Компетентностный подход в организации учебного процесса по музыке
статья по музыке на тему

Павленко Людмила Викторовна

Выступление на педсовете 30.12.2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в организации учебного процесса по музыке в свете перехода на новые государственные стандарты 

В эпоху пересмотра ценностных ориентаций, быстрых изменений содержательных, методических и технологических аспектов образования, перед обществом стоит вопрос: в чём заключается задача современной школы? Ответом на этот вопрос будут слова из концепции стандартов второго поколения: 
«Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ)». Другими словами, современная школа нуждается в переходе со знаниевого на компетентностный подход к образованию. 
В проекте документа Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ещё более чётко охарактеризованы проблемы и задачи развития системы образования. В частности, в документе говорится: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо …те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». 
В связи с этим серьёзно меняется роль педагога в организации образовательного процесса в рамках системы образования: из «объясняющего» он превращается в «организующего». 
Что такое компетентностный подход? 
Компетентностный подход – это готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации. 
Это принципиально новый подход в обучении. Однако его можно рассматривать как логическое продолжение лучших отечественных педагогических идей. 
В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. 
Музыкальное воспитание строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей. 
Перед собой я ставила проблему: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания; приобретение личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами; стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания. 

В качестве ключевых для российского образования названы компетенции (Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. //Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС»: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm): 
- ценностно-смысловые; 
- общекультурные; 
- учебно-познавательные; 
- информационные; 
- коммуникативные; 
- социально-трудовые; 
- личностного самосовершенствования. 

В основе интерпретации практически каждой компетенции лежит понятие «уметь». Действительно, в указанных источниках записано так: «изучать» означает уметь извлекать пользу из опыта, «искать» - уметь работать с документами, «адаптироваться» - уметь использовать новые коммуникационные технологии и уметь находить новые решения. Политические и социальные компетенции, связанны с умением брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Коммуникативные компетенции определяют: обучаемый должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. 
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. 
Здесь хочется сказать о концепции развития универсальных учебных действий, которая позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
Методы и методические приёмы, формирующие коммуникативные компетенции у детей на уроках музыки 
Я бы хотела наиболее подробно остановиться на коммуникативных компетенциях. 
Актуальность проблемы воспитания и формирования коммуникативной культуры у детей, обусловлена, прежде всего, состоянием и проблемами современного отечественного образования, поскольку за последние годы существенно изменились требования к подготовке школьников. 
Согласно стандарту, УУД: 
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; 
формируют умение школьников слушать и вступать в диалог; 
позволяют участвовать им в коллективном обсуждении проблем на уроке; 
дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 
Главной задачей, стоящей перед учителями на сегодняшний день является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом, у школьников трудностей. Содержание и способы общения учителя и ученика на уроке, должны активизировать и развивать у ребёнка способности к регуляции собственного поведения, определить образ собственного «Я» как систему представлений школьника о себе, дать целостно – образного восприятие об окружающем его мире. В своей работе по формированию у школьников коммуникативной компетенции на уроках музыки, я поставила для себя две задачи: 
1.Совершенствование речевого развития у детей, через использование музыкальной терапии и арттерапевтических методов; 
2.Применение современных педагогических технологий (личностно – ориентированных, игровых, ИКТ, здоровьесберегающих), способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции. 
Для решения первой задачи, на своих уроках применяю различные составляющие музыкальной терапии, такие как: вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания по системе А.Стрельниковой, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения. 

Например, при знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, провожу на уроках такие игры, как: «Весёлый музыкант», «Что шумит, кто звучит» 
Эти игровые задания развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки, развивают тембровый и музыкальный слух, прививают навыки коллективного игрового творчества. В этих играх, я пользуюсь карточками с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. 
Для развития певческого дыхания, необходимого при исполнении песен, использую на уроках упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Они воспринимаются на уроке как игра и способствуют быстрому снятию мышечного и психологического напряжения у детей, а главное, они укрепляют голосовые связки, нормализуют процесс дыхания, что, безусловно, положительно сказывается на качестве исполнения песен и формировании правильной певческой позиции. 
Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Основные правила. 
• Думать только о вдохе носом. А это значит, что нужно тренировать только вдох. Он должен быть шумным, резким и коротким (напоминающим хлопок в ладоши). 
• Вдох делать одновременно с движениями. Нет вдоха без движения, а движения без – вдоха. 
• Все вдохи – выдохи нужно делать в ритме строевого шага. 
Очень важно выполнять всё эмоционально. 

Игры с голосом 
Огромную помощь в речевом развитии младших школьников играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. 
Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Нужно нараспев произнести скороговорку: 
На пригорке возле горки жили – были три Егорки… 
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. И.д. Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт больше Егорок. 
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, играет, по моему мнению, танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Я в своей практике применяю на уроках музыки исполнение песен с движениями в характере музыки, провожу на уроках небольшие музыкальные физкульт - минутки. 
Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Использование этих арттерапевтических методов позволяет мне добиваться хорошего физического состояния своих учеников, способствует снятию у них психического напряжения, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, помогая детям прочувствовать в движениях под музыку свободу своего тела, а также научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач.  
Для снятия напряжения помогают упражнения для саморегуляции 
Разработка нового содержания образования, введение нового ФГОС, является сегодня одним из приоритетных направлений инновационного педагогического поиска. Для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос: «чему учить?», не менее важным является вопрос: « как учить?». Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии. 
Они усиливают положительную мотивацию к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и.д.). Наличие в моём кабинете мультимедийного оборудования и DVD позволяет мне широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео- вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы. Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют мне, формировать коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков. В конечном итоге, эта работа способствует повышению статуса предмета « музыка» среди других школьных дисциплин, высоким достижениям моих учеников в музыкальных конкурсах и фестивалях на различных уровнях. 
Современные технологии и творческий подход позволяет даже нотную запись сделать интересной. 
Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.

Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость  применения данной педагогической технологии  в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества

Тема, над которой я работала не один год,- организация уровневого обучения  с целью повышения  качества знаний учащихся. Под уровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитатель...

Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Основные подходы к организации учебного процесса у учащихся с ОВЗ

Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.  Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных ...