Интегрированный урок в 4 классе "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по музыке на тему

Бикбова Румия Дамировна

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства или технологии в 4 классе. К уроку разработана презентация, состоящая из 3-х частей: вводной, основной и заключительной 3 -й. Ссылки на первую презентацию основной части:https://cloud.mail.ru/public/6905ccfd6319/2.1%20%D..., на вторую презентацию основной части https://cloud.mail.ru/public/616ff73a9f4d/2.2%20%D..., на заключительную часть https://cloud.mail.ru/public/94c7cbded9fd/3%20%D1%...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx68.06 КБ
Файл vvodnaya_chast_uroka_.pptx1.82 МБ
Файл urok_v_foto.docx758.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что за прелесть эти сказки. Три чуда

(рассчитан по планированию на 2 урока (музыки и  технологии или рисования)

Вид урока: Урок теоретических и  практических работ. Использование элементов киноурока.

Цель: выполнить ряд основных задач по теме; отрабатывать определённые умения и навыки, предполагаются задания повышенной трудности; задания, предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Предполагается проведение комбинированного   интегрированного урока - практикума во время изучения определённой темы «День полный событий» в 4 классе, посвящённой изучению творчества А. Пушкина.

Формы организации урока: работа в группах.

  • Слушание музыки
  • Совместное пение
  • Музыкальное движение
  • Чтение стихов
  • Беседа
  • Просмотр видеороликов
  • Просмотр презентации
  • Выполнение творческого проекта

Цель: учить, как сидеть за партой, как положить учебник, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра,  как соглашаться, как возражать; подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость

Для работы групп парты ставятся так, чтобы, детям удобно было смотреть друг на друга:

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                 

Методы:  

  • Рассказ
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Диалог
  • Выполнение по образцу
  • Использование видеофрагментов
  • Самостоятельная домашняя работа
  • Творческая работа

Оборудование:

Компьютер с проектором

Музыкальные отрывки: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова;

Изображение музыкальных инструментов

Иллюстрации  к «Сказке о царе Салтане».

материал для творческой работы (проекта): клей, скотч, ножницы, цветная бумага…

Подготовленное, выполненное заранее, домашнее задание в виде поделок: богатыри, белочки, шмель, комар,  елочки…

Приложение (в помощь)

Таблица музыкально-выразительных средств

Лад

(слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок).

НАСТРОЕНИЕ В МУЗЫКЕ

Мажорный – весёлый

Минорный - грустный

Регистр

(позднелат. registrum — список, перечень)

ВЫСОТА В МУЗЫКЕ (ДИАПАЗОН)

«Звуки низкие гудят

А высокие - звенят

Звуки средние – поют

Рядом с нами, прямо тут.

Вот на веточке синичка –

Тонким голосом поёт,

А внизу огромный слон –

Низкий звук исполнит он»

Темп

(от итал. tempo, от лат. tempus - время)

СКОРОСТЬ В МУЗЫКЕ

Быстрый и очень быстрый – в музыке аллегро

Средний - модерато

Медленный и очень медленный – в музыке адажио

Динамика

(от греч. δύναμις — сила, мощь)

ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Громко – форте и не очень громко - меццофорте

Тихо – пиано и не очень тихо - меццопиано

Тембр

(От фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак»)

ОКРАСКА ГОЛОСА ИЛИ  ИНСТРУМЕНТА

Глухой

Звонкий

Шумный

Яркий

Блестящий

Матовый

Тёплый

Стеклянный

Холодный

Глубокий

Полный

Резкий

Насыщенный

Сочный

Металлический

Бархатный…

Ритм

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ, ОТВЛЕЧЁННАЯ ОТ ВЫСОТЫ

Ровный

Скачкообразный (пунктирный)

Острый (синкопированный)

Звуковедение

СПОСОБ СВЯЗИ ЗВУКОВ.

Плавное

Отрывистое

Акцентированное

Мелодия (характер)

(греч. melodia, от melos - напев, песня и odn - песня, пение)

ВЫРАЖЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ

Сдержанный

Степенный

Размеренный

Мечтательный

Волшебный

Трагичный

Тоскливый

Завораживающий

Колдовской

Затаённый

Весёлый

Торжественный

Гордый

Мощный

Игривый

Танцевальный

Мужественный

Торжественный

Печальный

Мирный

Радостный

Величавый

Нежный

Тревожный

Задушевный

Выразительный

Насмешливый

Энергичный

Сказочный

Сердитый

Взволнованный

Мечтательный

Нежный

Светлый

Ясный

Полётный

Подвижный

Лёгкий

Благородный

Величественный

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с оперой «Сказка о царе Салтане» по  сказке А. Пушкина и выполнить творческую  коллективную работу.

Образовательная: научить понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; уметь сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; знакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием; знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, музыкальная живопись, музыка в народном стиле.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к творчеству русских композиторов и поэтов; способствовать сплочению коллектива…

Развивающая:  развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развивать словарный запас эмоциональных терминов, развивать эстетический вкус.

Универсально учебные действия

  • Личностные цели
  • Самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

Укрепление культурной личности

Формирование личностного смысла постижения искусства

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала

Продуктивное сотрудничество

  • Метапредметные  цели
  • Саморегуляция, коммуникация, познавательная деятельность

1. Познавательные УД

Извлечь информацию из  подготовленного домашнего задания – из сообщений-презентаций, рисунков, поделок, либретто.

Прочитать либретто по подгруппам и осмыслить цель…. Соотносить текст и музыку.

Логически рассуждать: анализ музыкальных  тем (белочки, 33 богатырей, лебеди) – музыкально-выразительных средств: мелодии, тембра, темпа, регистра, динамики…

Выделение главного: музыкальная живопись, музыкальная поэзия.

2. Коммуникативные УД

Уметь слушать не перебивая, слышать  и понимать другого.

Уметь высказывать своё отношение: с достаточной    точностью и  аргументировано выражать свою точку зрения.

Участвовать в коллективном обсуждении, учитывать многообразие точек зрения и вырабатывать общую позицию, выражать коллективную (групповую) точку зрения, несогласие.

Уважать позицию другого.

3. Регулятивные УД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Планирование (определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Прогнозирование        

Контроль

Коррекция

Оценка  (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)

  • Предметные цели:
  • Освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний  

Развивать художественный вкус

Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.

Способствовать  в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина

Развивать познавательные и творческие возможности детей.

Развивать культуру слушания классических произведений

Использовать элементарные умения и навыки при воплощении содержания музыкального произведения в различных видах деятельности

Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать…

Интеграция образовательных областей:

  • Музыка
  • Чтение художественной литературы
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Познание

Словарь: Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. Либретто.

ХОД (на перемене звучат отрывки из оперы)

Рассаживание по трём подгруппам.

Учитель: Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться в теме раздела «День полный событий» с   творчеством А.С. Пушкина – первого русского поэта. Длинными вечерами под завывание вьюги няня рассказывала сказки маленькому Александру. Сегодня все знают его сказки. Давайте назовём их (дети называют: 

  • Руслан и Людмила
  • Иван Царевич и Серый Волк
  • Сказка о царе Салтане
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о золотом петушке.
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке)

Но говорить мы будем о сказке, на которую композитором Н. Римским-Корсаковым  написана музыка. Кстати, В этом году исполнилось 115 лет со дня первого исполнения оперы.

Презентация 1 (вводная часть) СЛАЙД №1Я хочу предложить вам работу  со Сказкой А Пушкина  о царе Салтане, т.к. большее количество выполненного вами домашнего задания вы подготовили по этой сказке: это – презентации, поделки, рисунки. Именно с этим  материалом мы будем сегодня  работать (обратить внимание на высказывания Пушкина «Что за прелесть – эти сказки!)

СЛАЙД   2-8

Наша первая задача познакомиться с содержанием  оперы-сказки Римского- Корсакова….

А для этого мы просмотрим сообщение - презентацию и «нарисуем» для себя цель урока (Рассказ по слайдам презентации).

Презентация 2 СЛАЙД 1-13 с использованием отрывков из мультипликационного фильма и описанием содержания либретто.

(Изначально выбираются ответственные за чтение, и за поэтический текст

Ребятам предлагается  прочитать либретто (подготовленный текст презентации на партах для каждой из групп).

В группе: один - читает  текст-содержание либретто,  другой (немного позже) читает стихотворные строки Пушкина соответственно действию оперы (текст распечатан и выложен на партах по подгруппам).

Просмотр отрывка Пролога (введения) из мультипликационного фильма

1 действие – СЛАЙД 4-5

2 действие – СЛАЙД 6- 7

3 действие – СЛАЙД 8:  картина 1- СЛАЙД 9: картина 2

4 действие – СЛАЙД10: картина 1 – СЛАЙД11: картина 2

Текстовое содержание презентации:

Пролог

Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и Средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: "Через силу не пряди, дней ведь много впереди". Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.

У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая сулит устроить пир на весь мир, Средняя - наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса - царицей, а её сёстры - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Действие первое

Царский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит. Около неё Бабариха и Скоморох, прислужницы, у ворот - стража. Входит Повариха с подносом яств. Появляется Старый дед и просит пропустить его к царевичу, он хочет распотешить ребёнка сказками. Приходит Ткачиха - похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку "Ладушки". Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, хор исполняет здравицы в честь него и царицы. Расталкивая толпу, вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём Салтаном, и рассказывает о "хлебосольной бабушке", накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту: "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод". Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь.

Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик". Гвидон успокаивает мать и принимается за дело - мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают.

Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и Гвидон догадывается: "вижу я – Лебедь тешится моя!". Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье. Картина первая

Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём.. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля - это Гвидон улетает догонять корабль.

                          Картина вторая

Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол, потчуют. В благодарность за угощение гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.

Действие четвёртое. Картина первая

Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон настаивает, он готов идти за любимой "хоть за тридевять земель." И наконец Лебедь молвит: "Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я". В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты.

Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят её дать согласие на брак. Милитриса благословляет детей.

                              Картина вторая

Оркестровое вступление повествует о городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней - Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису. "Взглянь на терем!" - отвечает Лебедь. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд: "Это я!". Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех.

СЛАЙД 12 (определение термина «Либретто»). Учитель добавляет: Мы познакомились с либретто оперы .

СЛАЙД 13 (краткий анализ - обобщение содержания учеником либо учителем (в зависимости от способностей класса))

Учитель: В либретто внесены лишь самые незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, чудесный город на острове Буяне — Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.

Сюжет в опере развертывается на протяжении введения и четырех действий (шести картин).

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте «нарисуем» себе задачи, что нужно сделать для  полного понимания замысла Композитора (дети перечисляют, а учитель комментирует):

  • Познакомиться с музыкальным содержанием оперы и литературным сюжетом
  • Понимать особенности построения  оперы
  • Сравнить развитие музыкальных   тем с поэтическим  текстом
  • Сравнить музыкальные темы
  • Узнавать в образах  тембры музыкальных инструментов
  • Слышать, чувствовать  в музыке красоту Пушкинской сказки
  • Выяснить – нашли ли образы героев сказки Пушкина воплощение в музыке Римского – Корсакова
  • Назвать любимого героя Пушкина 
  • Назвать любимую музыкальную тему  у Римского-Корсакова
  • Выполнить творческую работу по теме
  • и др. предложения

Учитель: Молодцы. План большой. С чего начнём? (ждёт ответов детей) Ну, конечно, с прослушивания! А для начала, коль мы говорим об опере,  вспомним определение «оперы».

Презентация 3. СЛАЙД 1.

Ученики: ответы. (УЧИТЕЛЬ обобщает и подчёркивает слово для ПЕНИЯ).

Но Римский-Корсаков ввёл симфонические картины, доверяя оркестру не только изобразительные моменты и характеристики персонажей, но и развитие самого действия. Они рисуют образы природы, которые органически вплетаются в оперу, в сценические  действия, дополняют его. Ещё хочется отметить, что каждое действие начинается праздничным фанфарным кличем - призывом.

Учитель: Итак -  время слушать  (слушание)…

  • Для слушания сегодня я взяла отрывок из оркестрового вступления ко 2 действию оперы, рисующему  море  ()

СЛАЙД 2

Учитель: Давайте сравним (все) поэтический текст и музыкальную тему (один из учащихся читает).

В синем небе звёзды блещут

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет

Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растет ребёнок там
Не по дням, а по часам.

Учитель: Становятся ли они зримыми? (Ответы детей, используя цветик=семицветик «музыкально-выразительные средства». Они становятся зримыми.)

СДАЙД 3(Музыкальные инструменты)

Описание музыки: (могут дети описать, а учитель затем обобщить:

Широкая, величественная тема мерно колышущегося океана –  пронизана короткими аккордами челесты (челеста – в переводе – небесная). В холодноватых, «небесных» звуках мы слышим, нет - видим, как зажигаются звёзды ... Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны – идёт по небу туча. Возникает новая тема в оркестре, тяжёлая неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется царица – всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои. Какую картины нарисовал Римский-Корсаков! «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам…». Неужели это рисует музыка? Да.

СЛАЙД 4

Светлая тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторн, словно ломается голос мальчика, который превращается в юношу.

Работа в группах с таблицей «МОРЕ» 1 группы

Мелодия

Лад

Регистр

Ритм

Звуковедение

Темп

Динамика

Характер музыки

СЛАЙД 5,6,7

Слушаешь музыку, читаешь строки и  представляешь полотна Билибина, Васнецова, Врубеля)

  • Учитель: И слушаем второй отрывок из оперы: последней картине предшествует большое симфоническое вступление «Три чуда». «Три чуда» — целая небольшая увертюра внутри оперы, рассказывающая обо всех событиях последней картины.

СЛАЙД  8  (1 чудо)

Вслед за призывными фанфарами звучит радостно звонкая и затейливая тема города Леденца, в котором свершаются три чуда: сначала флейта пикколо «высвистывает» мелодию белки («Во саду ли, в огороде»).

Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации: (белочка поёт «Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Невеличка, круглоличка, Румяное личко…»

СЛАЙД 9

Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )

…Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде»…

Работа с таблицей «БЕЛКА»  1 группы и выступление представителя группы

Мелодия

Лад

Регистр

Ритм

Звуковедение

Темп

Динамика

Характер музыки

СЛАЙД 10 (2 чудо)

Затем (2 чудо) В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей богатырей и шум бурливого моря, характеризующий морских витязей.

Тему белочки  «оттесняют» фанфары, мужественный марш, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота неизменно повторяющегося басового мотива возникает тяжеловесная громогласная тема шествия тридцати трех богатырей.

Учитель: Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )

СЛАЙД 11

Море вздуется бурливо:
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор.

Работа с таблицей «33 БОГАТЫРЯ» 2 группы и выступление представителя группы

Мелодия

Лад

Регистр

Ритм

Звуковедение

Темп

Динамика

Характер музыки

СЛАЙД 12

Учитель: И, как бы удаляясь, тема богатырей  стихает, а фанфары возвещают о появлении Лебеди. Мелодия с прихотливыми изломами, капризными взлетами и ниспаданиями постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну.

И это 3 чудо -  царевна-лебедь «речь говорит, словно реченька журчит»… Тема царевны соткана из интонаций русских народных песен.

 

Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )

СЛАЙД 13

За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

Учитель: Работа с таблицей «ЛЕБЕДЬ» 3 группы и выступление представителя группы

Мелодия

Лад

Регистр

Ритм

Звуковедение

Темп

Динамика

Характер музыки

Хочется отметить - в симфоническом вступлении последнего действия  сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы. Радостный приветственный хор вводит в действие. Вновь проходят музыкальные характеристики чудес города Леденца, на этот раз с участием хора и солистов. Любовный дуэт Милитрисы и Салтана передает ощущение полноты счастья. Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.

Учитель. Вывод:

Большинство действующих лиц в опере поданы в юмористическом плане: Салтан с его игрушечной воинственностью и неуклюжей скорбью о погубленной им жене, бесхитростный Гвидон с нарочитой примитивностью выражений, сестры Милитрисы с Бабарихой, строящие козни царице, незлобивый Старый дед. На этом фоне выделяются лиричность Милитрисы и особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди. Две стороны его - фантастическая и реальная — воплощены в контрастных типах мелодии: первый основан на мотивах в основном инструментального характера, второй — на народно-песенных интонациях. Царевна-Лебедь продолжает вереницу излюбленных композитором обаятельно женственных волшебных образов.

И мы сегодня тоже  с вами сделаем музыку зримой. Для этого  у нас на столе ваши работы, из которых  Мы должны выполнить один большой проект под названием «Сказка о царе Салтане», сотканный из сюжетов оперы .

СЛАЙД 15

УЧИТЕЛЬ:

Но прежде давайте обобщим всё увиденное и услышанное.

 (ответы ребят)

  • Помогла ли тебе музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?
  • Сравни развитие музыкальных тем и поэтического текста.
  • Нашли ли образы героев воплощение в музыке?
  • Назовите любимого героя сказок Пушкина .
  • Кому, какой образ понравился?
  • Новые слова.

Кто выполнял эти работы (показываются все выполненные работы)? (ответы)

Даётся характеристика этих творческих работ - произведений искусства.

Предлагается  приступить к выполнению большого проекта: каждая группа выполняет свою часть работы (1возможный ВАРИАНТ деления класса на  ГРУППЫ: можно разделить класс по выполненным поделкам – кто сделал Белочку – тот выполняет часть работы, связанной с оформлением дворца Белочки. Кто выполнял Богатырей – тот выполняет образ моря с Богатырями и т.д. 2 ВАРИАНТ  - деление по понравившимся музыкальным темам.)

 

Выполнение работы.

Обсуждение работы.

Вывод: Картины живой, изменчивой природы, столь горячо любимой композитором, богато представлены в оперной партитуре для симфонического оркестра(СЛАЙД 14). Это

  • светлая музыка плещущегося моря (вступления к обеим картинам третьего действия),
  • живописная звукопись рассвета с постепенно проступающими очертаниями сказочного Леденца (второе действие),
  • поэтичная зарисовка ночного пейзажа, открывающая первую картину четвертого действия.
  • звукоизобразительная  музыка, среди которых выделяется «Полет шмеля», блестящее скерцо (шутка), непринужденно вплетающееся в ход драматического действия и др. героев.

За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина.   Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии.

«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды.

Фото на память с любимым образом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди » "Сказка о царе Салтане "

Слайд 2

Народную сказку «О царе Салтане » А. Пушкин впервые услышал от своей няни Арины Родионовны. «Что за прелесть эти сказки!» -восторженно писал поэт. В 1831г. Пушкин обработал её, создав замечательную поэму-сказку .

Слайд 3

И уже через год она была опубликована. С тех пор она приобрела всеобщую известность, стала любимой у многих поколений. Уже более 180-ти лет отрывки из этой сказки знают наизусть не только россияне, но и жители всего мира .

Слайд 4

Содержание сказки ребята запоминают просто отлично благодаря интересному сюжету и особенному поэтическому стилю Пушкина. Слог Александра Сергеевича настолько идеален, что многие считают его сказки русскими народными.

Слайд 5

Герои "Сказки о царе Салтане " придуманы Пушкиным ярко, образно. Это послужило тому, что сказку в 20-ом веке не раз экранизировали, создавая прекрасные мультипликационные и художественные фильмы.

Слайд 6

А композитор Н.А . Римской –Корсаков в 1899г . к 100 летнему юбилею Пушкина написал Оперу «Сказка о царе Салтане ». Премьера состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года в Москве, частной опере Солодовниковского театра и прошла с аншлагом. Работа над партитурой композитор завершил только в январе 1900-го года.. АФИША

Слайд 7

Николай Андреевич Римский-Корсаков — всемирно известный русский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель и музыкальный критик. Родился в 1844 году в Тихвине в семье композитора и дочери крепостной крестьянки. Обучение точным наукам, языкам и игре на фортепиано Римский-Корсаков начал в возрасте шести лет, а в 11 лет Николай Римский-Корсаков начал сочинять свои первые музыкальные произведения. « Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Млада», «Царская невеста», «Пан воевода». А Также: более 80 романсов, хоров и сборников обработок народных песен (40 и 100 произведений); три книги: «Практический учебник гармонии», «Летопись моей музыкальной жизни» и «Основы оркестровки». Великий музыкальный сказочник

Слайд 8

В опере сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы. Слушайте! Смотрите! Представление начинается!



Предварительный просмотр:

C:\Users\777\Desktop\Сказка о царе Салтане\РУМИ Д, для Марии\SAM_1653.JPGC:\Users\777\Desktop\Сказка о царе Салтане\РУМИ Д, для Марии\SAM_1651.JPGC:\Users\777\Desktop\Сказка о царе Салтане\РУМИ Д, для Марии\SAM_1669.JPGC:\Users\777\Desktop\Сказка о царе Салтане\РУМИ Д, для Марии\SAM_1667.JPGC:\Users\777\Desktop\Сказка о царе Салтане\РУМИ Д, для Марии\SAM_1674.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»

Урок музыки разработан для  учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПО СКАЗКЕ БРАТЬЕВ ГРИММ « ЗОЛУШКА» В 6 КЛАССЕ

В настоящее время происходят изменения в российской системе образования: она становится ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы ведут к формировани...

Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)

Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....