голосообразовании принадлежит гортани. Она принадлежит к верхним дыхательным путям, и деятельность её связана со всей дыхательной системой в целом.

Дыхание - одна из главнейших функций организма.

Однако функциональная система дыхания постоянно перестраивается в зависимости от жизнедеятельности ученика. Таким образом, в пении участвуют все дыхательные мышцы.

Поэтому певческое дыхание всегда смешанное. По способу расширения брюшной полости дыхание подразделяются на следующие типы: грудное, брюшное, смешанное. Более рациональным является нижнерёберный тип дыхания. Поэтому многочисленными исследованиями доказано, что наиболее рациональным типом певческого дыхания является сочетание брюшного и нижнерёберного типов.

 Центральное и ведущее место среди мышц – вдыхателей занимает диафрагма.

Одна из важнейших задач в постановке голоса – найти положение гортани. Оно включает в себя ряд рефлексов и подчинённый регулирующему влиянию коры головного мозга.

В осуществлении фонаторной функции человека принимают участие 40 отдельных мышц.

 Вдох совершается быстро при пении, немного медленнее – при разговоре. По своей сути фонационное дыхание, особенно при пении, является антифизиологичным. Необходима тончайшая регулировка подскладочного давления и объёма пропускаемого между голосовыми складками воздуха.

У детей младшего школьного возраста ещё недостаточно образовались рефлекторные связи работающей дыхательной мускулатуры с голосовым аппаратом. Поэтому при смешанном характере дыхания у них преобладает верхний его раздел (грудной, ключичный); этим объясняется стремление при вдохе поднимать плечи.

 В процессе роста ребёнка, а также под влиянием занятий хоровым пением мышечная система развивается и укрепляется, постепенно углубляется и делается равномерным дыхание. Необходимо иметь ввиду, что голосообразующие органы детей неодинаковы в различные периоды их роста. В этом возрасте ещё не сформирована и голосовая мышца. В том участке гортани, где образуется звук, имеются пока только отдельные волокна будущей мышцы.

Мышцы, осуществляемые в этом возрасте фонацию, одновременно и суживают голосовую щель и натягивают голосовые складки для образования звука. Ключевым моментом физиологии фонации является прохождение воздушного потока через сомкнутые голосовые складки.

Звук – это распространение колебаний (волн) в упругой среде. Местом рождения звуковых волн является область голосовых складок. Во время фонирования того или иного звука голосовые складки смыкаются и начинают колебаться с определённой частотой. Вибрация проявляется только лишь при произношении гласных и звонких согласных звуков в пении. Голосовые складки человека способны сокращаться с частотой от 60 – 70Гц (низкие ноты) до 1200 – 1300Гц (ноты сопрано). Миоэластическая теория была выдвинута в середине 19 века Ферраном. Согласно ей, основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани.

Сокращение голосовых складок является процессом активным и связано с поступлением нервных импульсов по нервам и голосовой мышце. Слово тембр происходит из французского языка и означает «печать», «штамп». За счёт артикуляционной системы происходит формирование фонем.