Рабочие программы по учебному курсу "Музыка"
рабочая программа по музыке на тему

Торопова Ирина Викторовна

Рабочие программы созданы в соответсвии с ФГОС НОО 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ     АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

                                               УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ   ТОРОПОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

  Содержание.

Введение.

Глава1.Игровая деятельность младших школьников.

  1. Теоретические основы игровой деятельности детей.
  2. Роль игры в процессе обучения  младших школьников.

1.3     Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.

Глава2.Практический опыт применения музыкальных игр на уроках музыки.

2.1  Примеры музыкально-дидактических игр.

2.2  Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения):

Заключение.

Список литературы.

Введение

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это  огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."

В.А. Сухомлинский

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.

 Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Игра способствует  самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.  Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.

В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий.

Целью моей работы является: Определить роль и место игры в приобщении младших школьников к музыке.

В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:

- раскрыть понятие «игры»;

- рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

- рассмотреть классификацию игровых технологий;

- проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах;

- обосновать возможности практического применения игры в начальных классах.

Методы исследования: Изучение и анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

       

 

   Глава 1. Игровая деятельность младших школьников.

       1.1    Теоретические основы игровой деятельности детей.  

 Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры – это её разнообразная полезность.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

         1.2 Роль игры в процессе обучения  младших школьников.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технологии внеклассной работы.

 Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, проф.ориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

1.3     Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Приведу примеры. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания. Песня звучит на уроках, концертах; она – один из моментов творческих проявлений у детей. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей запоминать слова (игра «Эхо»), петь выразительно, брать дыхание между фразами. Постепенно дети начинают понимать, чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие легко или напевно.

Для закрепления знакомых песен можно использовать музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». При исполнении песен дети учатся правильно передавать динамические оттенки, игра «Динамические оттенки», которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.

Одним из важнейших звеньев учебной работы по музыке является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение в части узнавания, сравнения, сопоставления. Свое представление о том или ином произведении дети могут передавать в рисунках.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха ритма, играют распевки, проводимые на уроках до разучивания песни. Например, попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки. 

При обучении хоровому пению показываю детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. При этом стараюсь быть внешне выразительной, эмоциональной, а также не забывать о своей речи.

Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

На первых занятиях, при обучении пения, среди многочисленных задач, стоящих перед учителем, главной является ритмическая организация. Почему ритм? Потому, что сама жизнь – это ритм, и пребывание ребенка в ритме -  состояние для него естественное.

Воспитание и развитие чувства ритма – серьезная и нелегкая проблема. Ритмически четкое исполнение песен, попевок – все это в начале представляет большую трудность, преодолеть которую помогает специальная ритмическая тренировка. Существует немало ритмических игр.

Таким образом, применение музыкально-дидактических игр на уроке дает возможность провести его более содержательным, развивая исполнительские навыки.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к

пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно "выразить свои суждения о прослушанном". Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти. Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.

Глава 2. Практический опыт применения музыкальных игр на уроках музыки.

              2.1. Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

-  «Ритмическое эхо»

-  «Определи по ритму»

-  «Вспомни мелодию»

-  «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

-  «Эхо»

-  «Громко - тихо»

-  «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

-  «Музыкальное лото»

-  «Моя семья»

-  «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:

-  «Музыкальный волчок»

-  «Из какой мы песни?»

-  «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

-  «Расскажи мне о музыке»

-  «Музыкальная викторина»

-  «Ожившие картинки»

-  «Солнышко и тучка»

2.2  Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения):

Игра «Ритмическое эхо»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки. Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового слуха.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают по 2-3 карточки.

Ход игры: учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры: учитель на доске изображает ритм или ритмическую схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны, прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры: учитель раздает детям карточки с ритмическими фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно его воспроизвести голосом.

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и узнать.

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции. Игровой материал: игрушка.

Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Громкая и тихая музыка»

Цель: развитие динамического  слуха, памяти, мышления. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо (þ), громко (f), не слишком громко (mf).

Игровой материал: карточка из картона (размер 21см. х 7 см.), разделенная на три квадрата. Три небольших карточки – квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая – ярко-голубая, почти синяя и третья – темно-синяя (можно подобрать подобные оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно-окрашенный квадрат – тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской – более громкому звучанию и ярко окрашенный – громкому звучанию музыки.

Методика проведения игры: играющим раздаются карточки, и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз учащиеся внимательно прислушались к ним. При повторном исполнении они выкладывают на карточку квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Примечание: Разноцветные квадратики можно не выкладывать, а поднимать вверх в соответствии услышанному звучанию. Если учитель сделает сразу три набора карточек: синие (три оттенка), красные (три оттенка), зеленые (три оттенка), то игру можно сделать еще интереснее. Для этого необходимо прослушать музыку и не только узнать, громко она звучала или тихо, но и подумать какое у музыки настроение (грустное или радостное), чтобы выбрать подходящие по цвету квадратики (для печального настроения – оттенки синего. Например, для радостного - красные).

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные музыкальные инструменты.

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты, которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ученику. При прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует музыке.

Игра «Угадай по голосу»

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры: учитель вызывает детей (количество зависит от фраз, предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый свою часть песни.

Игра «Музыкальный волчок»

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание, памяти.

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок.

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце четверти, года) или как концерт для именинника.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать рисунки детей (домашнее задание).

 Методика проведения игры: учитель предлагает детям иллюстрации известных песен или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям, ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко - тучка»

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий «мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены тучка и солнышко.

Методика проведения игры: при прослушивании музыкальных произведений, учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют, почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке»

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра: учитель предлагает прослушать песню или музыкальное произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)? и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и темы урока.

Игра «Музыкальная викторина»

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры: учитель исполняет или дает в записи музыкальные произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных, так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти, ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры: учитель помещает новые рисунки детей за четверть и предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи) отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на дополнительные вопросы.

Заключение

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры  состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.

 Список литературы

Имукова Г.В. Учимся играя // Начальная школа.- 2007

Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа,1994

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.   

ВыготскийЛ. С. Психология искусства. М. 1968.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.1995.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М. 1997.        

ПерфильеваИ. А. Через игру на уроке музыки — к познанию эстетической сущности человека(педагогика искусства в творческих поисках). —1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...