Рабочая программа по музыке _ 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Анциферова Наталья Николаевна

Данная программа разработана с учетом требований ФГОС. Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы и ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass_fgos.docx76.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         5 класс

 Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  5-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 5 класс» (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя: «Методика работы с учебниками "Музыка. 5-7 классы"» (М.: Просвещение, 2006).

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

    Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

—  приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

—  развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

—   воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

—  освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

      

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

           Основные методические принципы построения программы 5-7классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.    

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование  и  музыкально-ритмические движения;  различного рода  импровизации   (вокальные,   ритмические,   инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение  элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность  высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод  художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для 5-7 классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Формы организации учебного процесса:

-групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды контроля:

-  входной,, ,текущий, итоговый.

Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся :

- анализ и оценка учебных учебно-творческих и  творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос , тест.

         В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),

изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.),

театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),  

кино.

Раздел 1. Музыка и литература (18 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

Во  ноле  береза  стояла;  Я на  камушке  сижу;   Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле дороженька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.  

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина,   «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка. Украинская народная песня.

Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег.   Из   вокального   цикла   «Земля».   М.   Славкин,   слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А   Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель;

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт  лисы  Алисы   и   кота   Базилио.   Из   музыки   к   сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (16 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему.  Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах. 

Прелюдия. М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.

Мимолетности № 1,  7, 10. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей.   В.   Серебренников,  слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  5 класс», М., Просвещение, 2004г
  • фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка. 5 класс», М.,  Просвещение, 2006г.
  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

Календарно-тематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)

                                                        Сроки выполнения.

Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

                                                Планируемые результаты.

        Понятия.

    Предметные  

    результаты.        

        УУД

   Личностные

   результаты.

Первое полугодие. 16 часов

3.09-9.09

10.09-16.09

17.09-23.09

24.09-30.09

1.10-7.10

8.10-14.10

15.10-21.10

22.10-28.10

29.10-4.11

12.11-18.11

19.11-25.11

26.11-2.12

3.12-9.12

10.12-16.12

17.12-23.12

24.12-30.12.

«Что роднит музыку с литературой?»

1. «Что роднит музыку с литературой?»

( уч. Стр. 6-9)

Прослушивание:

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский

 «Симфония № 4»

Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.

Диск 2к2ч  -№ 16

Диск 1к2ч -№ 16

Диск 1к1ч -№ 29

Диск 3к2ч -№ 21-23

2. «Вокальная музыка»

( уч. Стр.10-11)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

«Концерт № 3»

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

Диск 3-4 № 12,13

Диск 1к2ч -№ 1

3.  «Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие  картины.»

( уч. Стр. 12-15)

Прослушивание:

А.Лядов «Колыбельная»

Г.Свиридов «Коляда»

М.Мусоргский

 «Песня Марфы»

Диск  5к1ч -№3,4

Диск 4к1ч -№ 21

4. « Особенности музыкальной формы: романс.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»»

( уч. Стр. 16-17)

Прослушивание:

А.Варламов «Горные вершины»

А.Рубинштейн «Горные вершины»

Диск 5к1ч -№ 1,2

5. «Фольклор в музыке русских композиторов»

( уч. Стр. 18-19)

Прослушивание:

А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»

Диск 5к1ч -№ 3

6. «Программная музыка.

«Что за прелесть эти сказки…»»

( уч. Стр. 20-21)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков

Симф. сюита «Шехерезада»

Диск 4к2ч -№ 14

7. «Жанры инструментальной и вокальной музыки.

( уч. Стр. 22  -27)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

Г.Свиридов «Романс»

Ф. Шуберт «Баркарола»

Ф.Мендельсон «Песня венецианского  гондольера»

М.Глинка «Венецианская ночь»

Диск 3-4 - № 13

Диск 3к1ч -№ 4

Диск 5к1ч -№ 5,6

Диск 4к1ч -№ 3

8. «Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества»

( уч. Стр. 28-29)

Прослушивание:

П.Чайковский «Камаринская»,

«В церкви»,

«Концерт № 1»,

Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»,

«Проводы масленицы»

С.Рахманинов «Сюита для двух ф-но»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагменты.

Диск 2к1ч -№ 8,28

Диск 3к2ч -№ 4,18

Диск 3-4  -№ 18

Диск 5к1ч -№ 9,10,20,21

9. «Восприятие природы поэтами и композиторами.

«Всю жизнь мою несу  Родину в душе…»

( уч. Стр. 30-35)

Прослушивание:

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

В.Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г.Свиридов «Снег идет»

М.Глинка «хор «Славься!»

Диск 1к2ч -№ 1

Диск 5к1ч -№ 7

Диск 3к1ч -№ 12

Диск 3-4к  -№ 18

Диск 3к2ч -№ 24

10. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

( уч. Стр. 33-39)

Прослушивание:

Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»

«Снег идет», «Коляда»

П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»

Диск 3к1ч -№ 4,

Диск 1к1ч -№ 9,27

Диск 3к2ч -№ 24

Диск 5к1ч -№ 4

Диск 5к2ч -№ 3

11. «Гармонии задумчивый поэт…»

( уч. Стр. 40-43)

Прослушивание:

Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка»,

«Прелюдия»

«Этюд»

«Полонез»

Диск 4к2ч -№6-8

Диск 4к1ч -№ 8-12

12. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

( уч. Стр. 44-47)

Прослушивание:

В.А.Моцарт «Рондо»

«Реквием»,

«День гнева».

Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро»,

«Симфония № 40»

Диск  5к1ч -№ 11-14

13. «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

( уч. Стр. 48-57)

Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»

Диск 3к2ч -№ 2,13

Диск 5к1ч -№ 15-19

Диск 1к1ч -№ 15

14. «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

( уч.стр.  58-63)

Прослушивание:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.

Балет «Спящая красавица»-фрагм.

Диск  1к1ч -№ 1,25,24

Диск 3к2ч -№ 14-16

15. «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

( уч. Стр. 64-67)

Прослушивание:

Фрагм. Муз. спект. кинофильмов,

ТВ-передач.

Диск 3к2ч -№ 21-23

Диск 1к2ч -№ 15

16. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

( уч. Стр. 68-71)

Прослушивание:

Э.Уэббер мюзикл «Кошки»

Диск 4к2ч -№ 15-23

Выявить многосторонние связи музыки и литературы.

Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.

Расширять знакомство с различными жанрами

РПН.

Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль.

Познакомить с симфонической миниатюрой.

Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехерезада»

Углубить представление о вокальной  музыке.

Углубить представления  о музыке основанной на использовании народной песни.

Познакомить с музыкальной формой  -симфония-действо.

( «Перезвоны»)

Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.

Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта.

На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра.

На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.

Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении.

Познакомить с жанром в музыке  -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки»

Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт.

Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность образа.

Жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

Фольклор.

Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.

Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.

Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит.

Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.

Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.

Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной  выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

Тембр-колорит,

Форма-композиция,

Линия-ритм.

Кантата, хор, оркестр, тембр.

Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка, полонез, прелюдия, ноктюрн, баллада.

Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра,

Симфония, контраст интонаций.

Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

Инструментальные темы.

Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.

Литературный сценарий, музыкальный фильм.

Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики.

Четко представлять тесную связь музыки и литературы.

Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине.

Различать жанры РНП и выявлять их характер.

Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности.

Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.

Различать симф. сюиту от других жанров музыки.

Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы.

Уметь различать основу каждой интерпретации.

Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.

Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.

Определять  разно характерность музыки Шопена.

Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта.

Понимать основные особенности оперы.

Понимать основные особенности балета.

Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.

Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.

Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.

Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.

Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП.

П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов.

К: разучивание РНП.

Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения.

П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе.

К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.

Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

П: знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст , повтор, вариационность) создан образ.

К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.

Р: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.

П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.

К: сочинить сказку в восточном стиле.

Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.

К: исполнение романса.

Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.

Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения.

П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта

П: отвечать  на вопросы учителя.

К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»

Р: самостоятельно определять  инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев  из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.

Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.

Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.

Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского  народа

Уметь гордиться  РНП; пропагандировать её сверстникам.

Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.

Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации

Литературных произведений.

Расширять свой музыкальный кругозор.

Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.

Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.

Расширять свой музыкальный кругозор.

Уважать творчество зарубежных композиторов.

Уважать творчество зарубежных композиторов.

Расширять свой музыкальный кругозор.

Расширять музыкальный кругозор.

Посещать театры и кино.

Расширять музыкальный кругозор.

Второе полугодие 19 часов

10.01-16.01

17.01-23.01

24.01-30.01

31.01-6.02

7.02-13.02

14.02-20.02

21.02-27.02

28.02-6.03

7.03-13.03

14.03-20.03

21.03-27.03

1.04-7.04

8.04-14.04

15.04-21.04

22.04-28.04

29.04-5.05

6.05-12.05

13.05-19.05

20.05-28.05

«Музыка и изобразительное искусство»

1. «Что роднит музыку с ИЗО?»

( уч. Стр. 76-79)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.

Диск 2к2ч -№ 2-5

Диск 2к1ч –№ 7

2. «Небесное и земное в звуках и красках»

( уч. Стр. 80-89)

Прослушивание:

Музыка М.Мусоргского, С.Рахманинова,

П.Чайковского,

Г.Свиридова,

Дж.Каччини

Ф.Шуберта

Диск 2к1ч -№ 1

Диск 3-4к № 12

Диск 5к2ч -№ 2-7

3. «Звать через прошлое  к настоящему…»

( уч. Стр. 90-91)

Прослушивание:

А.Бородин «Богатырская симфония»

С.Прокофьев фрагм. Кантаты «Александр Невский»

Диск 2к1ч -№ 24,25

Диск 1к2ч  -№ 3

4. «За отчий дом, за русский край…»

( уч. Стр. 92-97)

Прослушивание:

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»-фрагменты

Диск 3-4к  № 14,15

Диск 5к2ч -№ 12,

5. «Музыкальная живопись и живописная музыка»

( уч. Стр. 98-103)

Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Весенние воды»

Диск 5к2ч -№ 8,9

6. «Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.»

( уч. Стр. 104-107)

Прослушивание:

Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»

С.Рахманинов «Прелюдия»

Диск 5к2ч -№ 10-14

7. «Колокольность в музыке и  изобразительном искусстве»

( уч. Стр. 108-111)

Прослушивание:

Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.

Диск 5к2ч -№ 16,19,20

Диск 3-4к  -№ 18

Диск 1к1ч -№ 19

8. «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

( уч.стр. 112-117)

Прослушивание:

И.Бах «Чакона»

П.Чайковский «Мелодия»

А.Шнитке «Кончерто гроссо»

Н.Паганини

«Каприс № 24»

С.Рахманинов «Рапсодия»

Диск 5к2ч -№ 21,22

Диск 5к3ч -№ 1

Диск 3к2ч -№ 19,20

9. «Волшебная палочка дирижера»

( уч. Стр118-121)

Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

 ( «Героическая»)  -2 часть

Диск 5к3ч -№ 3

10. «Образы борьбы и победы в искусстве»

( уч. Стр. 122-125)

Прослушивание:

Л.Бетховен

 «Симфония № 5»

(« Стук судьбы в дверь»)

Диск 5к3ч -№ 4-6

11. «Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи»

( уч. Стр. 126-133)

Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха, П.Чайковского.

Диск 5к2ч -№ 2,3

Диск 2к2ч -№ 8

Диск 5к3ч -№ 7,8

12. «Музыка на мольберте.

Композитор-художник»

( уч. Стр. 134-141)

Прослушивание:

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»

Диск 5к3ч -№ 9,10

 

13. «Импрессионизм в музыке и живописи»

( уч. Стр. 142-145)

Прослушивание:

Музыка К.Дебюсси.

Диск 5к3ч -№ 11-14

14. «О подвигах, о доблести, о славе!»

( уч. Стр.146-149)

Прослушивание:

Д.Кабалевский «Реквием»

Диск 5к3ч -№ 16,21

15. «В каждой мимолетности я вижу миры…».

( уч. Стр. 150-151)

Прослушивание:

С.Прокофьев «Мимолетности»

Диск 5к3ч -№ 15

16. «Музыкальная живопись Мусоргского»

( уч. Стр 152-153)

Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Фрагм. Оп. «Хованщина»

Диск 2к2ч -№ 2-5

Диск 2к1ч -№ 1,7

Диск 5к3ч -№ 17,20

17. «Мир композитора»

( уч. Стр 154-155)

Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.

18. «С веком наравне!»

( уч. Стр. 156-157)

Практическое занятие.

19. «Урок-концерт»

Прослушивание:

Музыка по выбору.

Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО.

Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.

Познакомить с героико-эпической кантатой .

Познакомить с исторической личностью А.Невского.

Развивать музыкальное и образно –ассоциативное мышление.

Дать представление о сопоставлении зримых образов муз. сочинений русских и заруб. композиторов.

Расширение представлений  о народных истоках музыки.

Расширить представление триединства – «композитор-исполнитель-слушатель».

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки.

Познакомить с «Симфонией №5» Л.Бетховена

Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.

Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы.

Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля.

Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром – реквием.

Дать представление об образном мире музыки Прокофьева.

Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского.

Закрепить полученные знания и навыки .

Обобщить музыкальные и художественные впечатления.

Выявление музыкальных пристрастий.

Живописная музыка, музыкальная живопись,

жанры ИЗО:

портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.

Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

Песнопение, унисон, а капелла,

Солист, хор, орган.

Песенность, кантата, многочастность, триптих.

Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ.

Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня.

Квинтет, прелюдия, выразительность и изобразительность,

песня, вариации, вокальная миниатюра.

Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.

Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет

( живопись, скульптура, музыка)

Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра,

дирижер

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.

Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.

Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната.

Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.

Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано,

Гравюра ( цветовая гамма черно-белая)

Фортепианная миниатюра, язык искусства.

Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия.

Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,  

Соло, баритон, тенор.

Музыкальный портрет,

 муз. картина,

муз, пейзаж,

икона, храм, фреска, орнамент.

Концерт, солист, ансамбль, хор, слушатель, исполнитель.

Понимать, что музыка –это  синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП

Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.

Уметь различать муз. способы  раскрытия темы защиты Родины.

Знать и ценить героические образы в музыке.

Различать изменение настроений муз. образов.

Представлять муз. язык картин и изобразительность музыки.

Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.

Уметь сравнивать образный строй произведений искусства  -концерта и живописного полотна.

понимать значение дирижера в оркестре.

Отличать муз. интонации произведения и главные темы.

Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха  -органная музыка.

Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.

Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.

Знать принцип контраста в развитии музыки.

Анализировать муз .произведение методом сравнения.

Знать приемы развития музыки, которые использует композитор.

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.

Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость.

Выявление музыкально-творческих способностей.

Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П:  выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз. культуры.

Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.

Р: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность.

П: знать муз. термины .

К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.

Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности  и

изобразительности   в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.

Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию  симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

К: выдуматься, что роднит  муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.

Р: самостоятельно уметь прослеживать  в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин.

Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.

П: знать приемы развития музыки.

К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.

Р: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.

Р: самостоятельно определять жанр музыки

П: ориентироваться в терминах.

К: повышать культурный уровень.

Расширять культурно-информационное представление о музыке.

Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.

Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.

Осмысливать связь прошлого и настоящего.

Развивать художественный вкус.

Развивать образное мышление.

Уважать традиции древней Руси

Расширять музыкальный кругозор.

Обращать внимание на язык жестов дирижера.

Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.

Любить великое прошлое родной земли.

Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО

Знать истоки зарождения джаза.

Быть достойным памяти павших.

Развивать образное мышление.

Расширять музыкальный кругозор.

Гордиться талантливыми композиторами.

Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.

Расширять музыкальный кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...