Роль П.И.Чайковского в развитии русского балета.Исследовательский проект.
проект по музыке (6 класс) по теме

Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_muzyke.doc259.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

       

Исследовательский  проект

«Роль П. И. Чайковского в      развитии русского балета»

                                                                             

Выполнила:

                                                                             обучающаяся МОУ СОШ № 1

                                                                      г.Саранска, Республики Мордовии

                                                                                     Донкова Кристина

                                                   

 

                                                                             Руководитель:                                                                                                                              

                                                                                   учитель музыки

                                                                                  МОУ СОШ № 1

                                                                      г.Саранска,

Республики Мордовии  

                                                                                Кулаева Светлана Михайловна                            

                                 

                                   

Саранск   2012 г.

                               

Содержание

                                       

1.Введение.

  • Обоснование выбора темы исследования………………..3
  • Цель, задачи исследования………………………………..3
  • Объект, предмет исследования…………………………....3
  • Гипотеза исследования………………………………….....3
  • Методы исследования……………………………………...4

  1. Теоретическая часть……………………………………….
  • История появления балета………………………………….5
  • Развитие балета в России.…………………………………..6
  • Биография П. И. Чайковского……………………………...7
  • Роль П.И. Чайковского в становлении русского балета….8
  • Балет как искусство в наши дни…………………………...10

3. Практическая часть

  • Эксперимент №1……………………………………………12

«Как влияет балет на поведение  учащихся»

  • Эксперимент № 2

Анкета. ………………………………………………………12  

4. Заключение……………………………………………………14

  1. Литература…………………………………………………….15
  2. Приложение…………………………………………………...16        

       

                           

Выбор темы.

Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку:  классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 11 лет я стала учиться пению, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что в наше время все больше и больше люди слушают эстрадную музыку, забывая о том, что существует классическая музыка.  Музыка балетов наших великих композиторов, П.И. Чайковского, Игоря Стравинского, Прокофьева и других.

Я выбрала эту тему, потому что мне нравиться балет:  искусство танца и музыки. В своей работе я решила ответить, на вопрос как, П. И. Чайковский повлиял на развитие русского балета. Также решила ответить, на вопрос как, влияет балет на человека. Доказать красоту и  своеобразие музыки балета.

Я горжусь, что в нашей республике открылся замечательный театр « Оперы и балета». На сцене, которого можно увидеть и балеты П.И. Чайковского, Прокофьева,  балетную сюиту из 4-х частей об Алене Арзамасской  Н. Кошелевой современного мордовского композитора. Надеюсь что люди, послушав мою работу, откроют для себя что-то новое, захотят обязательно побывать в театре на балете.

 

Цель исследования:

 Изучить особенности творчества П. И. Чайковский и его влияние на развитие русского балета.

Задачи исследования:

1.Формирование представлений о музыкальном жанре – балет;

2.Проанализировать научную информацию по теме;

3.Установить, какие музыкальные стили  привлекают детей;

4.Выявить, какая музыка балета нравится современной  молодежи.

5.Провести классный час «Балет».

6.Воспитание чувства патриотизма и уважения к наследию одного из величайших композиторов XIX века.

Объект исследования   -  балет.

Предмет исследования – особенности творчества П. И. Чайковского и его влияние на развитие русского балета.

Гипотеза: Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой.

Могу предположить, что классическая  музыка балета П. И. Чайковского  благотворно влияет на человека.

Балет недостаточно глубоко понимается учащимися и не всегда находит эмоциональный отклик в  душах молодого поколения.

     

Методы исследования:

Анализ литературы, информации в Интернете;

Анкетирование;

Проведение музыкальных  экспериментов;

Наблюдение;

Анализ и сравнение полученных результатов.

«Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека»                                                                                                 П. И. Чайковский

 «Я поверил бы только в то божество, которое умело бы танцевать!»

                                                     (Ницше)

История появления балета.

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место.

Бале́т (— вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются так же элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, смотрящего его.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже опоминавшееся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив их на легкие бес каблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

Развитие балета в России.

В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Эвридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

 В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав,                          А. С.Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

  В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.

Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности. Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П.И. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой.

Биография П. И. Чайковского.

Творчество Чайковского принадлежит к вершинам мировой музыкальной культуры. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Петр Ильич Чайковский получил домашнее образование. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища Петр стал служить в Департаменте юстиции.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Чайковского у великолепных преподавателей Зарембы, Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Многие концерты Чайковского были написаны тогда. Опера «Ундина» не была поставлена полностью, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как опера Чайковского «Лебединое озеро».

В 1877 году, Чайковский женится на Антонине Милюковой. В то же время близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой любительницей музыки Чайковского.

Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.

 Он написал 11 опер, 6 симфоний, симфонические поэмы, камерные ансамбли, концерты для скрипки и для фортепьяно, произведения для хора, голоса, фортепьяно и др. Музыка Чайковского отличается глубиной идей и образов, богатством переживаний и захватывающей эмоциональностью, искренностью и правдивостью выражения, ярким мелодизмом и сложными формами симфонического развития. Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры.

Роль П.И. Чайковского в становлении русского балета.

В середине 70-х годов Чайковский, автор четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений, обратился к созданию балета, - ему, как он признался в письме к Римскому-Корсакову, "давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке". Это было "Лебединое озеро". В самом деле, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Цезарь Пуньи или Л.Минкус, чьи балеты шли в Императорских театрах, даже не стремились к созданию музыки, имеющей самостоятельную художественную ценность, и, как правило, не выходили за рамки иллюстрирования действия в удобных танцевальных формах. Услышав в Вене в 1877 году "Сильвию", Петр Ильич пришел в восторг и в письме к Танееву отозвался так: "...Слышал балет "Сильвия" Лео Делиба; именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое.... Если б я знал эту музыку ранее, то, конечно, не написал бы "Озеро лебедей". Чайковский пошел гораздо дальше, насытив свои балетные партитуры подлинно симфоническим развитием музыкальных образов, способностью выражать сложные психологические состояния. Вступаясь за достоинство и значительность жанра балета, он писал: "... Я решительно не понимаю, каким образом в выражении балетная музыка может заключаться что-либо порицательное!". И, наконец, широко известно его афористическое высказывание: "... балет - та же симфония".

Чайковский осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии.

Балеты Чайковский начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Чайковским не только в небольших инструментальных пьесах, но и в оперных и симфонических произведениях. До Чайковского музыка в балетном спектакле имела преимущественно прикладное значение: давая ритмическую основу танцу, она, однако, не содержала глубоких идей и образных характеристик. В ней господствовали рутина и штампы, однотипные танцевальные формы приспосабливались для воплощения самых различных сюжетов. Реформа Чайковского была подготовлена опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классической оперной и симфонической музыке, в т. ч. в его собств. творчестве, развитыми танцевальными сценами в операх М.И. Глинки и др. русских композиторов, стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном спектакле.

Суть реформы Чайковского — коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии. Балетная музыка Чайковского «дансантна», т. е. создана с учётом её танцевального предназначения, претворяет все достижения, накопленные в этой области; она театральна, поскольку содержит характеристику основных образов, ситуаций и событий действия, определяя и выражая его развитие. В то же время по своей драматургии, принципам и стилевым особенностям балеты Чайковского близки симфонической и оперной музыке, поднимаются на один уровень с вершинами мирового музыкального искусства.

Его балеты сохраняют номерное строение, но каждый номер представляет собой крупную музыкальную форму, подчинённую законам симфонического развития и дающую широкий простор для танца. Большое значение у Чайковского имеют лирико-драматические эпизоды, воплощающие узловые моменты развития действия (adagio, pas d'action и т. п.), вальсы, создающие лирическую атмосферу действия, сюиты национально характерных танцев, действенно-пантомимные сцены, рисующие ход событий и тончайшие изменения эмоциональных состояний действующих лиц. Балетная музыка Чайковского пронизана единой линией динамического развития в пределах отдельного номера, сцены, акта, всего спектакля в целом.

Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» (соч. 1876) повествует о борьбе за любовь и счастье против сил, сковывающих развитие жизни, о любви как высшем проявлении человечности. Эта тема, проходящая через всё творчество Чайковского, разрабатывается и во всех его балетах. В музыке «Лебединого озера» преобладают мягкая, задушевная лирика и эпизоды, полные взволнованного драматизма. Драматургия основана на сопоставлении отдельных лирических сцен, кульминационных моментов в развитии внутреннего мира героев. Главная героиня — девушка-лебедь Одетта имеет музыкальный лейтмотив, который проводится через всё произведение, многообразно трансформируясь: он звучит то, как задушевный рассказ о печальной судьбе, то, как взволнованно страстный порыв, то как патетический гимн победившей любви. Музыкальная характеристика сил зла напоминает темы рока в симфониях Чайковского. Первоначально Чайковский задумал трагический финал с гибелью главных героев, который, однако, не был реализован в последующих постановках.  В первой постановке «Лебединого озера» (1877, Моск.  Большой театр,  балетмейстер В. Рейзингер) новаторство  музыки осталось  нераскрытым.  Заложенное в ней  сочетание симфонизма и действенности получило воплощение лишь в постановке Л.И. Иванова и М.И. Петипа (1895, Мариинский т-р), где впервые были найдены пластические лейтмотив темы лебедей («плывущий арабеск»), контрастное противопоставление фантастики и быта, созданы симфонические танцы лебедей, решена национально-характерная сюита и др. Эта постановка стала основой всех последующих версий «Лебединого озера».

В 1889 Чайковский закончил балет «Спящая красавица» (1890, Мариинский т-р, балетм. Петипа). Его музыкальная драматургия соответствует стилю зрелых опер и симфоний Чайковского. Она отличается цельностью развития и структуры, психологической разработкой образов, возросшей ролью характерных и изобразительных элементов. Основной драматургический конфликт воплощён в резко контрастных развёрнутых темах феи Карабос и феи Сирени, олицетворяющих зло и добро. В музыке преобладают светлые, жизнеутверждающие образы. Во многих эпизодах она отличается пышностью изложения, изобретательностью деталей. Кульминацией каждого акта являются празднично приподнятые, мажорно-патетические адажио с лирическо-кантиленными мелодиями. Большое значение имеют вальсы, а также жанрово-характерные и пейзажные эпизоды («Панорама», «Сон»). Заключительный апофеоз выражает мечту о светлом и прекрасном мире. «Спящая красавица» стала вершиной творчества Петипа, достигшего здесь необычайного богатства действенно-танцевальных образных характеристик, симфонич. и ансамблевого танца.

Последний балет Чайковского — «Щелкунчик» (соч. 1891; пост, в 1892, Мариинский т-р, балетм. Иванов). Типичная для Чайковского тема преодоления зла победоносной силой любви и человечности претворяется здесь через детские образы. Радостям детского праздника, мечте героини о любви и прекрасном мире противостоят образы мышиного царства, олицетворяющие зло. Эти начала музыкально воплощаются в развёрнутых симфонических сценах (использующих, в частности, приёмы секвенционного и волнообразного развития, столь типичные для симфоний Чайковского). Глубокий лиризм и драматизм сочетаются в музыке с изобразительной конкретностью в обрисовке характерных персонажей (куклы, мыши, нац. танцы). Выразительные средства Чайковского в этом балете отличаются особым лаконизмом, изяществом, меткостью образных характеристик. В инструментовке применены новые краски (челеста, детский хор и др.).

Реформа балетной музыки, осуществлённая Чайковским, оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А.К. Глазунов, P.M. Глиэр, Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Чайковским. Исполнение гл. партий в балетах Чайковского явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков: М.Т. Семёновой, Г.С. Улановой, Н.М. Дудинской, М.М. Плисецкой, И.А. Колпаковой, Н.В. Тимофеевой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, М.В. Кондратьевой, Р.С. Стручковой, Н.В. Павловой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича, Ю.Г. Кондратова, Ю.В. Соловьёва, В.В. Васильева, М.Л. Лавровского, В.М. Гордеева и др.

Балет как искусство в наши дни.

Развитие современного балета началось в XX веке, когда многие искусства переживали сильные изменения.

Началось все с появления новых, порой неожиданных элементов танца и кардинальной метаморфозы облика танцоров. Современный балет отказывается от пачек и пуантов, пришедшие им на смену свободные, удлиненные одеяния балерин создают воздушный, утонченный образ. Многие танцоры начинают выходить на сцену и вовсе босиком.

Современный балет сказал нет классическим позициям рук и ног, сложному вывороту, характерному для классического балета, высоким прыжкам и нарочитому удлинению рук и ног

Началось все в США, когда прославленные балетмейстеры почувствовали зажатость, духоту в классике, когда им стало не хватать возможностей для демонстрации своего мастерства. Балетные движения обновлялись очень неохотно, традиции были настолько сильны, что не пускали в сферу классики ни одну из ряда вон выходящую тенденцию. Пытаясь найти свой собственный танцевальный язык и взяв в качестве базиса классический балет, хореографы создают совершенно новый вид искусства – балет современный.

Современный балет – это не столько сольные партии, сколько парные выступления. Несколько видоизмененные классические элементы, удачно сочетаясь с привнесенными движениями, составляют танец. Новые балетные позиции, свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика танцоров, уход от консервативности – главные определяющие современного балета.

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например, балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Нужно признать, что «современный балет» – это отличное сочетание классики, фундаментальной базы и современности, потому что всё в этом мире есть, по его законам, должно либо развиваться, либо рано или поздно умереть. И восхитительно, что есть современный танец, который даёт динамичное развитие танцевальному искусству в целом и никому не даёт застояться на месте и почивать на лаврах.

Представьте, насколько беднее был бы мир искусства, если бы существовал, только лишь традиционный классический балет и вообще не было бы других танцевальных направлений. Это было бы как минимум скучно, особенно новым поколениям, которые всегда стремятся выразить себя по-особому. Поэтому современный балет, модерн Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов  – это естественная закономерная и прекрасная эволюция танцевального искусства.

                                   

                                  

Практическая часть.

«Влияние  музыки   балета П.И. Чайковского на поведение  учащихся»

Музыкальный эксперимент.

Для эксперимента я взяла 19 человек из 5 класса, которым предложила посмотреть балет Чайковского «Щелкунчик».

Наблюдала за учениками во время просмотра.  С интересом они смотрят или  не проявляют никакого интереса.  Я установила, что интерес к балету в этой группе высокий.  

После просмотра были заданы вопросы.

1. . Меняется ли твое настроение, после просмотра балета?

17- ответили - да, 2-нет.

2.У кого из вас появилось желание еще раз посмотреть балет?

10-хотят еще раз посмотреть балет; 2-нет.

3.Что больше всего понравилось в балете?

Музука-10;    танец-7;

Вывод:

Проведенный мной эксперимент доказал, что музыка П.И. Чайковского нравиться детям. Благотворно влияет на поведение и настроение человека.

В балете не всем нравиться музыка, некоторых больше привлекает танец. Многим, нравится и танец и музыка.

 Эксперимент № 2

В эксперименте я попросила участвовать ребят своего класса – 29 человек.

Им были предложены следующие вопросы.

Анкета.

1. Какую музыку вы слушаете чаще всего?

2. Нравится  ли  тебе балет?

3.Какой балет нравиться больше: классический или современный?

4.Кто был в театре «Оперы и балета?

5.Есть ли будущее у балета?

Результаты анкетирования:

Какую музыку вы слушаете чаще всего?

1.На первом месте поп музыка.

2.Все подряд.

3.Классическая музыка.

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

2. Нравится  ли  тебе балет?

75%

25%

3.Какой балет нравиться больше: классический или современный?

80%

20%

4.Кто был в театре «Оперы и балета?

75%

25%

5.Есть ли будущее у балета?

50%

50%

Вывод: Дети слушают различную музыку. Предпочитают больше слушать поп музыку. Балет нравиться детям, но больше современный.

После изучения литературы и по итогам экспериментов я провела классный час для одноклассников, где  рассказала о балете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании теоретического исследования, проведенных экспериментальных опытов, анализа проведенных опросов, подтвердились выдвинутые  гипотизы.

    1.Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством. Чайковский осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии. Современный балетный театр не мыслим без Чайковского, без его «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика».

2. Подтвердилось предположение, что классическая  музыка балета П. И. Чайковского  благотворно влияет на человека.  Слушая такую музыку, человек  расслабляется,  успокаивается, пребывает в гармонии с собой и окружающими. Драматическая, но в то же время мелодичная музыка этих балетов одинаково волнует зрителей разных континентов и возрастов. 

          3.Балет недостаточно глубоко понимается учащимися и не всегда находит эмоциональный отклик в  душах молодого поколения.  Предпочитают больше слушать поп музыку.  Музыкальные предпочтения учащихся 6 классов разнообразны и интересны, но всего должно быть в меру. Чрезмерное увлечение громкой современной музыкой может привести к серьезным нарушениям слуха и значительным изменениям в психике: напряженности, конфликтности, агрессивности, ухудшениям общего самочувствия

Считаю, что гипотезы полностью подтверждены.

На основании результатов исследовательской работы предлагаю:

•        ввести на всех уроках музыкальные «пятиминутки», которые  могут способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса;

•        использовать  музыку Чайковского в медицинских  кабинетах школ для преодоления  чувства страха, чтобы утешить боль, успокоиться, улучшить сердечнососудистую деятельность;

•        создать школьный радиоузел, по которому можно транслировать на переменах спокойную классическую музыку.

Литература

1..Ванслов В.В., Статьи о балете. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. – 191 с.

2.Косоруков В.С., Балет. – М.: Сов. художник, 1966. – 83 с.

3..Мариус Петипа. – Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. – 446 с.

4..Мастера большого балета. – М.: Искусство, 1976. – 241 с.

5..Пасютинская В.М., Волшебный мир танца. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

6.Русский балет: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 632 с.

7. Слонимский Ю.И., «Лебединое озеро» П. Чайковского. – Л.: Искусство, 1962. – 79 с.

8. Слонимский Ю.И., Балетные строки Пушкина. – Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1974. – 184 с.

9.Слонимский Ю.И., П.И. Чайковский и балетный театр его времени. – М.: Музгиз, 1956. – 335 с.

10.Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века. – Л.: Тритон, 1935. – 191 с.

11.http://www.swan-lake.ru/swlall/krasovskaja.htm

12.Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru

13.Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru

                                             

     Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка

Очень правильно, что церковнославянский язык преподается в православно ориентированных школах. Это наша история, а без истории народ мертв....

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Презентация к уроку. Учебник География: Россия: Хозяйство и географические районы: 9 класс:(под ред. Алексеева А.И.) Издательство: Дрофа...

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Язык и культура. Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

Язык и культура. Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы....