«Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
статья (музыка) по теме

Сафронова Елена Анатольевна

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

          Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_-_2_-_kopiya.docx55.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта работы.

Тема: «Развитие творческого потенциала  школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Сафронова Елена Анатольевна

учитель музыки

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 59».

Архангельск, 2015

Мы музыке за всё «спасибо» говорим

                                                              И, веря в торжество её, - творим.

О. Гаджикасимов.

I. Теоретическая интерпретация.

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.

I.1 Проблема, противоречие, затруднение.

        Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

        Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании.

         По данным ЮНЕСКО [1], только два процента отличников – творческие дети. И это не случайно, т.к. зачастую отличники лишь пытаются угадать наши требования, не проявляя при этом особых творческих усилий в решении поставленных задач.

        Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной деятельности, разработанные государственными и социальными институтами еще в советскую эпоху «производства» социально-адаптированной, усредненной личности, не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Среди методов, способных помочь решить данное противоречие – это поиск и реализация эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности. Именно поэтому среди позитивных тенденций школьного образования сейчас все более четко прослеживается стремление к созданию развивающих, эвристических моделей обучения.

I.2 Актуальность опыта

        В настоящее время в педагогической практике применяются такие методы как   «эвристические вопросы», метод инверсии, метод эмпатии (личной аналогии), и другие. Эвристические приемы лежат в основе разрабатываемых в последние годы и широко используемых в практике методов проблемного обучения, обучения в диалоге, имитационно-моделирующих игр и других.  Вместе с тем, проблема создания учебной программы по музыке для общеобразовательной школы является достаточно острой и актуальной.

        Программа «Музыка», разработанная   под научным руководством Е.Д.Критской для общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе, к теории и практике музыкально-эстетического воспитания.  Она направлена не только на усвоение системы знаний по музыке, но и на развитие творческих способностей на самореализацию личности школьников. Например, в отличие от других школьных предметов, тетради по музыке называются творческими. При всех достоинствах программы, в рамках одного недельного часа урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания. Вот почему творческая самореализация личности обучающихся продолжается во внеурочной деятельности.

I.3. Цель, задачи опыта.

                Цель опыта заключается в разработке нового многоуровневого понимания музыки, обуславливающего процесс эффективного развития творческого потенциала личности, где творчество ребенка должно быть связано с самостоятельными действиями, умением оперировать знаниями.

Исходя из цели мною поставлены следующие задачи:

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме;
  • Разработка новых форм, методов, приемов по развитию креативности детей на уроках музыки;
  • Оценка уровня развития креативности детей.

 

Инновационность моего опыта заключается в том, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий (наполненные собственным содержанием) способствуют развитию креативности детей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

  • Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки;
  • Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.

I I. 2. Перечень компонентов системы работы.                                      

I I I. Описание компонентов работы.

Применяя на уроке и во внеурочных занятиях традиционные методы и приёмы, такие как лекция, беседа, игра, сравнение, анализ и т.п. понимала, что этого не достаточно для развития творческих способностей школьников; необходимы специальные усилия. Поэтому, прежде всего обратилась к трудам таких исследователей как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, Г.В. Ковалева, И.М.Трушкина, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик, С.Л.Долгушин, Л.В.Воробьева, которые вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка много таланта, ума и энергии. Взяв за основу некоторые идеи ученых, начала применять на практике, наполнив их своим содержанием. Некоторые идеи «родились» уже в ходе работы.

Итак.

На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы элементарной музыкальной грамоты. На фоне данных видов деятельности мною применяются следующие виды творчества:

  1. Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкальной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим миром звуков живой и неживой Природы, немузыкальные и музыкальные звуки. Младшим школьникам предлагается определить источник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, сирен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома, пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым способом (инструментами, голосом, подручными предметами). В процессе озвучивания, анализа звуковой действительности у младших школьников происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воссоздания звуковых образов.

Этот вид творчества прослеживается во всех последующих.

  1. Коллективное музицирование В ходе знакомства со звуками музыкальных инструментов у учащихся уже идет процесс накопления полученных знаний, умений и навыков. Школьники знакомятся со звуковысотными и незвуковысотными музыкальными  инструментами. В урок музыки вводится новый вид деятельности – коллективное музицирование. Учащиеся исполняют на элементарных музыкальных инструментах произведения (например, «Полянка» (р.н.п.); «Стуколка» (р.н.т.) и т.п.). При этом на начальном этапе я предлагаю свою оркестровку, а в дальнейшем ребята сами придумывают партии для инструментов с графическими обозначениями.

Замечательно принимается ребятами и вокальное музицирование. Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
В процессе выработки исполнительского плана (выбор солистов, музыкальных инструментов для озвучивания фрагментов песни, танцевальные движения и т.п.) они принимают активное участие.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической  импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.).

  1. Пластические импровизации.  «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д.Д.Шостакович. В процессе слушания учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластические импровизации. 

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движении.

    Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

  • Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
  • Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
  • Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.

«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания . Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки («Веселый музыкант» А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни «Дружат дети всей земли» Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. «Во поле береза стояла»).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества . 

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом – «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из «Утра»Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

  1. В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тембрального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха, а также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника и даже мастера по изготовлению музыкальных инструментов (например, учащимся может быть предложено изготовить модель музыкального инструмента.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.

Школьники в ходе анализа слуховой действительности знакомятся с особенностями ритмической лексики и активно ею оперируют (ритм, темп, динамика, тембр). Воспитание чувства метроритма происходит в различных видах музыкальной деятельности: в музыкально-ритмической импровизации, в творческих дидактических играх, в процессе слушания и коллективного музицирования.                                                                                     Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников, которые являются «соавторами» урока, деятелями учебного процесса. Это существенное отличие от традиционных программ по музыке (например, Д.Б.Кабалевского).

  1. Творчество в домашних заданиях. Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
    Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой (
    «Группа Битлз",  «П.И.Чайковский»; «Рэп»; и другие).

Очень важно сформировать у учащихся серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления. Слушая и анализируя музыкальные произведения, основываясь на своих ощущениях и фантазиях, учащиеся приходят к выводу, что музыка способна открыть перед ними огромный и удивительный мир, звучащих образов, каждый из которых имеет свой характер, свое настроение и окраску, что через музыкальные образы музыка выражает мысли и чувства человека. Именно благодаря этому язык музыки становится понятным и доступным всем людям.

        Предлагая школьникам  выполнить дома творческое задание, всегда говорю о том, что здорово бы подключить к этому и своих родственников (родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек). Ведь мы знаем, что совместное творчество более продуктивно и эмоционально окрашено. Кроме  того, это замечательная возможность провести время  вместе, которого в наши дни так не хватает.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

  1. Импровизация, как вид художественного творчества. Очередным этапом развития творческих способностей школьников является введение в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импровизации.  

        Импровизация должна стать отправным моментом поиска. Она понимается как форма первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики – фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества, способствующим формированию продуктивного мышления.

        Так на этапе создания импровизации школьникам предлагается путем звукового анализа выбрать музыкальные инструменты, которые могли бы озвучить: радостное солнце, грозовую тучу, труженика дятла, пение птиц, разноцветную радугу и т.п. Выбрав соответствующие  музыкальные инструменты, учащиеся должны найти на них звуки, которые могли бы передать эти образы. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

        В процессе импровизации происходит выявление учащимися своей собственной индивидуальности, развитие интонационно-ладового, ритмического, тембрального и регистрового слуха.

        Важно отметить, что импровизация присутствует во всех видах деятельности. Так, например, учащимся предлагается придумать заклички весны и вокально исполнить их (вокальная импровизация). Затем младшие школьники знакомятся, например, с игрой-хороводом «Весняночка-весна», где каждый ученик должен включиться не только в процессе пластической импровизации (т.е. придумать свои музыкально-ритмические движения), но и в процесс коллективного музицирования и музыкальной импровизации. Учащиеся могут путем поиска выразительных возможностей инструментов озвучить игру-хоровод.

Например, школьникам предлагается исполнить колыбельную для дочки, сочинив при этом мелодию и слова «на ходу», как часто это происходило в сочинительстве русских народных песен.

        Также полученные умения и навыки дети используют, выступая в роли драматурга, сочиняя сказочную историю, например про вредную Бабу-Ягу. Обобщив фантазии и желания детей, предлагаю ребятам свой вариант сказки, в ходе которого все вместе озвучиваем эту историю разными прикладными звуками (шипим, кряхтим, скрипим, хлопаем и поем «противным» голосом).

        Теперь учащимся предлагается путем анализа звучания музыкальных инструментов подобрать каждому сказочному герою свой инструмент, а затем ритмизировать и мелодизировать предложенный учителем текст каждого персонажа.  

        В ходе данной импровизации происходит развитие творческих способностей детей через синтез музыкального, сценического и изобразительного искусств. Ведь итогом данной импровизации является театрализация сказки, где часть учащихся класса озвучивает сказочных героев на элементарных музыкальных инструментах, выступая в роли композиторов и исполнителей, а часть учащихся выступает в роли актеров, воплощая музыкальный образ в пластической импровизации. В данном театральном действии присутствует также дирижер (ученик), который своей «волшебной палочкой» руководит всей постановкой.

        Не учитель, а ученик солирует на уроке, учитель лишь направляет, активизирует творческий потенциал учеников, в этом заключается еще одна отличительная черта.

Результатом планомерной работы по развитию творческих спосоюбностей является достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству, которое имеет место нетолько на уроках, но и на внеурочных мероприятиях. Зачастую школьники без какого-либо призыва к выполнению заданий сами проявляют творчество. Например стихотворение о детях Хатыни учащаяся 7 класса сочинила именно так.

Творческие задания:

1.Мини-сочинение по прослушанному произведению;

2.Сочинить стихотворение по прослушанному произведению (разные по стилю);

3.КТД, где ребята исполняют роли, поют, танцуют;

4.Создание новых музыкальных инструментов, их настройка и музицирование на них. Например бутылочный инструмент «Перезвон», «пила-пискля», стиральная доска «Вжик»;

5.Создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, графические схемы и поделки);

6. Выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (Музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, Ломоносовские чтения, городские конкурсы хорового пения и т.п.);

7. Создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах (поп, рок, рэп и т.п.), современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.);

8. Разработка собственных музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок;

9.Проведение уроков учащимися.

IV. Вывод. 

Итак. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

        С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической  импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.

V. Список литературы.

  1.  Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по эксперементальной программе «Мир музыки». - Омск: Мир музыки, 2001.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
  3.  Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
  4. Долгушин С.Л. «Мир музыки» как эксперементальная программа //Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Материалы I-ой Сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001, г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21
  6. Долгушин С.Л. Свободная ассоциативная импровизация как метод развития художественно-образного мышления детей в процессе музыкальной деятельности //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы I-ой Международной межвузовской научно-практической конференции (29-31 марта 2002 г.). – Екатеренбург: Урал. Гос.пед.ун-т, 2002.- Т.2.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....

Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Доклад "Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Развитие творческих способностей на уроках и во внейрочной деятельности"...

Развитие творческих способностей на уроках изо и во внеурочной деятельности.

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы.Ж. Санд      Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания. Основно...

Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности...