Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 9 класс
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" (9 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_muzyke_9_klass.docx35.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______________________

Протокол №____     

от«   »__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Протокол №_____

от «   » _____________20___г.  

УТВЕРЖДЕНО

Директор  МОУ СОШ №3

        ___________________

                             

Приказ №______

от «    » ________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«ИСКУССТВО. МУЗЫКА»

9 а, б, в классы

 

 

Составитель:

Изосимова Светлана Алексеевна

учитель музыки

  2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы» /Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2009.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
  3. Учебный план школы.
  4. Основная образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
  5. Предметная  линия  учебников  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2010.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

   

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущей содержательной линией курса 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на  осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкально- учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное  по формам учебное продуктивное сотрудничество, построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод создания «композиций».

     Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

«ИСКУССТВО. МУЗЫКА» 9 КЛАСС

Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско – эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

       Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».

Музыкальная форма – как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.

        Драматические, лирические, характерно – бытовые и народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно – симфонической, кантатно – ораториальной музыки).

Раздел 2.  « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее,  будущее»

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно – жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.

        Восприятие – осознание – воспроизведение (исполнение) – оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

 


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы

Количество часов по теме

Количество контрольных работ

Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре» (8 ч)

1.

Искусство и власть

1

2.

Воздействующая сила искусства. Какими средствами воздействует искусство. Музыкальная форма как процесс

1

3.

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего

1

4.

Храмовый синтез искусств. Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений

1

5.

Искусство предвосхищает будущее. Народно-эпические, характерно – бытовые образы

1

6.

Художественное мышление в авангарде. Лирические, драматические образы    

1

7.

Функции музыки в современном мире. Вкус и мода

1

8.

Образ человека в мировом искусстве. Обобщающий урок 1 четверти

1

1

Раздел 2.  « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве:

прошлое, настоящее,  будущее» (8 ч)

9.

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства

1

10.

Симфония венских классиков

1

11.

Новаторство в симфонической музыке

Д.Д.Шостаковича

1

12.

Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание

1

13.

Оценка явлений музыкальной культуры

1

14.

Диалог с музыкой разных эпох и стилей. Рок – опера

1

15.

Современное музыкальное пространство

1

16.

Мировое значение музыкального искусства

1

1

Всего за полугодие:

16

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

- оценивать произведения разных направлений  музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- совершенствовать умения и навыки самообразования

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,

- понимать роль музыки в жизни человека;

- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

                       

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
  2. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
  4. Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
  5. Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
  6. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
  7. Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
  8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.
  9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
  11. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
  12. Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...