Рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС
рабочая программа по музыке на тему

Севостьянова Елена Владимировна

 

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка»1-4 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4klass.docx73.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениегерб1

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41

городского округа Тольятти

«РАССМОТРЕНО»:

на заседании МО учителей

Протокол №

от «___» ____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_________Марчук М.А.

«___» сентября 20___ г.

             «УТВЕРЖДАЮ»          Директор МБУ  

средней школы №41         ______/ Давыдов О.М.

    «___» сентября 20___ г.

 

Рабочая программа

по

Музыке

для 4 класса «А, Б, В»

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель  

     высшей категории

Севостьянова  Е.В.                                                                                                                                                                

г.о. Тольятти

2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка»1-4 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Общая характеристика учебного предмета

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. k

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Цели и задачи обучения музыке в 1 – 4 классах

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

освоение музыкальных произведений и первичных знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета музыка в 4классе  отводится 1 час в неделю (34 ч. в год).

Содержание курса.

4 класс

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованно-го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

4 класс:

   «Музыка моего народа» – 16 часов, «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ» – 19 часов

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:

слова и мелодию Гимна России;

выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров и форм музыки;

образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

названия изученных произведений и их авторов;

наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются: умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления;

определять художественную идею произведения;

участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;

размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения;

объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;

решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия:

1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии творческого потенциала учащихся, готовности открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; развитии самосознания, позитивной самооценке и самоуважение, жизненного оптимизма.

Регулятивные УУД – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. 

Познавательные УУД включают в себя:

1. общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).

2. логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).

3. постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Календарно-тематическое планирование.

 

  Тема урока

Вид деятельности учащихся

                     Формируемые УУД

Личностные

Предметные

Метапредметные

«Музыка моего народа» – 16 часов

1

«Музыка моего народа»              Цель: Создать условия для знакомства учащихся истоками русской народной музыки.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формирование любови к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

2

Многообразие жанров русской музыки.            Цель: Создать условия для знакомства с разными жанрами русской народной песни.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать: названия изученных инструментов; слышать и узнавать их звучание; знать и понимать термины: вариация, рококо, тема

Научится воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

Устанавливать аналогии;

3

Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональнойЦель: Создать условия для знакомства с «Могучей кучкой» и созданием Русского музыкального общества.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

4

Русские народные инструменты.            Цель: Создать условия для знакомства с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.

Слушание музыки;

рисование

музыкальных

впечатлений,

хоровое и сольное

пение; работа с

учебником,

словесное

рисование

Развитие

учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкальнопрактической и творческой деятельности;

Понимать: названия изученных жанров и форм музыки; состав струнного квартета; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

Уметь

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критерия; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

5

Оркестр народных инструментов.           Цель: Создать условия для знакомства с русским народным оркестром.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формирование основы для

самовыражения в музыкальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкальноисполнитель ской и творческой деятельности

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в , игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

Работать с текстом, соотносить зрительный и звуковой ряд.

6

Маршевые и трудовые русские народные песни.  Цель: Создать условия для понимания того, что русская песня - это зеркало жизни русского народа.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать: названия изученных инструментов; слышать и узнавать их звучание; знать и понимать термины: вариация, рококо, тема

Научится воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

Устанавливать аналогии;

7

Обрядовые песни.        Цель: Создать условия, для дальнейшего знакомства учащихся с русским народным творчеством.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

8

Традиции и праздники русского народа.               Цель: Создать условия, для дальнейшего знакомства учащихся с русским народным творчеством.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формирование основы для

самовыражения в музыкальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкальноисполнитель ской и творческой деятельности

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в , игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

Работать с текстом, соотносить зрительный и звуковой ряд.

9

Калейдоскоп русских народных песен.               Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать: названия изученных инструментов; слышать и узнавать их звучание; знать и понимать термины: вариация, рококо, тема.

Научится воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

Устанавливать аналогии;

10

М.И.Глинка и русский фольклор.

Цель: Создать условия, чтобы уч-ся глубже и тоньше почувствовали черты народности в музыке Глинки

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической деятельности и творческой деятельности.

Понимать названия изученных жанров и форм музыки; состав струнного квартета; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

Уметь проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критерия; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

11

Традиции русской музыки в тв- ве Н.А. Римского-Корсакова.       Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся отыскали элементы народности в музыке Н.А. Римского- Корсакова.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений;выра жать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать, осуществлять выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

12

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся познакомились с музыкой Русской православной церкви.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формированиелюбви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

Знать: названия изученных произведений и их авторов; понимать: музыка в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и

музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

строить логически грамотное рас-суждение, включающее установление причинно-следственных связей;

13

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся познакомились с музыкой Русской православной церкви.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

14

Колокольные звоны России.  Цель: Создать условия для знакомства с колокольными звонами России.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формированиелюбви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

Знать: названия изученных произведений и их авторов; понимать: музыка в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и

музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

строить логически грамотное рас-суждение, включающее установление причинно-следственных связей

15

Народная песня в тв-ве П.И. Чайковского

Цель: Создать условия для понимания учащимися, как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формирование основы для

самовыражения в музыкальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкальноисполнительской и творческой деятельности

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в , игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

Работать с текстом, соотносить зрительный и звуковой ряд.

16

Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова 

Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся смогли зафиксировать поступенность движения мелодии характерного для русской народной песни.

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование а

Развитие

учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкальнопрактической и творческой деятельности;

Понимать: названия изученных жанров и форм музыки; состав струнного квартета; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

Уметь

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критерия; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

«Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ» - 18 ч.

17

Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского.

Цель: Создать условия для того, чтобы сами ученики смогли создать изобразительные моменты в музыке (на разных муз. инструментах)

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формированиелюбви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

Знать: названия изученных произведений и их авторов; понимать: музыка в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и

музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

18

Русский фольклор в современной композиторской музыке. 

Цель: Создать условия для знакомства ребят с тв-ом Г. Свиридова

Словесное

рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений; выражать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать,осущест влять выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

19

Праздник «Масленница» Цель: Создать условия для продолжения знакомства учащихся, с народными обрядовыми праздниками

Слушание музыки;

рисование

музыкальных

впечатлений,

хоровое и сольное

пение; работа с

учебником,

словесное

рисование

Формирование основы для

самовыражения в музыкальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкальноисполнитель ской и творческой деятельности

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в , игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

Работать с текстом, соотносить зрительный и звуковой ряд.

20

Музыкальная викторина 

Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

21

Музыка других народов

 Цель: Создать условия для знакомства с музыкой других народов. Сравнить, выявить особенности. Работать над чистотой интонации и унисоном.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Развитие

учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкальнопрактической и творческой деятельности;

Понимать: названия изученных жанров и форм музыки; состав струнного квартета; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

Уметь

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критерия; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

22

Музыка славянских народов. (Украинская, Белорусская музыка.)

Цель: Создать условия для овладения учащимися способами сравнительного анализа.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формированиепозиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

Знать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

групповая,

индивидуальная

23

Молдавская народная музыка Цель: Создать условия для овладения учащимися способов сравнительного анализа.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формирование основы для

самовыражения в музыкальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкальноисполнитель ской и творческой деятельности

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в , игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

Работать с текстом, соотносить зрительный и звуковой ряд.

24

Музыка народов Закавказья 

Цель: Создать условия для знакомства детей с музыкой и бытом народов Закавказья.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профес-сиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

Знать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в информационном пространстве;

25

Знакомство с музыкой народов Средней Азии.

Цель: Создать условия для знакомства детей с музыкой и бытом народов Средней Азии.

Слушание музыки;

рисование

музыкальных

впечатлений,

хоровое и сольное

пение; работа с

учебником,

словесное

рисование

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений;выра жать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать,осуществлять выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

26

Музыка народов Прибалтики.

Цель: Создать условия для. накопления эмоционально слухового опыта.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах, беседа- диалог, работа с учебником

Формированиепозиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

Знать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

групповая,

индивидуальная

27

Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.

Цель: Создать условия для. накопления эмоционально слухового опыта.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формированиелюбви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

Знать: названия изученных произведений и их авторов; понимать: музыка в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и

музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

28

Французская народная песня в тв-ве австрийского композитора В.А. Моцарта.

Цель: Создать условия для знакомства с творчеством Моцарта.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений; выражать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать,осуществлять выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

29

Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского 

Цель: Создать условия для накопления эмоционально слухового опыта.

Изучение нового материала Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником,

словесное

рисование

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, куль-тур, народов и религий; понимания связи между нравственным содержанием муз. произд. и эстетическими идеалами автора

Понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции; интонационнообразную природу музыкального искусства, взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке,

многозначность музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание.

30

Ф. Шопен - основоположник польской музыки Цель: Создать условия для накопления эмоционально слухового опыта.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формированиепозиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

Знать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

групповая,

индивидуальная

31

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ .(музыка немецкая, норвежская чешская, венгерская, русская.) 

Цель: Создать условия для. накопления эмоционально слухового опыта.

Слушание музыки;

рисование

музыкальных

впечатлений,

хоровое и сольное

пение; работа с

учебником,

словесное

рисование

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений; выражать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать,осуществлять выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

32

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ (музыка азербайджанская, африканская, австрийская, турецкая

Цель: Создать условия для. накопления эмоционально слухового опыта.

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формированиепозиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

Знать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

групповая,

индивидуальная

33

Композитор-исполнитель-

слушатель.

Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Формированиеустойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название

произведений; выражать художественнообразное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение

Умение сравнивать и анализировать,осуществлять выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

34

Концерт «Музыка всегда со мной»

Цель: создание ситуации успешности, демонстрации успехов учащихся.

Слушание музыки;

рисование

музыкальных

впечатлений,

хоровое и сольное

пение; работа с

учебником,

словесное

рисование

Формированиелюбви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

Знать: названия изученных произведений и их авторов; понимать: музыка в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и

музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

Уметь проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

Материально – техническое обеспечение:

Печатные пособия:

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Синтезатор
  5. Детские музыкальные  инструменты

Библиографический список:

  1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011.
  2. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2  – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)

Литература.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007.

4. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

6. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

7. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009;

8.Золина Л.В. Уроки музыка 1-8 классы с применением информационных технологий. – Волгоград: Глобус, (современная школа) + диск, 2009.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Крушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков. Рекомендации, планирование: (из опыта работы)/ авт-сост. Г.В. Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010.

13. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека./ авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. «Музыка» 2-4 классы разработал коллектив авторов: Э. Б. Абдулина, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова. «Музыка» 5-8 классы разработали: Т.И. Науменко, В.В. Алеева/ авт.-сост. В.М. Самигулина, О.П. Власенко под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение 2004, 2006.

15. «Музыка в школе» — научнометодический журнал.

16. «Педагогика искусства» — электронное научное издание (http://www.arteducation.ru)

17.Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ;

18. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

19. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания/ Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007.

20. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2008

21. Финкельштейн Э.И. Энциклопедия. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

22. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...