Занятие "Кузьминки"
план-конспект занятия по музыке на тему

Огаркова Светлана Владимировна

Конспект тематического занятия по народному пению "Кузьминки". Педагог Огаркова Светлана Владимировна.МОУ ДОД ЦДТ г. Подольск.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Кузьминки»

Дата: 22.11.2012 год.

Год обучения: 1

Тип занятия: комбинированный

Цель: знакомство с русским народным праздником «Кузьминки».

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знание об осенних народных праздниках;

- познакомить детей с народным праздником Кузьминки;

- работать над понятиями: «Кузьма и Демьян», «бессребреники», «рукоделье», «чучело»;

- закреплять певческие навыки: звукоизвлечение, дыхание при пении, пение в песенно-речевой манере, напевное, согласованное;

- знакомить с народными играми с пением;

- закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах;

- закреплять элементы народной хореографии: дробный шаг, шаг с притопом, «вертушку», движение по кругу парами.

Развивающие:

- развивать звуковысотный слух, ритмическое восприятие,

- развивать познавательную активность, творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к русским традициям, любовь к Родине, уважение к ветеранам.

 Материальное обеспечение: музыкальные шумовые инструменты, корзинки с конфетами, синтезатор, мультимедийная установка, компьютер презентация, «Кузьминки».

 Ход занятия.

Организационный момент, 3 мин.

1.         Приветствие.

- Доброго здоровьичка (дети отвечают: И вам не хворать!)

2.         Проверка явки обучающихся.

- Как я рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня вас много пришло (поименная проверка детей).

3.         Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Все нарядные и красивые (заставить неопрятных детей привести себя в порядок).

- Ложки не забыли принести?

4.         Правила техники безопасности.

В моем доме правила строгие:

- хорошо себя вести,

- столы, стулья не раскачивать,

- от души петь, плясать, гостей веселить, только пол не проломить.

Повторение пройденного, 2 мин.

- Давайте вспомним, какой народный праздник празднуют 14 октября (Покров).

- Почему он так называется?

- Какое событие произошло в городе Константинополе во Влахермском храме?

- Как народ празднует Покров?

Сообщение темы занятия. 1 мин.

Сегодня я вам расскажу еще об одном народном празднике, который празднуют осенью 14 ноября. Называется он «Кузьминки».

Основной этап, 34 мин.

Демонстрация презентации. 7 мин.

В народе говорят: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

В ноябре зима с осенью борется. Уже не осень, но еще и не зима. Ноябрь – «трудень, грудень». Потому что смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. 14 ноября отмечает православный народ праздник св. Кузьмы и Демьяна.

Кузьма и Демьян родом из малой Азии. Их отец умер, когда они были маленькими детьми. Мать воспитала их в христианском благочестии. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочности. Братья молились, ходили в церковь. И Спаситель наградил их за это даром лечить людей. Лечили они только бедных людей и за работу денег не брали. За это  их прозвали бессребрениками. Братья почитаются покровителями святости и устроителями супружеской жизни. Кузьма и Демьян считаются также в народе покровителями ремесел: кузнечного искусства и женского рукоделия.

Кузьминки слыли девичьим праздником. На 3 дня Кузьминок девушки снимали помещение. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное. Собрав продукты, девушки готовили пиршество и принимали парней. Обязательным угощением была каша. На Кузьму и Демьяна – куриная смерть. Режут кур. «Курицу на стол – цыпленка - попу». С этого дня бьют кур на продажу.

В этот день дети играли в шуточные свадьбы: мастерили  из соломы чучело – Кузьму, наряжали его в мужскую одежду и женили на какой-либо девушке. После шуточной свадьбы чучело сжигали – хоронили. Так прощались с осенью.

 Пение, хореография, игра на инструментах и игры, 27 мин.

Кузьминки праздник веселый, а на веселом празднике и поют, и пляшут, и в игры играют. И мы тоже будем петь, плясать и в игры играть. Но сначала надо подготовиться:

1.    Упражнения на звукоизвлечение и дыхание «В лесу», «Шарики».

2.    Пение попевки «Ты дари, дари» с повышением и понижением тоники.

Ну а теперь можно и песни петь.

1.    Разучивание песни «На Кузьму, Демьяна».

2.    Пение песни «Летели две птички» с аккомпанементом на шумовых инструментах.

3.    Повтор плясовых движений к песне. Закрепление пляски по кругу парами.

4.    Пение песни с пляской и игрой на музыкальных инструмепнтах.

А теперь хорошо в игры поиграть.

1.    игра «Коза» (2 раза);

2.    игра «Тетера»;

3.    игра «Горшки».

* Игры «Как у дедушки Егора», «Дударь», «Кривой петух».

Итог занятия, 5 мин.

Итоговая беседа по теме.

Давайте вспомним, что нового вы узнали.

(Игра «Шкатулка с вопросами» - ребенок достает вопрос из шкатулки, читает и отвечает, за правильный ответ получает награду).

- Какие праздники празднует народ осенью?

- Почему праздник называется «Кузьминки»?

- Кем были св. Кузьма и Демьян?

- Покровителями чего являются Кузьма и Демьян?

- Как народ отмечал этот праздник?

- Зачем сжигали чучело Кузьку?

- Сегодня у меня были воспитанные и веселые гости. Поэтому я хочу угостить вас (угощение). До свидания, приходите ещё!

Выявление психологического состояния детей в конце занятия - «Маска настроения».

Дети, выходя с занятия, берут карандаш и смайлик, рисуют рожицу, выражают свое отношение к занятию, и кладут ее в корзину.