Постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения
методическая разработка по музыке на тему

Цель урока:  организация пианистического аппарата у учащихся на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

Образовательная:

·        закрепление игровых навыков на фортепиано (приёмы нон легато, стаккато и легато);

·        ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением?

·        формировать умение работать с нотным материалом.

Воспитательная:

·        воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;

·        воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения;

Развивающая:

·        развивать самостоятельность в работе над музыкальным произведением;

·        развивать стремление к  свободному и правильному овладению кисти;

·        развивать слуховые впечатления через правильное интонирование.

Тип урока:  закрепление полученных навыков.

Оборудование:   фортепиано, ноты, рисунки ученицы, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, цели урока).

2. Беседа об инструменте

·        диалог об инструменте;

·        показ слайдов.

3. Гимнастика для рук.

     Приступая к работе над освоением технических навыков  учащимися на начальном этапе обучения, я предлагаю им упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано:

·        приподнимая кисти рук, лежащих на столе, свободно стукнуть всеми пальцами одновременно;

·        выстукивать каждым пальцем поочерёдно,  при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз;

·        выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре  с первым (1-2, 1-3, 1-4, 1-5), следя за положением локтя и свободой кисти;

·        «Бинокль» - соприкосновение 2,3,4 и 5 пальцев с первым, образуя колечко

4. Технические упражнения на клавиатуре.   Осваиваем приём исполнения нон легато, игра упражнений:

·        «Лесенка» - игра 2,3,4 пальцами в первой октаве с пропеванием нот;

·        «Стрекоза» - перенос руки 3-м пальцем на пюпитр (раскрыть «крылышки») и на чёрные клавиши («спрятались в тенёк» - пальчики повисли вниз);

·        «Радуга» - игра одинаковых нот с переносом правой руки вверх по клавиатуре, а левой – вниз, с названием октав;

·        Показ рисунков учащейся. Закрепляя прием нон легато, играем пьесу «Казачок» в ансамбле с педагогом;

5.  Приём стаккато:

·        «Зайчик». На слова «Скок, скок, по-скок, скачет зайчик во лесок» играем 2, 3 и 4 пальцами в первой октаве  (левая рука – в малой), следим за толчком пальца в сочетании с поднятием запястья учащейся;

·        На приём стаккато звучит р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени…»

·        Поем песню «Зайчик» , обсуждая приём стаккато в левой руке аккомпанемента и лад Ля мажор.

6. Переходим к приёму легато:

·        По два звука на слог «А-у», «ма-ма… Вопрос Кате: «Сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение на легато по три звука. Какие задачи ты перед собой поставила?»

·        Упражнения для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «яблоко», с опорой на второй звук – «берёзка», с опорой на третий звук – «виноград». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, свободу игрового аппарата.

·        На приём легато играем пьесу «Пастушок» со словами.

·        Поём песню «Осень», обращая внимание на плавность – «связанность» пения (легато) и лад минор.

·        Закрепляя приём легато и лад минор, играем пьесу «Зима» композитора Крутицкого.

7.  Объяснение домашнего задания.

Заключение:  необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – нон легато, стаккато и легато, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok2.docx15.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель урока:  организация пианистического аппарата у учащихся на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепление игровых навыков на фортепиано (приёмы нон легато, стаккато и легато);
  • ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением?
  • формировать умение работать с нотным материалом.

Воспитательная:

  • воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;
  • воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения;

Развивающая:

  • развивать самостоятельность в работе над музыкальным произведением;
  • развивать стремление к  свободному и правильному овладению кисти;
  • развивать слуховые впечатления через правильное интонирование.

Тип урока:  закрепление полученных навыков.

Оборудование:   фортепиано, ноты, рисунки ученицы, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, цели урока).

2. Беседа об инструменте

  • диалог об инструменте;
  • показ слайдов.

3. Гимнастика для рук.

     Приступая к работе над освоением технических навыков  учащимися на начальном этапе обучения, я предлагаю им упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано:

  • приподнимая кисти рук, лежащих на столе, свободно стукнуть всеми пальцами одновременно;
  • выстукивать каждым пальцем поочерёдно,  при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз;
  • выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре  с первым (1-2, 1-3, 1-4, 1-5), следя за положением локтя и свободой кисти;
  • «Бинокль» - соприкосновение 2,3,4 и 5 пальцев с первым, образуя колечко

4. Технические упражнения на клавиатуре.   Осваиваем приём исполнения нон легато, игра упражнений:

  • «Лесенка» - игра 2,3,4 пальцами в первой октаве с пропеванием нот;
  • «Стрекоза» - перенос руки 3-м пальцем на пюпитр (раскрыть «крылышки») и на чёрные клавиши («спрятались в тенёк» - пальчики повисли вниз);
  • «Радуга» - игра одинаковых нот с переносом правой руки вверх по клавиатуре, а левой – вниз, с названием октав;
  • Показ рисунков учащейся. Закрепляя прием нон легато, играем пьесу «Казачок» в ансамбле с педагогом;

5.  Приём стаккато:

  • «Зайчик». На слова «Скок, скок, по-скок, скачет зайчик во лесок» играем 2, 3 и 4 пальцами в первой октаве  (левая рука – в малой), следим за толчком пальца в сочетании с поднятием запястья учащейся;
  • На приём стаккато звучит р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени…»
  • Поем песню «Зайчик» , обсуждая приём стаккато в левой руке аккомпанемента и лад Ля мажор.

6. Переходим к приёму легато:

  • По два звука на слог «А-у», «ма-ма… Вопрос Кате: «Сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение на легато по три звука. Какие задачи ты перед собой поставила?»
  • Упражнения для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «яблоко», с опорой на второй звук – «берёзка», с опорой на третий звук – «виноград». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, свободу игрового аппарата.
  • На приём легато играем пьесу «Пастушок» со словами.
  • Поём песню «Осень», обращая внимание на плавность – «связанность» пения (легато) и лад минор.
  • Закрепляя приём легато и лад минор, играем пьесу «Зима» композитора Крутицкого.

7.  Объяснение домашнего задания.

Заключение:  необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – нон легато, стаккато и легато, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Тема самообразования "Использование игровых моментов на начальном этапе обучения английскому языку"

Игровые технологии - данное понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогиче...

Представление собственного педагогического опыта Лисевцевой Екатерины Ивановны учителя английского языка по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения»

           Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для раз...

«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»

Доклад  на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Методическая разработка «Формирование пианистического аппарата на начальном этапе обучения»

Глава 1.Воспитание активности и цепкости пальцев и организация движений запястья. Глава 2.Игра весом руки и навык пальцевой игры....

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....