Рабочая программа по музыке _ 2 класс (ФГОС)
рабочая программа по музыке на тему

Анциферова Наталья Николаевна

Данная программа разработана с учетом требований ФГОС и содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы и ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_2_klass_fgos.docx66.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для 2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

В соответствии с  Базисным учебным планом в 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
  • Рабочая тетрадь для 2  класс, М.: Просвещение, 2010
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 2 классе:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
  • понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод создания «композиций»;
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”  

3 ч.

II.

Тема №2. “День, полный событий” 

6 ч.

III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

4ч.

IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

7ч.

V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

5 ч.

VI.

Тема №6. “В концертном зале”

4 ч.

VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5ч.

Итого

34 ч.

Примерный музыкальный материал.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
      
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия».
Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
      
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
      
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
      
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      Кантата
«Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения:
«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
      
«Наигрыш». АШнитке.
      Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      
«Камаринская». П. Чайковский.
      
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
      
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
      
«Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

        «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
      
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,  стр.3-28.

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  2 класс», М., Просвещение, 2004
  • фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
  • Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2007г.
  • «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2008г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  5. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  10. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  11. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  12. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  13. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  14. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  15. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  16. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  11. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
  12. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
  13. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
  14. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  16. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

.

Календарно-тематическое планирование по музыке (в соответствии с ФГОС)

Сроки выполнения.

Тема раздела и уроков.

(Страницы учебника)

Прослушиваемый  материал

Решаемые проблемы.

ланируемые результаты.

Понятия

Предметные результаты.

УУД

Личностные результаты.

3.09-9.09

10.09-16.09

17.09-23.09

«Россия-Родина моя»!  (3 часа)

1. «Мелодия»

     (уч.стр. 8-9)

Прослушивание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» ( из оп. «Хованщина»)

Диск 2к 1ч  -№1

2.  «Здравствуй Родина моя –моя Россия!»

( уч.стр. 10-13)

Прослушивание:

Песни о Родине  различных композиторов.

3. «Гимн России»

 ( уч.стр. 14-15)

Прослушивание:

А. Александров-С.Михалков  «Гимн России»

М.Глинка «Патриотическая песня»

Диск 2к1ч  -№ 2, 3

Дать представление о мелодии, какую картину она рисует, при помощи чего можно записать мелодию,  кто такой композитор.

Образ Родины в произведениях композиторов. Понятие Родины для каждого.

Дать представление о России, РФ, гербе, флаге, гимне, РФ-многонациональная страна, государственный язык-русский

Мелодия, композитор, ноты, нотный стан.

Аккомпанемент, песня, ноты, запев, припев, исполнитель.

Гимн, композитор, патриот.

Эмоцион. настр:

гордо, распевно, торжественно, мощно.

Расширять запас музыкальных впечатлений, подбирать слова связанные с записью мелодии.

Познакомить с музыкой Мусоргского.

Воплощать характер  и настроение песен о Родине, закреплять основные термины

Различать государственные символы России, исполнять гимн РФ, отличать герб и флаг России от других стран.

Р: Самостоятельно определять  эмоциональный настрой мелодии.

П: Ориентироваться в понятиях: композитор, мелодия, нотный стан, ит.д.

К: Исполнять мелодии отражающие различные настроения.

Р: Самостоятельно определять эмоциональный настрой песен о Родине.

П: Ориентироваться в понятиях: аккомпанемент, песня, ноты, запев, припев, исполнитель.

К:Исполнение песен о Родине.

Р: Самостоятельно передавать эмоциональный настрой гимна.

П: Закрепление основных терминов и символов  РФ.

К: Исполнение гимна.

Размышлять  об отечественной музыке, её характере.

Эмоционально откликаться на музыкальные образы .

Закрепление чувства гордости за Родину, за народ, за Отечество.

24.09-30.09

1.10-7.10

8.10-14.10

15.10-21.10

22.10-28.10

29.10-4.11

«День полный событий!» ( 6 часов)

1. «Музыкальные инструменты. Фортепиано»

(уч.стр. 18-19)

Прослушиваемый материал:

Музыка для детей С.С.Прокофьева,

 П.И. Чайковского.

Диск  2к1ч  -№ 4,5, 8-20

2. «Природа и музыка. Прогулка»

( уч.стр. 20-23)

Прослушивание:

С.Прокофьев «Утро», «Вечер», «Прогулка»

( из «Детской музыки»)

М.Мусоргский «Прогулка» (из «Картинки с выставки»)

Диск 2к1ч  -№ 4-7

3. «Танцы, танцы, танцы»

( уч. Стр. 24-25)

Прослушивание:

П.И.Чайковский «Детский альбом»

С.С.Прокофьев «Детская музыка»

Диск 2к1ч  -№ 8-12

4. «Эти разные марши. Звучащие картины»

( уч. Стр. 26-29)

Прослушивание:

Марши П.И.Чайковкого и С.С.Прокофьева.

Диск 2к1ч  -№ 13-17,

 №   33-34

5. «Расскажи сказку. Колыбельная»

(Уч. Стр. 30-33)

Прослушивание:

П.И.Чайковский «Нянина сказка»

 «Баба-Яга»

 ( из «Детского альбома»)

С.С.Прокофьев «Сказочка»

 ( из «Детской музыки»)

Диск 2к1ч  -№ 18-21

6. «Мама. Обобщение»

( уч. Стр. 34-35)

Прослушивание:

П.Чайковский «Мама»

( из «Детского альбома»)

С.Прокофьев «Вечер»

(из «Детской музыки»)

Диск 2к1ч  -№ 21, 5

Дать представление о музыкальном инструменте  -фортепиано. Знакомство с музыкой для детей Прокофьева и Чайковского.

Дать представление о передаче с помощью музыки картин природы, на основе музыки Прокофьева и Мусоргского. Сопоставление музыкальных образов природы.

Дать представление о выразительности и изобразительности различных музыкальных жанров.

Дать представление о марше, маршевой музыке, ритме. Зрительные образы в музыке.

Дать представление о колыбельной, формировать представление о роли музыки в жизни человека.

Дать представление о выразительности и изобразительности музыкальных образов матери в произведениях Чайковского и Прокофьева.

Фортепиано, клавиатура, форте, пиано, пианист, исполнитель, рояль, пианино.

Песенность, регистр, танцевальность, маршевость, динамические оттенки, темп.

Танцевальные ритмы, полька, вальс, камаринская, тарантелла, пластика движений.

Марш, интонация шага, ритм марша, музыкальные  оттенки.

Мелодия, вступление, аккомпанемент, интонация колыбельной, фраза.

Темп, динамика, выразительность, интонации.

Различать музыкальные  интонации музыки Прокофьева и Чайковского, понимать основные муз. термины и понятия.

Различать музыку Прокофьева и Мусоргского,  применять знания основных музыкальных терминов.

Различать танцевальную музыку: полька, камаринская, вальс и т.д.

Различать настроения и чувства выраженные в музыке.

Умение воплощать музыкальные образы при  помощи ритмического рисунка и импровизации.

Формирование представлений о роли музыки  в духовно-нравственном развитии человека.

Р: Самостоятельно различать динамические оттенки в музыке.

П: Закрепление основных музыкальных понятий.

К: Определять жизненную основу муз. произведений.  

Р: Самостоятельно определять характер мелодий.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: Различать особенности построения музыки: неторопливо, сдержанно, скоро, игриво, подвижно.

Р: Самостоятельно определять характер танцевальных мелодий.

П: Ориентироваться в танц.ритмах

К: Исполнять выразительно  интонацию и мелодию танца.

Р: Самостоятельно определять характер марша.

П: Сравнивать сходство и различие музыкальных интонаций марша.

К: Исполнить, инсценировать различные марши.

Р: Самостоятельно определять характер колыбельных.  

П: Подчеркнуть движением руки выразительность интонаций колыбельной

К: Исполнение колыбельной песни.

Р: Самостоятельно определять характер мелодий.

П:Различать особенности построения музыки, интонации.

К: Исполнение песен о маме.

Формирование эстетических и эмоционально-нравственных чувств, при прослушивании музыки.

Умение  эмоционально относиться к музыке различных композиторов.

Уважать этническое происхождение танца.

Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Ориентироваться в  музыкальном разнообразии колыбельных.

Умение ориентироваться в культурном многообразии музыкальных произведений.

Вторая четверть.

12.11-18.11

19.11-25.11

26.11-2.12

3.12-9.12

10.12-16.12

17.12-23.12

24.12-3012

«О России петь  - что стремиться в храм!»

 ( 7 часов)

1. «Великий колокольный звон!.Звучащие картины.»

( уч. Стр.  38-41)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Великий колокольный звон» ( из оп. «Борис Годунов»)

Праздничный трезвон

Диск 2к1ч  -№ 22, 23

2. «Святые земли Русской»

( уч.стр. 42-45)

Прослушивание:

С.Прокофьев фрагм кантата «Ал-др Невский»

Диск 2к1ч -№  24,26

3.  «Молитва»

( уч. Стр. 46-47)

Прослушивание:

П.И.Чайковский «Утренняя молитва»,

«В церкви»

 ( из «Детского альбома»)

Диск 2к1ч  -№ 27 ,28

4. «С Рождеством Христовым!»

( уч. Стр. 48-51)

Прослушивание:

Рождественские песни, колядки

Диск 1к1ч  -№ 21-23.

5. «Русские народные инструменты»

( уч. Стр. 54-55)

Прослушивание:

Музыка для ОРНИ

Диск 2к1ч -№  29,30

Диск 1к1ч -№  2,4

6. «Музыка на Новогоднем празднике»

Разучивание и исполнение новогодних песен.

Практическое занятие.

7. Обобщение.

Повторение пройденного материала.

Дать представление о характере  народных и духовных песнопений.

Дать представление о хвалебных песнопениях, о Святых Земли Русской.

Дать представление о молитве, разнохарактерность молитвы.

Познакомить с праздниками Русской Православной церкви.

Познакомить с русскими народными инструментами.

Познакомить с фольклором.

Разучит и исполнять  новогодние песни.

Закрепление полученных

Знаний и навыков.

Голоса – тембры колоколов, музыкальный пейзаж, звоны: набат, трезвон, благовест.

Кант, кантата, хор, народные песнопения.

Молитва, мелодия, композитор.

Молитва, колядки, народные славянские песнопения, Рождество Христово.

Оркестр русских народных инструментов, фольклор.

Песня, мотив, интонация, ритм.

Повторение всех понятий пройденных  за полугодие.

Формирование представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии  личности.

Различать  настроения и чувства выраженные в кантате, формирование  интереса к древним песнопениям.

Различать виды молитв: молитва-просьба, молитва-хваление, молитва-благодарность.

Формирование духовно-нравственного развития и устойчивого интереса  к музыке различных жанров.

Узнавать народные мелодии.

Исполнять выразительно новогодние песни.

Легко ориентироваться в музыкальных терминах и муз. произведениях.

Р: Самостоятельно определять характер  колокольных звонов.

П: Сравнивать  сходство и различие колокольных тембров.

К: Передавать с помощью пластики движений разный характер колокольных звонов.

Р: Самостоятельно определять  различные направления в музыке.

П: Познакомить со святыми Земли русской.

К: Сопоставлять средства выразительности кантов.

Р:Самостоятельно определять различный характер молитв.

П: Анализировать интонации в молитвах.

К: понимать основные термины и понятия.

Р: Самостоятельно определять характер Рождественских песнопений.

П: Выражать  свое отношение и восприятие к православной культуре.

К: Разучивание Рождественских песен и колядок.

Р: Самостоятельно определять  звучание  инструментов входящих в состав ОРНИ

П: Ценить традиции  народной мудрости.

К: Разыгрывание народных  игровых  песен.

Р: Самостоятельно правильно интонировать .

П: Сопоставлять средства музыкальной выразительности.

К: Передавать с помощью пластики характер песни.

Р: самостоятельно отвечать на вопросы учителя.

П: Анализировать музыкальные произведения.

К: Передавать полученные знания и повышать свой музыкальный кругозор.

Уважительное  отношение к культуре родного народа.

Уважительное отношение к культуре своего народа.

Приобщение к духовно-нравственному воспитанию.

Уважительное отношение к православной культуре.

Умение  ориентироваться в культурном многообразии народного фольклора.

Осмысленно исполнять  песни на народных праздниках.

Использовать в жизни полученные знания.

Третья четверть

10.01-16.01

17.01-23.01

24.01-30.01

31.01-6.02

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

( 4 часа)

1. «Русские народные инструменты.

 Оркестр»

( уч. Стр. 56-57)

Прослушивание:

Музыка для ОРНИ.

Диск 1к1ч -№ 2,4

Диск 2к1ч -№ 29,30

2. «Плясовые наигрыши»

( уч. Стр. 56-61)

Прослушивание:

Д.Лакшин «Былинные наигрыши»

РНП. «Калинка»

«Во кузнице»,

«Светит месяц»

Диск 2к1ч  -№ 29,30

Диск 1к1ч  -№ 11,13

3. «Музыка в народном стиле»

(уч. Стр. 62-65)

Прослушивание:

П.И.Чайковский «Камаринская»

С.Прокофьев «Ходит месяц по лугам»

Диск 2к1ч -№  8,15

4. «Проводы зимы. Встреча весны»

( уч. Стр. 66-69)

Разучивание масленичных песен.

Расширить представление о плясовых наигрышах, и их вариаций.

Расширить представление о фольклоре.

Приобщение к  народным традициям на основе творчества композиторов.

Познакомить  с народными масленичными песнями, закличами, потешками.

Пляска, наигрыш, вариация, ритмическое сопровождение.

РНП., хоровод, песня-игра, песня-диалог, наигрыш, былина.

Музыка в народном стиле, напев, наигрыш, регистр, мотив, выразительность.

Русский народный праздник,  песенка-закличка, выразительность, потешки, песня-хоровод.

Различать звуки народных инструментов, знать их названия.

Выявлять особенности фольклорных традиций России.

Различать народные интонации в произведениях композиторов.

Различать традиции проводов зимы и встречи весны.

Р: Самостоятельно исполнять народные песни.

П: Выявлять особенности  традиционных народных плясок.

К: Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности.

Р:Самостоятельно различать и узнавать народные песни разных жанров.

П: Уметь создавать музыкально-пластическое движение на основе фольклора.

К: Использовать в досуговой сфере РНТ.

Р: Самостоятельно определять народные мелодии в произведениях композиторов.

П: Сопоставлять средства выразительности  народных мелодий.

К: выполнить творческие задания.

Р:Выявлять особенности традиционных праздников.

П: Сопоставлять средства их выразительности.

К: Исполнять РНП.

Уважать  традиции народа.

Интонационно исполнять РНП.

Оценивать собственную творческую музыкальную деятельность .

Пропагандировать русское народное творчество.

7.02-13.02

14.02-20.02

21.02-27.02

28.02-6.03

7.03-13.03

«В музыкальном театре»  ( 5 часов)

 

1. «Сказка будет впереди. Музыкальный театр»

( уч. Стр. 72-73)

Прослушивание:

Фрагменты из опер и балетов

 П.Чайковского, С.Прокофьева,  М.Глинки.

Диск 2к1ч  -№ 32-34

2 «Детский музыкальный театр. Опера. Балет»

( уч. Стр.74-77)

Прослушивание:

М.Коваль опера «Волк и семеро козлят»

С.Прокофьев балет «Золушка»

Диск  1к2ч  -№ 11-13

Диск 2к1ч  -№ 31.

3. «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»

( уч. Стр. 78-81)

Прослушивание:

Музыка М.Глинки, С.Прокофьева, П.Чайковского.

Диск 2к1ч -№ 32-34

4. «М.Глинка опера «Руслан и Людмила»

( уч. Стр. 82-85)

Прослушивание:

М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты.

Диск 2к2ч  -№1

Диск 2к1ч  -№ 32,35,36

5. «Увертюра. Финал»

 ( уч. Стр. 86-87)

Прослушивание:

М.Глинка «Руслан и Людмила» фрагменты оперы.

Диск 2к2ч  -№ 1.

Диск 2к1ч  -№ 36

Дать представление об музыкальных образах в театре.

Познакомить с театральными жанрами: оперой и балетом.

Дать представление о театре оперы и балета и о роли дирижера.

Познакомить с оперой Глинки «Руслан и Людмила»

Составные элементы оперы.

Музыкальный диалог, связь музыки и сказки,

музыкальный образ.

Опера, хор, солист, театр, балет, балерина, танцор.

Симфонический оркестр, дирижер, дирижерские жесты.

1 действие, солист, хор, контраст, сцены из оперы.

Композитор, опера, увертюра, финал.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

Различать многообразие сюжетных образов музыкального спектакля.

Расширение музыкального кругозора.

Различать многообразие сюжетных линий.

Различать сюжетные линии увертюры и финала.

Р: Самостоятельно рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных на музыку.

П: Сопоставлять средства выразительности.

К: Оценивать собственную музыкальную деятельность.

Р: Самостоятельно распознавать музыкально-театральные жанры.

П: Выявлять особенности развития муз. образов.

К:Исполнять муз. темы действующих лиц.

Р: Самостоятельно распознавать звучание симфонического оркестра.

П:  Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов.

К: Передавать свои музыкальные впечатления в  ролевой игре «дирижер»

Р: Самостоятельно

рассказывать сюжеты положенные в основу оперы.

П: выявить особенности музыкальных образов.

К: высказывать свою точку зрения и отношение к данной опере.

Р: Самостоятельно различать музыкальные темы главных действующих лиц.

П: выявить связь литературы с музыкой.

К: выполнить творческое задание по сюжету оперы.

Оценивать собственную творческую музыкальную деятельность.

Выражать своё отношение к муз. образам.

Уважительно  относится к театральному творчеству.

Уважительно относится к разным жанрам музыкального искусства.

Развивать чувство гордости за шедевры музыкального наследия русских композиторов.

14.03-20.03

21.03-26.03

27.03- 31.03

«В концертном зале»

 ( 3 часа)

 

1.  «Симфоническая сказка. С.Прокофьев «Петя и волк»

( уч. Стр. 90-93)

Прослушивание:

С.Прокофьев «Петя и волк»

Диск 1к2ч  -№ 18

2. «Музыкальные впечатления.

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

( уч. Стр.  94-97)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Диск 2к1ч  -№ 6

Диск 2к2ч  -№ 2-5

3. «Звучит нестареющий Моцарт»

( уч. Стр. 98-103)

Прослушивание: Музыка Моцарта.

Диск 2к2ч  -№ 6,7

Дать представление о симфонической сказке.

Познакомить с фортепианными пьесами М.Мусоргского.

Познакомить  с музыкой Моцарта.

Сюжет, симфоническая сказка, тема, тембр, инструменты симф. оркестра, партитура.

Музыкальные впечатления,

Сюита.

Опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.

Различать музыкальные темы, партии героев.

Способность воссоздать музыкально-зрительные образы.

Различать симфонию и увертюру.

Р: Самостоятельно определять музыкальные инструменты соответствующие персонажам.

П: Ориентироваться в музыкальных понятиях.

К: выполнить творческое задание.

Р: Самостоятельно узнавать и различать музыкальные темы.

П: Оценивать связь музыки  и ИЗО

К: Использовать полученные знания  в жизни.

Р: Самостоятельно отличать музыку Моцарта от музыки других композиторов.

П:Отвечать на вопросы учителя.

К: Разучить «Колыбельную» Моцарта.

Формирование эстетического вкуса.

Эмоционально откликаться и выражать свое мнение.

Уважительно относиться к творчеству зарубежных композиторов.

Четвертая четверть.

1.04-7.04

8.04-14.04

15.04-21.04

22.04-28.04

29.04-5.05

6.05-12.05

13.05-19.05

20.05-28.05

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 8 часов)

1.  «Волшебный цветик-семицветик»

( уч. Стр. 106-107)

Прослушивание:

Различные муз. произведения.

2. «Музыкальные инструменты.  Орган. Бах»

( уч. Стр. 108-111)

Прослушивание:

Музыка И.С.Баха

Диск 2к2ч  -№ 8-12

3. «Все в движении. Попутная песня»

( уч. Стр. 112-115)

Прослушивание:

Г.Свиридов «Тройка»

М.Глинка «Попутная песня»

Диск 2к2ч  -№ 13,14

4. «Музыка учит людей понимать друг друга!»

( уч. Стр. 116-117)

Прослушивание:

Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира»

Диск 1к1ч  -№ 30

5. «Два лада. Музыка и природа»

( уч. Стр. 118-121)

Прослушивание:

Музыка Мусоргского и Свиридова.

Диск 2к1ч  -№ 1

Диск 2к2ч  -№ 15

6. «Печать моя светла! П, Чайковский «Концерт № 1»

( уч. Стр. 122-125)

Прослушивание:

Музыка Глинки,  Моцарта, Чайковского.

Диск  2к2ч  -№ 16, 18, 19

7.  «Мир композитора!. Могут ли иссякнуть мелодии?»

(уч. Стр. 126-128)

Прослушивание:

Музыка Чайковского, Прокофьева.

Диск 2к2ч -№ 17, 19, 30

8.  Заключительный урок-концерт.

Познакомить с интонацией в музыке.

Познакомить с клавишно-духовым инструментом  -органом, и творчеством немецкого композитора И.С.Баха.

Дать представление о Изобразительности  и выразительности в музыке.

Дать представление о музыкальной речи и музыкальном языке.

Дать представление о динамических оттенках в  музыке. Связь музыки и природы.

Дать представление о симфонической музыке.

Познакомить с многообразием музыкальных жанров.

Показать музыкально-творческие способности. учащихся.

Регистр, лад, темп, тембр, ритм, динамика, мелодия, интонация.

Органная музыка, менуэт.

Выразительность, изобразительность

Темп, контраст.

Песня, танец, марш, кантата.

Лад, рисунок, цвет, мелодия, мажор, минор, тембр, краска.

Лад, выразительность, сопоставление,

Консерватория, конкурс.

Стиль, композитор,

гармония.

Музыкальный язык, речь, интонация.

Отличать жанровое многообразие симфонической музыки.

Понимать триединство  деятельности композитора, исполнителя и слушателя.

Различать средства музыкальной выразительности.

Различать интонационную природу музыки.

Определять выразительную и изобразительную особенность музыки.

Узнавать  изученный муз сочинения и их авторов.

Различать жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.

Проанализировать художественно-образные впечатления.

Р: Самостоятельно различать интонационные особенности музыки.

П: Понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления в рисунке.

Р: Самостоятельно анализировать музыкальный язык произведения.

П: узнавать муз. сочинения и их авторов ( на слух)

К: Называть и объяснять основные муз.термины и понятия.

Р: Самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки.

П: Понимать смысл терминов.

К:участвовать в пластических этюдах.

Р: Самостоятельно различать жанры музыки

П: определять характер муз. произведений.

К: проявлять интерес к симфонической музыке.

Р: Самостоятельно определять мажор-минор в музыке.

П: Находить соответствие между рисунком и мелодией.

К: выявлять связь музыки и природы.

Р: Самостоятельно называть и объяснять основные термины и муз.понятия.

П: Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в муз. произведениях.

К: Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей, конкурсам, фестивалям.

Р: Самостоятельно узнавать тембры муз. инструментов.

П: понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя.

К: Узнавать муз. сочинения и их авторов.

Р Самостоятельно узнавать и объяснять основные термины.

П: Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности.

К: Составить афишу и программу урока-концерта.

Проявлять интерес к концертной  деятельности известных исполнителей.

Проявлять интерес  к творчеству заруб. композиторов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Уважать творчество композиторов.

Выражать свое отношение к музыке и природе.

Следить за музыкальной жизнью страны.

Проявлять интерес к конкурсам и муз.фестивалям.

Участвовать в фестивалях детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...