Вечер романса (9-11 классы)
материал по музыке на тему

Вечер романса (9-11 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romans2.docx19.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Вечер романса (9-11 классы)

Дата: 28.10. 2011 г.

Подготовка: старшеклассникам было предложено  исполнить романс, использую театрализацию.

ЗВУЧИТ РОМАНС «БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ»

Термин «романс» появился в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Песни исполнялись на родном (романском) языке от куда и появился термин «романс». Примерно к концу XIX века романс приобрел такую отличительную черту, как пение его одним солистом.

Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента или гитары. Народные же песни, в отличие от романсов, исполнялись  без музыкального сопровождения.

Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце XVIII века и обозначал музыкальное поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже гитары или арфы. Появление нового понятия не привело к исчезновению слова «песня». Оба термина существовали как бы параллельно, часто подменяя друг друга. Границы то стирались, то резко проступали, Позднее часто и городской романс называли «русской песней в стиле Варламова или Гурилева», «песни-вальсы», «бытовые песни». Однако некоторое отличие между песней и романсом было всегда. Песня по своему музыкально-поэтическому складу ближе к фольклору, а романс — к профессиональной музыке.

Русская песня в исполнении учеников 10 б класса

«МИЛЕНЬКИЙ, ТЫ МОЙ»

В силу разделения общества на гражданские сословия романс высшего аристократического круга, романс в кругах литературной интеллигенции, песня-романс разночинной среды — далеко не однородные явления. Во второй четверти XIX века наметилась тенденция к разветвлению жанра на две ветви: «бытовой романс» и «классический».

Бытовой, или городской романс — авторское произведение. Исполнялся городской романс при домашнем музицировании в различных слоях общества, в том числе и в городских низах. Все это не могло не отразиться на его характере, не придать городскому романсу оттенка фольклорности.

Сам Классический, он же высокий, лирический или салонный романс — камерное вокальное произведение, созданное признанным композитором на стихи известного поэта.

Основоположниками «высокого» романса были М.И. Глинка, А.С Даргомыжский, А.П. Бородин, А. Балакирев, Ц. Кюи, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковского.

Романс М. И.Глинки «ЖАВОРОНОК» в исполнении девочек

4 а класса - самых юных исполнителей

Известные композиторы  бытового направления  романса: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев.

Видеофрагмент романс ВАРЛАМОВА «КРАСНЫЙ САРАФАН»

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

РОМАНС В ИСПОЛНЕНИИ Н. СЛИЧЕНКО «ПОГОВОРИ ЖЕ ТЫ СО МНОЙ ГИТАРА СЕМИСТРУННАЯ» (ВИДЕОФРАГМЕНТ)

РОМАНС « МОХНАТЫЙ ШМЕЛЬ» В ИСПОЛНЕНИИ 10 «В»

РОМАНС  СВИРИДОВА К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»

(ВИДЕОФРАГМЕНТ)

- Как завораживает эта музыка, написанная композитором Г.В, Свиридовым в середине 20 века, а ведь главная интонация была заимствована у городского романса

РОМАНС  «НЕ УХОДИ-ПОБУДЬ СО МНОЙ» 

(в исполнении учителя музыки Ковалевич О.В.)

РОМАНС «А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ» ИЗ КИНОФИЛЬМА «ЖЕСТОКИЙ РОМАНС» (ВИДЕОФРАГМЕНТ)

- Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...".

РОМАНС «НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЁТ ВЕСНА» В ИСПОЛНЕНИИ

11 «А» КЛАССА

- Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.

Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.

РОМАНС  конца 19 века «НОЧЬ СВЕТЛА» в исполнении  учителя географии Т.П. Шустовой

- Бурные исторические события  XX века принесли России надежду на обновление, разбудили национальное самосознание, заставили на стыке тысячелетий обратиться к прошлому, к забытым страницам русской истории, русской культуры.

И здесь нельзя не вспомнить трагические моменты в нашей истории. Многие образованные люди нашей страны были вынуждены эмигрировать из России. А ностальгические чувства  и переживания легли в основу так называемому эмигрантскому  романсу.

РОМАНС «ГРАФИНЯ» (ВИДЕОФРАГМЕНТ)

- Человек по своей природе всегда будет любить и чувствовать потребность в искренних человеческих чувствах. Что как не романс может помочь современному человеку раскрыть свою душу. В этом мы можем убедиться  услышав современный романс из популярного кинофильма.

РОМАНС ИЗ КИНОФИЛЬМА «МЫ ИЗ БУДУЩЕГО»  

(исполнят 10 «А» класс)

-  Чтобы передать истинные чувства героев композиторы часто пишут для них романсы. В 1986 году на сцене театра Ленком впервые прозвучал романс Рязанова из рок-оперы «Юнона и Авось» Эта прекрасная поэтическая история созданная поэтом вознесенским и композитором Рыбниковым до сих пор заставляет зрителей задумываться над главными ценностями человеческой жизни. Романтическая и в то же время трагическая история русского графа, Николая Рязанова и дочери губернатора Калифорнии 16 летней Канчиттой снова рассказывает нам о великой любви.

РОМАНС «БЕЛЫЙ ШИПОВНИК» (ВИДЕОФРАГМЕНТ)

РОМАНС  Рязанова «Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ»

исполняет дуэт из 10»Б» класса

- На улице поздняя осень, а стихи Сергея Есенина  к РОМАНСУ «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ» так и просятся, чтобы их спели все залом. Звучит романс в исполнении всех присутствующих.

- Вот и подходит ещё один вечер в России, а как же они всё-таки упоительны.

РОМАНС «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

(На мероприятии весь актовый зал был занят зрителями: учениками школы, их родителями, учителями. Очень тепло принимали исполнителей, внимательно слушали  меня, ощущалось заинтересованность, царила атмосфера творчества, вечер романса удался. Мы получили множество восторженных откликов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер романса

29 марта мною был проведен вечер  романса....

Вечер романса

Цель: знакомство с историей романса, творчеством русских композиторов, с русской   культурой.Задачи:1.     Воспитание уважительного отношения  к культуре своего наро...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Сценарий вечера романсов.

"Пока не меркнет свет, пока горит свеча"...

Вечер романса (сценарий)

Сценарий мероприятия по эстетическому воспитанию школьников, привитию интереса к русскому романсу.   Вечер  романса для учеников 7-11 классов, их родителей и педагогов, где дается информация...

Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс)

Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс) Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.Задачи урока: расши...