Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ
методическая разработка по музыке на тему

Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов.  Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих специальностей: театралов, художников, хореографов, фольклористов, так как в основе лежит общая цель — наиболее полное раскрытие творческих способностей учащихся.

С помощью предлагаемых в проекте методик, приёмов, упражнений , дифференцированное обучение на основе объективных психофизиологических критериев становится более глубоким и результативным. За  более  короткие сроки достигаются большие результаты.  Причём, навыки, полученные ребёнком на наших уроках, пригодятся ему не только в творческой деятельности, но и вообще в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_-_psikhofizicheskie_osobennosti.docx32.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное   образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

«Детская  школа искусств №2»

«Психофизические  особенности  учащихся      вокальных,

хоровых отделений ДМШ и ДШИ»

         

   

                                                                 Подготовила:

                                                                  Калекина Е.И

Элиста

2013

                   

Краткая  аннотация.

        Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов.  Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих специальностей: театралов, художников, хореографов, фольклористов, так как в основе лежит общая цель — наиболее полное раскрытие творческих способностей учащихся.

С помощью предлагаемых в проекте методик, приёмов, упражнений , дифференцированное обучение на основе объективных психофизиологических критериев становится более глубоким и результативным. За  более  короткие сроки достигаются большие результаты.  Причём, навыки, полученные ребёнком на наших уроках, пригодятся ему не только в творческой деятельности, но и вообще в жизни.

      Проблема состоит в том, что увеличивающаяся информационная нагрузка в школе, более углубленное изучение предметов общеобразовательного цикла, требует от учащихся все больших затрат времени как в школе так и дома. Данные медицинских исследований показывают, что у 25% детей уже в период обучения в начальной школе ослабевает зрение и наблюдается прогрессирование костно-мышечных заболеваний. Объективное их существование требует изменений в подходах к усвоению учебного материала. Именно музыка (музыкальные занятия) наиболее перспективное средство (форма) как в развитии интеллекта, так и ассоциативного мышления ребёнка, которое будет способствовать осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил.

Применяя положения проекта педагогу удастся наиболее активно применять инновационные   технологии в воспитании творческой личности ребёнка.

 В результате проекта предполагается оформить методическую копилку с подбором приёмов и тренингов, которая поможет преподавателю наиболее интересно подать учащимся элементы вокального мастерства, а учащемуся позволит  наиболее полно раскрыть свои творческие способности.

                             

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1 . Актуальность.

Уже многие годы преподаватели всех уровней пытаются решить проблему: «как за короткий срок наиболее объективно изучить свойства психофизического аппарата учащихся»

  Основную мысль можно сформулировать следующим образом. На уроках в 1 классе развитие органов чувств, нервно-мышечного аппарата,   совершенствование механизмов восприятия: внимания, памяти осуществляется с помощью специальных упражнений. Используя стандартизированный набор психофизиологических методик, можно объективно зарегистрировать начальный  уровень психофизического  аппарата ребёнка.  Полученные данные позволяют оценить успешность ученика более объективно, а также вести процесс обучения индивидуализировано и целенаправленно. В рамках психологии искусства также проводятся эмпирические исследования, направленные на выявление характерных особенностей личности творца. Наибольшую известность получили данные, полученные американским ученым Ф. Барроном   В результате он выделил тринадцать признаков способностей к  творчеству. Проанализировав эти признаки можно утверждать, что для успеха в творческой деятельности, каждый вокалист - исполнитель обязан ими обладать.

  Полезность проекта ещё и в том, что нет никаких учебников по предмету  Преподаватели собирают информацию по крупицам. Предлагаемый материал поможет решить проблемы начального периода обучения, изучить уровень развития творческих способностей  учащихся и раньше приступить к творческим практическим работам.

2. Собственное видение проблемы и способы её решения.

 В качестве параметров уровня развития психофизического аппарата учащегося 1 класса предлагается взять показатели внимания ,памяти, мышечного контроля, чувства времени, звуковысотного  различия, дыхания, звукоизвлечения, слуховой чувствительности.

А) Внимание.

  Внимание - это направленность психики на определённые объекты.    Сосредоточение  применительно к актёрской профессии.  Особое значение имеют такие характеристики внимания, как устойчивость и избирательность  переключение.

Для учащихся  первого года обучения определяются прежде всего характеристики зрительного внимания .Содержание рекомендуемых тестов   состоит в том, что необходимо находить заданный объект, располагаемый среди множества других, сходных с ним . При этом оцениваются точность и скорость.  Получаемые данные позволяют также говорить о том, что для каждого учащегося является более важным точность и скорость.

Пример:   Кольца Ландольта

Инструкция: Перед вами бланк с изображением незамкнутых колец.    Просмотрите каждую строчку и вычеркните кольца, совпадающие с двумя первыми в верхней строчке. Выполнить за 5 минут. По команде вертикальной чертой отмечайте конец каждой минуты работы. Работать нужно как можно быстрее. Методика используется в условиях индивидуального  эксперимента,  хотя её применение не исключает группового выполнения задания.

Обработка результатов:

При проверке учитывается общее количество ошибок. Они могут быть двух видов:  1)пропуск кольца эталона.    

 2)зачёркивание неэталонного кольца.

Показателем устойчивого внимания является продуктивность (объём и точность работы) в течение определённого времени.

Формула  - П

                     

П  - продуктивность в 1 части работы

К  -  количество знаков, просмотренных в 1части работы- объём

КО - количество  ошибок в 1 части - точность

Тоже считаем во 2части работы.

УВ= УВ -  устойчивость внимания.

2.   Тест    Кюсси  

 Он измеряет  избирательность зрительного внимания, характер вычленения,  объекта из фона.  Материал состоит из 7 бланков субъектов. Это    отдельные задания.  На каждом фигура—эталон из крестиков.  Рядом с ней фоновое поле,   в котором изображение фигуры—эталона повторяется.  Задача отыскать её и   очертить карандашом. Отмечается время выполнения задания на каждой карточке  (не более 1 минуты)

Это индивидуальный эксперимент расчёт:

В=S

В  - успешность выполнения

 С - общее количество всех элементов, который подчеркнул испытуемый.  

W - количество неправильно отмеченных элементов.  

О- количество пропущенных элементов.

S - количество элементов на карточке, среди которых находится фигура

Исследование памяти.

а)кратковременная память

«Память на числа» характеризуется кратким сохранением информации     после однократного  восприятия и немедленным воспроизведением.  Даётся 10 цифровых последовательностей длиной от 3-х до 7-ми цифр.

 а) запоминание в прямом порядке

6439        42731            619473            5197423            58192647  

б) запоминание в обратном порядке

283        3279             15286               539418                8129365                                          расчёт:   определяется показатель объёма кратковременной памяти  С

С=А+В

А - количество цифр в самой длинной последовательности, которую правильно воспроизвёл  испытуемый в прямой последовательности

В - то же в обратном порядке

Затем  оценка переводиться в баллы:

оценка

баллы

15

15

14

14

13

12

12

11

11

10

10

9

9

7

9

6

7

4

4-5

2

0-3

0

                                                                                                                       

«Парные ассоциации»  определяет развитие словесно-ассоциативного типа памяти, объединяющего как вербальный, так и  образный компоненты.  Для запоминания предлагаются две группы ассоциаций:

Лёгкие

Трудные

Утро-вечер                                                                

капуста-перо

Серебро-золото                                                        

стакан-петух

Ребёнок-няня                                                            

школа-гастроном

Река-озеро                                                                  

батинок - карандаш

Север-юг

Вверх-вниз  

                                                               

Дети запоминают. Учитель называет 1 слово,   дети - его пару.                                                    Слова предлагаются вперемешку 3 раза.  Показатель успешности  теста представляет собой сумму всех  удавшихся  лёгких ассоциаций,  разделённая    на 2, плюс сумма  верно воспроизведённых  трудных ассоциаций. Исследование мышечной памяти.

  Термин ‘’ постановка ‘’, ‘’ставить голос’’ создают ситуацию психологического зажима. Чтобы максимально выявить индивидуальный – тембр, нужно снять все лишние мышечные напряжения, ликвидировать призвуки, тогда и польется чистый, первозданный голос с его неповторимой, индивидуальной природой.

Все педагоги говорят о свободе голоса при фонации, но редко о его освобождении. Это  о том, что мешает голосу быть свободным и полетным. Как этого добиться?

Прежде всего,  удалить мышечные и психологические зажимы. Следует научить поющего умению слышать и слушать себя, то есть обратиться внутрь  себя и уметь прослеживать все ощущения во время фонации, научиться их контролировать.  

Можно конечно, для этой цели применять кинематометр Жуковского, но в школах его не найти. Поэтому на первом этапе обучения рекомендуется учащимся упражнения на расслабление мышц рук, ног, (сидя, стоя)   всего туловища (лёжа). Учитель определяет места зажимов, делает запись, которая хранится в партфолио ребёнка и сравнивается с предыдущими записями.

  Ребенок вялый, с пониженным мышечным тонусом – значит и мышцы глотки    в таком – же состоянии. Это говорит о том, что ребенок не готов к длительным занятиям, выполнению активно каких либо заданий (вокальные и дыхательные упражнения, теоретические задания). Он быстро устает, становится пассивным. В таких условиях нагрузку приходится увеличивать постепенно, от простого  -  к сложному, поэтапно. Во время занятия для, поддержание  активности приходится постоянно менять род деятельности. Упражнения на дыхание, маленькие попевки, четверостишья, рисуем, даже могут быть  физкультминутки. Все направлено на поддержании активности.

 С такими детьми вся работа в первую очередь направлена на укрепление мышц гортани, связок, бронхов и легких. Так как с таким певческим аппаратом звук соответственно слабый и вялый.

  Дети с противоположными задатками. Психологи называют их гиперактивные. Это постоянное движение. Мышцы тела в активном состоянии. У таких учеников чаще всего бывают горловые зажимы. Звук от этого получается резкий, пережатый, что не дает  работать ,прежде всего в верхнем регистре. Обычно у таких детей много незаконченных  работ,  так как им просто не хватает терпения.

   С каждым ребенком мы занимаемся индивидуально, поэтому к каждому ученику должен быть индивидуальный подход. Нельзя со всеми работать по одной методики. Нужно учитывать физические и психологические данные своего ученика. Педагог обязан в совершенстве знать природу физиологических особенностей органов, участвующих в голосообразовании в каждом случае.

   Педагогу необходимо для каждого ученика индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, способ  звукоизвлечения  в выработке певческого тона и так далее, опираясь на возраст, пол, характеристику голоса, физическое устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса.

Исследование  звуковысотного различия.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, которая может дать им  очень - много.  Через пение ребенок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень  успешно и быстро развивается интонационный  звуковысотный  слух – одна из основных музыкальных способностей без которых музыкальная деятельность  невозможна вообще.    Существует масса упражнений с работой по регистрам.    

Вот один пример.     Тест С. Маршака

                                                       собачонку  (верхний регистр)

                                                                                и маленькую

                                                                          картонку

                                                                    корзину

                                                              картину

                                                     саквояж(средний регистр)

                                               чемодан

                                         диван

Дама сдавала в багаж:  (нижний регистр)

Можно проверить, насколько хорошо ребёнок слышит, предлагая прослушать музыку, меняя громкость. Предложить послушать звуки в классе, в соседней комнате, коридоре,на улице.

Упражнение « этажи»

                                                             7 этаж(головной регистр)

                                                                                            6этаж

                                                                                       5этаж

                                                                                4этаж

                                                                        3этаж

                                                                 2этаж

                                                         1этаж

                                           и вот лечу (средний регистр)

                                   прыжок

                    разбег

         Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых деятелей ,дети  должны пользоваться грудо -брюшным дыханием (формирование как у взрослых).    Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает,  как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом,  не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.   При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

    *  Маленький вдох---произвольный выдох.

    * Маленький вдох---медленный выдох на согласных «ф»  или «в» по                            

         счёту до шести, до двенадцати.

  • Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
  • Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счёт восемь.

Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову—без остановок, а также поворачивая голову на право и налево .Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

И чем серьёзней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Звукоизвлечение.

Музыкальное воображение как одно из продуктивных форм интеллектуальной игры в несуществующее, является  действенным  инструментом развития ума и памяти человека. Главный интеллектуальный смысл такой игры воображения заключен в непрекращающемся диалоге слушателя с музыкой, ее авторами, со стилем, временем, национальной культурой и, наконец, с самим собой.

Три основные ипостаси музыкального мышления; интеллект, память и воображение, которые существуют как  нечленимая  целостность.

Для изучения творческих способностей учащихся применяются ПИКТОГРАММЫ, которые очень нравятся детям. Ученики раскрепощаются,   снимаются психологические зажимы. Дети рисуют по ассоциации слова, которые произносит педагог. Зарисовывают первое, что приходит на ум.

Например:   весёлый праздник ,вкусный ужин ,тяжёлая работа, бедный ребёнок,   тяжёлая болезнь , развитие,  хромая учительница, мечта,  тёплый вечер, тёмная    ночь,  ядовитый вопрос.  После того,  как дети нарисовали, учитель объясняет, что рисунки могут быть эмоциональные и символические. Если перехлёст эмоций, ученику трудно управлять ими. Если больше символических рисунков, ребёнок явно зажат и ему трудно будет работать на сцене.    Есть         2 провокационных вопроса---«хромая учительница»  и   «ядовитый вопрос».   Если изображена женщина с костылём  и змея в форме знака вопроса, значит человек мыслит стереотипно. Если на рисунке что-то другое ,то оригинально.    По рисункам многое можно узнать о человеке,  обращая внимание на нажим карандаша, на расположение рисунков,  на количество бумаги затраченное на содержание рисунков и т.д     В результате всех анализов в классе,  определяется учителем две подгруппы  «слабая»  и « сильная»  Дети из слабой группы могут   в дальнейшем перейти в «сильную».Задания подбираются более индивидуально  и конкретно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Использование метода психофизического контроля в сочетании с предлагаемыми комплексами упражнений,  способствует значительному улучшению    соответствующих  функций у учеников, а главное уровня психотехники в целом. Учитель лучше узнаёт каждого ребёнка,  что позволяет ему использовать технику содружества и сотворчества, что приводит в конечном счёте, к воспитанию личности  с художественным вкусом и профессиональными навыками,   успешно реализующей свои творческие  способности.  Каждому ребёнку может быть заведено портфолио, где накапливаются материалы с 1класса до выпуска. Видна динамика творческой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Гиппиус С.В.  «Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники»     М.1967г.

Кнебель М.И.   «  Поэзия педагогики» -М.»Искусство»2001г.  

Редакция А.Н.Леонтьева М,1972   «Практикум по общей психологии»

Алиев Ю.Б   «Методика музыкального воспитания детей»

Под ред. Соколова В.Г  «Работа с детским хором»

Аверина Н.В «Из опыта работы с хором» изд .Дека-ВС  2006г.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ

В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы.

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы....

Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ

Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов.  Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...

Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении

Краткое  описание методических и практических задач  курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...

Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении

Краткое  описание методических и практических задач  курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...

Музыкальная гостиная "В гостях у трех Татьян" сценарий мероприятия на вокально-хоровом отделении

quot;Музыкальная гостиная" это организационная форма работы педагогов, которая органично сочетает обучение и воспитание. С одной стороны,это способствует формированию у ребенка различных предста...